Урок русского языка по теме «Слова-синонимы»




НазваниеУрок русского языка по теме «Слова-синонимы»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33 г. Томска

Урок русского языка по теме
«Слова-синонимы»
(2 класс , 1-4)

по учебнику С.В. Иванова «Русский язык»

(УМК «Начальная школа XXI века»)




Разработала Полещук Н.Н.,

учитель начальных классов.

(Проведён 15 февраля 2010 г. для МО начальных классов)

Томск – 2010

Цель урока: познакомить детей с синонимами; наблюдать за сходством и различием слов-синонимов.

^ Задачи урока:

 продолжить работу над формированием умений наблюдать за языковым материалом;

 учить детей работать в парах и самостоятельно;

 развивать речь обучающихся;

 формировать познавательный интерес;

 прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: таблицы с картинками к словам – синонимам; таблички со словами-синонимами (подписи к рисункам); таблица «Слова-синонимы»; презентация «Знакомство со звёздами); таблицы с изображением звёздного неба; компьютер; магнитная доска; фишки (с магнитами), портрет И.С. Никитина.
Работа по теме урока:

1. Определение цели урока учащимися:

- Откройте учебник на с. 39. урок № 97.

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Да, мы продолжим изучение того, как устроен наш язык и познакомимся с синонимами).

2. Работа по учебнику. Рубрика «Давай подумаем» (наблюдение за текстом с повторяющимися словами и текстом со словами-синонимами):

а) чтение текстов вслух;

б) обсуждение после чтения (учитель выписывает на доске слова, называемые учениками: малыши, ребята, дети, детвора)

Учитель говорит ученикам, что во втором тексте слово ребята неоправданно повторяется, ведь его можно заменить без изменения смысла всего текста схожими по значению словами.

3. Рубрика «Тайны языка» (знакомство с определением слов-синонимов на с. 40 и чтение информации из рубрики «Путешествие в прошлое» (с. 43)

4. ^ Работа в парах (одна пара работает у доски): наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки (в учебнике и таблицах - упражнение 1 на с. 40). Дети работают с двумя группами синонимов (1-ая группа: испуг, cтpax, ужас, 2-ая группа: погасить, потушить, выключить, задуть, записывая простым карандашом в учебнике подписи под картинками в учебнике, а дети, работающие у доски, прикрепляют под картинками карточки со словами.






задуть выключить погасить выключить

погасить потушить

потушить




испуг ужас страх
5. Проверка работы в парах (читаются подписи к картинкам).

6. ^ Беседа:

- Что объединяет слова каждой группы и чем они различаются? «В каждой группе приведены слова-синонимы. Они объединяются близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только схожие, но не одинаковые действия».

^ Вывод: слова-синонимы имеют близкое, схожее значение, но вовсе не называют одно и то же.
7. Чтение текста из рубрики «Обрати внимание» (с. 41).

8. Составление и запись в тетрадях двух предложений (по одному для каждой группы).

9. Физминутка (Учитель произносит слова парами. Если это синонимы, дети хлопают в ладоши. Если слова не являются синонимами – поднимают две руки вверх и объясняют, почему слова не являются синонимами.)

Пары слов: хорошо, здорово (+), красиво, красивый (-), птица, воробей (-), птичка, пташка (+), мороз, холод (+), мороз, снег (-), морозный, холодный (+), морозный, снежный (-), ребёнок, малыш (+), большой, громадный (+).

10.^ Наблюдение за значением слов-синонимо (упражнение 2) – дети самостоятельно читают предложения и подчёркивают карандашом слова, которые подходят к предложению.

(^ Перед началом работы дети отвечают на вопрос: «Как называются слова, записанные в скобках?» (Синонимы.)

11. Проверка самостоятельной работы.

Ответы к заданию: «Магазин детской одежды», «Вечером дети надели красивые, праздничные наряды», «Учительница похвалила ученика», «Мы одобрили предложение учительницы сходить в субботу в зоопарк».

При затруднении объяснить детям, что одежда может быть любой, как нарядной, так и повседневной (поэтому в названии магазин и используется слово одежда), а «наряд» — это обязательно красивая, праздничная одежда.

12. ^ Тренировка (устная работа) в различии значений слов-синонимов (упражнение 3 на с. 42). Обратить внимание на то, что буранэто метель в степи, значит, в городе бурана быть не может. Все слова (метель, вьюга, буран, пурга) можно назвать явлениями природы.
13. ^ Наблюдение за синонимами в тексте, выявление общего значения синонимов (упражнение 4 на с. 42) Выполняется фронтально, устно.

а) чтение текста хорошо читающим учеником

б) озаглавливание текста

в) просмотр слайда (презентация «Знакомство со звёздами) с изображением звёздного неба и нахождение в тексте слов-синонимов.

Синонимы: сияют, блистают, мерцают. Общее значение — «светить» (в начале текста есть слово светит, что является подсказкой для учеников).





14. Чтение учителем отрывка из стихотворения И.Никитина «Утро» (показ портрета):

«Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается…»

- Можно ли добавить к синонимам сияют, блистают, мерцают слова меркнут и гаснут? (нет, т.к. у этих слов противоположное значение)
15. Работа по редактированию текста с неоправданным повтором слов (упражнение 5 на с. 42). После устного разбора предлагается для домашней работы.

^ Вариант исправленного текста: «Осень в этом году была долгой и тёплой. Холода наступили только в ноябре. Подули студёные ветры. Мороз сковал землю. Дохнула зима холодным дыханием на деревья и кусты, нарядила сосны и ели в снеговые шубы. Попрятались от стужи в глубокие норки звери». Далее — текст без изменений.
16^ . Словарная работ. Записать слова ребята, одежда, мороз (дети придумывают способ запоминания слов, например, одежда (модная), ребята (дети), мороз (холод). Слово одежда и родственные слова записываются в тетрадь (одёжная, одёжка, одёжа (тоже самое, что и одежда)) Запись пословицы: «По одёжке встречают, по уму провожают».
Итог урока:

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что такое синонимы? (использовать таблицу)

Домашнее задание: с. 40, выучить правило, с. 42, упражнение 5.

Творческое задание: нарисовать рисунки к любым словам-синонимам.

Похожие:

Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Повторение по теме «Лексика»
На доске слова Н. Бердяева «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной...
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconСценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconУрок русского языка в 11-м классе Богданова Н. В
Ребята, сегодня мы с вами проводим урок русского языка, и это будет урок подготовки к выполнению части с в егэ
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconУрок №3 Тема «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Цели: расширение знаний учащихся о первичном и вторичном значениях слов, о средствах выразительности русского языка
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconПлан-конспект открытого урока русского языка на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Цель: формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать...
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconПлан-конспект урока русского языка 9 класс
Районный семинар для учителей русского языка и литературы «Современный урок русского языка и литературы с использованием электронных...
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconУрок русского языка в 4-м классе по теме Имя существительное
Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Поприветствуем их
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconУрок русского языка в 8 классе. Тема: Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
Цели: закрепление умения ставить и объяснять знаки препинания при однородных членах предложения
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconУрок русского языка с применением информационных технологий по теме:...
Сегодня мы проведем словарную работу за компьютерами. Вам нужно будет вставить в тексте в словарных словах пропущенные буквы. После...
Урок русского языка по теме «Слова-синонимы» iconОтчёт о проведении Недели русского языка и литературы в мобу сош...
Открытый урок русского языка в 6 классе «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница