Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения




НазваниеТема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Выступление на едином методическом дне Киселевой Л.И.

Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения

Один из главных лозунгов проекта нового стандарта – переход от знаниевой парадигмы к парадигме развития личности: на выходе из школы выпускник должен быть самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем. Принципиальная позиция определена. В центре должны быть не набор дидактических единиц, обязательных для изучения, а ребенок, формирование его личности, формирование универсальных учебных действий, призванных обеспечить способность ученика добывать знания самостоятельно.

^ Реализация принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели обучения помогает формировать универсальные учебные действия.

Организация проблемного обучения в рамках модели компетентностно-контекстного образовательного процесса предполагает реализацию принципа проблемности в содержании обучения и в процессе его развертывания в диалогическом общении обучающихся и обучаемого.

^ Цели проблемного обучения (достигаются совместными усилиями обучающего и обучающихся):

- овладение обучающимися знанием, как ориентировочной основой деятельности;

- развитие теоретического мышления;

- формирование познавательной мотивации;

- создание возможностей исследовательского отношения к научному знанию и способам использования его в контексте своего практического действия и поступка.

Школьный предмет математики призван развивать интеллект, логическое мышление. Еще Ломоносов говорил, что математику нужно изучать только потому, что она «ум в порядок приводит».

Основная особенность технологии проблемно-диалогического обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет их деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. На уроке ребята должны думать, говорить, мыслить, отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, и в результате вырабатывать характер.

Максимально ориентированные на развитие личности учащегося возможности уже заложены в самой системе общего математического образования, в самой природе математической науки, гармонически сочетающей в себе черты как естественно - научных, так и гуманитарных дисциплин, объединяющей в себе богатейшую совокупность теоретических и практических знаний (естественнонаучную составляющую) и огромный общекультурный потенциал (гуманитарную составляющую). Насколько полно используются эти возможности в реальной практике школы? Как они диагностируются, формируются, развиваются и оцениваются? Предметные знания по математике можно проверить с помощью экзамена, а как проверить умение человека выбрать логически обоснованное решение в конкретном случае, правильность выбранного пути решения задачи , рациональность произведенных действий? Ведь зачастую бывает важен не только результат решения задачи, но и ход рассуждений, свидетельствующий об уровне сформированности универсальных действий, развития логического мышления .

Поэтому сегодня развитое логическое мышление рассматривается не только как важнейшее условие учебной успешности школьника, но и как основа формирования его мотивированной деятельности, умений решать проблемы, возникающие в реальной жизни, способности оценивать свою деятельность, учиться самостоятельно.

Велика роль логического мышления и в формировании ценностных ориентаций личности, обеспечивающих ее устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности, регулирующих мотивацию личности и являющихся важнейшим элементом ее структуры.

Теоретическое мышление, формой которого является мышление логическое, формируется только при организации целенаправленной работы для развития соответствующих операций; если, в школе ребенок не научается теоретическому подходу к решению проблемных ситуаций, то качественного изменения в его развитии не происходит.

Для развития логического мышления средствами математики необходимо знание определенных понятий и законов логики, т.е. логическая грамотность.

^ Логическая грамотность - свободное владение комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис его развития.

^ Логическое мышление - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Руководить развитием логического мышления учащихся – это значит:
1) учить их умело производить умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения и др.;
2) помогать им овладевать простейшими понятиями, выражать суждения и делать выводы; делать их речь определенной, точной, последовательной и доказательной, т.е. учить мышлению правильному, соответствующему элементарным правилам логики.

Проблемное обучение обеспечивает творческое усвоение знаний, даёт ярко выраженный развивающий эффект ( развивается логическое мышление, речь и творческие способности),а также воспитывается характер.

Изучение нового материала в технологии проблемного обучения имеет свою структуру.

1.Этап введения знаний.

Он содержит два самостоятельных звена: постановку проблемной ситуации и поиск решения. Постановка учебной проблемы - этап порождения вопроса или формулирование темы урока

^ Проблемная ситуация – это состояние мыслительного взаимодействия человека с предметом познания, направленного на поиск, «открытие» и овладение новым знанием относительно научных фактов, принципов, закономерностей и условий собственного действия и поступка.

^ Субъективные признаки проблемной ситуации:

- переживание интеллектуального затруднения в условиях собственного действия и поступка;

- вопрос к себе о неизвестном знании, способе или условии действия или поступка.
^ Методические приемы по управлению процессом мышления в проблемном обучении:

- постановка проблемных и информационных вопросов;

- выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение;

- побуждение обучающихся к совместному размышлению;

- обращение к обучающимся за помощью;

- ведение минидискуссии с обучающимися.

^ Проблемные и информационные вопросы как средство управления мыслительной деятельностью обучающихся:

- информационные вопросы - направлены в «прошлое», к усвоенному на предшествующих занятиях материалу;

- проблемные вопросы – направлены в будущее, к тому неизвестному (обучающемуся), новому (для обучающегося) знанию, как средству собственного действия и поступка;

^ Основные функции проблемного вопроса:

- фиксирует результаты рефлексии, мысленного анализа проблемной ситуации, отделения понятного от непонятного, известного от неизвестного;

- формулирует неизвестное в речи;

- указывает на область поиска неизвестного;

- ставит неизвестное на место цели мыслительной активности;

- вовлекает обучающихся в диалог по совместному поиску ответа на проблемный вопрос, то есть выступает фактором порождения диалогического общения обучающихся.

Поиск решения - это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием нового знания.^ В результате анализа условий проблемной ситуации она приобретает вид проблем, которая фиксирует противоречивость теоретической или практической ситуации, ее компонентов и условий. Проблема и является основной единицей содержания компетентностно-контекстной модели обучения.

^ Форма активности обучающихся:

- активное слушание и понимание;

- ведение записей;

- постановка вопросов обучающему или другому обучающемуся, или самому себе для последующего поиска ответов.

^ Эффективность проблемного обучения определяется:

- педагогическим мастерством обучающего;

- методически грамотной реализацией принципа проблемности в содержании;

- личностным, пристрастным отношением обучающеего к содержанию;

- организацией продуктивного диалога с обучающимися;

- отражением в содержании предметного и инструментального контекста деятельности;

- обеспечением условий, порождающих личностно-смысловое отношение обучающихся к содержанию усваиваемого материала.

Открытый урок в 1 классе проводился по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток
По тематическому планированию на изучение этой темы отводится 10 уроков и планирование выглядит так:




^ Тема

Количество часов (10)

Часы

Результаты

УУД




Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения.

«Приём разложения числа на части при сложении чисел с переходом через десяток»

Семинар по теме: «^ Сложение чисел с переходом через десяток»
Практикум по теме: «Сложение чисел с переходом через десяток»
Самостоятельная работа.
Обобщающие уроки
Итоговая работа


1 ч

1 ч

4 ч

1 ч
2 ч
1 ч

Знать приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Знать таблицу случаев сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Уметь представлять числа в пределах 20 в виде суммы однозначных чисел.

Уметь применять полученные знания. Уметь решать задачи и примеры.

Личностные

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принятия образца «хорошего ученика»; Ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности. Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Познавательные. Использовать модели и схемы для решения задач. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.. Обобщать, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Устанавливать аналогии.

Коммуникативные

Учитывать разные мнения в сотрудничестве.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задавать вопросы.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные

Проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

осуществлять контроль по результату и по способу действия;
































По планированию 2 часа отводится на изучение нового материала, на которых реализуются: постановка проблемной ситуации, осуществляется процесс исследования вопроса. Следующие 4 часа отводятся второму этапу структуры технологии проблемного обучения.
2.Этап воспроизведения знаний.
Этап воспроизведения знаний (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.
Открытый урок посвящён этапу воспроизведения знаний.
Структура урока:

1.Постановка цели (дети формулируют цели сами) Учиться решать примеры и задачи, развивать память, речь, логическое мышление, быть активными на уроке, совершенствовать УУД.
2.Воспроизведение изученного на более высоком уровне. (Алгоритм, схема-опора).
3.Работа в паре на компьютерах. ИКТ (повторение состава чисел 11, 12, 13), а также правила нахождения неизвестного слагаемого, суммы.
4.Решение задач в паре и самостоятельно.
^ Способы личностного, диалогического включения обучающего в общение с обучающимися на данном этапе состоят в следующем:

- обучающий не «законодатель», а собеседник;

- делится своим личностным и интеллектуальным достоянием, а не «передает» информацию;

- заинтересован в суждениях обучающихся;

- истинность информации демонстрирует посредством доказательства;

- обсуждает разные точки зрения на проблему и ее разрешение;

- подводит обучающихся к самостоятельным выводам, делает их соучастниками поиска разрешения противоречий;

- использует информационные и проблемные вопросы;

- стимулирует поиск обучающимися собственных ответов;

- добивается совместного думания с обучающимися;

- задает проблемные вопросы для обсуждения на последующих занятиях и самостоятельной проработки.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения, они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.

Формирование общеучебных умений и навыков работы является одной из основных задач, заявленных в образовательных стандартах как одна из важнейших целей современного образования. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Учащийся - «архитектор и строитель» образовательного процесса.

Задача школы: формировать у каждого ребенка умения учиться, учить себя. Выполнить эту задачу поможет технология проблемного обучения компетентностно -контекстной модели обучения.

Похожие:

Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconУрока: Решение задач по теме «Длина окружности»
Проблемное обучение – будущее нашего образования. Проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения...
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconПроблемное обучение как метод развивающего обучения
В н6астоящее время известны дидактические системы развивающего обучения, разработанные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова....
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconМетодика применения интерактивных методов обучения В. А. Яценко, В. А. Галушко
Рассмотрены три модели обучения и дана их практическая оценка. Из всего многообразия интерактивных методов обучения выделены те,...
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconПрофильное обучение в сельской малокомплектной школе
...
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения icon«Проблемное обучение на уроках химии»
Выступление на заседании рмо учителей химии Волоколамского муниципального района Московской области по теме
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconПрограмма развития моудод цвр «Диалог»
Оптимизация процесса обучения и воспитания в Центре через совершенствование содержания и технологий образования в соответствии с...
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconПроблемное обучение перспективная педагогическая технология
В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая...
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconПрограмма обучения вождению транспортного средства первоначальное обучение вождению
...
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconПрограмма развития общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Настоящая Программа развития соответствует Приоритетным направлениям системы образования Российской федерации и Самарской области...
Тема: Проблемное обучение компетентностно-контекстной модели обучения iconКонцепция развития профильного обучения в республике казахстан
Цели и руководящие положения организации профильного обучения в модели 12-летнего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница