Уроки мастерства актёра




НазваниеУроки мастерства актёра
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипУрок
dopoln.ru > Психология > Урок
Материалы из опыта работы Дрожжиной Л.В.,

учителя начальных классов

Уроки мастерства актёра.

Психологический тренинг.
Содержание.
Основой психофизического тренинга является система Станиславского, система элементов единого психологического процесса, т.е. действия. Таким образом, содержанием психологического тренинга будут элементы Системы: внимание, воображение, общение, мышечная свобода, эмоциональная память. Поскольку элементы живой естественной системы тесно взаимосвязаны, они не существуют и не функционируют отдельно друг от друга. Такая особенность и является ключом данной методики, когда с помощью действия можно активизировать часть через целое или целое через часть. С учётом этого построены и все упражнения тренинга. Каждое из них, даже самое простое предполагает проработку всех элементов как единого целого.

Каждое занятие включает разминку и большие творческие упражнения. Главная задача разминочных упражнений - «разогрев» всех элементов системы.
^ Основные упражнения.
Внимание.
«Поймать хлопок»

Вы хлопаете в ладоши и даёте задание поймать этот хлопок. Именно поймать. Не хлопать вслед за вами, а поймать на лету, как бабочку, как муху, как мячик. Как будто при хлопке из ваших рук вылетает шарик или конфетка. По началу ответные хлопки будут разрозненными, хлопки детей рассыпаются, как горох, и «бабочка» улетит. Терпеливо добивайтесь единого слитного хлопка. Группа должна поймать ваш хлопок, как один человек. Затем добейтесь того, чтобы ваш хлопок ловился мгновенно, чтобы между «вылетевшей» и «пойманной» «бабочкой» не прошло и мгновения.
«Невидимая нить».

Предложите детям представить, что между вами и каждым из них, от груди к груди, протянута и прикреплена «ниточка», что вы связаны с каждым ребёнком «невидимой нитью». Эта связующая нить не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших ваших движениях, расстояние от груди до груди всегда должно оставаться неизменным. При этом условии начинайте осторожные передвижения вперёд-назад, влево - вправо. При этом не забывайте «хлопок». Чередуйте передвижения и хлопки, старайтесь довести их до максимально высокого ритма и стремительной динамики. Таким образом, вы незаметно ещё и «разогреете» детей, сделаете их мышцы податливыми и тёплыми для дальнейших упражнений. В идеале , группа должна передвигаться как один человек. Вот это – тот уровень внимания, который необходим на сцене. Он выше необходимого в жизни и тем ценен.
«Много ниточек или Большое зеркало».

Предложите детям представить, что не только корпус, но и всё ваше тело связано с ними невидимыми нитями, что дети становятся вашим отражением в зеркале. Все движения головы, рук, ног, корпуса одномоментно воспроизводятся в этом «зеркале» без отставания. Начинайте движения очень медленно и плавно, допустим, с правой руки. Затем усложняйте: одна рука идёт вверх, другая в сторону. Возможностей – нет числа. Если чувствуете, что внимание ослабело, восстановите его «хлопком».Доведите такое «зеркало» до максимальной сложности и разнообразия. Параллельно вы получаете возможность совершенно не заметно, в игровой форме, размять и разогреть все группы мышц ребёнка. Принимайте самые невероятные, «закрученные» позы, пусть на занятиях звучит смех, пусть всегда будет радостная творческая атмосфера. Не бойтесь выглядеть нелепым – ведь мы играем. И тогда у детей исчезает страх – главный враг свободного развития личности.

^ Освобождение мышц.
«Взрыв»

Исходное положение «в точке», то есть на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена – замкнутое, закрытое положение тела. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости от того, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку. Нужно максимально выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела излучал в момент взрыва энергию – то есть нужно быть максимально активным. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Они не должны её придумывать.
«Ртутный шарик»

Объясните детям на примере градусника, что ртуть – это жидкий металл серебристого цвета, что шарик ртути очень капризен и при резком движении разбивается на множество мелких капель. И вот, когда руки детей уже разогреты хлопками, предложите вообразить, что их пальцы созданы из полых трубок, как у птиц. Вот и представьте себе, что вы – птицы, а ваши косточки на руке как бы созданы из трубочек и по ним может продвигаться «ртутный шарик». Нам нужно стараться, чтобы он не разбился. Перекатить шарик из сустава в сустав, не минуя ни одного сочленения очень трудно, поэтому мы делаем всё крайне медленно и внимательно, перекатывая шарик из кончика мизинца в его основание. Далее перекатываем шарик в основание безымянного пальца и прокатываем медленно, не разбив, по трём фалангам, отдыхая в каждой «лузе». И так с каждым пальцем. После упражнения спросите детей об их ощущениях. Что изменилось в ощущениях веса тела? Скорее всего, дети скажут, что их рука стала как бы воздушной, лёгкой и « очень своей». Далее продолжаем аналогично работать со всем телом. После упражнения тело становится воздушным, лёгким, свободным, чего и нужно было достичь. Во время этого упражнения дети принимают самые невероятные позы – и очень хорошо! Это освобождает их тело. Идеально, чтобы они «видели» ртутный шарик, его блеск, чувствовали его вес, температуру. Это позволит ребёнку увидеть своё тело изнутри, вернуть себе комфортное ощущение себя, и, плюс ко всему. Развивает и укрепляет его воображение и внимание. После верно выполненного упражнения вы получите внимательных, свободных, творчески мобильных детей, с которыми можно переходить к более сложным задачам.
. Воображение.
«Я скульптор, а моя рука – глина»

Из своей собственной руки нужно слепить простейший организм, с которого начнётся эволюция. Она начнётся заново и по-новому, по-хорошему. В этом упражнении важны 3 этапа: слепить существо, дать ему имя и вдохнуть в него жизнь, то есть «одухотворить». На первом этапе важно слепить то совершенное, что задаст принципы новой жизни. Оно должно быть совершенным по меркам автора. Автор знает всё-всё-всё о своём творчестве: как оно передвигается, чем видит, как слышит, чем и как питается и так далее. Каждый лепит своё Существо, найдя себе для этого в помещении укромное местечко, чтобы никто не мешал тайне рождения. Опыт показывает, что возможности человеческой руки бесконечны в способах выражения. Повторов не бывает, фантазия ребёнка воссоздаёт из руки поразительные по красоте и гармонии совершено неожиданные маленькие живые Существа. Далее ребёнок даёт – изобретает ему имя. Слово это может не существовать в реальном мире: «Добрик», «Лунастя», «Злоед» и т.д. Имя нужно шепнуть педагогу – это сокровенная тайна. У ребёнка должно быть ощущение сотворения живого чуда. Присвоение имени есть важнейший момент, ибо имя – это судьба, это способ жизни, это индивидуальность. А потом нужно вдохнуть в это существо жизнь. Когда Существо начинает жить, оно со всем сталкивается впервые: открывает возможности своего тела, выясняет, как оно двигается, нюхает, видит. Оно знакомится с окружающим его пространством, а затем и с другими простейшими существами. Оно проживает свой самый первый день на земле. На этом упражнение заканчивается. Существо устало, оно находит себе укромное место и ложится отдохнуть. На счёт 10 мы возвращаемся в реальность. После окончания упражнения, нужно спросить учеников посмотреть на свои руки, подумать, появилось ли в них что-то новое. Руки – наиболее выразительная часть тела, поэтому мы можем попробовать ввести некоторые усложнения: перейти к групповым упражнениям, где действуют руки многих людей и действуют согласованно.
«Чугунный шар»
Упражнение выполняется в полном молчании. Внутри круга, образованного группой в 10 человек, лежит большой «чугунный шар», ядро от царь-пушки. Задача ребят – медленно поглаживая его, внимательно чувствуя руки партнёров, воссоздать поверхность воображаемой сферы. Пусть руки двигаются медленно, но слитно по всей поверхности шара, сверху донизу, влево – вправо. Пусть дети сосредоточатся на неровностях поверхности, попробуют почувствовать холод металла. В идеале, шар должен стать «виден». Затем можно попросить эту группу «поднять» шар, хотя бы оторвать его от земли. Момент отрыва шара от земли должен получиться синхронным. К этому моменту они должны чувствовать друг друга.
«Скудельный шар»

Это упражнение сложнее. Выполняется при полном молчании. На этот раз шар «сделан» из тончайшего хрусталя – скудели. При малейшем грубом движении хрусталь разбивается, поэтому поглаживания такого шара необыкновенно нежны и аккуратны. Но – поверхность должна быть одна. Точно также, в идеале, шар должен как бы возникнуть в пространстве. И тогда его надо поднять на вытянутые руки над головой. Медленно-медленно, бережно-бережно. Ибо малейшее неловкое движение – и это прекрасное чудо разобьётся на мелкие осколки. В этих упражнениях тренируется ещё один элемент системы: общение, то есть взаимодействие.
«Диалог ногами»

Нужно передать и получить информацию, что-то сказать в ответ, разговаривая ногами. Невероятность этого задания и позволяет людям совершенно свободно осуществлять себя в общении. Наш язык, к сожалению, привык скрывать подлинные чувства и мысли. Разговаривая ногами, это сделать сложнее. Участники упражнения могут попытаться выяснить у педагога, как именно нужно « разговаривать ногами». Объяснить: как придумают, так и правильно. Важно начать действовать и искать. Может быть, кто-то ляжет на пол и начнёт ногами выписывать невообразимые кренделя. А кто-то будет передавать информацию через касание больших пальцев. Возможно – всё что угодною Не называйте детям своих идей и не останавливайте их фантазии.
«Написать ногами коллективное письмо»

Разбиваемся на группы по 4-5 человек. Вся группа пишет другой группе «письмо». Первый пишет первую «фразу» Второй должен развернуть его мысль. И так далее. Другая группа может написать ответ. В этом упражнении рождается актёрский ансамбль.
«Диалог шеей»

Так же, как ногами, нужно затеять диалог шеей, потому что она одна из мых зажатых частей тела. Задача в том, чтобы действовать шеей и понимать шею, а не глаза. Далее могут разбираться любые комбинации: разговор плечами, локтями, коленями. А в заключение – диалог спинами.
«Жизнь бабочки»

Участвуют все. Педагог, поясняя, ведёт. Участники упражнения находятся в «точке».

Потом личинка освобождается от твёрдого слоя и превращается в гусеницу. Она живёт какое-то время как гусеница, потом начинает плести свой кокон и обращается в куколку. Куколка готовится к тому, чтобы стать бабочкой. И постепенно из куколки вылупляется бабочка. Бабочка начинает жить. Здесь превращения происходит по законам природы, эволюции, законам развития действия. У каждого своя скорость роста – это естественно. Никого не надо торопить. Впоследствии можно постепенно пройти по всем этапам эволюции: рыбы и другие водные существа. Затем жизнь выходит на сушу, и рождаются земноводные. Затем из яйца рождается первый летающий ящер, а у него - первая птица. Когда группа готова, можно сыграть рождение оленёнка Бемби.

^ Лекарство – кукольный театр.

Методика психологической элевации И. Медведевой, Т. Шишовой.
Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребёнком, можно, если он на первых порах отказывается, сделать его зрителем. Самое лучшее – когда ребёнок становится единственным актёром.
^ Весёлый страх.

Разыграть по очереди с несколькими детьми сценку про мальчика или девочку (куклы), который ложится спать и видит в темноте всякие ужасы. Но когда зажигает свет, оказывается, что страшное чудовище – это всего -навсего колышущаяся от ветра занавеска, или цветочный горшок на окне.

Рецепт против страха –магический стишок:

Страх, страшок, страшилка,

Брысь, брысь, брысь!

В смех, смешок, смешилку

Пре-вра-тись!
Обидчивость.

Рецепт: «превратить страшилку в смешинку»; также есть разные лекарства, излечивающие от обиды: закрыть глаза и представить себе что-нибудь вкусненькое или смешное, а если она окажется очень упрямой… на этот крайний случай (тут я перехожу на таинственный шёпот) есть одно волшебное стихотворение:

Прочь, обида!

Всё равно ты забыта.

Беги во двор,

Перелезь через забор, скачи на коня…

Скачи от меня! (неожиданно громко)

А теперь вместе – ну–ка!

И дети старательно, забывая и путая слова, повторяют. Как только произнесена последняя фраза, по учительскому столу стремительно проносится игрушечная заводная лошадь, а верхом на ней – всадник – обида.

- Видите? Стоит только быстро прошептать волшебные стихи, и она исчезнет бесследно!

Потрясённая «публика» просит повторить колдовство на бис…
Агрессивность.

Игра в «Собачью планету»

Дети по очереди показывают за ширмой собак и рассказывают историю.

Итак, собака такая – то (называется собака самого застенчивого ребёнка) заболела. К ней по очереди приходят в гости другие собаки. Каждая пытается больную чем-то развлечь, развеселить. Собаки начинают шуметь, играть, лаять, и вдруг… появляется злая ведьма ( манипуляции с куклой –ведьмой проделывает взрослый), произносит волшебное заклинание и отправляет всех собак в болото. Собаки, попав в болото, начинают тонуть (возятся на полу)На ширме появляется … Фея .она спасает собак, перенося их по воздуху на Собачью планету. Кроме того, делает собакам подарок: она наделила их характерами. У каждой собаки множество достоинств. Расскажи, какие? И один…маленький недостаток. Расскажешь, какой?

Собака чем-то разозлила своего хозяина, и он на неё накричал. Собака злобно залаяла в ответ и выскочила на улицу. «Не вернусь домой!» - подумала она. Но потом стемнело, стало холодно, пошёл дождь. Собака подошла к двери, поскреблась, ей открыл хозяин…(Диалог)

Собака в очередной раз вышла во двор, вернулась покусанная, заявила, что поссорилась со всеми. Она выла, в отчаянии стукалась стеной о стенку и кричала: « Я больше так не могу жить! Я возьму нож, всех зарежу! А потом себя! Зачем мне жить, если у меня такой дурной характер?

Хозяин взял её на руки, погладил, ласково сказал: «Глупая собачка! Почему тебе в голову не приходит одна мысль: поумерить свою раздражительность и помириться с собаками». «Но я не умею», - сказала собака. «Зато я кое-что придумал», - утешил её хозяин. Что именно он придумал? Что было дальше?
Лень.

Обсуждение качества.

Игра в «собачью планету» (сюжет сочиняют дети)

Рецепт против лени: представьте себе, что лень – это паучок со своей паутиной. Паутину стряхиваем, паучка смахиваем, лень прогоняем (показать пластически)
Упрямство.

«Собачья планета»

Однажды, когда хозяин и собака пришли на собачью выставку, где нужно было сделать…(перечислить, что именно). Но, придя туда, она наотрез отказалась от участия. Хотя согласилась остаться в качестве зрителя. Каково же было её огорчение, когда она увидела, какими медалями наградили собак-победителей! (показать) А потом и всем остальным участникам выставки вручили разные чудесные подарки…(Перечислить любимые вещи ребёнка) О чём сказала потом собака хозяину?

Похожие:

Уроки мастерства актёра iconУрок в 6 классе по теме «Питание живых организмов. Выделение»
«Самообразование как форма повышения профессионального мастерства в условиях перехода на фгос ооо» проходит декадник педагогического...
Уроки мастерства актёра iconШпаргалка по мастерству актера, Новосибирское государственное театральное...
Шпаргалка по мастерству актера, Новосибирское государственное театральное училище, 2002
Уроки мастерства актёра iconИскусство актера
С. волконского, дб льс а рта, коклена, лебединского, ленского, станиславского и др
Уроки мастерства актёра iconВ оппозиции Из выступления на Пленуме ЦК кпсс (21 октября 1987 г.)
Я должен сказать, что уроки, которые прошли за 70 лет, — тяжелые уроки Уроки тяжелых, тяжелых поражений. Поражения эти складывались...
Уроки мастерства актёра iconУроки-мастерские как способ организации деятельности
Эти уроки помогают создать, наладить достойную атмосферу для учебного общения в классе
Уроки мастерства актёра iconУроки нравственности
Для помощи учителю к видеофильмам приложена книга «Уроки нравственности». В нее включены полные тексты бесед с героями фильмов и...
Уроки мастерства актёра iconАнализ научно методической работы за 2010 2011 учебный год
Фгос нового поколения и составления образовательной программы для начального общего образования, а также повышения уровня профессионального...
Уроки мастерства актёра iconМистическая личность
Личность (personality; от латинского persona – маска актера: роль пологжение лицо) – особое качество человека приобретаемое им в...
Уроки мастерства актёра iconПрограмма элективного курса по математике «Решение текстовых задач»
Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического...
Уроки мастерства актёра iconПоложение о конкурсе педагогического мастерства «Педагог XXI века»
Цель конкурса педагогического мастерства «Педагог XXI века» развитие устойчивого интереса студентов к профессионально-педагогической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница