Дополнительная образовательная программа




НазваниеДополнительная образовательная программа
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипОбразовательная программа
Дополнительная образовательная программа

«Природа и Мы»


Именно дополнительным учреждениям отводится решающая роль в деле формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих поколений. Основная деятельность в области развития экологического образования детей подростков отражена в программе работы экологического объединения «Природа и мы». Данная образовательная программа раскрывает возможные пути формирования экологического сознания у детей во внеурочное время. Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности обучающихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у воспитуемых активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и формировании экологического мировоззрения.
^ Актуальность программы Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведению планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города района, страны и всей биосферы.
Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе непрерывного экологического просвещения должны стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни.

Данная программа предназначена для занятий с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста в течение трех лет.

Ι год обучения: 6-7 лет
ΙΙ год обучения: 8-9 лет
ΙΙΙ год обучения: 10-11 лет.
^ Новизна программыПри составлении программы деятельности объединения преследовалась цель непрерывного экологического образования – формирование у обучающихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера, вопроса взаимоотношений общества и природы, экологическому мониторингу окружающей среды, а так же использованию основного принципа обучения – личной заинтересованности обучающихся в получении знаний по экологии. Программа максимально направлена на осуществление экологического образовании обучающихся, развитие у них экологической культуры.
Цель программы – создание условий для формирования экологической культуры детей и подростков на разных ступенях непрерывного образования с учетом их возрастных особенностей.
^ Задачи программы:
Обучающие :

-Приобщать воспитуемых к природоохранной деятельности.

-Освоение основных теоретических понятий курса и формирование практических умений и навыков практической экологии

-Освоение практических навыков по проведению мониторинговых исследований окружающей Развивающие

-Развивать мотивацию воспитуемых к охране окружающей среды и пропаганде эколого-биологических знаний и навыков;

-развитие познавательных способностей воспитуемых;

-развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

-формирование умений публичных выступлений;

- развитие критического мышления.


Воспитательные

-Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды.

-Воспитание любви к природе и духовной потребности в общении с природой.

-Приобщение детей к природоохранной деятельности.

Принципы построения содержания программы

Программа составлена с учетом возрастных особенностей воспитуемых, применяется принцип научности, который опирается на интерес к самостоятельным исследованиям, на развитие исследовательских навыков. Данные принципы применяются при изучении различных тем .

Программа делится на три блока так как подразумевается обучение детей разных возрастов. Первый год обучения воспитуемые знакомятся с основными понятиями экологии, ее законами, приобретают начальные исследовательские навыки по изучению природных сообществ, что подготовит их на втором году обучения, имея начальные теоретические знания и исследовательские навыки, изучать различные экосистемы и рассматривать взаимоотношения организмов, углублять свои теоретические знания и исследовательские навыки. Воспитанники на третьем году обучения готовы к рассмотрению экологических проблем на биосферном уровне. Образовательный процесс построен как последовательный переход от одного образовательного этапа к другому:

1-й начальный этап (1 год обучения) предусматривает изучение основных понятий и законов экологии.

2-й этап (2 год обучения) основывается на изучении естественных и искусственных экосистем, взаимоотношении в них различных групп организмов.

3-й этап (3 год обучения) включает в себя вопросы изучения биосферы и влиянию человека на нее и компонентов биосферы на организм человека.


Условия реализации программы

Программа рассчитана на три года

занятия проводятся с группой обучающихся количеством 10-15 человек,

возраст детей 6 - 11 лет

один раз в неделю продолжительность занятия 2 часа.


Год обучения


Количество занятий в неделю


Длительность занятия


Всего часов в неделю


Всего часов в год


1-й


2


2ч.


2ч.


72 ч.


2-й


2


2ч.


2ч.


72 ч.


3-й


2


2ч.


2ч.


72 ч.



При реализации образовательной программы «Природа и мы» используются различные методы обучения:


  • словесные (рассказ, беседа объяснительно - иллюстративная, эвристическая) побуждают воспитуемых к поиску, способствующей развитию их мышления;


  • практический, метод позволяет детям под руководством преподавателя применять свои знания и умения на практике;


  • исследовательский, метод позволяет проявлять воспитуемым самостоятельность в решении различных проблем, требующих умения анализировать условия, исходные данные, выдвигать предположения о путях решения, выдвигать необходимый путь, применять различные действия;


  • алгоритмический, метод позволяющий при помощи составленных алгоритмов решаются задачи различной сложности, что приучает воспитанников к выполнению работы по строгой схеме;


  • проектный метод, совокупность приемов, действий воспитанников в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта. Позволяет увидеть результаты своей деятельности;


  • метод информационной поддержки; для получения любых знаний необходима постоянная информационная поддержка учителя и других источников (книги, справочники, энциклопедии, интернет и т.д.).


формы проведения занятий групповые, коллективные, индивидуальные. Они предусматривают использование лекций, практических и лабораторных занятий, конференций, дидактических игр, дискуссий, бесед, экскурсий, наблюдений, экологические акции.

^ Предполагаемые результаты:

1-й год обучения.

Должны знать:

- возникновение экологии как науки. Основные научные направления в экологии;

- влияние деятельности человека на природные биоценозы;

- общие законы зависимости организмов от факторов среды. Пути влияния организмов на среду обитания;

- основные экологические факторы. Влияние их на живые организмы;

- основные среды жизни. Приспособленность живых организмов к различным средам жизни;

- биологические ритмы. Приспособленность растений и животных к ним;

- историю систематики. Основные единицы систематики.


Должны уметь:

- проводить исследования в природных биоценозах;

- проводить исследование состояния сообщества;

- изучать изменения в поведении животных в связи с изменением времени суток в определенном сообществе;

- проводить изучение адаптаций организмов к различным средам обитания;

- проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания;

- проводить определение различных видов животных и растений;

- проводить простейшие исследования в природе.


^ 2-й год обучения.

Должны знать:

- типы взаимоотношений между организмами в сообществе;

- понятие популяции в биологии. Взаимодействие особей в популяции. Значение поведенческих взаимоотношений в жизни популяций;

- состав и структуру сообщества, взаимосвязи организмов в сообществе;

- причины химического загрязнения среды и влияние его на здоровье человека;

- причины влияния погоды и самочувствие человека;

- влияние правильного питания на здоровье человека;

- проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Должны уметь:

- проводить исследования в природных биоценозах;

- определять взаимосвязь между организмами в природе;

- проводить изучение возрастной структуры популяции, ее численности и способов регуляции в природе, пищевых связей в сообществе;

- изучать влияние различных факторов на устойчивость биоценоза;

- выявлять причины и результаты сукцессии;

- виды антропогенного воздействия на окружающую среду.


^ 3-й год обучения.

Должны знать:

- современное состояние природной среды;

- причины загрязнение почвы, воды, атмосферы;

- экологические проблемы в биосфере;

- глобальные биогенные круговороты;

- пути решения экологических проблем;

- современные проблемы охраны природы;

- состояние и охрана атмосферы;

- рациональное использование и охрана недр и водных ресурсов.

Должны уметь:

- определять источники загрязнения почвы, луга, водоема, воздуха;

- проводить исследование физико-химического состава вод пруда, реки, почвы;

- проводить исследование загрязнения окружающей среды с помощью биоиндикаторов;

- выявлять причины эрозии почв и ее влияние на урожайность культур;

- исследовать распространение и изучать циклы развития насекомых и растений, приносящих ущерб человеку.
^ Результативности реализации программ

Для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: конференции, тематические игры. Контроль знаний, умений и навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, кроссворды, ребусы, загадки, сканворды.

Итоговый контроль приобретенных знаний, умений и навыков осуществляется путем проведения олимпиад, защиты исследовательских проектов, результатов районных, областных и Всероссийских конкурсов и конференций.

Критерии оценки

Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме проведения конкурсов, бесед, викторин, конференций, смотров знаний, олимпиад, защиты исследовательских работ.

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты достижения воспитуемых, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по четырем уровням:



Похожие:

Дополнительная образовательная программа iconПрограмма: Модифицированная дополнительная образовательная программа «Сударушка»
...
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа «радиомир» Возраст обучающихся: 10 17 лет...
Дополнительная образовательная программа: «Радиомир», научно-технической направленности
Дополнительная образовательная программа iconОбразовательная программа «Эстрадное пение» Дополнительная образовательная...
Целью данной программы является раскрытие творческого потенциала детей и подростков, формирование их исполнительской культуры и мастерства...
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа Возраст обучающихся 10-15 лет Срок реализации 3 года
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительная образовательная программа iconЕ. А. Кудрявцев Дополнительная образовательная программа для воспитанников кадетских классов
...
Дополнительная образовательная программа iconПриказ: дополнительная образовательная программа «оздоровительный...
Программа составлена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы с использованием комплексной программы по физической культуре...
Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка Дополнительная бразовательная программа «Подвижные...
Дополнительная бразовательная программа «Подвижные игры с элементами баскетбола» составлена в целях реализации Федеральных государственных...
Дополнительная образовательная программа iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Данная программа составлена на основе опыта работы руководителем авиамодельного кружка. Анализ и обобщение опыта помогли сформулировать...
Дополнительная образовательная программа iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа Основы...
Применяется педагогическая диагностика определения уровня образованности обучаемых, позволяющая выстраивать индивидуальный образовательный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница