В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее




НазваниеВ профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
Управление качеством профессионального образования в колледже
Черкасова Ж.П.
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее профессиональное образование, ищет ответы на вопросы, которые поставила современная действительность. Идет модернизация содержания образования, моделей обучения и управления.

В качестве критериев эффективности управления качеством образования в педагогическом колледже некоторые исследователи (Анисимов П.Ф. Назарова О.Л., Некрасов С.Д. , Панасюк В.П. , Солонин С. И. и др.) определяют:

1) успешность реализации целевых установок образовательной деятельности, обусловленных социальным заказом и современным рынком труда;

2) качество образования, рассматриваемое как единство качества условий, реализации и результатов образовательного процесса;

3) степень готовности педагогического коллектива к реализации управленческих решений, обеспечивающих качество образования, то есть достижение диагностично заданных целей образования;

4) рост профессиональной компетентности коллектива профессионально-педагогических работников.

О.Л.Назарова считает, что управление качеством профессионального образования предусматривает реализацию управленческой деятельности по следующим направлениям:

- подчинение действий всех субъектов образовательного процесса единой цели с помощью локальных актов;

- определение характера и стиля взаимодействия руководителей и исполнителей, всех субъектов образовательного процесса;

- диагностику профессиональной компетентности и профессионально-значимых качеств педагогических работников;

- реализацию системы обучения педагогических работников знаниям и умениям в области образовательного менеджмента с учетом результатов диагностики;

- установка прямых и обратных, внешних и внутренних связей между различными видами, формами, структурными элементами системы управления образованием за счет структуры управления;

- системную организацию управленческих действий всех структурных компонентов внутриколледжного управления на основе современных информационных технологий.

Управление качеством - многофакторное явление, и, поэтому, его характеризует множество параметров. На наш взгляд, весь комплекс характеристик можно представить в пяти группах:

- профессиональные знания,

- готовность к профессиональной деятельности,

- структура индивидуально-профессиональных качеств,

- самосознание профессионализма,

- группа дополнительных качеств, отражающих общекультурный потенциал успешной профессиональной деятельности.

Управление качеством образования выступает системообразующим компонентом в системе деятельности колледжа, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию, а также создание гибких организационных структур и многообразных образовательных и развивающих программ. Управление качеством в педагогическом колледже реализуется на трех взаимосвязанных уровнях:

стратегическом: деятельность директора во взаимодействии с региональными управленческими структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой базы;

тактическом: работа директора и его заместителей, руководителей подразделений по разработке программ развития ОУ, Устава и обеспечению внутреннего контроля;

оперативном: включение, наряду с руководителями, педагогов-предметников в реализацию функций управления.

Процедура управления качеством образования включает:

1. ^ Обеспечение проектирования качества образования, т.е. определение образовательных стандартов. Основные объекты стандартизации - содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управление качеством образования - это приведение системы к стандарту.

2.     ^ Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. 3.     Анализ собранной информации, цель которого - из разрозненных, различного рода данных составить общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества образования, обусловившие их.

Условия эффективности анализа:

- доскональное знание природы анализируемого компонента образовательного процесса;

- совершенное владение методами анализа.

^ 4. Подготовка и принятие управленческого решения должны быть направлены на устранение причин проблем, выявленных в результате анализа качества образования. Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами и образовательными потребностями.

При разработке системы управления качеством образования в колледже мы учитываем ряд факторов:

- Социальные факторы (соответствие запросов населения на образовательные услуги интересам государства в целом);

- Экономические факторы (учет резкого расслоения по соотношению доходов; сглаживание социальной напряженности);

- Наличие нормативной документации, гарантирующей качество предоставляемых образовательных услуг (доступность этой документации всем потребителям);

- Наличие законодательных актов по защите интересов граждан.

Оценивать качество трудно, но без оценки качества невозможно им управлять. В этом заложено противоречие, которое мы, работая над моделью системы управления качество, пытались разрешить. Мы осознали, что для управления качеством нужны средства (инструменты) управления, измерение (оценка) качества, а также специализированные звенья, включающие мотивы управления (заинтересованность), цель и использование результата управления (осознание потребности и пользы от ее реализации).

Спроектированная в колледже система управления качеством образовательного процесса, включает управление качеством кадрового потенциала, качеством обучаемых, качеством образовательных программ, качеством образовательного процесса, качеством результата и доступностью профессионального образования, социально-экономической эффективностью и имущественным комплексом образовательного учреждения. Каждое из этих направлений имеет определенный набор компонентов для осуществления инспекторско-контрольных функций (см. рис. 1).




Система управления качеством находит прямое отражение управленческой деятельности по реализации новых стандартов в комплексной структурно-процессуальной схеме подготовки специалистов нового типа. В представленной схеме видно, на уровне каких структур осуществляется управление качеством подготовки специалистов и ответственность лиц, отвечающих за тот или иной объект управления и получения оптимальных конечных результатов.



Процессуальная схема управления качеством подготовки специалистов, на наш взгляд, является чрезвычайно актуальной как для начального, так и для среднего профессионального образования, так как она позволяет отследить поэтапность работы всех структур и участников образовательного процесса по освоению не только профессиональных модулей, но и объяснить причины несоответствия знаний, умений (компетенций) выпускников НПО и СПО возрастающим требованиям работодателей, трудоустройства. Управленческий аспект, заложенный в нашей схеме, отражает ориентиры на результаты обучения, определенные работодателями и требованиям ФГОС третьего поколения.

Мы считаем, что управление качеством невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех работников образования. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса функционирования образовательной организации.

Наряду с достигнутыми результатами в области управления качеством образования есть нерешенные проблемы, которые требуют особого внимания для их разрешения. Прежде всего, внедрение СМК как системы инновационной деятельности по отслеживанию качества профессионального образования должно иметь целостную структуру, в которой будут отражены все необходимые индикаторы, представленные в нашей системе менеджмента.

Эта система не претендует на истинность, поскольку СМК – это процесс не только административных и педагогических работников, а всего коллектива. Чтобы сделать СМК делом всего коллектива, необходимо решить ряд важных проблем. Прежде всего, организовать курсовую подготовку педагогических кадров по основам науки управления качества. Во-вторых, создать в образовательных учреждениях советы из числа профессиональных кадров по управлению качеством образования. В-третьи, необходимо интегрировать СМК и систему управления качеством образования, поскольку эти две системы разные пол своему содержанию, но имеющие общую идею, и в то же время изолированы друг от друга.

Думается, необходимо разрабатывать и внедрять единые критерии оценки качества профессионального образования, используя имеющуюся базу ИСО 9001 или ИСО 2001, определить единый методологический подход к самому определению качества образования и управлению качества образования для всех профессиональных образовательных учреждений нашей области.

Решение этих проблем вызовет трудности, в том числе, необходимость расходов учебного заведения на разработку и внедрение СМК; увеличение объема работ, и как следствие значительные временные затраты. Полагаем, могут появиться риски «неоправданных надежд», увеличение «бумажной волокиты», и как следствие - сопротивление педагогических коллективов новообразованиям и изменениям.

Эти проблемы являются основными в неполучении образовательными учреждениями сертификатов о целостной разработанной системе менеджмента качества, востребованных в настоящее время. Считаем, что выдвинутое сегодня проблема создания СМК является актуальной, и она может быть разрешима при условии, если руководители структурных подразделений, педагогические коллективы будут серьезно настроены на создание и внедрение СМК и системы по ее управлению, владеть специальными знаниями в области менеджмента качества, обмениваться наработанным опытом по решению данной проблемы.

Мы осознаем это и понимаем, что СМК и управление качеством должно облегчить деятельность по определению уровня выпускаемого продукта (выпускники) и его востребованности работодателем и рынка труда.



Список литературы


1.     Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф.Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2001. - 256 с.

2. Багутдинова Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова Н., Новиков. // Стандарты и качество. - 2002. - № 9.

3. Кортов С. В. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С.В.Кортов, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 1(24).

4. Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. /О.Л. Назарова. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 81 с.

5. Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2003. N 1(24).

6. Системы качества в образовании / Под общ. ред. Ю. П. Адлера. - М., 2000.

7. Шестопалов Т.С. Качество образования в условиях модернизации Российского образования // Методические рекомендации. /Т.С. Шестопалов. - Барнаул: БГПУ, 2002. - 49 с.

Похожие:

В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее icon«Жизнь без риска выбирай!»
В настоящее время наблюдается резкий рост числа венерических заболеваний, вич инфекции, наркомании среди подростков. За последние...
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее iconПоявление и развитие информационных технологий
Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее iconВторая голливудская революция
И это была 1-я голливудская революция. Последние несколько лет мы стали свидетелями 2-й голливудской революции. Суть ее в том, что...
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее iconМоего выступления «Чем заменим розги?»
Я приглашаю вас прогуляться по ещё неразрушенной Древней Помпее. Посмотрим на рекламные вывески: это гончарная мастерская, это ткацкая...
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее iconОдин из первых вопросов, который я слышу от своих пациентов, когда...
Ну и, конечно же, "Сколько это будет стоить?". Частота этих вопросов свидетельствует о том, что они беспокоят пациентов больше всего....
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее iconО профессиональном выгорании
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме...
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее icon'Наука это всегда движение вперед. Сама наука, познание нашего мира,...
Однако последние годы были в моей судьбе на редкость трагичными и бук­вально заставили думать и о своем человеческом и научном долге,...
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее icon«Технология оценивания образовательных достижений»
Кроме того, данное положение свидетельствует о том, что в образовательном учреждение оценка по-прежнему ставится по «уровню усвоения...
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее iconУстановить доплаты учителям-предметникам с 01. 2011 г
Он сказал, что положение о стимулировании работников образовательного учреждения переработано в сравнении с предыдущим годом, будут...
В профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское среднее iconОсобенности нового закона об образовании Основными задачами нового...
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Эти меры позволяли решать отдельные вопросы, касающиеся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница