2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе




Название2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипРеферат
dopoln.ru > Спорт > Реферат
  1   2   3   4   5



Работа над методической темой:

«Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе спортивной школы отделения волейбола».
Федорова Марина Михайловна Тренер-преподаватель МОУДОД СДЮСШОР г. Серпухова

Содержание:
1.Введение……………………………………………………………………………...2
2.Понятие «физически развитая личность » в психолого – педагогической литературе……………………………………………………………………………..4

2.1.Физически развитая личность как цель воспитательно-образовательного процесса современной школы………………………………………………………...4

2.2. Возрастные и половые особенности физического развития личности..............10

2.3. Социально-психологический портрет физически развитой личности....……..15
3. Система физического воспитания и образования в условиях спортивной школы…………………………………………………………………………………18

3.1. Цели и задачи спортивной школы……………………………………………....18

3.2. Методика физического развития учащихся…………………………………….19

3.3. Оценка уровня подготовленности учащихся………………………………...…39
4.Заключение……………………………………………………………………...….41
5.Использованная литература……………………………………………………..43

1.Введение.

Физическое развитие - одно из важнейших направлений в целостном процессе развития личности. Физическое развитие можно рассматривать как условие полноценного развития духовно-нравственной, эстетической и интеллектуальной сфер личности.

Эталоном гармоничного развития является человек, у которого проявляются здоровое тело, высокий интеллект, нравственность, эстетический вкус и др. Причем особенности физического развития выступают изначальными характеристиками морфофункционального созревания, физической работоспособности, напряженности механизмов адаптации к различным социально-экологическим и производственным факторам.

Основоположник учения о физическом воспитании П.Ф.Лесгафт так писал о значении физической культуры в жизни каждого человека: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом. Но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике».

Мы можем наблюдать, как в ряде школ очень важное значение придается умственному развитию школьников, но явно недооценивается их физическое развитие. Такую же позицию занимают и многие родители. Конечно, неприятен человек, про которого говорят: «Сила есть – ума не надо», но вызывает сочувствие и человек болезненный, беспомощный, неуверенный в себе и своих силах. Тем более, если этот человек, который от природы имеет здоровое тело, но, ограничивая себя в занятиях физической культурой и спортом, проявляет физическую слабость и безволие. Все же в любом обществе привлекательным эталоном остается физически развитый человек, проявляющий силу и выносливость, демонстрирующий высокий уровень работоспособности, способный достигать намеченные цели. Поэтому физическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общей и профессиональной культуры человека и общества, поэтому она должна стать важнейшей составляющей частью решения проблемы преобразования самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни, подготовке к труду и защите Отечества.

Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются

основы здорового образа жизни, организм как бы настраивается на здоровыйобраз жизни, у школьника вырабатываются нормы и привычки поведения.

В настоящее время многими исследователями отмечается, что воспитательно-образовательный процесс в школах характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности детей, что приводит к снижению и без того недостаточного уровня двигательной активности. Проблема здоровья, связанная с ограничением двигательного режима, стала в ряд так называемых глобальных проблем современности.

Здоровье и физическая подготовленность молодежи – важнейшие слагаемые здорового потенциала нации. Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными биологическими особенностями детского организма, а ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма и ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

В создании системы физического воспитания и образования речь должна идти о физическом развитии как одной из составляющих целостного гармоничного развития личности школьника, повышения уровня его общей культуры. Научные исследования и практический опыт доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают важнейшее влияние на формирование идеалов и жизненных ценностей личности, стимулируют волевые и познавательные процессы, если эти занятия гармонично вписываются в воспитательно-образовательный процесс школы.

Отсутствие связи физического воспитания и образования с другими видами учебно-познавательной деятельности учащихся не приводит к желаемому результату, а в их развитии можно наблюдать односторонность и несформированность жизненно важных качеств и личностных характеристик.

Теоретико-методологической основой формирования системы физического воспитания является комплексное решение обучающих, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации, основными теориями развивающего и личностно-ориентированного обучения.
^ 2.Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе.

^ 2.1.Физически развитая личность как цель воспитательно – образовательного процесса современной школы.

Физическое развитие личности – один из важнейших показателей гармоничного развития человека. Физически развитый человек проявляет себя прежде всего во внешнем облике – осанке, походке, в определенной мере – в манере поведения, в сформированности таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, быстрота, выносливость. Результатом физического развития является сформированность двигательных навыков и физических качеств человека, которые в совокупности определяют всю жизнедеятельность человека. Физическое развитие человека создает неповторимую индивидуальность его внешнего облика, что сказывается на общем развитии человека, его самооценке и работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем его тела.

Физически развитая личность предполагает физическое совершенство, которое определяется как «высокий уровень физического развития и работоспособности здорового организма человека при сохранении длительного, долголетнего, нормативного протекания жизненно важных функций в нем, а так же высокой степени подготовленности, в том числе двигательной, к жизни, к труду, к защите родины» (14.ст. 175 - 176).

Нет необходимости доказывать важность физического совершенства для жизнедеятельности личности. Осознание собственной привлекательности, ощущение силы и бодрости рождает чувство уверенности в себе, инициативность, решимость, настойчивость в достижении целей. Особенно важны эти переживания в подростковом и юношеском возрасте, когда значимой для полноценного развития становится потребность быть принятым другими. Как показывают исследования психологов, параметры физического развития личности значимы в процессе межличностного общения.

В современной науке процесс физического развития рассматривается в узком и широком значении этого термина, что, безусловно, находит свое воплощение и в характеристике основных показателей физического совершенства. Итак, при рассмотрении процесса физического развития в узком смысле акцентируется значимость физиологического аспекта, а в широком смысле – прослеживается его взаимообусловленность с психическим и социальным аспектами развития личности, а так же его влияние на интеллектуальную, эмоционально – волевую и духовную сферу личности.

Физическое развитие в узком смысле определяется «улучшение работы внутренних органов человека, усиление (укрепление) его мышц, связок и опорного аппарата» (11.ст.17.), как овладение и поддержание физических качеств и состояний. Физическое развитие – это изменение строения и функций организма ребенка. Это прежде всего процесс морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме ребенка в соответствии с его ростом и созреванием.

О результативности процесса физического развития можно судить по соматометрическим признакам («сомо» - тело, «метра» - измерение), которые отражают степень изменений, происходящих в организме ребенка, это – рост, вес тела, окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. Кроме того, принимаются во внимание некоторые соматоскопические ( т.е. описательные) признаки – мускулатура, жироотложения, костная система, осанка, конституция тела, а так же физиометрические признаки – жизненная емкость легких, становая сила сжатия кисти и др.

Можно считать, что показатели физического здоровья являются и показателями здоровья детей и подростков, причем длина и масса тела считаются наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной степени можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.

Физически развитая личность проявляет себя в единстве двух сторон, для нее характерны:

- физическая подготовленность как внешнее проявление уровня физической активности- уровня развития физических качеств( силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени овладения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека. Тот или иной уровень физической подготовленности достигается в результате физической тренировки.

- функциональная подготовленность организма к физической нагрузке. Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью(функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. При этом организм в целом выполняет определенную работу, расходуя ту или иную энергию, и испытывает физическую нагрузку. Функциональную подготовленность определенной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб.

В современной науке выделяют пять основных физических(двигательных) качеств человека: быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость, также называют еще прыгучесть и способность поддерживать равновесие; совокупность данных качеств определяет работоспособность человека. Физиологи дают следующую характеристику основных физических качеств (9.ст.161.)

Общая выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Развитие этого качества дает гарантию, что движение может выполняться длительное время с одновременным быстрым восстановлением после нагрузки.

Гибкость-способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Быстрота- способность моментально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая сила- способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением. В качестве отягощения может служить собственная масса тела.

Ловкость- способность выполнять координационно сложные двигательные движения.

Данные физические качества можно назвать базовыми двигательными действиями. Они являются значимыми для общего развития личности, их сформированность обусловливает развитие кондиционных и координационных способностей человека.

Кондиционные способности- скоростные и скоростно-силовые действия, выносливость, гибкость,сила- обусловливают развитие работоспособности, продуктивности действий, способствуют проявлению таких качеств, как настойчивость, упорство, помогают выдерживать длительные нагрузки, преодолевать переутомление.

Координационные способности – точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц и вестибулярной устойчивости и др. координационные способности проявляются как возможность оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их. Эти способности иначе называют двигательной ловкостью или координацией движений. Это очень важная способность, так как ее развитие сказывается на жизнедеятельности человека.

Современные представления о физическом совершенстве личности не ограничиваются понятиями здоровья, развития физических качеств, морфофункциональными возможностями организма и двигательными навыками. Физическое совершенство характеризуется исторически сложившимся представлением о мере здоровья и уровне разносторонней физической подготовленности человека, которые наиболее полно соответствуют требованиям трудовой и общественной деятельности. Реальный смысл и социальную значимость физическое совершенство приобретает лишь в органической связи с другими сторонами направленного развития личности. Нарушение такой связи может привести к преобладанию физических начал человека над его духовными и моральными качествами и тем самым нарушить гармонию его целостного развития. В связи с этим становится возможным рассмотрение физического развития в широком смысле как процесса, направленного на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и духовной сфер личности, при этом морфофункциональные показатели рассматриваются как основа общего развития, как часть целостного процесса развития, влияющая на все сферы жизнедеятельности человека.

Индивидуальное развитие человека вызывается взаимодействием его физических, когнитивных и психосоциальных особенностей.

Физическая область развития включает рост и изменение тела человека. Сюда входят как внешние изменения, так и внутренние. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки.

Когнитивная область развития включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи и др.

Психосоциальная область развития включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменение « Я-концепции», эмоций и чувств, а с другой стороны, формирование социальных навыков и моделей поведения и др.

Между обозначенными областями развития человека существует сложное взаимодействие, и поэтому этот процесс представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный характер, вследствие чего изменение в одной области влекут за собой перемены в других. Таким образом, мы можем утверждать, что каждая область выступает фактором по отношению к другой области.

Итак, физические характеристики проявляют себя в психическом и социальном аспектах развития личности. Но наш жизненный опыт позволяет приводить примеры, когда, наоборот, проявление психических и социальных аспектов стимулирует физическое развитие, обусловливает достижение поставленных целей и идеалов. Можно вспомнить В.Дикуля, получившего серьезную травму позвоночника, но сумевшего преодолеть боль и достигшего, казалось бы, невозможного. Личная мотивация, знания, умение мобилизировать свои силы, проявление настойчивости и упорства позволяют человеку достичь физического совершенства и поддерживать себя в хорошей физической форме. Таким образом, психические и социальные сферы личности проявляют себя в физическом развитии как « способность максимально мобилизировать в нужный момент времени физические и духовные силы.» (11.ст.17)

Физическое развитие, понимаемое в широком смысле, выступает основой разностороннего развития личности, поскольку предполагает наличие единства духовной, познавательной, эмоциональной, волевой и телесной сфер личности. Физическая, интеллектуальная и психологическая подготовка как составная часть воспитательно-образовательного процесса стимулирует развитие многих сторон и качеств личности. Показано, в частности, что обучение двигательным навыкам способствует развитию умения управлять своим телом и эмоциями. Ребенок постигает смысл выполняемых упражнений, важность заданного способа действий, учится контролировать правильность выполняемых движений, таким образом, происходит обогащение знаний о движении, его технике. При выполнении физических упражнений и в спортивных играх ребенок оказывается в ситуациях, когда ему приходится принимать решения, приходится оценивать создавшуюся ситуацию, выбирать и находить наиболее целесообразные действия, он вынужден придумывать, творить комбинации действий .

Общение со сверстниками создает ситуации нравственного развития. Поведение ребенка на соревнованиях позволяет наблюдать его нравственные привычки и волевые качества: настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, целеустремленность, воля к победе, преодоление себя. В командных состязаниях ребенок демонстрирует свое достоинство, уважение к товарищам и соперникам, подчинение групповым интересам и правилам игры, их защиту и соблюдение. Он учится сотрудничеству, согласованности действий и соперничеству, трудолюбию, дисциплинированности, выдержке, ответственности перед товарищами по команде.

Овладение физическими (двигательными) качествами и поддержание хорошей физической формы всегда связано с преодолением трудностей, утомления, отрицательных эмоций, болевых ощущений. Для достижения успеха личности необходимы: настойчивость, упорство, целеустремленность, выносливость, воля к победе, преодоление страха и неуверенности в себе, самообладание. Выполнение физических упражнений, участие в соревнованиях создают ситуации для самоутверждения личности, формирования адекватной самооценки, познания своих возможностей и способностей.
  1   2   3   4   5

Похожие:

2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconЦентр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconПрофессионализм деятельности педагогических и руководящих работников
В психолого-педагогической литературе используется много понятий для характеристики педагогической деятельности. Это — "профессиональная...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconДоклад областного казённого образовательного учреждения для детей,...
Областное казённое образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Обоянский...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconОтчет о результатах самообследования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconДополнительные образовательные программы
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconПсихологическая служба моу «сош №9» педагог-психолог: Есенжанова...
В психолого-педагогической литературе часто школьникам возраста, переходного из младшей в среднюю школу, приписывают черты или 10-летних...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconРасписание совместной деятельности взрослого и ребёнка III. Содержание...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconПрограмма государственного экзамена по специальности 031000 педагогика и психология
Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Требования...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconПоложение о порядке деятельности психолого-медико-педагогической...
Карасукское отделение) которое является структурным подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся...
2. Понятие «физически развитая личность» в психолого – педагогической литературе iconПсихолого-педагогическая компетентность учителя
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя неоспорима
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница