Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5




НазваниеМатузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУчебник
dopoln.ru > Право > Учебник
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5

§ 7. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как (см. схему 38):
Схема 38
┌─────────────────────────────────────┐

│ ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ │

│ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ │

└───────────────────┬─────────────────┘





┌─────────────────────┼───────────────────┐

┌──────┴───────┐ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴──────┐

│ Инкорпорация │ │ Консолидация │ │ Кодификация │

└──────┬───────┘ └──────────────┘ └─────────────┘



┌────────┴─────────┐

┌──────┴──────┐ ┌───────┴───────┐

│ официальная │ │ неофициальная │

└─────────────┘ └───────────────┘
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

В настоящее время наиболее распространенной "продукцией" кодификации являются:

основы законодательства - кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

кодексы - систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.);

уставы - кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);

положения - кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.);

правила - кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это - введение в строй электронной системы классификации правовых актов ("КонсультантПлюс" и т.п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Такая классификация, бесспорно, будет содействовать совершенствованию и процессу систематизации законодательства, ибо системность расположения материала позволит определить оптимальный состав наиболее важных кодифицированных актов, их соподчиненность и последовательность разработки. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с традиционными видами учета нормативных актов:

а) учитывая, что в них закладывается практически неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно получить любую справку;

б) оперативность получения требуемой информации и т.д.

Таким образом, существуют различные виды упорядочивания нормативных актов, каждый из которых выполняет свою собственную роль в этом процессе.

Похожие:

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 icon"теория государства и права: учебник"
Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconУчебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000 с....
Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор вместе с тем решительно отходит от вульгаризированных...
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconВенгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд
Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор вместе с тем решительно отходит от вульгаризированных...
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconМелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб...

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconТеория государства и права
Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоя­тельного изучения слушателями вопросов учебного курса теории государства...
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconУчебник для юридических вузов
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Городец, 2003
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconСписок литературы
Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / 2-е изд. Отв ред. П. А. Лупинская. – М.: Юристъ, 2004
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconИ. К. Воронин проблемы теории государства и права
«Юриспруденция» очной и заочной формы обучения и подготовке к государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права»...
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconПланы семинарских занятий по теории государства и права тема Теория...
Семинар по данной теме не проводится. Тема изучается самостоятельно по учебникам и рекомендуемой литературе (см в Программе по курсу...
Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 5 iconПо существу, римляне впервые разработали право частной собственности,...
Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб и доп. // Спс консультантПлюс. 2009
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница