Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система»




НазваниеУрок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
dopoln.ru > Биология > Урок
МОУ «СОШ с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Урок-смотр знаний по теме

«Кровь. Кровеносная система»

Проводила:

учитель биологии 1 категории

Плетухина Л.А.

с.Ивантеевка

2010 г.


Урок-смотр знаний по теме « Кровь. Кровеносная система».


Задачи: 1. Учащиеся должны знать терминологию по теме, назвать элементы крови,

описывать их особенности, понимать сущность процессов: движение по кругам

кровообращения; работа сердца ( сердечный цикл); образования тромба;

формирование иммунитета.
2. Быть знакомы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и их профилактикой,

осознать вред никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, понимать необходимость здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.
3. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечения,

знать приёмы проведения непрямого массажа сердца.

Оборудование: таблички с номерами команд, эмблема конкурсов для всех

участников; бумага для проведения терминологического диктанта, карточки с

цифровой информацией; карточки с текстами; карточки с ребусами; вата;

бинты; жгут; носовой платок для оказания ПМП.


Класс делится на 4 команды, конкурсы оценивает жюри. Учащиеся в начале

урока выбирают цветные фишки ( каждый цвет даёт возможность участвовать в одном из конкурсов).


^ Ход урока.
1. Организационный момент.

Учитель сообщает цели и задачи урока, объявляет условия проведения игры,

представляет жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за

игровыми столиками.
^ 2.Проверка знаний учащихся.

1. Конкурс « Термины».

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по

порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой

команды( имеющие жёлтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ. Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые

проверяют работы своей команды.
Задания:

1. Движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение)

2. Самый крупный сосуд. ( Аорта)

3. Красные кровяные клетки. ( Эритроциты)

4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз)

5. Кровь, насыщенная углекислым газом. ( Венозная)

6. Наследственное заболевание, выражающиеся в склонности к кровотечениям

в результате не свёртывания крови. ( Гемофилия)

7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. ( Большой круг кровообращения)

8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина)

9. Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты)

10.. Способность организма защищаться от инфекционного

воздействия. ( Иммунитет)

11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. ( Вены)

12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор)

13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин)

14. Жидкая часть крови. ( Плазма)

15. Группа крови универсального донора. ( 1 или 00)

16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело)

17. Кровь, насыщенная кислородом. ( Артериальная)

18. Колебание стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс)

19. Пуль крови от правого желудочка до левого предсердия. ( Малый круг

кровообращения)

20.Сосуды, несущие кровь от сердца. ( Артерии)

Конкурс « С точностью до ….»
Условия : в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы

будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают

следующие цифры и числа.
Задания:

1. 90% (количество воды в крови)

2. 300г (масса сердца)

3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений)

4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

5. 0,8 сек. (длительность сердечного цикла).

6. 0,9% (количество NaCL в крови)

7. 5млн/мм (количество эритроцитов)

8.0,5- 1мм/сек (скорость тока крови в капиллярах)

9. 120/80 мм. рт. ст. ( нормальное артериальное давление крови)

10. 6-9тыс/мм (количество лейкоцитов)

11. 30-50 см/сек (скорость тока крови в аорте)

12. 2,5см (диаметр аорты).

Конкурс « Модели» (домашнее задание)
Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов:

« Работа сердца» (1-я команда), « Круги кровообращения» (2-я команда),

« Образование тромба» (3-я команда), « Формирование иммунитета» ( 4-я команда).

^ Конкурс « Найти ошибку».
Условия: команды получают тексты ( по жеребьёвке), в которых допущены

ошибки. В течение 1-2 мин. в группах идёт работа по выполнению ошибок,

затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

Тексты к конкурсу « Найди ошибку»
1. Эритроциты.
Эритроциты-красные кровяные клетки. Они очень малы. В1 мм3 их ^ 10млн ( 5млн.) Зрелые

эритроциты имеют мелкие ядра ( не имеют ядер). Это клетки шаровидной

( двояковогнутая лепёшка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин- соединение белка и меди ( железа). Эритроциты зарождаются в селезёнке ( в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезёнке) Основная функция эритроцитов- транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты.

Лейкоциты- белые кровяные клетки. Они мельче ( крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное ( алибоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1мм3 крови их от 9 до15 тыс. (6-9тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться ( способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерий, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитозом). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела- особые клетки ( вещества), способные нейтрализовать любую ( специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов ( И.М.Мечников).
3. Лимфатическая система.

Лимфатическая система- дополнительная к артериальной ( венозной) и является частью

сердечно-сосудистой системы. Капилляры слепо- замкнутые и кровь ( лимфа) движется по ним в двух ( одном) направлениях. Лимфатическая система - посредник между клетками тела и кровью, снабжает организм кислородом и питательными веществами (освобождает от продуктов распада). Лимфатические сосуды не имеют (имеют) клапанов. Особые образования- лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости ( по всему организму в подвижных местах). Они выполняют барьерную функцию, здесь образуются тромбоциты (лимфоциты). Состав лимфы и крови сходен (различен).

4. Сердце.

Сердце- двигатель крови в организме. Это трёхкамерный ( четерёхкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной ( грудной) полости. Масса сердца около 1кг. (300г.).

Снаружи и внутри сердце выстлано однослойным эпителием ( снаружи - соединительная

ткань). Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца- аорта- начинается от левого желудочка.

Сердечный цикл длится 08 мин. (сек.)

^ Конкурс « Приём в травмпункте».
Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать ПМП ( задания выбирают жеребьёвкой).
Задания:

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идёт толчками, цвет крови - алый.

Ответ: Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Она накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки

кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часа (чтобы не вызвать некроза).

На рану - стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ: Необходимо обесточить пострадавшего,затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки.

На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в лёгкие вдувается воздух с частотой 18- 20 раз в минуту, массаж сердца- ритмичные надавливания на нижнюю треть груди- с частотой 60-70 раз в минуту.
3. У пострадавшего травма черепа: рассечён лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ: Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свёрнутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или « шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

4. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ: Рану промыть чистой кипячёной водой, кожу вокруг раны обработать йодом или зелёнкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.


Конкурс « Ребусы».
Условия: баллы получает команда, быстрее разгадавшая ребусы.

Похожие:

Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок-смотр занятий по математике в 1-м классе "Числа первого десятка"
Учитель. Сегодня у нас, ребята, необычный урок, урок – праздник – смотр знаний по математике. Кажется, совсем недавно вы пришли в...
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме “Однородные...
Конспект урока, посвященный 450 – летию добровольного присоединения Башкортостана к России, по русскому языку в 8 классе
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок 38. Итоговый урок по теме «Русская равнина»
Тип урока: урок систематизации знаний, контроля за качеством усвоения знаний и умений
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок обобщения и контроля знаний по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России", 8-й класс
Отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по теме, повторение номенклатуры
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconКровеносная система, сердце

Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок по теме «Природа»
Сегодня наш урок посвящён обобщению знаний по теме «Природа». По ходу урока мы будем отгадывать загадки, вспоминать пословицы и поговорки...
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconМарий Эл «дэбц»
Республиканский смотр школьных лесничеств (далее Смотр) проводится с целью активизации деятельности школьных лесничеств по воспитанию...
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок обобщения знаний по теме «Южная Америка»
Целью урока является закрепление знаний и их применение по теме «Южная Америка». Откройте тетради, запишите число, тему урока
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок по теме «Птицы»
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке
Урок-смотр знаний по теме «Кровь. Кровеносная система» iconУрок по теме «Северная Америка»
Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме выделение общих закономерностей и особенностей природы материка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница