Единый госэкзамен: срезались




НазваниеЕдиный госэкзамен: срезались
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Право > Документы



Единый госэкзамен: срезались...

В этом году наш всеобщий праздник — День знаний 1 сентября, т. е. начало нового учебного года — Ми­нистерство образования РФ отметило тем, что «позд­равило» само себя, обнародовав результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ): большинство вы­пускников средних школ России, сдававших ЕГЭ, по­лучили «тройки», и очень немногие — «отлично». По мнению руководителя департамента общего образо­вания Минобразования РФ В. Шаутина, выявление таких показателей только подтверждает правильность идеи введения ЕГЭ в России: «Нашей задачей было создание объективного среза уровня образования».

В этом году результаты ЕГЭ принимали 464 вуза. Для того чтобы быть зачисленным в один из них, на­до было получить на экзамене более 70 баллов, т. е. «четверку». По данным портала информационной поддержки ЕГЭ, «пятерки» по истории получили всего 9,6% выпускников (всего экзаменовались 18 061 человек), «четверки» — 36,2%, а «тройки» — 44,5%. По русскому языку (экзаменовались 250 511 человек) 5,5% получили «пятерки», 42,2% — «четвер­ки» и 44% — «тройки». По литературе (экзаменова­лись 1626 человек) «пятерки» получили 13,3%, «чет­верки» — 28,9% и «тройки» — 48,3%. Эти данные красноречиво свидетельствуют об уровне получен­ных абитуриентами знаний. Более того, с такими «усредненными» данными выпускники не смогут рассчитывать на поступление в какой-либо вуз.

Винить ли за обнажившийся «срез» бедствующих учителей, обнищавших родителей, реформируемую школу или министерских реформаторов — объяс­нить никто не может. Как никто так и не объяснил, чему, как и почем собираются учить в России школь­ников и студентов. Всё так не устоялось...

Ну, а как там, где «устоялось»? Почитаем, сравним да поразмыслим.

Образование в Великобритании*

Все дети, проживающие в стране, согласно закону, обязаны учиться. В Англии, Шотландии и Уэльсе обучение начинает­ся с пятилетнего возраста и продолжается 11 лет, в Северной Ирландии дети начинают учиться раньше и учатся дольше — с четырех до шестнадцати лет. С начала 1990-х годов стало развиваться и широко финансироваться дошкольное обучение, ибо считает­ся, что начинать «официальное» обучение пятилет­ние дети должны не «с нуля», а уже имея первона­чальные знания в письме и счете.

Обязательное обучение начинается для британс­ких детей в начальных школах. Практически все уче­ники государственных начальных школ затем пере­ходят в средние общеобразовательные школы. Эти школы принимают учащихся из начальных школ без тестирования, без характеристик и ссылок на успе­ваемость или поведение, обеспечивая возможность всем детям, проживающим в данном регионе, полу­чить обязательное среднее образование. Все предме­ты изучаются в каждой государственной средней школе Британии по одной и той же программе.

В Северной Ирландии, однако, ученики, успешно прошедшие тестирование по английскому языку, ма­тематике, химии и биологии, могут быть зачислены в государственные специализированные средние школы для одаренных детей, остальные продолжают обязательное обучение в обычных средних общеоб­разовательных школах. Специализированные сред­ние школы могут представлять собой технические, языковые, спортивные колледжи, а также колледжи искусства и школы бизнеса.

Общенациональная школьная программа Великоб­ритании подразделяется на четыре основных этапа: для учащихся в возрасте 5—7 лет, 7—11 лет, 11-14 лети 14—16 лет. На каждом из этапов преподаются предме­ты, считающиеся основными: английский язык и ли­тература, математика. Естественнонаучные дисцип­лины — биология, химия, физика — объединены в единый предмет. История, география, изобразитель­ное искусство и музыка также являются обязательны­ми предметами. Изучение иностранного языка начи­нается с 11 лет. Преподаются также физкультура и ре­лигия, однако изучение последней не является обяза­тельным. В школьных программах есть дисциплины, которые выбираются учениками в соответствии с их интересами. Так, в 10—11 классах изучение истории, географии, изобразительного искусства и музыки ста­новится свободным. Ученики также выбирают, какой иностранный язык будут изучать. С 2002 г. в програм­мах английских школ в качестве одного из основных предметов появился новый — «Гражданство». Его де­ти будут изучать с 11 лет и до конца обучения.

Источник: «Отечественные записки», № 1, 2002.






Для получения аттестата, свидетельствующего о получении обязательного образования, по достиже­нии учащимися 16 лет и окончании 11 -го класса об­щеобразовательной школы, необходимо сдать выпу­скные экзамены по восьми предметам. В случае не­успешной сдачи экзаменов учащийся вправе через год пересдать их. Для этих учащихся школа предус­матривает специальный годовой курс подготовки для пересдачи экзаменов. Разработкой экзаменаци­онных программ занимаются специальные незави­симые правительственные квалификационные коми­теты. Утверждает эти программы министерство об­разования страны.

^ Высшее образование в Англии можно получить в университете или колледже высшего образования. Каждое из этих учебных заведений имеет право присваивать степени и выдавать дипломы либо от своего лица, либо от лица одной из национально признанных организаций, членом которой оно явля­ется.

^ Степень бакалавра присуждается после трех- или четырехлетней учебы по специализированным прог­раммам на дневном отделении университета или колледжа. Эта степень позволяет занять хорошее место в среднем инженерно-техническом звене или среднем руководящем звене частной или государ­ственной компании, промышленного предприятия или открыть частную практику (юрист, медик). Имея степень бакалавра, можно со временем рассчитывать на значительное продвижение по службе. Эта сте­пень признается во всем мире, что дает высокие шансы на успешную профессиональную карьеру в любой стране. Степень бакалавра является также не­обходимым условием для продолжения обучения на следующем уровне образования по программе маги­стра и доктора.

В Англии и Уэльсе для получения степени бака­лавра требуется три года учебы, в Шотландии — че­тыре. В случае, когда для получения какой-то степе­ни требуется не только учеба, но и производственная практика, общий срок соответственно удлинится. Учебный курс, заканчивающийся присвоением сте­пени бакалавра в таких областях, как медицина, сто­матология и архитектура, может длиться до семи лет.

Аспирантский уровень образования ведет к полу­чению степени магистра и доктора. Учебные магис­терские программы организованы следующим обра­зом: после 8—9 месяцев лекций и семинаров сдаются экзамены, а затем студенты в течение 3—4 месяцев делают дипломный проект; по результатам экзаменов I защиты дипломной работы присваивается степень магистра. Степень магистра-исследователя часто на­зывают магистром философии. Чтобы получить эту степень, нужно в течение 1—2 лет вести под руковод­ством старшего профессорско-преподавательского состава самостоятельную научно-исследовательскую

работу. Как правило, сту-денты не заканчивают об­разование на этой ступе­ни, а продолжают свою исследовательскую работу ', с целью получения степени доктора или доктора филосо­фии. В Великобритании большин­ство программ, ведущих к ее получению, — это чисто исследовательские проекты, на которые уходит 2—3 года. Степень доктора присваивается после успеш­ной защиты диссертации.

Образование во Франции*

Во Франции подготовка к начальной школе осуще­ствляется в детском саду, посещение которого обя­зательно. Воспитательно-образовательный процесс здесь рассчитан на 3—4 года.

Обучение в начальной школе (бесплатное) начина­ется в 6-летнем возрасте и продолжается 5 лет. Обя­зательное образование продолжается в средней школе (коллеж), куда выпускники начальной школы посту­пают в 11-летнем возрасте. В 1975 г. французское правительство установило единый образовательный стандарт для коллежей. Курс средней школы рассчи­тан на 4 года, а классы нумеруются в обратном по­рядке — с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразова­тельные дисциплины), пятого и четвертого клас­сов — центральным (вводятся физика, химия, ла­тынь и второй иностранный язык), а третьего клас­са — ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение ко­торых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей перехо­дят в старшую школу, или лицей. Курс лицея рассчи­тан на три года. Лицеи делятся на профессиональ­ные, центры подготовки подмастерий, общеобразо­вательные и технологические. Обучение в старших школах двух первых типов не подразумевает получе­ния в дальнейшем университетского образования. Для французских лицеев характерен индивидуаль­ный подход к ученику, он может самостоятельно ре­шать, в какой степени хочет овладеть той или иной дисциплиной.

По итогам обучения в старшей школе ее выпуск­никам присваивается степень бакалавра. Выпускни­кам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра (в 2001 г. таких было около'25% от общего числа учащихся лицеев), выдается свиде­тельство об окончании средней школы, которое иск­лючает возможность продолжения образования в университете.

* Источник: «Отечественные записки», № 2, 2002.

Выпускники профессиональных лицеев и цент­ров подготовки подмастерии могут продолжить свое образование в техникуме или технологическом инс­титуте, которые относятся к категории дополни­тельной старшей школы. В этих учебных заведениях ежегодно обучаются около 300 тыс. французов. По результатам двухгодичного обучения в дополнитель­ной старшей школе выдается диплом, дающий право поступить в университет или приравненную к нему специализированную высшую школу.

Система собственно высшей школы во Франции состоит из государственных и частных университе­тов и приравненных к ним специализированных выс­ших школ. Преобладают государственные универси­теты — их около 70. Плата за обучение в государ­ственном университете незначительна. Структурны­ми подразделениями университетов являются разного рода институты и исследовательские цент­ры; при некоторых университетах существуют «под­шефные» коллежи и лицеи. К числу основных преи­муществ государственных университетов относятся регламентация и стандартизация их учебных планов Министерством национального образования Фран­ции (государственная гарантия качества образова­ния), строгий отбор по конкурсу профессорско-пре­подавательского состава, государственные социаль­ные гарантии преподавателям и студентам.

Зачисление во французские университеты осуще­ствляется без вступительных экзаменов (достаточно представить диплом старшей школы, а иногда и от­ветить на вопросы теста). Абитуриенты-иностранцы должны сдать экзамен по французскому языку.

Курс высшей школы состоит из трех циклов — двух основных (по 2-3 года) и дополнительного, ко­торый представляет собой цикл последипломного образования. Диплом о завершении первого цикла позволяет устроиться на работу в качестве менедже­ра младшего и среднего звена. По итогам первого го­да второго цикла высшей школы студенту присваи­вается степень лиценциата, а по итогам двух лет вто­рого цикла — степень магистра. В тех университетах, где второй цикл рассчитан на 3 года, после третьего года обучения студенту присваивается степень инже­нера. В зависимости от уровня университета его вы­пускник может получить как национальный диплом, обладающий одинаковой правомочностью на всей территории Франции, так и «внутренний диплом», который признается лишь определенными учрежде­ниями или фирмами.

Дополнительный цикл высшей школы позволяет получить диплом о специальном высшем образовании либо исследовательский диплом. Получение первого диплома, как правило, подразумевает продолжение

профессиональной деятельности в соответствующей сфере, а второ­го — позволяет продолжить акаде­мическую научную работу и поступить в докторанту­ру. Обучение в докторантуре рассчитано на 3-4 года и завершается защитой диссертации на степень док­тора, что позволяет преподавать в университете. Для получения высшей ученой степени —- профессора — соискатель, уже имеющий степень доктора, должен представить Национальному жюри свои научные труды.

Приравненные к университетам специализирован­ные высшие школы (их около 300) созданы во Фран­ции по инициативе государственных властей и част­ных предпринимателей для подготовки специалис­тов в конкретных сферах экономической деятель­ности или служащих органов государственной власти. Так, высшие педагогические школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище — военных специалистов, Нацио­нальная школа управления (Эколь Нормаль) — вы­сококвалифицированных служащих государствен­ного аппарата. К высшим школам относят также 5 католических институтов. Специализированные высшие школы являются во Франции более прес­тижными учебными заведениями, чем государствен­ные университеты.

Образование в США*

В стране отсутствует единая государственная систе­ма образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

Большинство американских дошкольников воспи­тываются в детских садах, по существу нулевых клас­сах, в которых детей подготавливают к обучению, постепенно переходя от игр к чтению, письму. Дош­кольные отделения общественных школ посещают более 60% всех пятилетних детей.

Начальная школа — это самостоятельно существу­ющее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. Характерным для начальной школы является комплектование классов по способ­ностям учащихся. Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы в соответ­ствии с результатами тестов: А — «одаренные», В -«нормальные», С — «неспособные». Со «способны­ми» ведутся серьезные, насыщенные занятия с до­вольно высокими требованиями к знаниям учащих­ся. Эти дети ориентированы на колледж уже С пер­вых лет обучения.

В 8-м классе появляется система выбора предме­тов, а обязательными предметами являются анг­лийский язык, математика, обществоведение, есте­ствознание, физкультура с гигиеной, музыка и изоб-

* Источник: «Отечественные записки», № 1, 2002.

Похожие:

Единый госэкзамен: срезались iconИзобразительно-выразительные средства языка
Сходное расположение элементов текста, которые соотнесены по смыслу и создают единый поэтический образ
Единый госэкзамен: срезались iconI общие сведения об общеобразовательном учреждении
...
Единый госэкзамен: срезались iconЛитература Английский язык
...
Единый госэкзамен: срезались iconОтчет о проведенном Едином Всекубанском классном часе
Моу сош №18 прошел единый Всекубанский классный час «Святая мать добром спасет»
Единый госэкзамен: срезались iconЕдиный государственный экзамен по обществознанию демонстрационный вариант 2006 г
Выделяя основные элементы об­щества, их взаимосвязь и взаимодей­ствие, ученые характеризуют общество как
Единый госэкзамен: срезались iconКраевой конкурс «Единый Всекубанский классный час «Олимпийский старт...
Цель: Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, олимпийскими традициями современности
Единый госэкзамен: срезались iconПроект расписания проведения егэ в 2013 году в основные сроки
Единый государственный экзамен по всем предметам начинается в 10: 00 по местному времени во всех субъектах Российской Федерации
Единый госэкзамен: срезались iconУправление кабинетскими рудниками и заводами
Территория Кузбасса в 1-й половине 19 века входила в состав Колывано-Воскресенского (с 1830 — Алтайского) горного округа, представлявшего...
Единый госэкзамен: срезались iconЛитература Английский язык
Единый государственный экзамен (егэ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ...
Единый госэкзамен: срезались iconСообщение о существенном факте
«О направлении акционерным обществом заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница