Урок химии «Свойства серной кислоты»




НазваниеУрок химии «Свойства серной кислоты»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Речицкая средняя общеобразовательная школа
Урок химии
«Свойства серной кислоты»
9 класс

Разработала и провела

учитель химии

Рудченко Т.В.

2008г.
Тема урока: Свойства серной кислоты
Цель: Изучить свойства серной кислоты, характерные для всех кислот и специфические свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи:

Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций, записывать их в ионном виде, в окислительно-восстановительным виде;

Совершенствовать навыки учащихся проделывать химические опыты, умения анализировать, наблюдать и делать выводы, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, работать в группе;

Воспитывать бережное отношение к школьному учебному оборудованию. Формировать ответственное отношение к выполнению домашнего задания, добросовестность, умение радоваться за успехи товарищей.


Оборудование: для проведения урока - интерактивная доска Smart Boord,
компьютер, обучающий CD – диск «1С школа. Химия 8-9
класс»

для демонстрации опытов - спиртовка, спички, пробирки,

пробиркодержатель, лучина, фильтровальная бумага,

штатив.


Реактивы: растворы серной кислоты, хлорида бария, соляной кислоты, концентрированной серная кислота, индикаторы, металлы.
^ Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
После урока учащиеся смогут: решать расчётные задачи, составлять уравнения реакций характерные для серной кислоты, записывать окислительно-восстановительный баланс, проводить качественную реакцию на сульфат ион, демонстрировать опыты, характерные для раствора и концентрированной серной кислоты.

^ Ход урока:


  1. Организационный момент

В ходе него учитель приветствует ребят, отмечает в журнале отсутствующих, даёт позитивный настрой, сообщает о структуре урока.

  1. Проверка домашнего задания

  1. ^ Работа по индивидуальным карточкам у доски (2 ученика)

Задание карточки № 1

Осуществите цепочку превращений:

S→SO2 → H2SO3 → SO2 → SO3 → H2SO4


Задание карточки № 2

Решите задача:

Найдите массу серной кислоты, которая образуется при взаимодействии 0,3 моль оксида серы (VI) с водой.

  1. ^ Подготовка к ответу на вопрос (письменно 1 ученик)

- Докажите, что оксид серы (VI) обладает свойствами кислотного оксида. Запишите соответствующие уравнения реакций.

  1. ^ С классом проводится беседа по ранее изученному материалу (учащиеся устно отвечают на вопросы учителя).

- Где в природе встречаются оксиды серы?

- Какими физическими свойствами обладает оксид серы (IV)?

- Какими физическими свойствами обладает оксид серы (VI)?

- Сравните характеристики физических свойств оксидов серы.

- Где находят применение эти оксиды?

  1. Изучение темы урока

Учитель: Ребята, на предыдущем уроке мы изучали соединения серы – её оксиды. Как вы думаете, какое соединение серы мы будем изучать сегодня на уроке?

Учащиеся: кислоту

Мотивация: учитель показывает учащимся фильтровальную бумагу и бесцветную жидкость. Он говорит, что у него есть невидимые чернила, которыми он напишет на бумаге пароль сегодняшнего урока. А прочесть пароль можно будет после изучения темы урока. Далее демонстрируется 1 часть опыта «Обугливание бумаги». Учитель с помощью стеклянной палочки смоченной в концентрированной серной кислоте пишет на фильтровальной бумаге формулу H2SO4. Вторая часть опыта демонстрируется на этапе урока по изучению специфических свойств серной кислоты, где учащиеся видят, что на бумаге появилась коричневая надпись формулы серной кислоты. Они узнают, что бесцветной жидкостью была концентрированная серная кислота, которая обладает специфическим свойством обугливания органических веществ.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим свойства серной кислоты и сравним их со свойствами других кислот, а также изучим специфические свойства серной кислоты, которые не характерны для других кислот, будем записывать уравнения соответствующих реакций в ионном или окислительно-восстановительном виде.

  1. ^ Физические свойства серной кислоты

Учитель: Посмотрите, перед вами в колбе концентрированная серная кислота. Опишите её физические свойства.

^ Работа с книгой:

Задание: Откройте стр. 181 учебника прочтите пункт «Физические свойства серной кислоты» и сравните, правильно ли Вы описали физические свойства серной кислоты.

Учащиеся: описывают физические свойства серной кислоты

  1. ^ Химические свойства серной кислоты

Учитель:

- Вспомните, какими химическими свойствами обладают растворы кислот?

На интерактивной доске последовательно появляются примеры химических реакций, отражающих свойства растворов кислот, после того как их назвали учащиеся.

Слайд 1 на интерактивной доске «Свойства кислот»



^ Экспериментальная работа в группах: (7 минут) 3 группы учащихся

Задание для 1 группы:
Докажите, что кислоты содержат ионы водорода.

Запишите диссоциацию данных кислот.

Задание для 2 группы:

Проделайте опыт взаимодействия серной кислоты с металлами (цинком).

Уравняйте уравнение методом окислительно-восстановительного баланса.

Задание для 3 группы:
Проделайте реакцию взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия.

Напишите уравнение реакции в ионном виде

Через 5-7 минут подводятся итоги работы в группах. При этом заполняется 1 колонка в таблице на интерактивной доске.

Слайд 2



  1. ^ Специфические свойства серной кислоты

Новый материал, который объясняет учитель и при этом демонстрирует опыты.

А) Концентрированная серная кислота способно забирать воду из органических веществ.

^ Демонстрация второй части опыта «Обугливание бумаги».

Учащиеся видят, что на бумаге появилась коричневая надпись формулы серной кислоты. Они узнают, что бесцветной жидкостью была концентрированная серная кислота, которая обладает специфическим свойством обугливания органических веществ.

Беседа

- Ребята, скажите, что произошло с бумагой?

- Может ли концентрированная серная кислота при попадании на кожу оставить ожог?

- Почему?

- Как необходимо обращаться с концентрированной серной кислотой?

Показ видеофрагмента – «Змейка из сахарной пудры»

Учитель:

- Какие специфические свойства концентрированной серной кислоты мы увидели в этом опыте?

Интересный факт: Наши бабушки, в морозные зимы, между оконных рам ставили открытую склянку с концентрированной серной кислотой.

- Как вы думаете, зачем они это делали? Какое свойство серной кислоты это подтверждает?

(Концентрированная серная кислота способна забирать воду не только из органических веществ. По этой причине, если её поставить зимой между оконных рам, то на стеклах не образуется морозный узор).

Б) Концентрированная серная кислота способна реагировать с металлами, стоящими в ряду напряжений после водорода при нагревании.

Демонстрация опыта – «Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью при нагревании»

^ Оборудование и реактивы, необходимые для проведения опыта: пробирки, спиртовка, спички, штатив с крепежной лапкой, концентрированная серная кислота, медь.

В) Качественная реакция – Взаимодействие с веществами, содержащими ионы (Ва2+ + SO42- → BaSO4 )

^ Оборудование и реактивы, необходимые для проведения опыта: пробирки, концентрированная серная кислота, растворы, содержащие ионы Ва2+

  1. Закрепление

Учащиеся: самостоятельно решают предложенные учителем задания по данной теме. Задания записаны на интерактивной доске.

Слайд 3 на интерактивной доске



  1. Проверочная работа

Слайд 4 и 5





  1. Подведение итогов урока

  2. Домашнее задание

§ 40 упражнение № 5 или 6

Опережающее задание (по желанию учащихся):

подготовить сообщение на тему «Влияние сернокислого производства на окружающую среду».

Похожие:

Урок химии «Свойства серной кислоты» iconЗадания по химии по теме: «Производство и свойства серной кислоты». 9 класс
Определите, какое сырье используется для производства сер­ной кислоты контактным способом
Урок химии «Свойства серной кислоты» iconРазработка урока по теме: «Серная кислота и её соли»
Рассмотреть свойства серной кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации
Урок химии «Свойства серной кислоты» iconУрок по теме «кислоты»
Урок по теме «кислоты» в 8 классе. Учитель химии первой квалификационной категории Савич Т. Н
Урок химии «Свойства серной кислоты» icon1. Олеиновая кислота сочетает в себе свойства карбо­новой кислоты...
В состав многих растительных жиров входит линоленовая кислота С17Н29соон. Число двойных связей в молекуле этой кислоты равно
Урок химии «Свойства серной кислоты» icon1. Олеиновая кислота сочетает в себе свойства карбоновой кислоты...
В состав многих растительных жиров входит линоленовая кислота С17Н29соон. Число двойных связей в молекуле этой кислоты равно
Урок химии «Свойства серной кислоты» iconВопросы к промежуточной аттестации по химии за курс 11 класса
Амины, строение, классификация, свойства. Важнейший представитель аминов – анилин, его свойства, получение, применение
Урок химии «Свойства серной кислоты» iconУрок химии на тему «Химические свойства спиртов»
Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере спиртов
Урок химии «Свойства серной кислоты» iconГабриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений
На этапе внедрения новых знаний рассматриваются вопросы химического производства серной кислоты как фактора загрязнения окружающей...
Урок химии «Свойства серной кислоты» iconРешения Всесибирской открытой олимпиады школьников по химии
Растворение оксида металла в степени окисления +2 в разбавленной серной кислоте сопровождается следующей реакцией: mo + H2SO4 = mso4...
Урок химии «Свойства серной кислоты» iconМорской индийский рис
Его чудесные свойства использовались очень давно. Кислоты, содержащиеся в настое, полученном в результате брожения, делают напиток...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница