Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш




НазваниеМи к районы муниципаль районы хакими те «баш
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
dopoln.ru > Физика > Документы


БАШ#ОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА*Ы

МИ(К( РАЙОНЫ

МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫ

ХАКИМИ(ТЕ

«БАШ#ОРТОСТАН

РЕСПУБЛИКА*Ы

МИ(К( РАЙОНЫ

МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫ

ХАКИМИ(ТЕНЕ$

М(!AРИФ Б&ЛЕГЕ»

МУНИЦИПАЛЬ #А@НА УЧРЕЖДЕНИЕ*Ы

ИНН 0238003865

452080, #ыр1ы2-Ми9к9 ауылы, !5б9й2уллин урамы,116а.

Тел. (834788) 2-13-70, факс (834788) 2-16-55

E-mail: miaki_oo@mail.ru





АДМИНИСТРАЦИЯ

^ ^ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МИЯКИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО

^ ^ РАЙОНА МИЯКИНСКИЙ

РАЙОН РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН»

ИНН 0238003865

452080, село Киргиз-Мияки, улица Губайдуллина, 116а.

Тел. (834788) 2-13-70, факс (834788) 2-16-55

E-mail: miaki_oo@mail.ru



^ ^ БОЙОРОҠ ПРИКАЗ

№ 76

13 май 2013 йыл 13 мая 2013 года
«О создании системы энергоменеджмента в учреждении»
В целях реализации Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать систему энергоменеджмента.

2. Утвердить:

1. состав рабочей группы системы энергоменеджмента (приложение № 1);

2. модель системы энергоменеджмента в учреждении (приложение № 2);

3. положение о порядке учета затрат на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности и определению экономического эффекта от проводимых мероприятий (приложение № 3);

4. положение о порядке использования средств, получаемых в результате экономии при проведении мероприятий повышения энергетической эффективности (приложение № 4);

5. положение о системе энергоменеджмента в учреждении (приложение № 5);

6. план мероприятий рабочей группы системы энергоменеджмента в учреждении (приложение № 6);

3. Целями системы энергоменеджмента в учреждении являются:

  1. надежная оптимизированная работа энергосистемы и эффективное использование энергетических ресурсов;

  2. снижение затрат на оплату потребляемых энергетических ресурсов;

  3. оптимизация функциональной деятельности учреждения;

  4. повышение эффективности деятельности при снижении ее энергоемкости;

  5. улучшение имиджа учреждения и его развитие через вовлечение персонала в процесс энергосбережения.

4. Задачами системы энергоменеджмента в учреждении являются:

1. принятие организационных мер, направленных на оптимизацию энергозатрат;

2. контроль выполнения разработанного перечня по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

3. контроль реализации мероприятий входящих в данную программу энергосбережения;

4. реализация не затратных и малозатратных организационных мероприятий;

5. мониторинг программы энергосбережения и при необходимости ее корректировка.

5. Возложить на рабочую группу системы энергоменеджмента следующие функции:

1. управление энергопотреблением учреждения;

2. прогнозировать и контролировать процессы выработки, передачи и использования необходимого количества энергетических ресурсов для обеспечения деятельности учреждения;

3. оптимизировать потребление энергетических ресурсов при заданном режиме работы;

4. минимизировать риски необоснованных затрат на энергетические ресурсы.

6. Председателю рабочей группы системы энергоменеджмента:

1. определить основные процессы управления использованием энергоресурсов;

2. реализовать поставленные задачи;

3. организовать работу по поддержанию в рабочем состоянии процессов управления;

4. координировать деятельность рабочей группы по энергосбережению.

7. Инженеру по котельным Гилемову Саитгали Сабитовичу обеспечить контроль над работами, проводимыми рабочей группой системы энергоменеджмента в учреждении.

8. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.



Начальник МКУ «Отдел образования

администрации муниципального района

Миякинский район РБ» Атангулова С.М.

^ Приложение № 1 к приказу начальника

МКУ «Отдел образования

администрации муниципального района

Миякинский район РБ»
от «13» мая 2013 г. № 76



Состав рабочей группы системы энергоменеджмента

Муниципального казенного учреждения «Отдел образования

администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»


п/п

Ф.И.О.

Должность

Председатель




Гилемов С.С.

инженер по котельным

^ Ответственный секретарь




Сайранова А.А.

секретарь

^ Члены рабочей группы:

1

Шакирова А.К.

ведущий специалист

2

Фахретдинов Р.Р.

директор РЦПИ




^ Приложение № 2 к приказу начальника

МКУ «Отдел образования

администрации муниципального района

Миякинский район РБ»
от «13» мая 2013 г. № 76


Модель системы энергоменеджмента

Муниципального казенного учреждения «Отдел образования

администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»



^ Приложение № 3 к приказу начальника

МКУ «Отдел образования

администрации муниципального района

Миякинский район РБ»
от «13» мая 2013 г. № 76


Положение о порядке учета затрат на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности и определению экономического эффекта от проводимых мероприятий в Муниципальном казенном учреждении «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»


1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке учета затрат на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности и определению экономического эффекта от проводимых мероприятий (далее - Положение) используется для расчета целевых показателей Муниципального казенного учреждения «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» (далее – учреждение) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

1.2. Положение разработано в соответсвии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12. 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», Приказом министерства Регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010г. № 273 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях».

1.3. Расчет целевых показателей осуществляется для оценки эффективности мероприятий, включенных в программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности учреждения, с применением индикаторов, отражающих общее состояние учреждения в области энергоснабжения (далее - индикаторы).

1.4. Дополнительными источниками информации для расчета целевых показателей программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности учреждения являются:

  1. топливно-энергетические балансы учреждения;

  2. сведения о состоянии инженерной инфраструктуры, в том числе тепло-, электро-, водоснабжения;

  3. сведения об оснащенности приборами учета энергоресурсов на источниках энергоснабжения и у потребителей.

1.5. Целевые показатели определяются соотношением индикаторов расчетного года и года, предшествующего году начала реализации региональных и муниципальных программ.

При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях учитываются, в том числе, изменения структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности работников учреждения.

Расчет значений целевых показателей, достижение которых обеспечивается в результате реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется разработчиком.

^ 2. Индикаторы расчета целевых показателей


п/п

Общие сведения

Единица измерения

Годы

2009

2010

2011

2012

1 квартал 2013

1

2

3

4

5

6

7

8

П3

Объем потребления электрической

энергии (далее - ЭЭ)

тыс. кВтч
















П4

Объем потребления тепловой энергии (далее - ТЭ)

тыс. Гкал
















П5

Объем потребления воды

тыс. куб. м
















П7

Объем потребления ЭЭ, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета

тыс. кВтч
















П8

Объем потребления ТЭ, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета

тыс. Гкал
















П9

Объем потребления воды, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета

тыс. куб. м
















П11

Средневзвешенный тариф на ЭЭ

руб./кВтч
















П12

Средневзвешенный тариф на ТЭ

руб./Гкал
















П13

Средневзвешенный тариф на воду

руб./куб. м


















^ 2. Расчета целевых показателей


п/п

Наименование показателей

Единица измерения

^ Расчетная формула

Годы

2009

2010

2011

2012

1 квартал 2013

1

2

3




4

5

6

7

8

Группа A. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

А2

Доля объемов электрической энергии (далее - ЭЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета

%

(п7(n) / п3(n) x 100%
















А3

Доля объемов тепловой энергии (далее - ТЭ), расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета

%

(п8(n) / п4(n) x 100%
















А4

Доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета

%

(п9(n) / п5(n) x 100%


















Приложение № 4 к приказу начальника

МКУ «Отдел образования

администрации муниципального района

Миякинский район РБ»
от «13» мая 2013 г. № 76



Положение о порядке использования средств, получаемых в результате экономии при проведении мероприятий повышения энергетической эффективности в Муниципальном казенном учреждении «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
^ ^

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение о порядке использования средств, получаемых в результате экономии при проведении мероприятий повышения энергетической эффективности (далее – Положение) предназначено для использования Муниципальным казенным учреждением «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» (далее – учреждение) при проведении политики энергосбережения.

1.2. В работе изложены организационно - технические мероприятия, стимулирующие энергосбережение при потребления топливно-энергетических ресурсов с учетом снижения денежных затрат.
^ ^

2. Порядок выявления резервов экономии энергетических ресурсов и определения энергосберегающих мероприятий

2.1. Для выявления резервов энергосбережения все потребители должны пройти обследование, включающее выявление соответствия нормативам теплозащитных характеристик здания конструкций и параметров систем отопления, водоснабжения и электроснабжения, а также соответствие нормативным документам сантехнического и электротехнического оборудования.


2.2. Обследование производится специально созданным агентством по энергосбережению, имеющим полномочия для проведения таких работ, или организацией, имеющей лицензию на право проведения энергоаудита по представлению агентства.

2.3. В результате проведенного обследования составляется энергетический паспорт с указанием основного энергоиспользующего оборудования, основных параметров потребляемой энергии соответствия технических характеристик установленного оборудования проекту, резервов экономии тепловой и электрической энергии и мероприятий по их реализации. Энергетический паспорт утверждается агентством и согласовывается с Региональной энергетической комиссией.

2.4. Система энергоменеджмента учреждения ответственная за энергосберегающую политику учреждения, на основе выявленных резервов экономии, отраженных в энергетическом паспорте здания, формирует базу данных об энергетическом состоянии учреждения на данный период времени, определяет экономическую эффективность проведения соответствующих энергосберегающих мероприятий, разрабатывает календарный график проведения мероприятий по энергосбережению, назначает ответственного за реализацию энергосбережения.
^ ^

3. Механизм стимулирования за экономию топливно-энергетических ресурсов


3.1. Денежными средствами Р, полученными от экономии при внедрении энергосберегающих мероприятий, распоряжается начальник учреждения.

3.2. Чем больше энергосберегающий эффект от внедренных мероприятий, тем меньше будут денежные средства для оплаты за потребленную энергию и тем больше будет экономия, что стимулирует к поддержанию в исправности и совершенствованию приборов учета, средств автоматического регулирования и средств утепления зданий.

3.3. Экономия денежных средств от реализации энергосберегающих мероприятий направляется:

- на организацию эксплуатации внедренных энергосберегающих средств в учреждении;

- на разработку и освоение новых более эффективных мероприятий по энергосбережению;

- в премиальный фонд системы энергоменеджмента.

3.12. Результатом реализации данного экономического механизма является сокращение бюджетных ассигнований (дотаций) на энергоснабжение учреждения.
^ ^

4. Требования к средствам учета и регулирования энергопотребления

4.1. Для реализации механизма стимулирования энергосбережения необходимо кроме приборов учета установить также и средств автоматического регулирования и контроля расхода энергии.


4.2. Приборы учета должны отвечать следующим требованиям:

- моноблочность конструкции, снижающая до минимума количество пломбирований и, следовательно, вероятность искажения показаний и хищений энергии;

- автономность источника питания со сроком действия не менее 5 лет (или наличие таймера, фиксирующего время отключения электропитания);

- минимальное количество вычисляемых и регистрируемых параметров, необходимых только для производства расчетов за потребленную энергию;

- исключение несанкционированного доступа к настроечным органам прибора;

- большой межповерочный срок (не менее 3-5 лет);

- для индивидуальных потребителей тепло- и электроэнергии - простые и сравнительно недорогие теплосчетчики и двухставочные электросчетчики.

4.3. Приборы автоматического регулирования и контроля расхода тепловой энергии устанавливаются в учреждении в тепловых пунктах и должны решать следующие основные задачи:

- регулирование расхода тепла;

- получение своевременной информации о нарушениях условий договора;

- своевременное обнаружение необоснованных энергопотерь и аварийных ситуаций.

Для обеспечения взаимосогласованной работы объектов систем тепло- и электроснабжения должен проводиться контроль:

со стороны энергоснабжающей организации - параметров энергопотребления;

со стороны Потребителя - параметров подводимой к нему тепловой и электрической энергии.

 


^ Приложение № 5 к приказу начальника

МКУ «Отдел образования

администрации муниципального района

Миякинский район РБ»
от «13» мая 2013 г. № 76


Положение о системе энергоменеджмента

Муниципального казенного учреждения «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
^ 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе энергоменеджмента (далее - Положение) используется для создания и регулирования системы энергоменеджмента в Муниципальном казенном учреждении «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» (далее – учреждение).

1.2. Положение разработано в соответсвии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Международного стандарта № 50001 «Системы (энергоменеджмента) управления энергией - Требования, рекомендации по использованию».

1.3. Путем внедрения системы энергоменеджмента можно получить более подробную картину потребления энергоресурсов, что позволит произвести оценку проектов экономии энергии, планируемых для внедрения в учреждении.

1.4. Энергетический менеджмент начинается с назначения в учреждении ответственного лица – энергетического менеджера. На этом же этапе формулируются основные цели и предполагаемые результаты на последующие несколько лет.

Основные обязанности рабочей группы системы энергоменеджмента заключаются в следующем:

– участие в составлении карты потребления энергии на предприятии;

– сбор данных по потреблению топливно-энергетических ресурсов с использованием счетчиков и контрольно-измерительной аппаратуры;

– составление плана установки дополнительных счетчиков и контрольно-измерительной аппаратуры;

– сбор данных по потреблению топливно-энергетических ресурсов;

– расчет ключевых данных по повышению эффективности использования энергии;

– определение, локализация и внедрение мер по экономии энергии, не требующих инвестиций или с минимальными инвестициями;

– локализация, оценка и определение приоритетности мер по экономии энергии, требующих более крупных инвестиций;

– информирование персонала предприятия о деятельности системы энергоменеджмента и предпринимаемых мерах, направленных на экономию энергии;

^ 2. Требования к подготовке энергетического менеджера

2.1. Для того чтобы успешно работать в области энергетического менеджмента, специалист должен обладать:

– инженерным образованием;

– опытом управления рабочими группами;

– опытом руководства проектами;

– организаторскими способностями;

– способностью убеждать и понимать мотивацию поступков людей.

Кроме того, ему необходимо:

– отслеживать решения местных властей, касающиеся потребления энергии и т.д.;

– знать поставщиков энергетических ресурсов;

– хорошо понимать концепцию энергетического менеджмента и энергетической эффективности;

– обладать экономическими знаниями, знать принципы формирования бюджета учреждения и методы разработки бизнес-планов в области энергетической эффективности.

2.2. Энергетический менеджер обязан следить за изменениями в области энергетической политики.

3. Составление карты потребления энергии в учреждении

3.1. На этапе внедрения системы энергоменеджмента в учреждении составление подробной карты потребления энергии для всего учреждения, иногда именуемой энергетическим балансом учреждения, возможно, вызовет затруднение. В этом случае можно сосредоточиться на предварительном подсчете потребления энергии наиболее важными установками и системами. Все виды энергии (электроэнергия, теплоэнергия) должны быть учтены, так же как потребление воды. По возможности при составлении карты потребления энергии системе энергоменеджмента должна быть оказана помощь со стороны энергетического аудитора. В дальнейшем степень детализации и точности может быть повышена.

3.2. Показания основных счетчиков и других приборов и систем учета и контроля необходимо снимать ежемесячно для получения данных по общему потреблению теплоэнергии, электроэнергии и воды. При наличии дополнительных счетчиков необходимо проверить, установлены ли они в требуемых местах. Снятие показаний дополнительных счетчиков производится ежемесячно в зависимости от уровня потребления энергии.
^ 4. Анализ данных

4.1. На данном этапе система энергоменеджмента производит расчет ключевых данных по ТЭР. Эти данные могут быть использованы для сравнительного анализа с целью изучения воздействия мероприятий по энергосбережению на экономию потребления ресурсов.

^ 5. Планирование энергосбережения

5.1. Крупные проекты по рациональному использованию энергии должны быть проанализированы с учетом приоритетности выполнения мероприятий и составлен план деятельности на год.

5.2. После проведения первоначального энергоаудита и построения карты потребления энергии должны быть проконтролированы основные показатели потребления энергии, и на основе их анализа будут запланированы первоочередные меры по повышению энергоэффективности. После внедрения первоочередных мер расходы энергии вновь измеряются, анализируются, планируются и внедряются следующие мероприятия, и так далее – этот процесс довольно длителен.

5.3. Задача системы энергоменеджмента организовать дело так, чтобы указанный цикл повторялся снова и снова. Только в этом случае изменение условий работы учреждения, внедрение новых технологий, запуск в производство новых видов продукции не будут выводить учреждение из энергетически эффективного режима.

^ 6. Метод целевого энергетического мониторинга

6.1. В качестве основы системы энергоменеджмента можно применить положительно зарекомендовавший себя во всем мире метод целевого энергетического мониторинга (ЦЭМ).

Метод ЦЭМ требует четкой организационной структуры, ответственной за его функционирование.

6.2. Общие принципы построения ЦЭМ таковы. Учреждение формирует центр энергетического учета (ЦЭУ). Характеристикой ЦЭУ служит количество потребленного энергоресурса данного вида за учетный период. Эти сведения регулярно собираются с ЦЭУ в конце каждого учетного периода и поступают в систему энергоменеджмента.

6.3. Однако данных по энергопотреблению еще недостаточно для проведения анализа энергоэффективности. В дополнение собираются данные по факторам, влияющим на энергопотребление. Такими факторами могут быть:

1) количество градусо-дней (для систем отопления, вентиляции, кондиционирования); градусо-дни

– климатический параметр для оценки необходимого количества тепла для отопления. Обозначается DD (от англ. «Degree Days»). За любой период времени рассчитывается по формуле



где N – количество дней в периоде; ti ср – среднесуточная наружная температура i-го дня; t0 – базовая наружная температура (температура, выше которой отсутствует необходимость в отоплении). В суммировании участвуют только те дни, когда tiср
2) параметр наружной освещенности, «люксодни» (для систем освещения);

3) параметр населенности, число человеко-часов присутствия людей в здании (для административнобытовых зданий, офисов и т.д.).

7. Выводы

7.1. Энергоменеджмент становится неотъемлемой частью системы модернизации учреждения.

7.2. Успешное введение системы энергоменеджмента в большой степени зависит от отношения к нему руководства учреждения. Ощутимые результаты могут быть получены только в том случае, если руководство проявляет инициативу. Необходимо планомерно налаживать систему управления энергопотреблением во всех ее аспектах: техническом оснащении учреждения, создании структуры и процедуры энергоменеджмента, обучении персонала.


^ Приложение № 6 к приказу начальника

МКУ «Отдел образования

администрации муниципального района

Миякинский район РБ»
от «13» мая 2013 г. № 76


План мероприятий рабочей группы системы энергоменеджмента Муниципального казенного учреждения «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» на 2013 год

№ п/п

Наименование

мероприятия

Ответсвенный

Период

выполнения

1

Совершенствование организационной структуры управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности

Фахретдинов Р.Р.

весь период

2

^ ^

Разработка механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности для работников учреждения

Шакирова А.К.

весь период

3

Составление, оформление и анализ топливно-энергетических баланса учреждения

Сайранова А.А.

весь период

4

Замена ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы

Гилемов С.С.

сентябрь

5

Установка теплоотражающего экрана за отопительным прибором

Гилемов С.С.

октябрь

6


Обучение сотрудников учреждения основам энергосбережения

Шакирова А.К.

весь период

7


Разработка локальных актов по энергосбережению

Сайранова А.А.

весь период

8


Осуществление контроля над состоянием технологического оборудования, проведение своевременного ремонта технологического и иного оборудования

Гилемов С.С.

весь период

9


Проведение своевременной сверки по данным журнала учёта расхода энергоресурсов и счетам поставщиков

Сайранова А.А.

весь период

10


Провести анализ потребления энергоресурсов за 2013 год. Проведение периодического анализа расхода водо-тепло-энергоресурсов

Сайранова А.А.

весь период

11


Инструктаж сотрудников по контролю над расходованием электроэнергии и воды, своевременным отключением оборудования, компьютерной и иной техники

Сайранова А.А.

весь период

12


Осуществление контроля над расходованием электроэнергии, правильной эксплуатацией электроприборов. Не допускать случаев использования электроэнергии на цели, не предусмотренные деятельностью учреждения

Гилемов С.С., Фахретдинов Р.Р.

весь период

13


Осуществление своевременной передачи данных показаний приборов учёта в водо, тепло-, энергоснабжающую организации

Сайранова А.А.

весь период


С приказом ознакомлены:

ФИО

должность

подпись

примечания

Насырова И.А.

Главный специалист







Насырова Г.М.

Главный бухгалтер







Шакирова А.К.

Ведущий специалист







Фахретдинов Р.Р.

Директор РЦПИ







Гилемов С.С.

Инженер по котельным







Сайранова А.А.

Экономист




подготовила



Похожие:

Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconМи к районы муниципаль районы хакими те «баш
В соответствии с Указом президента РФ «О проведении в РФ года российской истории» в целях привлечения внимания общества к российской...
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconБаш к ортостан Республика h ы б ү зд ə к районы муниципаль район...
«о бюджете сельского поселения гафурийский сельсовет муниципального района буздякский район республики башкортостан на 2013 год и...
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconРеспублика Башкортостан
БашҠортостан Республикаһының Туймазы районы муниципаль районының Ҡандра ауыл советы
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconДополнительные вопросы: Номенклатура Тихого, Индийского и Атлантического океанов
Цели: -называть и показывать географические объекты, ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной...
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconТематическое планирование классы 9 «А,Б,В» Количество часов на год:...
...
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconУчебников в библиотечном фонде
Алексеев А. И. География России. В 2 кн. Хозяйство и географические районы, 9 кл. М.: Дрофа
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconБелорет районы
Сельского поселения железнодорожный сельсовет муниципального района белорецкий район республики башкортостан
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш icon«Земледелие и животноводство»
Цель работы: определить основные районы выращивания и разведения сельскохозяйственных культур растений и животных
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш iconИглин районы
...
Ми к районы муниципаль районы хакими те «баш icon1. Центром происхождения культурных растений Н. И. Вавилов считал районы, где
В селекции микроорганизмов для получения высокопродуктивных рас бактерий и грибов в основном применяют
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница