Принято




НазваниеПринято
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Право > Документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1»

Благовещенского района Алтайского края


ПРИНЯТО

Педагогическим советом школы

Протокол № _____

от «___» ___________ 2012 г.





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:_________ Л.В. Требтау

Приказ № ____

от «___» ___________ 2012 г.



ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе


Р.п. Благовещенка – 2012


  1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения на основании методических рекомендаций КГОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин входит в компетенцию образовательного учреждения.

1.3. Рабочая программа — нормативно-правовой документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования) и входящий в структуру Образовательной программы общеобразовательного учреждения.

1.4. Рабочая программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной или авторской программы по учебному предмету (образовательному компоненту).

В качестве примерных программ учебных предметов выступают примерные программы, разработанные по заказу Министерства образования и науки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п.19 ст.28 Закона РФ «Об образовании». Они составляются на основе государственного стандарта общего образования и конкретизируют содержание предметных тем, включённых в стандарт, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса, определяют минимальный набор самостоятельных, практических, лабораторных работ, выполняемых учащимися, опытов, демонстрируемых учителем в классе.

^ Примерные программы учебных предметов федерального Базисного учебного плана 2004 года размещены на сайте Министерства образования и науки РФ: www. mon.gov.ru.

^ Примерные программы учебных предметов начальной ступени общего образования и проекты примерных программ учебных предметов основной ступени в контексте требований стандартов второго поколения размещены на сайте: www. standart.edu.ru.

^ Примерные программы носят рекомендательный характер и служат ориентиром для разработки авторских программ, учебников, основанием для составления рабочих программ по учебным предметам (элективным курсам, факультативам, курсам дополнительного образования).

^ Авторская программа – программа, не имеющая аналогов, основана на авторской концепции построения содержания учебного предмета, курса. Чаще всего именно авторские программы по учебным предметам, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ, используются педагогами при составлении рабочих программ. В связи с этим именно они играют роль примерных программ при составлении учителем тематического поурочного планирования.

1.5. Рабочая программа разрабатывается педагогом на каждый учебный год для класса (параллели классов, обучающегося, находящегося на индивидуальном обучении на дому)

1.6. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации, руководства и контроля образовательного процесса по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

1.7. Задачи рабочей программы:

  • практическая реализация компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

  • определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.8. При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы:

    • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

    • возрастные, индивидуальные особенности и состояние здоровья учащихся;

    • уровень их способностей;

    • характер   учебной   мотивации;

    • качество   учебных   достижений;

    • образовательные потребности;

    • возможности педагога;

    • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса учреждения.

  • адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка в рамках учебного расписания (при организации индивидуального обучения на дому по общеобразовательной программе и программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VII и VIII видов).


^ 2. Технология разработки рабочей программы


  1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

  1. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания, методов и форм преподавания учебной дисциплины (образовательной области).

  2. При составлении рабочей программы педагог может вносить коррективы во все структурные элементы программы, лежащей в её основе, с учётом особенностей своего ОУ, учащихся конкретного класса, особенностей организационных форм учебного процесса. Например, вносить изменения и дополнения в её содержание, последовательность изучения тем, количество часов на тему, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Считается (из сложившейся практики), что все изменения не должны превышать 20% от общего объёма содержания реализуемой программы. Рабочая программа рассчитана, в основном, на учебный год, и количество часов на её реализацию должно соответствовать количеству учебных недель в учебном году, учебному плану ОУ.

  3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с руководителем предметного методического объединения и заместителем директора по УВР и зафиксированы в листе изменений и дополнений к рабочей программе, который оформляется приложением к программе.

  4. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Решение об этом должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.


^ 3. Структура Рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка

  • Учебно – тематический (календарно – тематический) план с указанием обязательных контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий и др. видов деятельности обучающихся

  • Содержание программы по учебному предмету, курсу (вариативно)

  • Планируемые (ожидаемые) образовательные результаты обучающихся

  • Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (Список литературы)

  • Лист дополнений и изменений

  • Приложения к программе

3.2. Титульный лист

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. На титульном листе указывается:

  • Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом ОУ

  • Гриф утверждения программы с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ

  • Гриф согласования программы с заместителем директора по УВР

  • Гриф рассмотрения программы методическим объединением или методическим советом школы и т.п. в соответствии с прописанной в уставе процедурой рассмотрения и утверждения рабочих программ (дата, номер протокола)

  • Название учебного предмета, курса

  • Указания на принадлежность рабочей программы к ступени, уровню общего образования

  • Срок реализации данной рабочей программы

  • Указание примерной программы или авторской, на основе которой составлена данная рабочая программа (в виде точной библиографической ссылки)

  • ФИО учителя, составившего и реализующего рабочую программу

  • Год составления рабочей программы

Образец оформления титульного листа - см. приложение к Положению о рабочей программе.

3.3. Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

- кратко и обосновано охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

- дать представление о способах развёртывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

^ Пояснительная записка рабочей программы отражает следующие сведения:

1. Изменения в целях и задачах изучения учебного предмета по отношению с примерной или авторской программой в связи с учётом учителем целей и задач конкретного ОУ, особенностей контингента учащихся, на которых она рассчитана, заказа на образовательные услуги обучающихся и их родителей. При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Здесь следует отразить также расширение целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной или авторской программой за счёт введения регионального компонента (если реализация такого планируется).

2. Изменения в содержании учебного материала, общей логике его изучения и др. отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой или авторской (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку порядка изучения тем, расширение содержания учебного материала, раскрытие связей основного и дополнительного образования и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений.

3. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов на проведение контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, исследовательских проектов и др. видов деятельности обучающихся.

4. Общую характеристику учебного процесса по предмету: особенности, предпочтительные формы, методы, средства обучения, технологии.

5. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся в ОУ.

6. Указание на учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы (и обоснование его выбора, если рабочая программа составлена на основе примерной).

3.4. Учебно – тематический (календарно – тематический) план

(Является основной частью рабочей программы, если она составлена на основе авторской и не имеет существенных расхождений с её содержанием)

Учебно - тематический (календарно – тематический) план (далее - План) раскрывает последовательность изучения содержания программы (разделов, тем), распределение количества учебных часов по разделам и темам, конкретизирует все дидактические единицы содержания в рамках каждого урока, определяет проведение контрольных, лабораторных, практических и других видов работ за счёт времени, предусмотренного на изучение предмета учебным планом школы.

План составляется обычно на учебный год и оформляется в виде таблицы.

При составлении Плана следует учитывать, что формулировка темы в нём должна в последующем совпадать с записью формулировки темы в учебном журнале (классном журнале, журнале обучения детей с особыми образовательными потребностями на дому, журнале элективных курсов).

3.5.^ Содержание учебного предмета (курса)

Если рабочая программа составляется на основе авторской и не имеет существенных расхождений с её содержанием, этот компонент не прописывается. Достаточно сделать грамотную библиографическую ссылку на авторскую программу, например, на её титульном листе.

Наличие данного компонента обязательно и он будет выступать в качестве основной части рабочей программы в случае, если она разрабатывается педагогом на основе только примерной. Этот компонент рабочей программы представляет собой реферативное описание каждого раздела и темы согласно нумерации в учебно-тематическом плане.

3.6.^ Планируемые образовательные результаты обучающихс

Планируемые образовательные результаты обучающихся представляют собой описание результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально измеряемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных), которые планируется достичь на конец обучения в каждом классе.

Основными индикаторами достижения планируемых результатов в условиях действующих стандартов выступают: «доля обучающихся, освоивших тему на уровне стандарта», «доля обучающихся, превысивших стандарт», а также другие индикаторы, характеризующие достижение результатов в соответствии с критериями оценки качества образования, принятым в ОУ. Основанием для выделения образовательных результатов выступают: государственный образовательный стандарт по предмету, программа, на основе которой составлена рабочая программа (примерная или авторская), специфические для данного ОУ цели образовательной деятельности, специфика контингента обучающихся. Требования к образовательным результатам учащихся, прописанные в рабочей программе, не должны быть ниже сформулированных в государственном стандарте по предмету.

3.7.^ Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихс

Данный компонент рабочей программы отражает критерии и нормы оценки ЗУН, компетенций обучающихся, которые определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению количественных и качественных задач, лабораторной работе, практической работе, тестированию, контрольной работе, комплексному анализу текста, выразительному чтению художественных произведений наизусть, творческой работе (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т.д.), зачёту, экзамену, а также средства контроля образовательных результатов. Последние могут прилагаться к рабочей программе по решению педагогического совета ОУ.

Средства контроля образовательных результатов отражают систему контролирующих материалов (тесты, вопросы к зачётам, тексты контрольных работ, темы рефератов, проектов и т.п.), используемых педагогом для оценки освоения обучающимися планируемого содержания, представленного в виде действий последних как целей-результатов обучения. Количество контролирующих материалов определяется тематическим поурочным планом. Так, если этот план предусматривает в течение учебного года 6 контрольных работ, то в рабочей программе должны прилагаться 6 пакетов контрольных работ. Письменные контрольные работы могут включать кодификатор (перечень проверяемых данной контрольной работой умений), варианты, схему анализа результатов. Устные контрольные работы – перечень вопросов и заданий.

3.8.^ Учебно-методическое обеспечение образовательного процесс

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса отражает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, рабочие тетради, сборники задач и упражнений, тестов, контрольных и практических работ, практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (атласы, альбомы, карты, таблицы); оборудование и приборы, т.е. то, что планирует использовать учитель для реализации рабочей программы. Этот перечень необходимо классифицировать по группам: «Основная литература для обучающихся», «Дополнительная литература для учащихся», «Основная литература для учителя», «Дополнительная литература для учителя», «Дидактические материалы», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с требованиями библиографического описания (автор, название книги, место и год издания). Например:

Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. - М:
Просвещение, 2006.

Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).

В случае, когда рабочая программа составлена на основе примерной, учитель не только указывает состав учебно-методического комплекса по предмету, но и обосновывает его выбор.

3.9.^ Лист дополнений и изменений к рабочей программ



Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись













  1. ^ Порядок утверждения и контроль реализации Рабочей программы




    1. Рабочие программы учебных предметов должны пройти определенный порядок утверждения в начале учебного года. До 1 сентября рассмотренные на школьных методических объединениях (с указанием номера протокола и даты проведения заседания) рабочие программы предоставляются курирующему заместителю директора по УВР для согласования (получения экспертного заключения (рецензии)). Директор школы утверждает программы не позднее 10 сентября.

    2. При рассмотрении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть установлено ее соответствие следующим документам:

- государственному образовательному стандарту;

- базисному учебному плану;

- учебному (образовательному) плану ОУ;

- примерной программе дисциплины, утверждённой Министерством образования и науки РФ (авторской программе);

- федеральному перечню учебников.

    1. Рабочие программы утверждаются приказом директора школы. Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта.

    2. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

    3. Педагогические работники несут ответственность за качество составления рабочей программы и ее реализацию в полном объеме.

    4. План внутришкольного контроля предусматривает контроль выполнения учебных программ по следующим темам проверок:

- Составление рабочих (учебных) программ;

- Выполнение программ:

  • ^ Объём выполнения программы (количество часов по предмету «план-факт») в конце четверти по определённой форме

  • Ритмичность выполнения программы

(соответствие количества часов, отведённых на изучение отдельных тем программы, фактически данным урокам; соблюдение последовательности в изучении учебного материала)

  • ^ Соответствие содержанию

(т.е. соответствие формулировки темы урока календарно-тематическому планированию)

- Выполнение практической части программы:

  • Соблюдение графика проведения лабораторных и практических работ (каждый учитель физики, химии, географии, биологии в конце четверти сдаёт отчёт по определённой форме);

  • При проверке классных журналов отслеживается наличие записи о проведённых лабораторных и практических работах;

  • Анализируется качество таких записей (указана ли тема работы; имеются ли отметки).

- ^ Контрольные срезы знаний с целью изучения соответствия качества образования федеральным государственным образовательным стандартам):

(входной контроль, итоговые контрольные работы за I и II полугодие; срезы знаний в период проведения классно-обобщающего контроля; срезы знаний в период проведения внепланового контроля)

- Соблюдение норм оценок ЗУН учащихся:

  • Проверка тетрадей

  • Проверка классных журналов

    1. Каждый отчётный период (четверть, полугодие, год) учитель сдаёт отчёт о выполнении программы (Форма 1), о выполнении практической части программы (Форма 2) на отдельном листе.




  1. Требования к оформлению рабочей программы


5.1. Рабочие программы предоставляются заместителю директора по УВР в бумажном и электронном варианте.

5.2. Требования к оформлению материалов:

- формат, совместимый с Microsoft Word 2010, Open Office;

- шрифт - Times New Roman, размер шрифта – 12, межстрочный интервал – одинарный;

- размер страницы - А4;

- поля: верхнее – 1,5; нижнее – 1,5; левое – 2,5; правое – 1,5;

- отступ (абзац) – 1см;

- выравнивание по ширине.


  1. Действие программы


Рабочая программа изменяется при:

  • введении нового учебно-методического комплекта;

  • изменении учебного плана ОУ;

  • изменении федеральных государственных образовательных стандартов;

  • изменении законодательства об образовании.


ПРИЛОЖЕНИЕ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей _________________

по УВР

__________Л.В. Требтау

Протокол №______________

_________ (___________)

Приказ № ____________

от «____»____________2012г.

«____»_________2012г.

от «___» __________2012 г.

Руководитель МО ____________







^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«______________________________»

класс

ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование),

уровень (базовый, профильный, коррекционного обучения, углублённого обучения и др.)

Рабочая программа составлена на основе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(сделать грамотно библиографическую ссылку на примерную или авторскую программу, указав название программы, авторов и её выходные данные)


Составитель____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учителя полностью, предмет, квалификационная категория)


р.п. Благовещенка – 2012
^ Лист дополнений и изменений к рабочей программе



Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внёсшего запись


































































Форма 1. Выполнение программы 20__ - 20__ уч.г (на отдельном листе)

ФИО учителя:___________________

Предмет: ___________________

Класс(ы): ____

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть
















II четверть
















III четверть
















IV четверть
















год

















^ Форма 2. Выполнение практической части программы за год (на отдельном листе):

ФИО учителя

Класс

Предмет

Лабораторные работы

(указать дату)

Практические работы

(указать дату)



По плану

Фактически проведено



По плану

Фактически проведено

I четверть




























































































































II четверть




































































































Похожие:

Принято iconПравила приема на 2013/14 учебный год Принято: Утверждаю
Принято: Утверждаю
Принято iconЛабораторная работа №6
Переменную, поведение которой прогнозируется, принято обозначать буквой Y; переменную, которая используется для такого прогнозирования,...
Принято iconУтвержден новый перечень постановлений по объектам строительства в Санкт-Петербурге
Льства Санкт-Петербурга 7 июня рассмотрен перечень постановлений по вопросам отмены, внесения изменений, проектирования и строительства...
Принято iconО логопедическом пункте моу рощинская сош №17
Принято на утверждаю
Принято iconПринято на педагогическом совете. 05. 09. 2014г. Непосредственно образовательная деятельность

Принято iconПринято
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей 28
Принято iconКороткевич Б. Чёрная гора. У истоков ремесленного производства. Начало...
...
Принято iconНа заседании Совета Учреждения Директор моу «Большегривская сош»
Принято утверждаю
Принято iconПринято
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «родинская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято iconПринято
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «родинская средняя общеобразовательная школа №1»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница