Программа кружка «Юный садовод»




НазваниеПрограмма кружка «Юный садовод»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма
dopoln.ru > Биология > Программа
Программа кружка «Юный садовод»

Работа с растениями воспитывает бережное отношение к окружающей среде.

Это своего рода школа воспитания любви к природе. Знакомство с растениями, изучение особенностей их роста и развития, работа с ними развивает у школьников и интерес к различным отраслям сельскохозяйственного производства, способствуя профессиональной ориентации. Во многих школах проводится большая опытная работа, которая имеет и огромное воспитательное значение. В процессе проведения опытной работы у школьников воспитывается творческие отношение к труду, вырабатывается наблюдательность, дисциплинированность, способствует физическому, умственному и нравственному развитию.

Планируя опытную работу, следует учитывать возможности школы. Наиболее важным требованием к опытной работе является ее целенаправленность и актуальность.

Для обеспечения результативности и качественного изучения материала предполагается использовать современные педагогические технологии: проектную деятельность, лекционно-семинарскую систему занятий.

В процессе изучения курса предусматривается творческая работа учащихся с литературой, информацией на электронных носителях.

Курс имеет четко выраженную практическую направленность, помогает обучающимся использовать теоретические знания по биологии для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает содержание большинства тем в биологическом и технологическом аспектах.

Изучение материала курса способствует целенаправленной подготовке обучающихся в старших классах к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля, связанные с изучением биологических основ сельского хозяйства, селекции.
Пояснительная записка

Программа курса рассчитана на 18 часов. Предназначена для учащихся 9 классов, как профильной естественно - научной и гуманитарной, так и общеобразовательной школ. Курс открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, повышению интереса к изучению естественных наук, что поможет определиться с выбором профессии, своего места в обществе, а может быть и науке.

Предпрофильная подготовка для учащихся предполагает организацию курсов по выбору, призванных помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказаться от него.

Данная программа относится к образовательной области ,,Естествознание” и имеет четко выраженную практическую направленность, ее можно использовать для углубления и для расширения знаний по предметам образовательной области, для ориентации в мире профессий аграрного профиля. Это достигается за счет того, что:

- в программе приведено содержание, дополняющее действующие программы, позволяющее расширить представление о естественных науках, методах их исследования, по-новому взглянуть на процессы и явления;

- решается задача развития учеников, создания условий для приобретения ими опыта участия в учебном исследовании;

- осуществляется знакомство с приемами и содержанием профессиональной деятельности в области естествознания.

Цель курса:

  • знакомство с методом научного познания;

  • ориентирование учащихся в выборе профиля ( в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;

  • ознакомление на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям;

  • показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности;

  • дать возможность каждому ученику проявить себя и добиться успеха.

Программа курса включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Виды деятельности :

  • устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса;

  • использование Интернет-ресурсов;

  • опытническая работа.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

  • биологические особенности плодовых культур;

  • планирование опытной работы;

  • варьирование признаков и их влияние на продуктивность;

  • сортовое многообразие плодовых растений;

  • клоновая селекция;

  • виды прививок, применяемых в садоводстве.

На основе перечисленных знаний формируются следующие умения:

  • отбор типичных образцов;

  • определение и оценка общих признаков;

  • закладка опытов и уход за растениями;

  • наблюдение и учеты;

  • прививка плодовых растений;

  • обрезка плодовых растений;

  • определение состава почвы;

  • расчет экономической эффективности опытнической работы;

  • оформление результатов опытнической работы согласно стандартным требованиям.


Содержание программы (18 часов)

При отборе содержания курса был сделан акцент на тех понятиях и умениях, которые в базовом курсе рассматриваются косвенно.

Тематическое планирование:

1. Биологические особенности роста плодовых растений.

2. Особенности плодоношения плодовых растений.

3. Техника безопасности при выполнении опытов.

Опытническая работа.

  • Изучение зависимости роста и плодоношения от длины ветвей.

  • Изучение особенностей роста и развития в зависимости от разного наклона по отношению к вертикальной линии.




  1. Изучение варьирования признаков плода и листа.

  2. Сортоизучение плодовых растений.

Опытническая работа.

  • Изучение варьирования признаков разных частей растения на одном и том же дереве.

  • Варьирование хозяйственно ценных признаков в зависимости от природных условий.




  1. Выращивание корнесобственного и привитого посадочного материала.

  2. Реакция плодовых растений на факторы внешней среды.

Опытническая работа.

  • Сравнивание растений выращенных посевом семян и привитых или полученных с помощью вегетативного размножения.




  1. Клоновый отбор.

  2. Техника проведения работ по опылению.

Опытническая работа.

  • Выявление положительных отклонений в характеристике плодов и дерева.

  • Выявление клонов с отрицательными признаками.

  • Опыление цветковых растений.


10, 11. Прививка плодовых растений.

12, 13. Способы прививки.

Опытническая работа.

  • Выполнение косого и прямого срезов.

  • Заготовка черенков.


14, 15. Уход за привитыми растениями.

  1. Опыты по обрезке плодовых растений.

17, 18. Итоговая конференция по проблеме ,,Клоновая селекция”.
Тематика выступлений.

1. Закладка опытов и уход за растениями.

2. Обрезка плодовых растений.

3. Основные формы крон плодовых деревьев, рекомендуемые для интенсивного садоводства. ( Мультимедийная презентация.)

4. Нормировка урожая плодовых растений.

5. Клонирование плодовых растений.

6. Удобрение клонированных плодовых растений.

7. Орошение клонированных растений.

8. Содержание почв в саду.
Программа кружка «Школа юного овощевода»

Программа учебного курса.

«Овощи – знакомые незнакомцы»

Пояснительная записка.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 8-х и 9-х классов посвящен одной из тем ботаники – овощеводству. Овощи, выращивание и хранение овощей изучаются в курсе 6-го класса в течение 4-х часов. Но, к сожалению, этого не достаточно для того, чтобы поддержать интерес учащихся к изучению выращивания малораспространенных овощных культур. Ознакомление с отдельными сортами овощных культур не дает знаний о культивировании таких перспективных как артишок, базилик, иссол, люффа, скорционер, фазима, стахик и т.д. для успешного выполнения практических заданий данный курс целесообразно проводить в сентябре-октябре месяце. Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель –создать целостное представление о значении овощеводства, малоизвестных и лечебных культурах, культивации и хранении овощей. В тематике курса изложены вопросы значения, биологии и агротехники практически всех овощных культур, возделываемых в стране.

Оригинальным в лекциях является изложение материала по новым и лечебным овощным растениям, а в практических занятиях способы консервации и приготовления овощных блюд. При направляющей роли учителя учащиеся смогут самостоятельно поэкспериментировать с приготовлением салатов и горячих блюд из овощей, а также, получить навыки в презентации своих изделий.

Теоретическую часть элективного курса можно построить в лекционной форме, но возможно проведение и в нетрадиционной, например, телеинтервью с овощами, презентации новых видов овощей, советы кулинара и т.д. Таким образом, программа курса применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих навыков публичных выступлений и ведения дискуссии, а так же и для активных творческих ребят.

Большое значение имеют практические занятия раскрывающие технологию обработки овощей, способов консервации и сохранения витаминов и питательных веществ при приготовлении.

Программа содержит 4 блока, связанные единой идеей, в то же время построенных по модульному принципу. В зависимости от желания и уровня подготовленности (осведомленности) учащихся, учитель может использовать все блоки или некоторые из них.

В первом блоке раскрывается значение овощеводства как отрасли сельского хозяйства, систематизируются знания учащихся по истории развития овощеводства, питательной ценности овощей, сортах овощей (целесообразно занести известные сорта в таблицу с оставленными пустыми полями для дальнейшего заполнения), классификации овощных культур.

Второй блок всецело посвящен биологии и агротехнике плодовых и капустных овощей, корнеплодов и многолетних овощных растений.

Цель третьего блока – познакомить учащихся с малораспространенными овощными культурами, зелеными и пряными овощами.

На четвертый блок отведено 4 часа, его цель – познакомить учащихся со способами консервирования овощей, произрастающих в нашей местности, использование их в приготовлении пищи.
^ Содержание программы (18 часов)

Тема 1. Значение овощеводства.

На первом занятии учащимся сообщается цель и значение элективного курса, систематизируются знания учащихся о классификации основных овощных культур. Вводятся понятия овощеводства как научной дисциплины и отрасли производства. Рассматриваются возможности и недостатки овощеводства открытого и защищенного грунта, полеводства, садоводства.

Раскрывается значение овощей как одних из наиболее важных и незаменимых продуктов питания человека.

Особое внимание необходимо уделить таким вопросам биологии овощей как:

- отношение к теплу;

- отношение к свету;

- отношение к влаге;

- отношение к минеральной пище.

Лучшему осмыслению материала послужит выполнение таблицы по известным овощам.

Тема 2: Биология и агротехника.

В течение изучения Темы 2 необходимо рассмотреть площади занимаемые перечисленными группами

культур, агротехнику и сортовое разнообразие овощей.

Данные занятия могут проводиться с использованием детских сообщений, просмотром видеофрагментов, проведенных опытов по выяснению содержания тех или иных элементов в овощах.

Тема 3: Биология и агротехника.

При изучении данной темы особое внимание уделяется зеленым и пряным овощам. Необходимо показать значимость последних в приготовлении различных национальных и эксклюзивных блюд.

Рассмотреть влияние употребления данных овощей на организм человека

Тема 4: Употребление овощей в пищу.

На данных занятиях необходимо провести практические работы по обработке и приготовлению овощей.

Приготовление блюд из вареных овощей (салаты, винегреты и т.д.).

Использование овощей для первых блюд и икры (борщ, кабачковая икра).

Консервирование и засолка огурцов, томатов.

Лекарственное использование овощей.

Заключительные занятия можно провести в форме защиты проектов «Моя траектория движения в изучении темы «Овощеводство».
ПРОГРАММА кружка «Юный механизатор»

^ ^ «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная жизнь требует, чтобы выпускники средней школы обладали глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками, подошли вплотную к овладению определенной профессией.

В процессе обучения 9 класса с учетом возрастных особенностей школьников должны решаться следующие общие задачи:

1. Формирование практических умений и навыков и соответствующих им знаний, необходимых для включения учащихся в производительный труд и подведение их вплотную к овладению определенной профессией.

2. Расширение политехнического кругозора, закрепление знаний и умений, полученных при изучении основ наук.

3. Развитие творческих способностей к труду в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.

4. Активное ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых профессиональных интересов к определенным видам труда.

Программа обеспечивает дальнейшее расширение политехнического кругозора учащихся на основе изучения естественно научных законов, реализуемых в различных технических устройствах, сельскохозяйственных машинах и производственных процессах, и выполнении практических работ, типичных для многих отраслей производства. Важным условием осуществления политехнического принципа и повышения научного уровня трудового обучения является органическая связь его с изучением физики, химии, биологии, математики и других учебных предметов. В программе раскрывается конкретное содержание связей трудового обучения с предметами естественно - математического цикла, учитываются знания и умения, приобретенные школьниками в процессе трудового обучения в 4 -8-х классах.

Многие темы программы содержат разделы, которые знакомят учащихся с различными сельскохозяйственными профессиями, содержанием и условиями труда, путями приобретения и повышения квалификации, местными потребностями в кадрах, путями получения профессии в дальнейшем.
^ ^ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА

Знания:

- технология механизированных работ по внесению удобрений и обработке почвы, по посеву, посадке культур и уходу за ними;

- технология механизированной уборке культур;

- безопасность труда, производственная санитария и противопожарные мероприятия при выполнении работ на машинных агрегатах.

Умения:

- комплектовать машинные агрегаты;

- подготавливать машины к работе;

- проводить под руководством наставника операции по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (18 часов):

1. Классификация и общее устройство тракторов (1 час).

2. Двигатель (9 часов):

а) основы работы тракторного двигателя (1 час);

б) кривошипно - шатунный механизм (1 час);

в) распределительный и декомпрессионный механизм (1 час);

г) система питания и регулирование дизельного двигателя (2 часа);

д) система охлаждения двигателя (1 час);

е) система смазки (1 час);

ж) система пуска (1 час);

з) экскурсия (1 час).

3. Силовая передача (3 часа):

а) муфта сцепления (1 час);

б) коробка передач (1 час);

в) ведущие мосты (1 час).

4. Ходовая часть, рулевое управление и рабочее оборудование трактора (4часа):

а) ходовая часть гусеничных тракторов (1 час);

б) ходовая часть колесных тракторов (практическая работа) (1 час);

в) рулевое управление колесного трактора (практическая работа) (1 час);

г) рабочее оборудование трактора (практическая работа) (1 час).

5. Защита итогового проекта.

Похожие:

Программа кружка «Юный садовод» iconАнализ кружка «Юный информатик» Учитель Рубанова Нина Николаевна
Дополнительная образовательная программа кружка «Юный информатик» направлена на создание условий для развития личности ребенка, развития...
Программа кружка «Юный садовод» iconПояснительная записка Программа «Юный корреспондент»
Программа «Юный корреспондент» реализуется на занятиях творческого объединения «компас». Данная программа позволяет сформировать...
Программа кружка «Юный садовод» iconПрограмма кружка «Дизайн»
Учебный план кружка построен на основе типовой программы кружка «Дизайнеров» (автор А. Н. Кондратьев, Т. М. Исиченко), рекомендованной...
Программа кружка «Юный садовод» iconПрограмма кружка кид
Программа кружка предназначена для учащихся 5-11 классов, проявляющих интерес к изучению английского языка
Программа кружка «Юный садовод» iconПрограмма эколого-биологической направленности. «Секретные материалы о твоем здоровье»
Для ведения эколого-биологического кружка используется программа Л. Б. Поддубной. Программа кружка предусматривает 34 учебных часа...
Программа кружка «Юный садовод» iconПрограмма кружка «Умелые руки»
Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков
Программа кружка «Юный садовод» iconОбразовательная программа творческого объединения «Юный журналист»
Образовательная программа творческого детского объединения «Юный журналист» составлена на основе авторской программы «Журналистика...
Программа кружка «Юный садовод» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот»
Программа курса «Юный патриот» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального образования «Героико-патриотическое...
Программа кружка «Юный садовод» iconПояснительная записка Программа кружка «Спортивные игры»
Программа кружка «Спортивные игры» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений Спортивно – оздоровительный...
Программа кружка «Юный садовод» iconПрограмма кружка Фотокружок «Радуга»
Настоящая программа рассчитана на 70 часов и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница