Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками




НазваниеПрактика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Право > Документы
Тема.

Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками.

Уже в те далёкие времена письменный документ служил гарантией выполнения обязательств и ему придавалось важное значение. Так договоре с Византией 944 года читаем: «Отныне же да приходят с грамотой от князя русского, в которой будет засвидетельствовано их мирное намерение… . Если же придут без грамоты, да содержатся под стражею, доколе известим о них князя русского».

Договоры с Византией (911-945гг.) были одними из первых документов, найденных археологами и лингвистами. По этим документам можно сказать, что в древнерусском государстве уже существовала культура написания документов.

Текст излагался в столбец, выделялась заглавная буква, использовался алфавит: глаголица, а потом кириллица. Сначала применялся устав, т.е. прямая графика письменности, затем и полуустав (с наклоном).

В период 978 – 1015 гг. в Киеве существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников, из них готовили:

1) печатников (хранители княжеской печати и изготовители)

2) металников (судейские секретари)

3) писцов (писари, переписчики)

4) дьяков (сотрудники, ответственные за княжеское делопроизводство)

5) ларников (отвечали за хранение документов в ларях, сундуках, монастырях, храмах). Документ, хранящийся у ларника (в монастырях, храмах) имел юридическую силу.

Все эти концеляристы служили при князьях и у крупных начальников. Материалом для создания документа являлся пергамент (особо выделена телячья, баранья, или козлиная кожа). Самым древним документом на Руси была грамота – это отдельный лист пергамента шириной 15 – 17 см, а длина не ограничивалась, за счет подклейки других пергаментов.
^ Приказное делопроизводство.
По мере превращения московского княжества в великорусское государство усложнялись административные задачи. Князь давал поручения (приказы) ближайшему окружению (боярам) по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением - Боярской Думой.
Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства называется приказным периодом.

С 15 по 17 век система органом государственного

управления выглядела следующим образом:
Царь

^ От царя исходили Указы, Грамоты,

(вестовая, вкладная, бессудная, отказная, окружная, жалованная)




Боярская дума

от Думы –приговоры Боярской Думы




Приказы

^ От приказов – памяти (документ для переписки между приказами)




Избы

(губная, земская, съезжая или приказная)


Приказы назывались : разрядный, поместный, тайных дел, пушнарский, разбойный, холопий, большой казны, казанский, сибирский и др.

Таким образом, Приказы выступали в качестве ведомственных учреждений.

Структура приказа:
Судья




Дьяк




Подъячие

В 15 веке дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую сначала привезли из Западной Европы, а со второй половины 17 века стали производить в России.
В делопроизводстве Приказов продолжала использоваться форма документа – столбец (столп, столпник) – длинная узкая бумага. Например, Грамота царя Алексея Михайловича имеет длину более метра, а Соборное уложение 1649 года насчитывает 309 метров.
Столбовая форма делопроизводства была отменена Петром I, так как длинные документы (свитки) неудобно было разворачивать и сворачивать при поиске необходимого документа, а места склеивания (сставы) были непрочными, что приводило к износу и ветшанию документа.

В это время зарождается ещё одна форма документа – тетрадная.
Документы стали создаваться в тетрадях при помощи чернил и гусиных перьях. Тетрадь – это лист бумаги сложенный пополам. По мере необходимости тетради переплетали в книги (в них велись списки, финансовые, учётные, регистрационные и другие записи.)
Основные виды документов периода приказного делопроизводства:


  1. грамота – царские указы, посылаемые из приказов на места.

  2. приговоры – исходили от думы.

  3. наказы – от царя воеводам и др. местным начальникам.

  4. доклады – представлялись Приказом царю и в думу.

  5. отписки – направлялись местными учреждениям от воевод в Приказы.

  6. челобитные – обращения граждан, частных лиц к центральной власти.

  7. грамотки – личная переписка.


В этот период начинает формироваться формуляр документа – это совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов и языковых формул) документа, расположенных в определённой последовательности.
Первые реквизиты – автор и адрес, т. е. от кого и кому.

Однако в документах приказного делопроизводства большинство реквизитов ещё не выделялось из текста, т.е. обращение, адресат, дата, автор и собственно содержание документа составляло сплошной текст.

Таким образом, с созданием Приказов в Русском государстве сложилось обширное бумажное делопроизводство.
В деятельности Приказов появились прямые предписания по содержательной и оформляющей частям документов, порядок их оформления и движения как внутри Приказа, так и между Приказами.

Делопроизводство требовало определённых навыков и опыта, которых часто не имел начальник Приказа – судья, поэтому в помощники судьям в Приказы назначались дъяки. Делопроизводство в учреждениях 16 – 17 веков основывалось на канцелярских традициях и не регулировалось. законодательством.

^ Система коллежского делопроизводства.
В 1699 г. Петр вводит в обращения гербовую бумагу, а в 1700 г издает указы об отмене столбовой формы документа и о всеобщем переходе к тетрадной форме.
Петр 1 проводит реформы документа в области государственного устройства и управления и возникает следующая система учреждений: сенат, синод, кабинет и коллегии. Во главе территорий стоят губернаторы, воеводы, комиссары, и др. органы.

Таким образом, за период с 1718 – 1720 гг. было создано 12 коллегий:


  1. иностранных дел

  2. адмиралтейская

  3. камер-коллегия – обслуживание царского двора

  4. бергколлегия

  5. мануфактур-коллегия

  6. коммерц-коллегия

  7. юстиц-коллегия

  8. вотчинная

  9. главный магистрат

  10. военная

  11. ревизион-коллегия

  12. штатс-контр – коллегия



Петр 1 в 1720 г. утверждает Генеральный регламент, который вводит систему делопроизводства получившие название коллежской. За образец были взяты шведские коллегии. Пётр 1 подчёркивал важность коллегиальности в работе государственных учреждений – «что един не постигнет, постигнет другой. Всё важное через советы бывает».
^ Структура коллегии.



Президент



Вице президент



Советники



Асессор
В этот период Петр 1 уделяет много внимания организации делопроизводства и по его поручению в структуре коллегии создается самостоятельный орган – канцелярия.

Главной фигурой канцелярии становится секретарь, который несет ответственность за организацию делопроизводства в коллегии.

В состав канцелярии входят:


  1. нотариусы, они вели протоколы по делам

  2. регистраторы

  3. переводчики

  4. толмачи

  5. актуариус – вел журнал всех входящих бумаг и отвечал за обеспечение канцелярскими принадлежностями

  6. канцеляристы-сотрудники, которые готовили документы

  7. копиисты

  8. вахмистр-сторож

Параллельно со службой в канцелярии создаются актохранилища (архивы). В канцеляриях в первую очередь рассматривались государственные дела, а затем частные. Появляется еще один реквизит в документах - подпись руководителя.

Постепенно в коллежском делопроизводстве появляются новые чины:

  • Асессор

  • Аудитор

  • Маклер

  • Бухгалтер

  • Герольдмейстер

  • Министр

  • Губернатор

  • Инспектор.


Появились и новые документы: векселя, облигации, протоколы, мемории, корреспонденции, рапорты и др.
В формуляре документа утверждаются следующие реквизиты:

  • Дата

  • Подпись

  • Наименование

  • Отметка о согласовании

  • Регистрационный номер

  • Отметка о контроле

  • Отметка о направлении дела или в архив


Таким образом, Генеральный регламент определил законченную систему норм по документированию деятельности центральных рапорядительных органов отраслевого управления – коллегий и их переписки с другими учреждениями.
В 1722 году издаётся «Табель о рангах» - документ, положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых в официальных бумагах было обязательным.
^ Система министерского делопроизводства.
Начало 19 века отмечено новой реформой государственного управления и делопроизводства – министерской (коллегии были заменены министерствами). Управление осуществлялось на основе единоначалия с помощью таких официальных документов, как циркуляры и распоряжения (в гражданских делах), приказы (в военных делах).

Были созданы министерства во главе с министрами:

  • Военно-морских сил

  • Иностранных дел

  • Народного просвещения

  • Юстиции

  • Внутренних дел

  • Коммерции

  • Финансов


Структура министерства
Канцелярия министра Министр совет министра

(товарищи министра)



департаменты



канцелярии


Министерское делопроизводство развивается по двум направлениям:

  1. создание форм документов

  2. движение документов и дел:

- создание

- подписание

- регистрация

- запечатывание в пакет

- написание адреса

- отправка

Деловая документация перед отправкой обязательно опечатывается сургучной печатью. В этот период в России появляются почтовые конверты и марки. Появляется телеграф, печатные машинки и возникает новый вид переписки – телеграммы.


^ Делопроизводство начала ХХ века - 1917года.
Начало ХХ века охарактеризовалось стройной системой делопроизводства.

Однако, события октября 1917года кардинально изменили государственный аппарат. Во главе государства становится Всероссийский съезд советов. Первое советское правительство – это Совет Народных Комиссаров. В его составе 13 народных комиссариатов. Делопроизводство или документационное обеспечение управления обслуживает государственное устройство.

В этот период уровень документационного обеспечения управления снизился.

В нашей истории начинается (практически с нуля) новый период становления и развития делопроизводства.

Похожие:

Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconСтатья из сборника: «Теория и практика реализации деятельностного...
Тема: «Способы работы над картиной как одно из средств развития эмоциональной культуры младшего школьника»
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconКолдовство бывает разное
В одной далёкой стране, в Заколдованном Замке, жила Прекрасная Принцесса. И мечтала она, что когда-нибудь (желательно, поскорее!)...
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconПлан-конспект урока практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии фио (полностью)
Повторительно-обобщающий урок после изучения темы: «Западная Азия в древности». Урок 24
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconПервомайскому району исполняется 80 лет. 3 октября 1933 года считается...
В их честь новый мост был назван Комсомольским. Бригады добивались невиданной производительности труда. На объектах работало до 10...
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconБиологические задачи по многообразию животных
Сурского водохранилища, скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же виды инфузорий, что и в расположенном...
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconУслуги Цена Сбор сведений по гражданским делам от 3 000 руб
Сбор информации о субъектах предпринимательской деятельности. Проверка потенциальных деловых партнеров и клиентов. Выявление ненадежных...
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками icon56. 24.(01) Чжао Цзин «Информационная война»: методы и практика манипулирования...
Организация, способы и технологии информационно-психологиченого воздействия информационных войн 13
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconКонтрольная работа по дисциплине: документоведение и делопроизводство (сокращение)
От полноты и качества оформления документов зависит их доказательная (юридическая) сила, так как они служат свидетельством, подтверждением...
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconПо дисциплинам «Управленческая психология» и«Управление персоналом»...
Роль деловых конфликтов в процессе управления, управление конфликтами
Практика составления деловых документов восходит к далёкой древности. Виды официальной корреспонденции, формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались веками iconГрафик учебного процесса по специальности
Практика пробных уроков, практика по внеклассной работе (рассредоточена в течение семестра)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница