Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь




НазваниеОдной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
К ЗДОРОВЬЮ – ЧЕРЕЗ СПОРТ

Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения – является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь неблагоприятная демографическая обстановка сохраняется до сих пор. Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом.

«Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества», - подчеркивается в резолюции Всероссийского совещания по проблемам оптимизации здоровья» (2001)

Что же такое здоровье? Обратимся к толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля «Здоровье или здравие, состояние животного тела, когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни <…>. Здоровый человек, не больной, одаренный здоровьем, дюжий, сильный крепкий, здоровье сохраняющий, полезный для здоровья, укрепляющий»

Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых заложены в детстве. Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 10 лет. Количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6% (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). В настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются аллергические проявления, нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

С каждым годом улучшаются условия жизни, способствующие развитию здорового всесторонне развитого ребенка, но нет, дети все равно продолжают болеть. Почему? Как это предотвратить? Как помочь малышу? Составив схему жизни одного дня ребенка, я увидела, что наши дети очень мало двигаются. Большое внимание уделяется математике, развитию речи, изодеятельности и т.д., конечно мы включаем элементы движения, игры, динамические паузы, но этого мало. Часто одной из главных ошибок является то, что в детском саду учебный процесс строят, так же как и в школе, а это неправильно, средства физического воспитания используются не в полной мере, что ведет к увеличению статической нагрузки, ограничению двигательной активности и в результате к ухудшению состояния здоровья детей. «Гиподинамия» – новое слово в нашем словаре. Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: « Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования организма. Физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка. Очень важно организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду таким образом, чтобы в ее процессе развивались двигательные умения, навыки, физические качества, положительное отношение к здоровому образу жизни.

Поставив перед собой задачу – совершенствовать двигательную активность ребенка и начав выполнять ее, я увидела, что выполнение физических упражнений не только совершенствует двигательную активность, но и стимулирует умственное развитие, способствует накоплению эмоционального и волевого опыта, развивает чувство коллективизма и прививает умение действовать по правилам.

Воздействие физических упражнений на физическое и психологическое самочувствие дошкольника я обозначила в виде следующих направлений:

  1. Укрепление здоровья – формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, повышение жизнестойкости. В результате создается основа для нормального роста и полноценного развития.

  2. Формирование двигательных навыков и умений. Развитие двигательной сферы заключается в формировании сложнейшей системы сенсорики, лежащей в основе любого движения, когда процесс выполнения двигательных операций требует постоянной регуляции нервной системы. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием и оказывает воздействие на умственное развитие ребенка.

  3. Воспитание физических качеств. Уровень здоровья постоянно связан с показателем развития психических функций дошкольника. Такие физические качества как быстрота, сила, координация, гибкость, выносливость, показывают на степень готовности ребенка к обучению в школе.

  4. Развитие умственных способностей так же тесно связаны с процессом выполнения двигательных действий. Так как познавая окружающий мир ребенок находится в постоянном движении. Кроме того специальные игры и упражнения позволяют воспитателю развивать у ребенка познавательные процессы и речь, при этом обеспечивается быстрое, осмысленное запоминание двигательных действий.

Для того, чтобы добиться определенных положительных результатов, я стала вводить в свою работу инновационные технологии, основываясь на идее интеграции физического и умственного воспитания дошкольников. Ведь мышечная и мозговая деятельность протекают в непрерывном единстве и взаимовлиянии.

В практике я реализую это направление в различных формах физкультурной деятельности (физминутки, динамические паузы) чтобы поддержать умственную работоспособность у ребенка. В современном обществе возросли требования к умственному развитию – детям приходится усваивать большое количество информации в условиях дефицита времени, это привело меня к поиску новых форм организации образовательного процесса. Одной из них являются интегрированные занятия, которые позволяют организовывать в режиме дня различные виды деятельности. Физическая культура удачно интегрируется с такими учебными занятиями как развитие речи, математика, экология.

Занятия должны проходить не как суммирование отдельных элементов, а как единое целое. Необходимо учитывать суть и направленность объединенных элементов, в данном случае умственная и двигательная активность.

Так же пользуюсь еще одним способом стимулирования умственной деятельности в процессе двигательной активности. Это взаимосвязь между проявлениями физических и психических качеств ребенка. Учеными установлено, что целенаправленное развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей оказывает стимулирующее влияние на формирование внимания, памяти, мышления, воображения, т.е. высших психических функций. Чтобы формировать сложные психофизиологические функции, основанные на принципах рефлекторной деятельности я основывалась на включении заданий с необходимостью находить оптимальное решение двигательной задачи в определенный момент времени или в неожиданно возникших, нестандартных ситуациях. Например, передвижение с дополнительным заданием, упражнения в непривычных условиях (на скамейке, на стуле), упражнения с предметами из различных исходных положений, бег с измерением темпа или направления, действия, требующие точности, дифференцировки пространственных, силовых и временных параметров.

При воспитании физической культуры у дошкольников я использую разнообразные подвижные игры. Ведь они так же стимулируют общие координационные способности, оказывая влияние на формирование умственных способностей у дошкольников. В данной области я опираюсь на работу В.И. Дворниной «Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе использования дифференцированных подвижных игр».

Так как мой инновационный подход опирается на основу изучения и применения традиционных средств и методов воспитания, это помогает мне обогатить двигательный опыт ребенка, способствует приобретению новых навыков самостоятельной деятельности, игры со сверстниками, а так же помогает решить задачи оздоровительного и образовательного характера.

Процесс обучения двигательного характера включает 3 этапа, которые отличаются друг от друга не только задачами, но и особенностями методики. Каждый этап характеризуется своеобразием познавательной деятельности детей, их способностью управлять своими движениями.

Например, на первом этапе первоначального обучения я поставила задачу познакомить детей с новыми движениями, создать у них целостное представление о двигательном акте и начать его разучивать. Для решения этой задачи у детей активизируется двигательный, умственный и слуховой анализаторы. Продолжительность этого этапа зависит от сложности задачи, уровня подготовки детей и возрастной зависимости.

На втором этапе, этапе углубленного разучивания движений, задача заключается в том, чтобы показать правильность разучиваемого действия. Если появятся какие-нибудь ошибки, то вовремя исправлять их и добиваться выполнения задания в целом.

Третий этап обучении – закрепляется, совершенствуется и автоматизируется техника двигательного действия, это помогает детям применять знания, полученные на занятиях в играх, на других занятиях и в жизни. Если даже на третьем этапе я вижу неточность выполнения движения, то стараюсь исправить их любыми приемами, отвечающими данной задаче: наглядным показом, указанием, объяснением. Включаясь в подвижные игры, выполняя рад заданных упражнений, движений, ребенок начинает осознавать:

что он делает

зачем он делает

как нужно действовать

что будет в итоге

Каждый из компонентов деятельности значим, и по-своему влияет на результат.

Реорганизуя свои занятия, планируя различные виды двигательной деятельности с учетом их интенсивности и сложности с обеспечением активного отдыха за счет рационального распределения мышечной нагрузки, я ставила перед собой задачи:

  • Повысить моторную плотность

  • Стимулировать речевую активность в процессе двигательной деятельности

  • Развивать умение согласовывать речь с движениями

  • Сделать физкультурные занятия в детском саду интереснее

Исходя из задач, я планировала получить следующий результат

Повысить уровень физического развития детей,

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

«Позитивная динамика индивидуального развития воспитанников в различных видах деятельности за последние три года»

Чтобы целенаправленно и эффективно осуществлять физическое развитие в детском саду я провожу диагностические исследования 2 раза в год: в сентябре, чтобы выявить уровень развития детей, и в мае, увидеть результат своей работы. Педагогическая диагностика помогает получить информацию об уровне развития знаний, умений и навыков детей, создать условия для развития знаний, умений и навыков. Индивидуализация и дифференциация процесса воспитания, развития и обучения. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Диагностика позволяет выделить способных детей, детей находящихся на среднем уровне и детей отстающих в двигательном развитии и определить для них оптимальную зону развития функциональных систем и двигательных навыков.

Результаты позволили мне:

  • Определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, индивидуализировать нагрузку, физические упражнения и закаливающие процедуры в соответствии с группой здоровья, отклонении в физическом развитии.

  • Определить технику владения основными двигательными умениями.

  • Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой.

При диагностике я пользовалась различными методами:

Наблюдение;

Специально разработанные задания.

Аналитическая таблица

по результатам диагностики уровня физического развития детей

2008-2011 гг.




Начало года

Конец года

Динамика

2008 – 2009

2 младшая группа

62%

72%

+ 11%

2009 – 2010

средняя группа

57%

78%

+ 21%

2008 – 2009

Подготовительная к школе группа

57%

72%

+15%


С часто-болеющими детьми, опираясь на опыт работы д/с Аленушка (Д/в № 4, 2007 г) я стала использовать упражнения для индивидуальных занятий, благодаря которым укрепляется их здоровье, повышается сопротивляемость к простуде. Количество простудных заболеваний сократилось, дети стали регулярно ходить в детский сад.
«Позитивная динамика результатов дополнительного образования детей по различным направлениям и интересам (кружки, студии, секции)»

Умственные способности детей тесно связаны с процессом выполнения двигательных действий, так как познавая окружающий мир ребенок находится в постоянном движении, кроме того специальные игры и упражнения позволяют воспитателю развивать у ребенка познавательные процессы и речь, при этом обеспечивается быстрое осмысленное запоминание. Организовав кружок «Юный эколог» я спланировала занятия так, чтобы познавая окружающий мир дети, кА можно чаще общались с природой, а значит активизировалась и их двигательная деятельность. Дети ходили на целевые прогулки, на экскурсии в лес, к водоему – развивался опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Благодаря общению с природой у ребенка уравновешивается нервная система, что способствует благоприятному психическому развитию. Из 24 воспитанников 13 стали с удовольствием посещать кружок.

План работы кружка см. Приложение

Работа по воспитанию любви к физической культуре мне удалась, очень много моих воспитанников после окончания детского сада пошли в спортивные секции и добились хороших результатов.
«Позитивная динамика результатов деятельности воспитателя по взаимодействию с  семьями воспитанников»

Работа по развитию двигательной активности должна охватывать не только детский сад, но и семью ребенка. Известно, что одним из условий психологического комфорта ребенка является единство требований к нему. Ведь добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию детского сада и семьи. Чтобы правильно организовать двигательный режим ребенка необходимо тесное сотрудничество воспитателя и родителей.

Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями:

  • День открытых дверей дает возможность родителям присутствовать на физкультурных занятиях, зарядке, наблюдать закаливающие мероприятия, черпать для себя нужные приемы и сравнивать своего ребенка с другими детьми.

  • Индивидуальные домашние задания.

  • Встречи с родителями, конференции, совместные досуги, праздники.


Все эти мероприятия позволяют не только с пользой проводить свободное время, но и являются источником радости, обогащают семейную жизнь.

Например, в связи с 50-летием полета Ю.А. Гагарина в космос, был проведен конкурс совместного творчества детей и родителей. Дети не только узнали имя первого космонавта, но и поняли, что чтобы стать космонавтом, надо много заниматься спортом.

Так же многие родители участвовали в работе субботника, они вместе с детьми не только убрали спортивную площадку, но и покрасили ее. Дети активно помогали, известно то, что больше всего ценится то, что сделано своими руками. В процессе двигательной активности переплетается не только взаимодействие детского сада и семьи, но и трудовое воспитание.

Все родители были награждены почетными грамотами и благодарственными письмами.

А как интересно было наблюдать, когда в спортивном празднике участвовали мамы и папы.

  1. Джентльмен Шоу

  2. Папа, мама, я – спортивная семья.

После такой совместной деятельности отзывы родителей были самыми теплыми. В группе создан благоприятный психологический климат.

«Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе профессиональной деятельности»

Какими бы знания воспитатель не давал детям, одной из первейших задач является охрана жизни и здоровья детей. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах. И чтобы сохранить жизнь ребенка, научить его элементарным правилам поведения на улице. Я создала методические рекомендации и дидактические разработки мини-музея «Светофорчик»

Похожие:

Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconИспользование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решать...
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь icon«Мир, где ты и я»
А вот о психологическом здоровье, о духовном благополучии своего ребенка взрослые вспоминают в последнюю очередь. Следует помнить...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconО Педагогическом c овете муниципального дошкольного образовательного...
Каждый педагогический работник дошкольного образовательного учреждения с момента заключения трудового договора и до прекращения его...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconОсобенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconОтчет о проведенных мероприятиях по профилактике детского травматизма...
Одной из первостепенных задач мбоу «Арылахская сош»» является охрана и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Проблемы...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconКакой родитель не печется о здоровье своего ребенка, как физическом, так и моральном?
Ведь ломающаяся детская психика максимально подвержена в переходной период дурному влиянию, и нам кажется, что в это время ребенок...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconВ современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования...
Преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы обусловили необходимость...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconКлассный час на тему «Если хочешь быть здоров!» (Путешествие по городу Здоровейску.) 1 класс
Цели кл часа: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья...
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconРасти здоровым ц ели
Цели: воспитывать культуру здоровья; обобщить представления о здоровье как одной из главных ценностей человека
Одной из главных и первостепенных задач дошкольного учреждения является забота о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Ведь iconМодель программы коррекционной работы образовательного учреждения Пояснительная записка
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница