Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ИСКУССТВО. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рабочая программа

по учебному предмету

« Искусство. Изобразительное искусство »

в 5 «а,б,в» классе

Программа разработана учителем Бухоновой И.В., ВКК

Рабочая программа разработана на основе примерной программы

« Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского МО и науки РФ, 2008, изд. Просвещение

Количество часов в неделю- 1, всего в год- 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Программа выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Программа рассчитана на 35 учебных часах в год. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем.

Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в V классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определен-ной человеческой общности - так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что? и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

Все разделы и темы рабочей программы даны в соответствии с программой «Изобразительное искусство» МО и науки РФ, порядок изучения программного материала и количество учебных часов сохранены полностью.

^ ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

  • понимание особенностей декоративно-прикладного искусства;

  • осмысление места декоративного искусства в жизни общества;

  • осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.

Формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны:

  • учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

  • учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

  • умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

  • учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

  • проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных украшений.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1 : «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» ( 8 ч. )

Дом — космос. Единство конструкции и декора в народном жилище..

Интерьер крестьянского дома.

Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Внутреннее убранство крестьянского дома

^ Тема 2 : «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» ( 8 ч. )

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

^ Тема 3 :»ДЕКОР: ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» ( 10 ч. )

Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.

Украшения в жизни древних обществ.

Что такое эмблемы, зачем они людям?

Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

^ Тема 4: « ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ». ( 9 ч. )

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание коллективной декоративной работы в материале.

^ Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно- прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства ( традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

^ Календарно - тематическое планирование



п/п

Название раздела (темы), тем уроков

Кол- во часов

Дата



^

Общая тема: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.










^

1 четверть: Древние корни народного искусства.


8




1

Древние образы в народном искусстве.

1




2

Декор русской избы.

1




3
^

Внутренний мир русской избы.


1




4

Конструкция и декор предметов народного быта.


1




5
^

Конструкция и декор предметов народного быта.


1




6

Образы и мотивы в орнаментах русской народ.вышивки.

1




7

Народный праздничный костюм.

1




8

Праздничные народные обряды. Обобщение темы четверти.

1







2 четверть:Связь времен в народном искусстве.

8




1-3

Древние образы в современных народных игрушках.

3




4

Искусство Гжели.Истоки и современное развитие промысла.

1




5

Искусство Городца.Истоки и современное развитие.

1




6

Искусство Жостова.Истоки и современное развитие.

1




7

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы )

2







3 четверть: Декор: человек, общество, время .

10




1

Введение в проблематику четверти. Зачем людям украшения.

1




2

Декор и положение человека в обществе.

1




3-4

Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись чернофигурного и краснофигурного стилей.

2




5-7

Одежда говорит о человеке.

3




8-9

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2




10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Обобщение темы четверти.

1







4 четверть: Декоративное искусство в современном мире

9




1-3

Современное выставочное декоративное искусство.

3




4-5

Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства.

2




6-8

Создание декоративной работы в материале.

3




9

Обобщение темы четверти

1







Итого

35



  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconЭкзаменационные билеты по предмету «Искусство»
Экзаменационные билеты составлены на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство». 8-9 классы» авторы: Г. П. Сергеева,...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Пояснительная записка
«Изобразительное искусство. 1 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд.,...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса
«Изобразительное искусство» и авторской программы «Изобразительное искусство 5-8 классы» В. С. Кузина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова,...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая программа «Изобразительное искусство» базовый уровень, 11...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая программа по курсу «изобразительное искусство» рабочая программа...
«Рассмотрено на заседании мо» «Принято на заседании педсовета» «Утверждаю» Протокол №1 от 28. 08. 2013г. Протокол №1 от 29. 08 2013г...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса 2013-2014 уч год
В. С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2011....
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5,6,7,8,9 классов
России. Разработана на основе примерных программ по изо «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное...
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» iconПрограмма «изобразительное искусство»
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница