Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование»




НазваниеУчебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование»
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУчебно-тематический план
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПЕРЕХОД СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА НОРМАТИВНОЕ ПОДУШЕВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Программы специальной подготовки

и учебно-методические материалы

МОСКВА – 2007

Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование: Программы специальной подготовки и учебно-методические материалы. Программы специальной подготовки и учебно-методические материалы. / Сост. Г.В.Башкина, под ред. О.М.Моисеевой. – М.: АСОУ, 2007. …– с.
^ Редакционный совет:

Программа специальной подготовки и учебно-методические материалы подготовлены в рамках выполнения проекта на оказание услуг по повышению квалификации и переподготовке педагогических и руководящих кадров общеобразовательных учреждений, специалистов органов управления образованием в рамках реализации в Московской области регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО) в 2007 году для государственных нужд Московской области.

Материалы рекомендуются для использования в ходе повышения квалификации управленческих кадров системы общего образование, принимающих активное участие в реализации Регионального комплексного проекта модернизации образования в Московской области и для самообразования.
© Министерство образования Московской области, 2007

© ГОУ ВПО МО «Академия социального управления», 2007

©Г.В.Башкина, составление, 2007

© О.М.Моисеева, редакция, 2007

Учебно-тематический план

курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование»
^ Тема (проблема): «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование»

Цель: подготовка руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений к введению нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений

^ Категория слушателей: руководители и специалисты органов управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений, бухгалтера, члены общественных советов школ
Модуль 1.

Срок обучения: 36 час.




п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего

часов

В том числе:

Формы

контроля

Лекции

Семинары

Практи

ческие занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение

Цели, содержание и структура курса «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование»



1

1










2.

Раздел 1.

Законодательная основа и нормативное правовое обеспечение финансирования общеобразовательных учреждений

Тема 1.1.

Образовательное учреждение как самостоятельный субъект финансово-хозяйственной деятельности

Тема 1.2.

Порядок бюджетного финансирования образовательных учреждений с учетом казначейского исполнения бюджета.

Тема 1.3.

Задачи формирования нормативной правовой базы введения нормативного подушевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях.

Тема 1.4.

Структура расходов образовательных учреждений и основы формирования нормативного финансирования

10



1

2

2

2


2

1









3.

Раздел 2

Новые формы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. Модель расчета норматива бюджетного финансирования реализации образовательного стандарта общего образования.

Тема 2.1.

Модель расчета норматива бюджетного финансирования.

Тема 2.2.

Расчет фонда оплаты труда и учебных расходов.

Тема 2.3.

Законодательная основа и порядок расчета объема субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ

Тема 2.4.

Риски введения нормативного финансирова

ния и задачи адаптационного периода.

Тема 2.5.

Порядок использования в общеобразовательных учреждениях средств, выделяемых по НПФ.

Тема 2.6. Новые организационно правовые формы образовательных учреждений (автономное учреждение) и формирование государственного (муниципального) задания.


21


2


2

2

2

2


2



1

1

1

1


1


2

2




4.

Раздел 3

Опыт субъектов Российской Федерации по введению нормативного финансирования общего образования

Тема 3.1. Региональные модели введения нормативного финансирования



4


2

2








Модуль 2

Срок обучения: 12 час.




п/п

Наименование разделов

и дисциплин

Всего

часов

В том числе:

Формы

контроля

Лекции

Семинары

Практи

ческие занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение

Цели, содержание и структура курса «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование»

















2.

Раздел 1.

Законодательная основа и нормативное правовое обеспечение финансирования общеобразовательных учреждений

Тема 1.1.

Порядок бюджетного финансирования образовательных учреждений с учетом казначейского исполнения бюджета.

Тема 1.2.

Задачи формирования нормативной правовой базы введения нормативного подушевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях.


4



2

1



1








3.

Раздел 2

Новые формы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. Модель расчета норматива бюджетного финансирования реализации образовательного стандарта общего образования.

Тема 2.1.

Модель расчета норматива бюджетного финансирования.

Тема 2.2.

Расчет фонда оплаты труда и учебных расходов.

Тема 2.3.

Законодательная основа и порядок расчета объема субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ

Тема 2.4.

Риски введения нормативного финансирова

ния и задачи адаптационного периода.


6


2


1

1

1





1





4.

Раздел 3

Опыт субъектов Российской Федерации по введению нормативного финансирования общего образования

Тема 3.1. Региональные модели введения нормативного финансирования



2


2











^ Образовательная программа

по модулю «Переход системы общего образования на

нормативное подушевое финансирование»
Краткая аннотация

Предлагаемая программа предназначена для подготовки администраторов и специалистов системы образования, повышения их профессиональной компетентности в соответствии с задачами модернизации российского образования.

В условиях модернизации системы образования в РФ ключевыми элементами совершенствования организационно-экономического механизма системы образования является внедрение системы нормативного подушевого финансирования. С другой стороны, особую важность приобретает проблема развития инновационного потенциала школ. Это требует формирования у руководителей образовательных учреждений дополнительных знаний в области управления финансовыми ресурсами учреждений и развития навыков и умений их эффективного использования.

Основной целью данной программы является развитие у слушателей ключевых знаний и компетенций в области управления ресурсами образовательного учреждения на основе новых схем и моделей финансирования образования.

При успешном освоении программы слушатели смогут разработать проект совершенствования финансово-хозяйственного механизма развития своего образовательного учреждения на основе использования инноваций.

В результате изучения курса слушатели:

а) Будут понимать:

  • место образования в социально-экономической системе и связь экономики образования с экономическими отношениями, складывающимися в обществе.

  • преимущества и ограничения экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений;

  • возможности традиционных и новых форм финансирования образования;

  • принципиальные подходы к финансовому планированию и бюджетированию;

б) Будут уметь:

  • реализовать экономических механизм, обеспечивающий финансово-хозяйственную самостоятельность общеобразовательных учреждений;

  • определять потребность образовательных учреждений в финансовых ресурсах;

  • формировать бюджет учреждения на основе подушевого финансирования;

  • проводить анализ обеспеченности ОУ необходимыми ресурсами для эффективной организации учебного процесса;


^ Ключевые понятия.
Финансово-хозяйственный механизм, нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда, компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки, ресурсы образовательного учреждения, социальные риски.

Обучение строится на основе широкого использования таких активных форм обучения как: работа в малых группах по решению проблем, разбор конкретных ситуаций, проектные методы с использованием информационных технологий презентаций.

^ Содержание модуля

Введение

Цели, содержание и структура курса «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование»
Финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений. Преимущества работы образовательных учреждений в условиях нормативного подушевого финансирования. Механизм расчета норматива финансирования. Практические навыки и приемы работы.
Раздел 1.

Законодательная основа и нормативное правовое обеспечение финансирования общеобразовательных учреждений
Тема 1.1. Образовательное учреждение как самостоятельный субъект финансово-хозяйственной деятельности
Характерные черты бюджетного учреждения. Принципы автономии образовательного учреждения. Принципы взаимоотношений учредителя и образовательного учреждения.

Тема 1.2. Порядок бюджетного финансирования образовательных учреждений с учетом казначейского исполнения бюджета
Законодательные основы финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Задачи казначейского исполнения бюджета. Порядок открытия и ведения органами казначейства лицевых счетов образовательных учреждений.
Тема 1.3. Задачи формирования нормативной правовой базы введения нормативного подушевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях
Законодательная основа введения нормативного финансирования. Понятие нормативное подушевое финансирование (НПФ). Разграничение бюджетных полномочий, роль и место НПФ.
Тема 1.4. Структура расходов образовательных учреждений и основы формирования нормативного финансирования
Использование бюджетных средств. Виды расходов общеобразовательных учреждений. Расходы на реализацию основных образовательных программ. Расходы на поддержание и развитие материально0технической базы. Расходы социального характера.Формирование комплекса нормативов финансирования общеобразовательного учреждения.

Раздел 2

Новые формы бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. Модель расчета норматива бюджетного финансирования реализации образовательного стандарта общего образования.
Тема 2.1. Модель расчета норматива бюджетного финансирования
Принципы и порядок расчета норматива на реализацию основных образовательных программ на региональном уровне. Расчет коэффициентов удорожания в зависимости от ступеней обучения, деления классов на группы, специфики контингента обучающихся и др.
Тема 2.2. Расчет фонда оплаты труда и учебных расходов
Понятие фонда оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения, его структура. Нормативная база формирования ФОТ. Расчет ФОТ для определения норматива финансирования. Сравнение ФОТ, рассчитанного по нормативу и ФОТ, определенного методом «от достигнутого». Понятие учебных расходов. Виды расходов, отнесенные к учебным расходам. Соотношение ФОТ и учебных расходов в нормативе.
Тема 2.3. Законодательная основа и порядок расчета объема субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ
Условия расчета субвенций для каждого муниципального образования. Формула расчета субвенции. Особенности расчета субвенций для территорий с малокомплектными школами.
^ Тема 2.4. Риски введения нормативного финансирования и задачи адаптационного периода
Процедуры изменения численности работников и обучающихся в образовательных учреждениях в связи с переходом на нормативное финансирование. Механизмы конкуренции образовательных учреждений, их реорганизация. Социальная защита и адаптация работников к условиям нормативного финансирования. Задачи и содержание PR-компании. Задачи, формы, методы и сроки адаптационного периода по введению нормативного подушевого финансирования.
^ Тема 2.5.Порядок использования в общеобразовательных учреждениях средств, выделяемых по НПФ
Бюджет образовательного учреждения. Принципы формирование бюджета с применением НПФ. Финансовая политика учреждения.
Тема 2.6. Новые организационно правовые формы образовательных

учреждений (автономное учреждение) и формирование государственного (муниципального) задания
Федеральный закон об автономном учреждении. Порядок финансового обеспечения автономного учреждения. Основы формирования государственного (муниципального) задания.

Раздел 3

Опыт субъектов Российской Федерации по введению нормативного финансирования и новых систем оплаты труда
^ Тема 4.1. Региональные модели введения нормативного финансирования
Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования. Опыт субъектов Российской Федерации по введению нормативного финансирования. Технология перехода, методическое, кадровое обеспечение и результаты внедрения нормативного финансирования в ряде регионов Российской Федерации.
^ Практические задания по модулю
На основе модели расчета норматива бюджетного финансирования провести расчет норматива по конкретному муниципальному образованию и конкретному образовательному учреждению.

На основе рассчитанного норматива сформировать смету расходов конкретного образовательного учреждения.

^ Переход системы общего образования

на нормативное подушевое бюджетное финансирование

(учебно-методические материалы)
I. Базовые основы организации финансово-экономического механизма общеобразовательного учреждения
Основным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательные учреждения обладают следующими основными характерными чертами:

  • относятся к некоммерческому типу организаций. Основным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности такой организации;

  • финансируются собственником (учредителем) полностью или частично, т.е. обеспечиваются ресурсами для осуществления той деятельности, для которой они созданы;

  • имеют в оперативном управлении имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса;

  • обладают правом собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или правом самостоятельного распоряжения этими доходами;

  • имеют право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное им имущество;

  • им предоставлены определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.


Основанием для отнесения учебных заведений к некоммерческим организациям в форме учреждения является определение, данное в пункте 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". Согласно этому определению, "образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". В ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка, может быть получена, в образовательных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (пункт 3 статьи 21).

Тем самым законодательно установлен фактически единственный тип и вид государственной или муниципальной организации, которая может осуществлять образовательную деятельность – бюджетное учреждение. С принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» появляется возможность осуществления образовательной деятельности в муниципальных и государственных автономных образовательных учреждениях, не относящимся по своему статусу к бюджетным учреждениям.

Законом установлено, что образовательная деятельность может осуществляться также некоммерческими организациями в форме негосударственных образовательных организаций, которые могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Одним из основных принципов государственной политики в области образования объявлена автономность образовательных учреждений. В законодательстве этот принцип выделен в качестве определенного набора положений только для высших учебных заведений1. Автономия высших учебных заведений выражается в том, что для осуществления образовательного процесса учебное заведение самостоятельно в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Для образовательных учреждений других уровней принцип автономии состоит в том, что учебное заведение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:

  • формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);

  • самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;

  • распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

  • арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;

  • учреждает организации различных типов;

  • привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;

  • оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;

  • самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств;

  • самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников.


Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной основе. Фактически этим положением признается равноправие учебного заведения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как заведение создано (учреждено). На практике такой договор предусматривает взятие сторонами на себя определенных обязательств. В частности, Учредитель может взять на себя обязательства:

  • по определенному финансированию образовательного процесса, развития материально-технической базы учебного заведения;

  • по финансированию отдельных программ и проектов с участием образовательного учреждения или направленных на развитие этого образовательного учреждения;

  • по представлению интересов образовательного учреждения в органах государственной власти и управления;

  • по оказанию образовательному учреждению консультативных и методических услуг, обеспечению справочно-информационными материалами и т.д.

Образовательное учреждение может принять на себя обязательства по участию в программах и проектах учредителя, по согласованию отдельных направлений своей деятельности с учредителем, по целевому и экономному использованию доходов от самостоятельной деятельности и т.п.

Автономия образовательного учреждения в полном объеме может быть реализована при придании образовательному учреждению статуса юридического лица. Этот процесс предусматривает:

  • разработку устава образовательным учреждением и утверждение его учредителем;

  • оформление в установленном порядке передачи имущества от учредителя (собственника) в оперативное управление образовательного учреждения;

  • закрепление за образовательным учреждением выделенных ему земельных участков в бессрочное пользование;

  • государственную регистрацию в качестве некоммерческой организации в форме учреждения, а также регистрацию в налоговом органе, в органе статистики, внебюджетных фондах;

  • открытие счета в банковском или ином кредитном учреждении; при наличии казначейства – оформление лицевого счета получателя бюджетных средств.

После осуществления указанных процедур образовательное учреждение становится самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, приобретает не только соответствующие права, но и обязанности:

  • осуществлять бухгалтерский учет;

  • представлять необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую (в дальнейшем – и бюджетную) отчетность и нести ответственность за ее достоверность;

  • осуществлять финансовое планирование своей деятельности;

  • нести ответственность по принятым на себя обязательствам и заключенным договорам;

  • уплачивать налоги, сборы и пошлины, установленные налоговым законодательством, представлять документы, необходимые для подтверждения налоговых льгот и вычетов;

  • привлекать дополнительные источники финансирования образовательного процесса, содержания и развития материально-технической базы и т.д.

Принятию любого финансового, хозяйственного решения предшествует формирование системы экономической организации ( экономического механизма) в образовательном учреждении, которая предполагает формирование экономических отношений по поводу создания и использования образовательных услуг, как результата производственной деятельности образовательного учреждения.
Финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими организациями регулируется следующими основными законодательными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;

  • Бюджетным кодексом Российской Федерации;

  • Налоговым кодексом Российской Федерации;

  • Законом Российской Федерации «Об образовании».


Гражданский кодекс Российской Федерации определяет и регламентирует равноправные отношения между взаимодействующими друг с другом организациями и частными лицами. Основным условием участия в таких отношениях, т.е. осуществления самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, является наличие у образовательного учреждения статуса и соответствующих признаков юридического лица: устава или положения, самостоятельного баланса или сметы, счета в банке или иной кредитной организации, государственной регистрации в качестве юридического лица. Наличие статуса юридического лица позволяет образовательному учреждению вступать от своего имени в договорные отношения с другими юридическими и физическими лицами, принимать на себя обязательства, защищать свои права в суде, отвечать по своим обязательствам, осуществлять самостоятельную деятельность в соответствии с уставом (положением).

Бюджетный кодекс определяет и регулирует отношения, связанные с получением и расходованием образовательным учреждением бюджетных средств, т.е. средств учредителя, направляемых на обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Налоговый кодекс определяет и регулирует отношения уплаты налогов, устанавливает налоговые льготы, предоставляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

Закон «Об образовании» дополняет и конкретизирует эти общие условия функционирования юридического лица применительно к сфере образования, определяет особенности, присущие сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности.

Организация финансирования образования определяется следующими факторами:

  • системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;

  • процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;

  • процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.

Вышеперечисленные принципы и задачи организации финансового обеспечения системы образования входят в подсистему управленческой деятельности – финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент включает в себя многообразие взаимосвязанных функций, включая планирование и использование финансовых ресурсов, контроль исполнения и решения текущих и стратегических задач.

Используя технологию финансового менеджмента, администраторы и специалисты системы образования определяют задачи, планируют и разрабатывают программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Они имеют дело с разнообразными планами – например образовательной программой образовательного учреждения, программой его развития, планом по привлечению внебюджетных средств.

Каждый из этих планов имеет свою специфику, но все они требуют знаний их финансового обеспечения.

Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности.

Управление финансами включает - финансовое планирование, с такими элементами как бюджетирование и бизнес-планирование; разработку инвестиционной программы (в образовательном учреждении, как составная часть программы развития); организацию учета и контроля.

Статьей 215 Бюджетного Кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджета. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Основная цель системы казначейского исполнения бюджета – введение системы контроля за использованием бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование. Указанная цель достигается за счет расходования бюджетных средств с единого счета бюджета через систему открытых в казначействе лицевых счетов получателей бюджетных средств. Это позволяет расходовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденными сметами бюджетных учреждений и учитывать все операции, проводимые по лицевым счетам в единой базе данных.

Основанием для расходования бюджетных средств является Закон о бюджете на соответствующий финансовый год.

Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых может осуществляться финансирование:

  1. составление и утверждение бюджетной росписи;

  2. утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им сметы доходов и расходов;

  3. принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

  4. подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Целевая обусловленность процедуры санкционирования расходов бюджета заключается в необходимости недопущения финансирования расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным Законом о бюджете.

Финансирование реализуется посредством осуществления казначейством платежей со счета бюджета на счета поставщиков товаров и исполнителей работ (услуг) бюджетных учреждений.

Все операции при казначейском исполнении бюджета осуществляются и учитываются на лицевых счетах. Лицевой счет – регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов. Порядок открытия и ведения лицевых счетов устанавливается органами казначейства.

Так, при открытии лицевого счета получатель бюджетных средств должен представить в орган казначейства учредительные документы, карточку с образцами подписей, копию документа о государственной регистрации, заверенную учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию. При открытии лицевого счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности дополнительно представляется разрешение на открытие лицевого счета.

В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению;

- командировочные и иные компенсационные выплаты;

- оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Процедуру подтверждения денежных обязательств регламентирует статья 226 Бюджетного Кодекса РФ.

В целях обеспечения целевого расходования бюджетных средств особое внимание органами казначейства уделяется процессу подтверждения денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств. Для этого представляемые получателями бюджетных средств документы проверяются на предмет:

  • целевого использования бюджетных средств и обоснованности принятия денежных обязательств;

  • соответствия платежных и иных подтверждающих расход документов утвержденным сметам доходов и расходов и лимитов бюджетных обязательств;

  • правильности оформления документов в соответствии с действующим законодательством.

После регистрации бюджетного обязательства казначейство представляет получателю средств информацию о регистрации бюджетных обязательствах.

При внесении изменений в бюджетное обязательство бюджетное учреждение представляет в казначейство документы, служащие основанием для изменения.

В соответствии со статьей 225 БК РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Следовательно, заключение договоров, как за счет бюджетных средств, так и за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, возможно только после утверждения бюджетному учреждению главным распорядителем сметы доходов и расходов, и в пределах объемов утвержденных бюджетных ассигнований в разрезе каждого кода бюджетной классификации расходов.

Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований является недопустимым.

^ II. Законодательная основа применения норматива для оценки стоимости образовательной услуги

Законодательная основа оценки стоимости образовательной услуги в общем образовании через нормативы заложена Законом РФ «Об образовании». Статья 41 Закона устанавливает, что финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения. Таким образом, формально с момента принятия указанного Закона, т.е. с 1992 года, норматив, как основа стоимости образовательной услуги является действующей нормой.

Введение нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, а, следовательно, и стоимостная оценка в общем образовании, как один из основных компонентов создания механизмов реформирования социальных отраслей, является приоритетом образовательной политики, одним из направлений комплексного проекта модернизации образования.

Нормативное финансирование – это прозрачная система финансирования и это главный инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.

В условиях меняющегося законодательства переход на подушевое бюджетное финансирование (в расчете на одного обучающегося) должно обеспечить гарантию того, что каждый обучающийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов в сфере образования. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств, учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
Законодательство по разграничению бюджетных полномочий и введение образовательных субвенций позволило реализовать этот подход на практике. К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесено: «обеспечение государственных гарантий прав граждан ... в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ», а к вопросам местного значения муниципального района / городского округа относится «организация предоставления ….образования по основным общеобразовательным программам…»

Начиная с 2005 года, регионы должны предусматривать в своем бюджете средства на образовательную субвенцию.

Принципиально новым, является то, что закон требует, чтобы законодательство субъекта Российской Федерации, предусматривающее предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должно содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований. Так как субвенция должна обеспечить реализацию основных образовательных программ (образовательных стандартов), то ее расчет должен определяться потребностями в бюджетных средствах достаточных для этой реализации. То есть региональный закон о субвенциях должен не только содержать абсолютные значения тех сумм, которые будут перечислены муниципалитетам на выполнение этого полномочия субъекта, но и порядок расчета нормативов для осуществления этого расходного обязательства.

Стоит задача создания механизма финансирования образования на основе спроса по установленным нормативам.

Для нормативного финансирования характерна значительно более высокая по сравнению с действующей системой степень зависимости от результатов деятельности организации. Если в действующей системе оплачивается само функционирование учреждения (сеть), то в случае нормативного финансирования – предоставляемые им услуги.

Это предполагает определение нормативной стоимости стандартной образовательной программы (или обучения по типам образовательных учреждений). Нормативную стоимость можно использовать как для межбюджетных расчетов, определения субвенций, так и для распределения средств по самим школам. Также этот вариант позволяет учесть особенности реализации основных общеобразовательных программ в максимально детальном виде уже при формировании субвенции на региональном уровне, что упрощает применение этих же нормативных значений на уровне муниципалитета.

При этом необходимо провести большую подготовительную работу, как по анализу фактических расходов, так и по выработке программы (мероприятий) по переходу от одного способа планирования бюджета (на сеть) к планированию по стоимости услуги (на потребителя-учащегося).


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconУчебно-тематический план курсов повышения квалификации учителей иностранного...
Цель: формирование методологической культуры в контексте концептосферы педагогики современного полиязыкового образования
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconОсновы иудейской культуры учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
Математика, психология, интеллект, автор Э. Г. Гельфман, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего...
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconПояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан...
Математика, психология, интеллект, автор Э. Г. Гельфман, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего...
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconАнализ курсовой подготовки преподавательских кадров мбоу «сош№7»....
Сведения о прохождении курсов повышения квалификации и обучающих семинаров за последние 5 года
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconПерспективный план прохождения курсов повышения квалификации педагогическими...
...
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconПлан проспект курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки на 2010-2011 г г
Организация мониторингового исследования физического состояния различных категорий населения
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconМосковский городской психолого-педагогический университет Выходное...
Оцените в целом по 5-ти балльной шкале степень удовлетворения Ваших ожиданий от обучения по программе повышения квалификации (дайте...
Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconПерспективный план прохождения курсов повышения квалификации педагогов...

Учебно-тематический план курсов повышения квалификации по программе «Переход системы общего образования на нормативное подушевое финансирование» iconРабочая программа «Технология» базовый уровень, 8 класс /адаптированная...
Развернутый тематический план разработан применительно к образовательной программе основного общего образования «Технология. 8 класс»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница