Методические рекомендации Екатеринбург 2009




НазваниеМетодические рекомендации Екатеринбург 2009
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
dopoln.ru > Право > Методические рекомендации


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Машиностроительный институт

Кафедра материаловедения, технологии контроля в машиностроении и

методики профессионального обучения

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
по дисциплине

«Методическое творчество»

Методические рекомендации


Екатеринбург 2009
Составители: доц., канд. пед. наук И.В. Осипова,

доц., канд. пед. наук О.В. Тарасюк,

ст. преподаватель Ю.В. Осколкова

Одобрена на заседании кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения.

Протокол от 2009 г., № .

Заведующий кафедрой КМ Б.Н. Гузанов
Обсуждена на заседании методической комиссии машиностроительного института РГППУ и рекомендована к печати. Протокол от 2008 г., № .

Председатель методической

комиссии МаИ РГППУ А.В. Песков

© Осипова И.В., Тарасюк О.В..

Осколкова Ю.В., 2009

© ГОУ ВПО «Российский

государственный

профессионально- педагогический

университет», 2009


^ Пояснительная записка
Роль рейтинга

Рейтинговая система предназначена для более объективной оценки знаний учащихся, динамики обучения и положительной мотивации. Рейтинговая технология контроля является более целенаправленной, стимулирует систематическую самостоятельную работу студентов, резко поднимает состязательность в учебе и способствует развитию личности студентов. Показатель рейтинга студента является не только средством управления учебным процессом для совершенствования качества подготовки, но и средством самоуправления студента своей учебной деятельностью.

Рейтинг (rating) – дословно с английского – это оценка, определение класса или разряда, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 100-балльной или 500-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.).

Система рейтинговой оценки знаний – это накопительная система, отражающая успеваемость студентов, их инициативность и творческий характер работы.

Основные цели введения рейтинговой технологии контроля знаний студентов:

– мотивация систематической самостоятельной работы студентов в течение всего семестра;

– введение элемента состязательности ранжированием студентов в процессе обучения;

– повышение надежности данных оперативной диагностики учебного процесса;

– увеличение чувствительного канала обратной связи;

– объективизация оценки знаний студентов, получаемых по отдельным дисциплинам учебного плана;

– дифференциация студентов по познавательным способностям и склонностям для индивидуального обучения;

– контроль качества подготовки студентов;

– повышение качества педагогического проектирования и осуществления учебного процесса.

Рейтинговая технология оценки знаний и умений студентов является дополнением в диагностике оценки знаний.
Структура дисциплины

Дисциплина «Методическое творчество» является дисциплиной по выбору (блок общепрофессиональные дисциплины ОПД.В) и изучается студентами очного отделения специальности 05050165 Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование) (030500.08) специализации - Сертификация, метрология и управление качеством в машиностроении (030502.08), - Технология и технологический менеджмент автоматизированных производств (030503.08), - Технология и технологический менеджмент в сварочном производстве (030504.08), - Техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования (030505.08), - Технологии и технологический менеджмент в литейном производстве (030501.09), - Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта (0305001.15), - Технологии и менеджмент в металлургических производствах (030503.09) на IV курсе в 8-м семестре.

Основной целью изучения курса «Методическое творчество» является формирование и развитие творческих способностей у будущих педагогов профессионального обучения.

В основе подхода к постановке курса лежит его ориентированность на освоение студентами творческого методического стиля мышления. Это будет достигаться за счет моделирования в содержании лекций и практикума технологи творческого процесса.

При изучении дисциплины ставятся следующие задачи:

- сформировать у студентов знания о творческом процессе креативности, о технологии творчества в методической деятельности;

- обеспечить освоение студентами творческой методической деятельности;

- способствовать формированию и развитию способностей и потребности в творчестве.

В соответствии с учебным планом предусмотрены:

– лекционный курс в объеме – 16 часов (8 лекций);

– практические занятия– 14 часов (7 занятий);

– самостоятельная работа– 50 часов.

Общая трудоемкость дисциплины– 80 часов.

Курс изучения данной дисциплины заканчивается зачетом.

Структура дисциплины «Методическое творчество» включает в себя 10 разделов, в которых освещены вопросы творчества и особенности творческого педагогического процесса, диагностические методики выявления творческих способностей, инновации в методической деятельности, дидактические и методические идеи, создание методических разработок, проблемы дидактометрии, технология дидактического исследования.

Основные положения рейтинговой технологии контроля знаний студентов по дисциплине «Методическое творчество»

Рейтинговая технология контроля знаний студентов по дисциплине «Методическое творчество» имеет последовательность проведения:

– стартовый рейтинг (определение начального уровня знаний) – в суммарное значение рейтинга не входит;

– текущий рейтинг (оценка видов деятельности студентов: активное участие на различных занятиях, выполнение различных работ (практических, тренингов и др.), тестовые задания по блокам дисциплины);

– творческий рейтинг (выполнение и презентация индивидуально-творческой работы (ИТР), написание рефератов, выступления с сообщениями и докладами).

Нормативы рейтинга за текущую работу в течение семестра
^ 1. Посещение лекционных занятий и ведение конспектов лекций

Лекционный курс рассчитан на 16 часов (8 лекций). Посещение одного часа лекционных занятий оценивается в 0,5 балла. Отсутствие на лекции по различным причинам оценивается в 0 баллов. Максимальное количество баллов за посещение лекций –
8 баллов.
^ 2. Выполнение-практических работ

В зависимости от работы и требований к уровню достижения целей и задач работы, они оцениваются от 1 до 4 баллов. Минимальный балл за работу – 1 балл и выставляется за неё, если работа выполнена не в срок и имеет неточности выполнения.

Максимальный балл можно получить за работы (занятие) в случае:

– качественного выполнения работы, соответствующей целям и задачам работы;

– интересного и оригинального представления работы (отчёта);

– понимания материала работы, правильных ответов на вопросы;

– проявления самостоятельности и творческого подхода при выполнении и защите работы.

^ 4. Индивидуально- творческая работа (ИТР)

В качестве индивидуальной работы студентам предлагается написать ИТР на одну из тем, представленных в приложении 1.

Написание и защита ИТР максимально оценивается в 38 баллов. Данная работа характеризует умения студента самостоятельно работать с литературой, всесторонне анализировать содержание учебного материала, приходить к правильным выводам. ИТР должна быть написана и представлена к защите в срок (зачетная неделя 8-го семестра), и отвечать требованиям его оформления.

Таким образом, при выполнении всех требований студент может получить 38 баллов за выполнение индивидуальной творческой работы.

0 – 16 баллов – «неудовлетворительно»;

17 – 20 баллов – «удовлетворительно»;

21 – 29 баллов – «хорошо»;

30 – 38 баллов – «отлично».

^ 5. Инициативные мероприятия

Под ними понимаются действия студентов, направленные на самостоятельное изучение дополнительной литературы и доведения до сведения посредством докладов или сообщений перед академической группой или на студенческих конференциях. При этом информация доклада должна отражать актуальные вопросы в области инноваций в образовании, творческой деятельности педагога профессионального обучения, диагностические методики выявления творческих способностей.

Каждое инициативное мероприятие, выполненное и представленное студентом максимально, оценивается до 10 баллов.

^ 6.Зачет по дисциплине

Рейтинговые баллы за ответ студента на зачете по дисциплине присваиваются в соответствии с итогами сдачи экзамена: от 10 баллов (нижний предел удовлетворительного ответа) до 30 баллов (верхний предел отличного ответа). При этом они могут быть выставлены сразу в пределах от 0 до 30 или трансформироваться из традиционной оценки:

0 – 9 баллов – «неудовлетворительно»;

10 – 19 баллов – «удовлетворительно»;

20 – 25 баллов – «хорошо»;

26 – 30 баллов – «отлично».

Вопросы к зачету приведены в приложении 2.
Результаты предварительных подсчетов рейтинговых баллов сообщаются студентам за 3 недели до зачетной недели (на 17 неделе семестра). После чего неуспевающим студентам для повышения своего рейтинга предлагается выполнить самостоятельную работу в виде реферата или инициативного мероприятия (доклад, сообщение). Успевающие студенты также могут выполнить самостоятельную работу для увеличения количества своих рейтинговых баллов.

Если студент не набирает 45 баллов, при условии выполнения основной программы практической части курса, то он не допускается до сдачи зачета по дисциплине. В этом случае ему предлагается выполнить дополнительные инициативные мероприятия и добрать необходимую сумму баллов.

Итоговый подсчет рейтинговых баллов сообщается студентам на зачетной неделе.

По окончанию изучения дисциплины «Методическое творчество» каждый студент будет иметь свою индивидуальную рейтинговую оценку, являющуюся основанием для присвоения ранга каждому студенту в пределах учебной группы. Сумма рейтинговых баллов студента по дисциплине с зачетом складывается из баллов в семестре. Шкала рейтинговых баллов предусматривает возможность приобретения студентом в течение семестра до 100 баллов. Дисциплина считается сданной, если сумма рейтинговых баллов не ниже 55.


В приложении сведено ранжирование учебной работы студентов в семестре и максимально возможное количество баллов по ним.
^ Расчёт рейтинга за работу в семестре

Рейтинг студента по дисциплине (R) складывается из баллов, начисленных за текущую работу в семестре (Кт) и баллов за зачет (Кз):

R = Кт + Кз.

Рейтинг текущей успеваемости (Кт) равен сумме баллов, полученных студентом за все виды учебной работы в семестре:

КТ = КЛ + КПЗ + КИТР + КИМ ,

где КЛ – количество баллов за посещение лекций;

КПЗ – количество баллов за выполнение практических занятий;

КИТР – количество баллов за выполнение индивидуально-творческой работы;

КИМ – количество баллов за выполнение инициативных мероприятий.
Количество баллов за посещение лекций рассчитывается по формуле:

КЛ = ,

где n – номер лекции, n = 1÷16;

k – коэффициент, k = 0,5.
Количество баллов за выполнение практических занятий рассчитывается по формуле:

КПР = ,

где ПЗi – номер практического занятия, i=1÷7;

kПЗi – коэффициент; kПЗ1 =1÷4, kПЗ2 =1÷4, kПЗ3 =1÷4, kПЗ4 =1÷3, kПЗ5 =1÷3, kПЗ6 =1÷3, kПЗ7 =1÷3.

Количество баллов за выполнение инициативных мероприятий (сообщение, доклад) рассчитывается по формуле: КИМ = , где ИМ – количество баллов за каждое инициативное мероприятие; р – количество инициативных мероприятий.
Нормативы рейтинга за выполнение индивидуально-творческой работы
Индивидуально-творческая работа по курсу «Методическое творчество» предусматривает:

-выработку умений и навыков в области проектирования, моделирования и осуществления дидактического процесса, реализуемого в учебных заведения НПО;

-раскрытие творческих способностей студента по реализации дидактических принципов и методов обучения в преподавании дисциплин специального и общепрофессионального циклов.

В результате работы студент должен показать готовность к осуществлению аналитической, исследовательской, проектировочной деятельности. С этой целью будущим педагогам профессионального обучения необходимо научиться выделять проблему, зафиксировать нужную информацию, изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа; собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в образовательных учреждениях.

Основными требованиями к индивидуально-творческой работе являются:

●Проблема индивидуально-творческой работы должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком.

●Планирование индивидуально-творческой работы – определение вида методической разработки и формы презентации.

●Поиск информации – исследовательская работа студентов как обязательное условие индивидуально-творческой работы.

●Методическая разработка является конкретным результатом индивидуально-творческой работы.

●Презентация методической разработки и защита самой индивидуально-творческой работы.

Работа должна быть выполнена в соответствии с заданием на ИТР, соответствовать требованиям к её оформлению и презентации. Работа оценивается от 17 до 38 баллов, если она выполнена в традиционно описательном варианте и представлена на защиту в установленный срок (15 неделя обучения 8-го семестра).

За несвоевременное выполнение работы и небрежное её оформление снимается до 5 баллов.

Рейтинговые баллы за ИТР студенту присваиваются в соответствии с итогами её выполнения и презентации: от 28 баллов (нижний предел удовлетворительного ответа) до 38 баллов (верхний ответ отличного ответа). При этом они могут быть выставлены сразу в пределах от 0 до 30 или трансформироваться из традиционной оценки:

0 – 16 баллов – «неудовлетворительно»;

17 – 20 баллов – «удовлетворительно»;

21 – 29 баллов – «хорошо»;

30 – 38 баллов – «отлично».

Примерный перечень тем индивидуально-творческой работы (ИТР) представлены в приложении 1.
^ Расчёт рейтинга за индивидуально-творческую Работу (ИТР)

Количество баллов за написание, оформление и защиту индивидуально-творческой работы рассчитывается по формуле:

^ RИТР = КР + КРЗАЩИТА – КРШТРАФ,

где КР – количество баллов за выполнение ИТР;

КРШТРАФ – количество штрафных баллов за выполнение ИТР,КРШТРАФ = 1÷5;

КРЗАЩИТА – количество баллов, полученных при защите ИТР.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный перечень тем индивидуально-творческих работ

по дисциплине «Методическое творчество»
1 философия моей частной школы.

^ 2 Прогностическая версия развития начального профессионального образования.

3 Разработка фрагмента учебного плана (профессионально-технический цикл).

^ 4 Конкурентоспособный специалист – какой он?

5 Разработка воспитательного мероприятия по организации досуга учащихся, направленного на ориентацию профессиональной деятельности.

^ 6 Разработка дидактической игры.

7 Разработка системы уроков с применением информационных технологий.

^ 8 Разработка проспекта содержания учебной дисциплины (наименование дисциплины – по выбору).

9 Разработка программы курса «Новейшая техника и технология» (12 часа).

^ 10 Написание параграфа учебника (пособия) по курсу.

11 Разработка методического самоучителя по теме предмета (предмет и тема – по выбору).

^ 12 Разработка уроков развития памяти (воображения, внимания, мышления и т.д.).

13 Составить фрагмент методической разработки «Занимательное материаловедение » («Занимательная электротехника», «Занимательная физика в быту», «Занимательная химия в моей профессии» и т.д.).

^ 14 Написание сказки на техническом материале.

15 Разработка упражнений на развитие творческих способностей педагога профессионального обучения.

^ 16 Разработка условий контракта для работы в частном техническом лицее.

17 Новые подходы к постановке курса (наименование дисциплины - по выбору).

18 Разработка тренинга педагогического общения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
^ ^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

  1. Значение творчества в методической деятельности преподавателя.

  2. Тенденции развития методической деятельности преподавателя.

  3. Требования к преподавателю в условиях работы в новых типах учебных заведений.

  4. Понятие творчества. Специфические признаки творчества.

  5. Педагогическая деятельность как творческий процесс.

  6. Особенности творческого педагогического процесса.

  7. Характеристики творческой личности.

  8. Интеллектуально-эвристические и интеллектуально-логические способности.

  9. Диагностика творческого потенциала личности.

  10. Методики выявления творческих способностей.

  11. Значение и методика креативного тренинга.

  12. Логика творческого процесса. Структура творческого педагогического процесса.

  13. Процедура решения творческой педагогической задачи. Звенья творческого процесса.

  14. Роль категориального аппарата в творческой мыслительной деятельности.

  15. Характеристика понятия идеи. Методы поиска идей.

  16. Мыслительная регуляция поиска решения творческой задачи.

  17. Конструктивная схема решения.

  18. Рефлексия и ее механизмы.

  19. Инновации в методической деятельности.

  20. Философия образования. Место и роль философии образования в создании образовательных проектов.

  21. Дидактические и методические идеи и опыт их реализации.

  22. Образовательный проект: цель, функции, значение, содержание, структура.

  23. Технология формирования проекта. Этапы проектирования образовательных систем и их характеристика.

  24. Процедураэксперимента.

  25. Педагогические функции учебника. Технологии создания учебника.

  26. Методические средства построения учебного текста.

  27. Типы методических разработок.

  28. Технология создания методических разработок.

  29. Структура методической разработки.

  30. Тесты как инструмент дидактических измерений. Конструирование тестов.

  31. Особенности дидактического исследования. Элементы дидактического исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ранжирование учебной работы студентов и

максимальное количество баллов по ним

Вид учебной работы студента

Кол-во баллов

max

min

1. Лекционный курс

1.1. Посещение лекционных занятий и ведение конспектов


8


7


2. Практикум

Практические занятия

ПЗ 1

ПЗ 2

ПЗ 3

ПЗ 4

ПЗ 5

ПЗ 6

ПЗ 7


4

4

4

3

3

3

3




1

1

1

1

1

1

1

Сумма баллов за аудиторную работу в течение семетра

32

14

^ 3. Индивидуально-творческая работа

38 17

^ Основные критерии качества выполнения ИТР:

1. Актуальность выбранной тематики, оригинальность рабо­ты, новизна идей или способов, пути их разработки; правильность выделения проблемы. Ценность работы с учетом специфики местных условий, целей и задач учебного процесса, контингента учащихся и других факторов.

  1. Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования, как за рубежом, так и у нас.

  2. Эффективность, порядок внедрения идей или предлагаемых способов на практике, в работе самого испытуемого. Показать параметры и критерии, с помощью которых можно представить полную, и объективную картину анализируемых явлений. Умение определять предметную, операционную, ценностную составляющие идеи.

  3. Перспективность и практическая значимость работы. Умение группировать идеи в конструкции. Возможность использования идей, программ, методик в учреждениях образования. Стиль, грамотность изложения.

  4. Культура оформления (соответствие представленной работы требованиям стандарта).

^ Защита индивидуально- творческой работы

  1. Обоснование мотивов выбора темы, доказать ее актуальность. Характеристика проблемы: научность знаний, представленных в разработке; обоснованность представленной разработки.

  2. Какие идеи Вами выдвинуты для решения проблемы? Как эти идеи реализованы в вашей разработке?

  3. Наличие инновационных подходов в содержании материала, в его представлении. В чем состоит оригинальность, нестандартность Вашего решения?

  4. Можно ли разработку уже сейчас внедрить для использования в учебном процессе? Если нет, то: Какие элементы разработки нужно доработать, совершенствовать?





4
4


4
4


2

5


5

5
5



2
2


2
2


1

2


2
2
2


4. Общая сумма баллов за работу в течение семетра

70

45

^ 5. Инициативные мероприятия







– доклад, сообщение по публикациям и статьям в периодической печати по актуальным вопросам учебной дисциплины;

- проведение факультативных занятий, кружков;

- методическая помощь преподавателям;

- участие в оформлении кабинета и т.п.

до 10 баллов

^ 6^ .Снятие баллов:

– за несвоевременное выполнение;

– за небрежное оформление работы

до 5 баллов

^ Итоговая максимальная оценка

100 баллов


^ Памятка для студента,

обучающегося в рейтинговой системе контроля знаний и умений

по учебной дисциплине

«Методическое творчество»

Наименование учебной дисциплины « Методическое творчество»

Группа Преподаватель ст. преподаватель Осколкова Юлия Вениаминовна

Семестр 8 Учебный год 20 / 20 .

Рейтинг – это индивидуальный суммарный индекс студента, устанавливаемый на каждом этапе текущего, промежуточного и итогового контроля.

В течение семестра, выполняя различные виды работ в соответствии с текущим и промежуточным контролем, Вы зарабатываете рейтинговые баллы. Ваша задача – набрать в течение семестра количество баллов, необходимое для допуска к экзамену: min – 45, max – 70 баллов.

Присутствие на лекции оценивается в 1 балл: 16 часов лекций – max 8 баллов. Пропускать лекции не рекомендуется.

^ Практическая работа (П1, П2, П3) оценивается максимально в 4 балла, П4, П5, П6, П7 – в 3 балла, минимально – в 1 балл;

^ Написание ИТР является обязательной работой для студента и оценивается максимально в 38 баллов, минимально – в 17 баллов.

^ Вид контроля

Баллы

min

max

Текущий контроль:







1) работа на лекциях (8 лекционных занятий)

7

8

2) практические занятия (7 практические работы)

7

24










Текущий контроль:

Тест1

5

8

Тест2

6

10

Работа над ИТР:

20

Итого

45

70

Вы можете повысить свой рейтинг за счет выполнения дополнительных самостоятельных творческих видов деятельности, за которые предусмотрены поощрительные баллы.



п/п

Виды деятельности

Максимальное кол-во баллов

1.

Поиск информации по теме, предложенной преподавателем

10

2.

Методическая помощь преподавателям

10

Вы допускаетесь к зачету, если:

  • по каждому виду работ текущей деятельности набранный балл не меньше минимального;

  • сумма набранных баллов за текущий и промежуточный контроль ³ 45;

Максимальный балл на зачете равняется 30, минимальный – 10.

Сумма рейтинговых баллов студента по дисциплине складывается из баллов, начисленных за текущую работу, зачет, и поощрительных баллов и на основании специальной шкалы переводится в традиционную оценку.

Шкала перевода рейтинговой суммы баллов в традиционную систему оценок:

от 86 до 100 баллов – «отлично»;

от 71 до 85 баллов – «хорошо»;

от 55 до 70 баллов – «удовлетворительно»;

от 1 до 54 баллов – «неудовлетворительно».


Похожие:

Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconГбоу впо уральская государственная медицинская академия
Власова Е. В., Заболотских К. И., Шеметов Г. А. Философия. Учебное пособие: планы семинарских занятий для студентов медицинских и...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации об использовании результатов экзамена по...
Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учащихся девятых классов
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений
Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации по проектированию основной профессиональной...
Положение о комплексном учебно-методическом обеспечении основных профессиональных образовательных программ государственного бюджетного...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации Белгород
Методические рекомендации предназначены для работников образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации по проведению независимой системы оценки...
Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации с целью содействия развитию...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации разработаны в соответствии со следующими...
Методические рекомендации предназначены для родителей обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных...
Методические рекомендации Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями
Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения спб университета мвд россии, обучающихся по специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница