«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения»




Название«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения»
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Право > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рамоньская средняя общеобразовательная школа

«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения»

Выполнила:

Учитель истории

МОУ Рамоньская СОШ

Токарева Надежда Александровна

Рамонье 2010
В июне 2009 г. были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

^ 1.Обновление целей общего образования 

Тенденции развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. 

В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Важными целями образования должны стать: 

─       развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 

─       умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); 

─       готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 

─       толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. 

2

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание. 

В содержании образования необходимо решить следующие задачи: 

1.    Устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.

2.    Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся. 

3.    Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ (профильность старших классов школы). Уменьшить долю обязательных часов в учебном плане по мере продвижения к старшим ступеням образования, увеличить время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность). 

4.    Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права.

5.    Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объеме не менее 6 часов в неделю в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося.

6.    Осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования. 

7.    Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

3

8.    Обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ, перейти от вариативности для учителя к вариативности для учащегося.

9.  Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.    

Важно отметить, что выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказа от традиционных целей российского образования. Напротив, они получают новое звучание. Новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность. 

^ 2. Инновационный характер требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Формулировка этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта.

^ Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Предметные результаты представляют собой усвоенные учащимися при изучении учебного предмета (истории, обществознания и др.) знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний.

^ Метапредметные (компетентностные) результаты представляют собой

освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов

4
обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

^ Личностные результаты — это сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Образовательные стандарты первого поколения были ориентированы в основном на определение уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений конкретного школьника.

Стандарты второго поколения имеют два основных назначения.

Во-первых, стандарты второго поколения предусматривают, прежде всего, определение ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования. Во-вторых, стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ. В этом отношении стандарт выполняет функцию, близкую ЕГЭ.

^ 3. Особенности системы оценки планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ.

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать выявление предметных, метапредметных и личностных результатов образования. В концепции нового стандарта определяются способы оценки требований, подлежащих проверке и не подлежащих формализованному итоговому контролю.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на оценку состояния и

тенденций развития системы образования, является базой для разработки

5

программ развития образования, принятия различных управленческих решений.

Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника, станет основой для определения условий выдачи документов о достигнутых уровнях образования.

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов (в том числе истории, обществознания и др.), относится способность к решению учебно-практических задач на основании:

  • системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений;

-умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

Вот критерии оценки результатов, подлежащих проверке и аттестации:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;

  • коммуникативные и информационные умения;

-умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

  • способность к контролю и самоконтролю;

  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Эти результаты проверяются и выявляются с помощью специальных процедур, включающих:

6

- контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);

-представление выпускниками учреждений общего образования портфолио -пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

  • индивидуальные психологические характеристики личности.

  • Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности (в том числе -поддержание и укрепление здоровья обучающихся) ведется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений

проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ.
Литература:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М., 2008.

  2. Сайт «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» // http://www.standart.edu.ru/.

  3. Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.,2004.

  4. «Преподавание истории в школе», 2009, №8.

7

Похожие:

«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconПроект «Новые образовательные стандарты: новое качество образования»
Создание системы обучения, обеспечивающей готовность и способность обучающихся к саморазвитию
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconПриказ от 18. 03. 2011 №119 о/д план мероприятий по переходу на новые...
По переходу на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (фгос) в моу сош №59 Г....
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconПереход на новые образовательные стандарты
Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconАналитический отчет о деятельности учреждения за 2011-2012 учебный год
Доступность образования. Переход на новые образовательные стандарты. Обновление содержания образования
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconПрограмма образовательного модуля Инновационные образовательные ресурсы...
Программа предназначена для повышения квалификации педагогических кадров образовательных учреждений по вопросам содержания и организации...
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconОбразовательные стандарты и требования цели и задачи на новый учебный год
Цель образовательного процесса: обеспечение повышения качества образования выпускников через реализацию в образовательном процессе...
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» icon«Профессиональное мастерство педагога как фактор успешного перехода...
Психологическое сопровождение развития индивидуальных познавательных способностей обучающихся
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconМатериально-техническое обеспечение
Фгос общего образования, обеспечению учебного плана Лицея учебниками, реализующими новые государственные образовательные стандарты....
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconПрограмма формирования
Не случайно первым пунктом президентской инициативы «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие...
«Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения» iconОпорная площадка
Теоретическое изучение основ Универсальных Учебных Действий в учебной деятельности младших школьников в условиях перехода на новые...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница