Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение




НазваниеУрок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Из опыта работы.

Урок в 6 классе.
Тема: Размножение растений. Оплодотворение.
Цель: ознакомление со способами размножения цветковых растений

с целью привития учащимся интереса к занятию растениеводством,

садоводством.

Задачи: а) сформировать знания о размножении растений;

б) познакомить со способами размножения растений;

в) раскрыть сущность оплодотворения;

г) рассказать о двойном оплодотворении цветковых

растений и его значении.

Ход урока.

В красивой библейской легенде говорится, что человек вышел из сада. Адам и Ева, изгнанные из рая за ослушание, унесли с собой тоску по его красоте и богатству, мечтая создать такой же на Земле. И это стремление, согласно легенде, передалось по наследству каждому из нас. Ведь неспроста считается: только тогда состоялся человек, прожил жизнь недаром, если посадил сад или хотя бы одно дерево.

Но для того, чтобы посадить сад, дерево или другое понравившееся растение, например, как на этих слайдах:

- калина махровая (бульденеж), цветет огромными белоснежными

шарами;

- слива трехлопастная (сакура, луизиания), изящный темно-розовый

куст, стоит в одном ряду с королевой цветов;

-роза плетистая;

-фуксия гибридная;

-цикламен;

и многие другие растения, нужно знать, как они размножаются и уметь применять эти знания на практике.

^ Тема нашего урока звучит так: «Размножение растений. Оплодотворение».

В ходе урока мы познакомимся со способами размножения цветковых растений и один из способов попробуем применить на практике.
-Ребята, а как вы понимаете слово «размножение»?

- Размножение – это увеличение количества особей определенного вида.

- Это необходимое свойство жизни, присущее всем

организмам и обеспечивающее продление существования

вида.

У растений различают 2 типа размножения: бесполое и половое.

В бесполом размножении различают два способа: вегетативное размножение и размножение спорами.

Бесполое размножение – процесс, в котором участвует один родитель.

Дочерние организмы наследуют все признаки и свойства материнского

Растения.

Спорами размножаются одноклеточные и многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны. Спора – специализированная клетка.

Она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные условия, прорастает, образуя новое растение. Одно растение может образовать тысячи

и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений.

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений вегетативными

частями тела: корнем и побегом. Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, обычно развиваются значительно быстрее, чем особи, появившиеся из семян, т. е. половым путем. Они могут раньше перейти к плодоношению, быстрее расселиться на большой территории. Вегетативное размножение позволяет сохранить неизменными свойства вида. В этом заключается его биологическое значение.

Сейчас мы с вами размножим фиалку узамбарскую (сенполию).

^ Практическая работа.

(размножение комнатных растений)

Оборудование: деревянные палочки; цветочные горшочки, наполненные

песком и почвой; скальпели; маточные растения; вода для

полива; пластиковые бутылки; (15 комплектов).

Ход работы: 1.Срежьте у сенполии (фиалки) листовую пластинку

вместе с черешком.

2.Деревянной палочкой сделайте в цветочном горшке,

наполненном смесью песка и почвы, слегка наклонное

углубление и погрузите в него черешок на глубину 2-3см.

3.Обожмите палочкой почву вокруг черешка, чтобы не было

пустот, так как при наличии пустот черешки загнивают.

4.Полейте посаженную листовую пластинку водой комнатной

температуры и накройте пластиковой бутылкой.

5. Поставьте цветочный горшок с посаженным листочком в

теплое и хорошо освещаемое место.

6. Наблюдения за развитием растения записывайте в таблицу:
Название Дата Дата начала

Растения посадки роста побега Примечание
1.Сенполия

Закрепление материала:

-Какой тип размножения мы использовали?

(Бесполый, вегетативный, использовали лист).

- Сохранятся ли свойства этой фиалки у растений, выращенных из

ее листьев?

(Да, растения, выращенные из листьев этой фиалки

будут обладать ее свойствами).

У высших растений, особенно

цветковых, вегетативное размножение сочетается с половым размножением.

Половое размножение – это размножение, при котором происходит слияние женской и мужской половых клеток.




Органом полового размножения является цветок.

Рассмотрим, как происходит половой процесс у цветковых растений.

Рис. 83.Оплодотворение, стр. 119, Пономарева И. Н.

Выводы:

- дочерний организм содержит свойства обоих родителей;

-у организма, полученного в результате полового процесса, всегда

возникают новые признаки;

- значение полового размножения заключается в обновлении свойств

организмов; такие организмы имеют больше шансов на выживание.

^ О садоводе И. В. Мичурине: (Мичуринские чтения)

Постучав в окошко низенького домика кузнеца, Мичурин, как только открылась калитка, поприветствовал хозяина и прямо с ходу спросил:

- В твоем саду, Степан Васильевич, я слышал, растет молодое деревцо китайки?

- Растет такая яблонька, а что?

- Мне нужно поставить с этим деревцом важный опыт. Он будет полезен и мне и тебе.

- А ты кто же будешь?

- Я садовод, Мичурин…

До Степана Васильевича не раз доходила молва о каких-то диковинных опытах с садовыми растениями Мичурина, уверявшего всех, кто бывал в его небольшом садике, в том, что как только он закончит свои опыты, то у нас как и в Крыму, будут расти свои абрикосы, персики, виноград, не боящиеся лютых морозов, что Мичурин какой-то чудодей, что он вывел вишню с белыми плодами, что на яблоне у него растут груши и рябина, а на картофеле – помидоры. Наслышавшись всяких россказней о Мичурине, кузнец Степан Васильевич рассуждал так: «Может, правду говорят, а может, и врут. Да и мало ли бывает чудаков на свете».

Найдя сам деревцо китайки, словно он был в своем саду, Мичурин с радостной улыбкой воскликнул:

- Она! Она! Китайка сливолистная! Вижу, первый раз цветет…

- Первый, первый, - подтвердил Степан Васильевич.

- Вот это-то нам и дорого.

Мичурин подошел к китайке с южной стороны, взял пинцет, раскрыл бутон цветка, что-то выщипал из него и выбросил. Проделав такую операцию на пяти цветках, Мичурин надел на них марлевые мешочки и привязал их.

- Побереги, Степан Васильевич, этот опыт. Завтра я опять приду и тогда расскажу, в чем заключается опыт.

Оставшись один, Степан Васильевич долго стоял у дерева, обряженного белыми мешочками, как новогодняя елка, задумчиво бормотал:

- И в самом деле, чудодей какой-то этот Мичурин… Чего мудрит он над яблонькой, неизвестно.

На другое утро, поздоровавшись с хозяином, Иван Владимирович Мичурин спросил:

- Что, Степан Васильевич, уцелел наш опыт?

- Целехонек! Будьте спокойны, у меня не тронут, у меня строгость…

И вот они оба в саду, у заветной яблоньки.

Иван Владимирович бережно извлек из саквояжа и поставил на стол маленькую стеклянную баночку, прикрытую марлевой крышкой. На дне ее была видна ярко-желтая порошкообразная масса, похожая на россыпь червонного золота. На стенке баночки надпись: «Кандиль синап». Подойдя к китайке, Мичурин развязал и осторожно снял с цветков мешочки. Он как-то торжественно поднял в воздух баночку, повернулся к солнцу, поднес ее к глазам, чуть-чуть взболтнул ее содержимое, словно оно представляло величайшее сокровище, снял крышку, опустил проволоку и, набрав резинкой

порошкообразную массу, так же торжественно стал наносить ее на цветки.

Закончив эту работу, он надел на цветки мешочки, и, как и вчера, привязал их к веткам. Потом записал что-то в своей пухлой тетради, отошел от яблони, осмотрел ее всю от корней до вершины и с глубоким вздохом произнес:

- Свершилось! Начало опыта положено. Теперь, Степан Васильевич, молодая китайка твоего сада явилась матерью нового сорта яблони, да, может быть, такого ценного сорта, какого не было, и нет в нашем среднерусском садоводстве.

Тут молчавший до сих пор Степан Васильевич голосом, полным нетерпения и обиды, промолвил:

- Ничего не понимаю в твоем опыте, Иван Владимирович, хоть убей!

Ты бы хоть словечко обронил: Чего тебе надо от этой яблоньки?

……^ ..А может кто из вас, ребята, даст ответ на этот вопро?

Мичурин достал из саквояжа яблоко и спросил:

-Приходилось ли, Степан Васильевич, кушать такие яблоки?

- Видать – видал, но пробовать не приходилось…
А теперь закрепим биологические понятия о способах размножения растений

Поурочный контрольный биологический диктант:

1. Размножением называют …

2. Существует два способа размножения: … и …

3. Корни, стебли, листья называют …

4. Пример вегетативного размножения – размножение фиалки …

5. Цветок – орган … размножения.

6. Главные части цветка: а) …

б) …

7. Цветки, у которых есть тычинки и пестик, называют …

8. Раздельнополые цветки имеют только … или только …

9. Опылением называют перенос пыльцы на …

10. Слияние двух половых клеток называют …

11. Женскую гамету называют …

12. Мужскую гамету называют …

13. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается …

14. Плод развивается из … , семя – из … , зародыш – из

оплодотворенной …

15. Зародыш семени снабжен запасом …

Домашнее задание:

1. Разгадать кроссворд: « Размножение растений».

2. Расшифровать ребус: «Что такое опыление?».

3. Расшифровать ребус: «Что такое оплодотворение?».

4. По первому способу, описанному в буклете «Ой, роза, ты

роза моя…», летом попытаться укоренить черенок розы.

Похожие:

Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"
Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок изучения новых знаний. Тема : «Размножение голосеменных растений»
Цель: изучить размножение голосеменных растений, обобщить и закрепить знания о размножении споровых растений
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconТема: Половое размножение покрытосеменных растений (уч. §44) I. Строение цветка Вывод
Вывод: Двойное оплодотворение – это оплодотворение, при котором происходит двойное слияние первый спермий сливается с яйцеклеткой,...
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconКонспект урока биологии в 6 классе. Тема «Бесполое размножение. Вегетативное...
...
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок биологии в 7 классе Тема: «Размножение и развитие насекомых»
Урок проведен в рамках кустового методического объединения учителей химии и биологии
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок окружающего мира для 3 класса «Размножение растений»
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала: а. Кроссворд
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок по биологии в 6 классе. Тема: Классификация покрытосеменных растений
Задачи: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных систематических
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок по теме: Размножение и развитие млекопитающих
Обеспечить усвоение новых понятий: размножение и развитие млекопитающих, матка, плацента через применение опорных понятий: размножение,...
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок биологии в 7 классе. Интегрированный. Тема: Характерные особенности...
...
Урок в 6 классе. Тема: Размножение растений. Оплодотворение iconУрок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница