Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)




НазваниеТехнология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)
Дата публикации17.10.2016
Размер9,76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Военное дело > Документы

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)


Дайте мне точку опоры, и я переверну всю Землю.

Архимед

Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.

По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По типу управления: система малых групп + «репетитор».

По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.

По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.

Целевые ориентации

■Формирование ЗУН.

■Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

■Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).

Принципы

-   многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;

-   личностно-ориентированный подход;

-   гуманизм (все дети талантливы);

-   ученье без принуждения;

- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;

- соединение обучения и воспитания.

Особенности содержания

•  Материал вводится крупными дозами.

•  Поблочная компоновка материала.

•  Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов

•  Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).




Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Особенности методики

Технологическая схема учебного процесса по В.Ф.Шаталову представлена на рис. 9.




 Рис. 9. Технологическая схема системы Шаталова

Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

1.      Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату - опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими кон спектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

2.      Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование - декодирование); запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

3.      Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы - громкий опрос.

4.      Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.

5.   Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).

Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.

Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решение задач по выбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.

Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:

-   каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

-   возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;

-   формируются ответственность, честность, товарищество.







9 класс. Тема «Размножение организмов»
Размножение


Бесполое Половое
деление спорообразование обмен генетическим слияние

материалом гамет

вегетативное
корневыми

почкованием черенками
листом
побегом усами
черенками корневищами


отводками клубнями
луковицами

Похожие:

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconВ. Ф. Шаталов гениальный педагог, разработал многоуровневую систему...
В. Ф. Шаталов – гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconОсобое значение для внедрения в практику любых форм и приемов дифференцированного...
Усиливая деятельный характер обучения, создавать мотивы учения и условия для более полной реализации принципов дифференциации обучения,...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconПрограмма учебного предмета «технология»
«Технология» составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы: проект М. Просвещение, 2010 год...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconАктуального педагогического опыта (апо)
Формирование знаковых моделей в области языка и математики как средство повышения интереса к предмету и развития учебно-познавательной...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconУрок» Конспект урока истории по теме «Сталинградская битва»
Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, технология игрового обучения, информационные компьютерные...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству и художественному труду
Технология, что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда, на изучение данных предметов отводится...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconПояснительная записка Обоснование выбора программы по технологии...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconПримерная программа по английскому языку создана на основе федерального...
Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconХарактеристика учебного
Программа учебного курса составлена на основании обязательного минимума государственного образовательного стандарта РФ по предмету...
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов) iconРабочая программа «Технология» базовый уровень, 5 класс /адаптированная...
«Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница