Скачать 9.76 Kb.
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани
Под руководством и при непосредственной помощи учителя-победителя ПНПО, консультанта по внедрению ИКТ Июдиной Л.А учителями школы по физике, химии, истории, татарскому языку, английскому языку. разрабатываются уроки с применением ИК технологий. Учителями начальной школы разработан цикл мультимедийных уроков для 1-4 классов по курсу «Окружающий мир». Параллельно проходит обучение учителей работе с мультимедийной техникой и созданию компьютерных презентаций. Учителя английского языка, физики, химии, биологии используют в своей работе лицензионные мультимедийные наглядные пособия. Школа постоянно проводит мероприятия по обобщению и распространению опыта своей работы: семинары, конференции, конкурсы. Классные руководители работают с методическими материалами диска «В помощь классному руководителю», разрабротанными инициативной группой под руководством Захаровой Г.А. в мае 2008 года. Целью создания сборника «Классный руководитель» явилась необходимость концентрация методического материала в помощь классному руководителю, при формировании сборника использовались разработки классных руководителей школы и материалы педагогической методической литературы. Каждый классный руководитель строит воспитательную работу, исходя из основной гипотезы Программы воспитания в своем классе. При планировании каждый классный руководитель учитывает рекомендации МОиН РТ, ГУО, РОО, знаменательные дни календаря, нормативные документы, регламентирующие работу, годовой план работы школы, школьные традиции, модель системы воспитания школы, методические рекомендации ШМО классных руководителей, деятельность Школьной Республики Самоуправления, пожелания родителей, реалии социума. В данный сборник были включены такие разделы, как «Норматив», в который вошли выписки из Закона об «Образовании РФ», Семейного и Административного Кодексов, Конвенции о правах ребенка, а также приказы МОиН РФ и РТ о деятельности классных руководителей. Кроме того, предлагается вариант должностной инструкции классного руководителя. В разделе «Методические инструкции для классного руководителя» представлены рекомендации по оформлению классного журнала, примерное содержание лаборатории классного руководителя, пример социологического паспорта класса. Для удобства работы классного руководителя представлены очень важные разделы «Модельная характеристика ученика» и «Модель системы воспитания», которые содержат матрицу характеристик учащихся и приоритетные направления воспитательной работы. Рекомендации по построению работы с родителями, ученическим самоуправлением, а также правила поведения учащихся содержатся в соответствующих разделах сборника. Раздел «Методика оценки работы» включает рейтинговую оценку труда классного руководителя и оценку эффективности воспитательной работы. Самые новые разработки и методические находки классные руководители смогут найти с помощью раздела «Путеводитель по Интернету» Таким образом, внедрение ИКТ в школе носит системный характер. Кроме того, в школе начато издание школьного методического альманаха «Приглашаем к разговору», который издается 1 раз в четверть и в настоящее время размещается на школьном сайте.
*в случае описания ИУО в области ГОУ, укажите, какой вид совета отражает инновационную практику ^ Комментарии к информационной карте описания инновационного опыта Ключевые сюжеты (внутри которых - ключевые слова - стартовый минимум для глоссария) таковы: 1) первое ограничение на старте: нужно не просто нечто из опыта, а новшество и нововведение, то есть описание вводимого нового и процесса его введения в практику; 2) второе ограничение на старте: нужно конкретное новшество и нововведение в управлении школой, раскрытое в описании на управленческом языке, с показом изменений в системе управления, в ее управленческой деятельности, но с зацепом и школы как объекта и последующих изменений в школе и в ее результатах в конечном счете; 3) первый вопрос описания - в чем новшество, что новое вводится в управление - новшество с его потенциалом, целями введения (ожидаемыми результатами и последствиями); 4) второй вопрос - куда в системе ВУ и ее упр. деятельности оно вводится - зона, участок обновления, точка входа; 5) третий вопрос - как, кем, с помощью каких действий и инструментов оно вводится - все действия, образующие нововведение как процесс, включая создание среды; 6) четвертый вопрос - как нововведение в управлении, в его конкретной точке встраивается в практику управления, интегрируется в нее, как влияет на (как изменяет) управление в целом; 7) пятый вопрос - как вводимое новшество начинает влиять на объект управления, что с этим объектом начинает происходить нового и полезного, как это в свою очередь влияет на результаты (ибо специфика новшеств в управлении, они обычно нужны, чтобы поменять ситуацию в объекте, а не просто в самом управлении). ^ Консультация по заполнению информационной карты Следует отметить, что первый раздел карты «Данные об образовательном учреждении» не вызывает ни у кого затруднений. Поэтому мы сразу переходим к пунктам второго раздела карты «Сущностные характеристики представляемого инновационного управленческого опыта образовательного учреждения – конкретного управленческого нововведения в ОУ». ^ 2.1. Тема инновации При формулировании темы инновации целесообразно определить, к какому из направлений модернизации внутришкольного управления относится ваш инновационный управленческий опыт. Анализ инноваций в области управления школой показал, что основными направлениями инновационной практики модернизации внутришкольного управления являются:
Однако, это не означает, что ваша инновация должна «укладываться» только в рамки этих направлений. Она может быть ориентирована и на какие-либо другие содержательные изменения в управленческой деятельности. Кроме того, вполне возможно, что ваш инновационный опыт имеет отношение к двум и более из указанных выше направлений, о чем непременно стоит написать. Темой инновации может стать и комплексный проект, такой, например, как «Система управления образовательным комплексом» (гимназия №56 Санкт-Петербурга). Примеры тем инноваций:
При выборе темы инновации для описания прежде всего важно убедиться, что речь идет именно о нововведении в управлении школой. Это главное требование, как показывает анализ некоторых карт инновационного опыта, не выдерживается. В итоге мы получаем описания инноваций, но ничего нового и ничего об управлении школой в них не говорится (новации в содержании образовательного процесса – профили, ИУП). Поэтому настоятельно советуем участникам Сетевой школы внимательно посмотреть содержание консультации 2, в которой даются пояснения по отнесению той или иной инновации к управленческим инновациям и характеризуются типичные ошибки в описании опыта управления. ^ 2.2. Сущность новшества В данном пункте указывается, что конкретно вводится вами в систему внутришкольного управления, ее управленческую деятельность. Важно, чтобы это было действительно новым для практики управленческой деятельности на уровне, как минимум, вашего региона. Для того, чтобы оценить степень новизны своего инновационного опыта, вам следует познакомиться с аналогичным опытом других передовых образовательных учреждений. Информацию о нем вы можете почерпнуть на нашем сайте, сайтах органов управления образованием, учреждений повышения квалификации работников образования, школ- победителей ПНПО, из публичных отчетов образовательных учреждений, а также посоветовавшись со своим научным консультантом или руководителем. Примеры формулировок сущности новшества:
^ 2.3. Зона обновления в системе внутришкольного управления Заполняя данный раздел карты, вы указываете, куда конкретно в системе внутришкольного управления вводится нововведение. Это может быть указание на ту или иную функцию управления (например, целеполагание, планирование работы, создание организационной структуры, руководство персоналом, внутришкольный контроль и др.) или управленческий процесс (процесс принятия решений, внутриорганизационные коммуникации и пр.). Зоной обновления может быть и управление тем или иным ресурсом: управление нормативно-правовой базой, информационными ресурсами, человеческими (кадровыми) ресурсами, материально-технической базой, финансовыми ресурсами и пр. или управление подсистемой образовательного учреждения (ступенью школы, ее структурным подразделением, администрацией и т.д.). Зонами обновления могут стать и управленческие процессы, направленные на совершенствование отдельных видов деятельности школы, например, руководство методической работой или психолого-педагогическим сопровождением ребенка. Примеры описания зоны обновления: «Совершенствование нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность ОУ. Совершенствование структуры администрации гимназии» (гимназия №56 Санкт-Петербурга). «Процесс координации управленческих структур подразделений международного образовательного комплекса» (гимназия №171 Санкт-Петербурга). «Школьное делопроизводство, планирование работы школы, единое информационное пространство образовательного учреждения» (средняя общеобразовательная школа №82 г. Сочи Краснодарского края). В Консультации 2 Сетевой школы предложены варианты классификации внутришкольных управленческих новшеств и нововведений, знаний которой поможет точно сформулировать ответ на данный вопрос карты. ^ 2.4. Характер нововведения В этой части карты вам необходимо указать, за счет каких конкретных действий новшество вводится в систему внутришкольного управления. Указания на эти действия, с одной стороны, не должны носить слишком обобщенный характер, например, «за счет совершенствования внутришкольного контроля» или «улучшения методической работы», а с другой стороны – не дублировать план работы школы, в котором детально указываются все мероприятия по внедрению инновации. Пример описания данной части карты (ресурсы, процессы, действия): «- создание необходимой материальной базы; - обучение работе с программным продуктом работников ОУ; - создание базы данных по ученикам, педагогическим работникам, учебному плану, программно-методическому обеспечению; - внедрение электронного расписания; - создание системы мониторинга качества образования на основе применения информационных технологий; - планирование образовательного процесса на основе данных мониторинга». (средняя общеобразовательная школа №25 г.Сочи Краснодарского края). ^ 2.5. Цели и ожидаемые результаты нововведений В данном разделе указывается цель каждого из заявленных нововведений и его конкретный результат. Он должен быть обязательно связан с целью. В идеале, результат нововведения следует охарактеризовать как в качественных, так и в количественных параметрах. Целесообразно избегать достаточно банальных и нечетких формулировок результатов новаций типа «повышение качества образовательного процесса», «повышение квалификации работников школы» которые могут относиться к программе развития любого образовательного учреждения. Если вы пишете в карте о том, что качество образовательного процесса в результате совершенствования системы внутришкольного управления повысится, то следует указать на то, в чем же конкретно данное повышение выразится. Например, одним из результатом создания системы общественной оценки качества образования в лицее №6 г.Тамбова станет формирование социальных компетенций у обучающихся. Поскольку нововведения в управлении (и это – одна из их важнейших особенностей) при всей их важности не являются самоцелью, а выступают как средство повышения результативности, качества, эффективности жизнедеятельности школы в целом и ее отдельных подсистем, то полезно выделять цели и ожидаемые результаты внутришкольных управленческих нововведений в виде комплекса, включающего нескольких уровней результатов, например:
^ 2.7. Актуальность возникновения (создания) представляемого инновационного управленческого опыта Характеризуя актуальность своего инновационного опыта в области внутришкольного управления, вам следует сосредоточиться, прежде всего, на внешних факторах, обусловливающие необходимость нововведений. К их числу относятся изменения в социальном заказе вашей школе; «вызовы» образовательному учреждению со стороны конкурирующих школ, социального окружения; новые возможности внешней среды. Анализ внешних факторов позволяет понять, каковы ожидания общества относительно школы и какие изменения в ней будут поддержаны, а какие – нет теми или иными его слоями. Инновационный опыт, стимулированный только потребностями педагогов без учета внешних влияний, в конечном итоге приводит школу к изоляции от социума и деградации. В связи с отмеченным выше представляет интерес описание актуальности создания управляющего совета в центре образования №548 «Царицыно» Москвы: «Реальное образование не отвечает на потребности общества и стратегические вызовы. «Учим тому способу, который уже не востребован реальной жизнью нового поколения». Нет прозрачных механизмов влияния всех участников сферы образования на процесс образования. «Все недовольны друг другом, но не знают, как об этом сообщить друг другу». Для того, чтобы это влияние реально оказывалось, необходимо привлечение общественности к управлению Центром образования. Это возможно достичь путем создания в образовательном учреждении управляющего совета, в который входят представители участников образовательного процесса и общественности.» ^ 2.8. Новизна представляемого опыта Несмотря на кажущуюся легкость описания новизны опыта, перед тем как заполнить данный пункт вам стоит ответить на вопрос: «Что нового появилось в вашем образовательном учреждении за последнее время по отношению к уже имеющемуся опыту управления?». В карте не стоит отражать новации пяти- или трехлетней давности, поскольку среди посетителей сайта «Сетевой школы» наверняка найдутся те, кто уже знаком с ними. Предоставление информации о «старых» новациях не только навредит имиджу вашего учреждения, но и не будет способствовать росту доверия к нашему общему проекту. Возможно, при определении новизны представляемого опыта для вас окажется полезным выполнение следующего упражнения. «Вернитесь к описанию сущности опыта (пункт 2.2.). Вспомните, что уже было сделано по данному направлению в вашей школе два года назад? Что изменилось с тех пор? Опишите эти изменения». ^ 2.9. Практическая значимость представляемого опыта В данном разделе карты вам необходимо ответить на вопрос: «Что инновационный опыт моей школы может дать для развития других образовательных учреждений и системы образования в целом?». Помните, что ваш опыт должен быть нужен, а значит, интересен кому-то еще, кроме вас! ^ 2.12. Масштаб охвата системы внутришкольного управления преобразованиями Выделяются три уровня новаций по масштабу охвата ими той или иной управляющей системы: локальный, модульный и системный. Масштаб новации носит локальный характер, когда ее последствия изменяют деятельность одного сотрудника, небольшой группы работников образовательного учреждения или одного его структурного подразделения. К таким новациям во внутришкольном управлении относится, например, переход к составлению расписания уроков с помощью компьютерной программы (оптимизация работы заместителя директора школы по УВР). ^ Модульная новация затрагивает уже деятельность нескольких структурных подразделений школы или значительной группы участников образовательного процесса. К этому типу новаций из представленных в сетевой школе, относится использование программного комплекса «Школьный наставник» (ряд школ Краснодарского края). Наконец, системные инновации предполагают коренные изменения в системе внутришкольного управления. Они затрагивают все ее подсистемы и структуры: администрацию, органы государственно-общественного управления, структурные подразделения по ступеням обучения, подразделения обеспечения образовательного процесса, методическую службу и пр. Большинство из заявленных в «Сетевой школе» новаций их авторы отнесли как раз к системным новациям. Однако не стоит комплексовать, если представленный вами опыт носит локальный или модульный характер. Практика наиболее успешных школьных управленцев показывает, что в управлении школой нет мелочей, а эффективная инновационная управляющая система как раз таки и складывается из этих самых «малых» локальных изменений, которые, в конечном счете, приводят к новому качеству управления. ^ 2.13. Результаты внедрения/освоения инновации и перспективы продолжения работы в данном направлении В данном разделе вам следует обратить особое внимание на описание перспектив продолжения своей новации. Слушателям нашей школы важно знать, что, изучая ваш опыт, они имеют дело с развивающейся, а не остановившейся в своем развитии школой. Да и представленное вами нововведение обладает определенными временными перспективами или может, в свою очередь, «породить», извините за тавтологию, «новую новацию». Пример описания перспектив продолжения новации: «Для расширения количества субъектов управления образовательным учреждением, дальнейшей реализации государственно-общественного характера управления ОУ способы, средства и формы работы управленческого семинара следует перенести на педагогический, родительский и ученический коллектив. Управленческий семинар может быть продолжен в форме организационно-деятельностных семинаров для педагогов, родителей, учащихся, а также на работу управляющего совета школы» (средняя общеобразовательная школа №141 г. Красноярска). ^ 2.15. Условия эффективности, риски, возможные ограничения в использовании инновационного управленческого опыта в других ОУ Перед тем, как заполнить этот раздел, стоит вспомнить и проанализировать, какие ресурсы и в каком количестве вам были необходимы для успешного внедрения своей новации. Результатом этой работы и будет описание условий эффективности использования инновационного опыта. Аналогично, проанализировав необходимые ресурсы, можно выявить риски и возможные ограничения в переносе вашей новации. ^ 2.16. Продукты, отражающие представляемый ИУО и позволяющие обеспечить его распространение Следует помнить, что такие продукты, к которым относятся программы развития, публичные доклады школы, ее локальные акты, методические разработки и др., могут распространяться как печатными, так и электронными средствами. ^ 2.18. Возможные формы распространения инновации В данном разделе необходимо указать все формы повышения квалификации руководящих кадров, которые могут быть реализованы на базе школы (очные и дистанционные семинары, круглые столы, консультации, практические занятия, тренинги и пр.), а также описать ваши возможности по тиражированию материалов и их размещению в сети Интернет. В третьем разделе «Описание представляемого инновационного управленческого опыта образовательного учреждения – конкретного управленческого нововведения в образовательном учреждении» вы в произвольной форме описываете свой опыт. Его описание не должно занимать более 1500 печатных знаков. Поэтому вам важно быть предельно конкретными. Помните, что описание будут читать ваши коллеги – директора школ, их заместители, педагоги, входящие в резерв управленческих кадров. Это означает, что у вас нет нужды писать наукообразный текст, изобилующий малознакомой терминологией и малопонятными аббревиатурами. Помните также, что тему и сущность новации, а также ее актуальность, цели, новизну, практическую значимость и результаты вы описали во втором разделе. Поэтому стоит сосредоточиться на рассказе о содержании нововведения, реакциях на его внедрение со стороны различных участников образовательного процесса и партнеров школы, способах мотивации персонала на активное участие в реализации новации. |
![]() | I. Данные об образовательном учреждении (системе) Фамилия, имя, отчество контактного лица по вопросам инновационной деятельности в образовательном учреждении | ![]() | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении. Концептуальное обоснование программы |
![]() | 1 Социальный паспорт контингента родителей обучающихся (2010-2011 уч год) Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении | ![]() | 1 Общие сведения об образовательном учреждении Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
![]() | Ii организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении | ![]() | Положение о предшкольной подготовке детей по программе «Школа 2100» Рф "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24 07. 1998 №124-03, п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении. Типового... |
![]() | Образовательная программа описывает данные методического обеспечения... Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско- юношеской спортивной школы... | ![]() | Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного... Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей |
![]() | Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 179 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение... | ![]() | Режим рабочего времени в муниципальном образовательном учреждении... Работаю в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Школа информационных технологий». Должно ли... |