А. Г. Атаева, Л. М. Мухамедьярова




НазваниеА. Г. Атаева, Л. М. Мухамедьярова
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Право > Документы
УДК 351.712.3

А. Г. АТАЕВА, Л. М. МУХАМЕДЬЯРОВА

Уфимский государственный авиационный технический университет

административныЕ регламентЫ предоставления государственных услуг: понятие, необходимость, проблемы разработки
Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем в определенной мере связаны с качеством государственного управления, одним из направлений которого является предоставление государственных услуг федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при осуществлении отельных государственных полномочий. Стремясь упростить процедуру их предоставления, сделать обслуживание более качественным и доступным, сократить его сроки, органы власти РФ приступили к масштабному оказанию услуг в электронном виде.

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, – деятельность по реализации функций соответствующих органов, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [5].

Несмотря на то, что законодательно закреплены основные положения по оказанию и контролю за исполнением государственных услуг, существует ряд проблем, порождающих низкую эффективность исполнения государственных функций, среди которых:

  • отсутствие четкого разграничения полномочий по выполнению государственных услуг между различными уровнями государственной власти и между государственными органами одного уровня;

  • сложный порядок оказания государственных услуг гражданам и юридическим лицам;

  • отсутствие четкого контроля за использованием бюджетных средств;

  • отсутствие внутреннего административного контроля;

  • низкая эффективность использования государственного имущества;

  • отсутствие, либо неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций;

  • закрытость процесса принятия и реализации управленческих решений для физических и юридических лиц.

Эти проблемы в частности связаны с отсутствием четких процедурных норм, регулирующих сам процесс оказания государственной услуги, что обуславливает актуальность разработки и совершенствования административных регламентов.

В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. устанавливается, что административный регламент исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг представляет собой нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций [1].

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Административные регламенты должны разрабатываться соответствующими комиссиями, в состав которых должны входить представители государственных органов и представители структур гражданского общества. Представители государственных органов в таких комиссиях будут отстаивать интересы и решать задачи минимизации усилий соответствующих органов на выполнение функций, а представители гражданского общества – задачи минимизации числа самих функций и максимизации качества их исполнения [6].

С начала 90-х гг. ХХ в. многие страны разрабатывали регламенты государственных услуг и пытались их внедрять. Побудительным импульсом для осуществления подобных инициатив стало понимание того, что государство должно идти навстречу пожеланиям потребителя и оказывать свои услуги по экономически адекватной цене (соответствующей затратам) [7].

Первый опыт создания регламентов государственных услуг был в Великобритании, когда в 1991 году была принята Хартия Гражданина, которая создала условия для развития процессов стандартизации и регламентации государственных услуг. Франция выдвинула свою инициативу, опубликовав Хартию государственных услуг, где схематично обрисованы основные принципы, которых придерживается государство при предоставлении услуг своим гражданам.

В Соединенных штатах Америки опыт создания административных регламентов связан с опубликованием Президентского Указа, подписанного Президентом США Биллом Клинтоном в сентябре 1993 года, в котором были установлены требования разработки и опубликования стандартов оказания государственных услуг населению всеми учреждениями и организациями страны. Первые шаги этой инициативы были описаны в президентском документе «Поставить клиента на первое место: Стандарты для обслуживания американского народа» [7].

После такого начала правительства во всем мире предприняли некоторые шаги по дальнейшей реализации концепции регламентации предоставления услуг. Принцип сделать правительство в большей степени подотчетным перед гражданами в разных странах реализуется в различной степени, от простых изъявлений добрых намерений и пожеланий до конкретных систем обратной связи, с механизмами подачи жалоб и средствами защиты права в случае несоблюдения стандартов [7].

Одновременно с зарубежными инициативами Российское Правительство тоже предприняло попытки улучшить обслуживание населения. В частности в 2010 г. был принят федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5], где расписаны требования к разработке административных регламентов и стандартов оказания государственных услуг, определены функции и обязанности многофункциональных центров, учреждаемые при Правительствах в каждом субъекте РФ, которые осуществляют непосредственный перевод механизма предоставления государственных услуг в электронный вид.

В Постановлении Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» определены требования разработки и применении административных регламентов, а также об организации независимой экспертизы проектов административных регламентов [2].

В Республике Башкортостан опыт регулирования оказания государственных услуг связан с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2008 г. № 456 «О порядке разработки и утверждения стандартов качества предоставления государственных услуг», в котором установлены цели разработки и применения стандартов качества предоставляемых услуг населению [3]:

1) повышение степени удовлетворенности получателей государственных услуг за счет повышения качества предоставления государственных услуг;

2) повышение эффективности деятельности организаций, предоставляющих государственные услуги, за счет создания системы контроля за результативностью их деятельности;

3) определение объемов финансового обеспечения организаций, предоставляющих государственные услуги, необходимых для соблюдения стандартов качества предоставления услуг.

На сегодняшний день в республике Башкортостан действует портал государственных услуг, в котором можно найти необходимую информацию о предоставлении всех государственных услуг, административные регламенты которых были официально одобрены Министерством Юстиции РБ.

Однако существует ряд проблем разработки и реализации административных регламентов. Среди них можно выделить следующие:

  1. упрощение предоставления государственной услуги для физических и юридических лиц связано с усложнением самого административного регламента;

  2. несоответствие положений административных регламентов действующим инструкциям и нормативно-правовым актам органов исполнительной власти;

  3. излишняя регламентация административных процедур, усложняющая процесс предоставления государственных услуг.

Таким образом, разработка административных регламентов является одним из важнейших элементов совершенствования процесса оказания государственных услуг. И, несмотря на то, что существует ряд проблем по их разработке, сам факт того, что осуществлен переход к упорядочиванию и увеличению степени открытости принятия и реализации управленческих решений позволяет сделать вывод о том, что Россия стремится к оптимизации государственного управления в соответствии с общемировыми тенденциями.
Список литературы

  1. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 09.02.2008). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. №679. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base= LAW;n=92378.

  3. О порядке разработки и утверждения стандартов качества предоставления государственных услуг [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2008 г. № 456. URL: http://minfinrb.bashkortostan.ru/08/13/456.htm.

  4. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005 - №4, ст. 305.

  5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2010 г. : одобр. Советом Федерации Фед. Собр. Рос. Федерации 14 июля 2010 г. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=103023.

  6. Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг [Текст] / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность.- 2006. - №4. - C.5-19.

  7. Хосе де Баррос. Доклад о зарубежном опыте внедрения системы стандартов оказания государственных услуг и комментарии по поводу российского опыта [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/ 2010/05/18/1217263822/7.doc.

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница