УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом МОУ
Краснознаменская СОШ
(протокол № от «____» ____2006г.)
Комплексная программа воспитания учащихся в системе образования
МОУ Краснознаменской СОШ
Кувандыкского района.
«Воспитание гражданина России»
С Краснознаменка
Содержание.
Концептуальное обоснование программы. Стр. 3-6
Программное содержание. Стр. 8-23
Литература. Стр. 24
Приложение №1 Реализация комплексной программы воспитания учащихся в системе образовательной деятельности Краснознаменской СОШ
Приложение № 2 Программа и план реализации программы «Вместе».
Приложение №3. План воспитательной работы
Приложение №4 План «Взаимодействие семьи и школы».
Приложение №5 План заседаний Совета школы
Приложение №6 План организации родительского всеобуча на 2007-2008 учебный год.
Приложение №7 Программа и план реализации программы «Здоровье»
Приложение №8 Программа «Я гражданин России»
Приложение №9 Программа «Я житель села- Краснознаменка»
^
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Перед школой возникла проблема создания научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптированной системы воспитания.
Актуальность комплексной программы:
необходимость усиления воспитательной деятельности в системе образования Краснознаменской СОШ
достаточный уровень методического обеспечения;
необходимость в создании единой образовательной целостной системы, направленной на адаптацию личности в современном обществе.
Каждый человек решает свои жизненные задачи в различных сферах деятельности, соответствующие возрастным особенностям. Основные сферы жизнедеятельности учащихся:
1. Сфера познания - учеба, чтение, восприятие информации.
2. Сфера отношений - познание себя, людей, взаимодействие с ними.
3. Сфера практической деятельности - труд, умения, навыки.
4. Сфера физического развития - реализация физических возможностей.
5. Сфера игры - реализация потребностей общения, развитие фантазии, развлечение.
Направления воспитательной деятельности Краснознаменской СОШ включили в себя все сферы жизнедеятельности учащихся, различные виды учебно-воспитательного процесса школьников МОУ Краснознаменской СОШ, реализация которых осуществляется через основные блоки воспитательной системы школы.
Показателем оценки состояния воспитательной системы является нравственно-психологический климат, сложившиеся отношения участников образовательного процесса, состояние среды школьного коллектива и участие педагогов и учащихся в её преобразовании. Поэтому комплексная воспитательная программа МОУ Краснознаменская СОШ направлена на создание благоприятных условий для социализации учащихся в условиях современного общества.
Отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса регулируются определенными документами, создающими правовое пространство жизнедеятельности школы. В своей деятельности педагоги руководствуются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании», указами, распоряжениями Президента РФ, решениями Министерства образования РФ, Департамента по образованию Кувандыкского района, а также Уставом школы. Знание современного российского законодательства дает возможность определить структуру, формы, методы воспитательного процесса МОУ . Краснознаменская СОШ Данная программа предусматривает деятельность педагогического коллектива по социальной защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Показателем успешного формирования единого воспитательного пространства, сплоченного школьного коллектива является активная работа ученического соуправления. В начальной школе оно осуществляется в системе детского объединения «Солнышко». Жизнь в Стране Детства подчиняется единым законам школьной жизни и целевым проектам воспитательной и внеклассной деятельности. В школах II ступени и III ступени обучения ученическое соуправление представлено Школьным парламентом Советом Дружины в рамках деятельности объединения «ДО пионеров», куда вошли представители от каждого класса. Целевая комплексная программа МОУ Краснознаменской СОШ ориентирована на объединение усилий всех участников образовательного процесса в развитии и укреплении традиций школы, формировании единого воспитательного пространства во взаимодействии с социальными структурами села, совершенствование форм ученического самоуправления.
За последние три года значительно усовершенствовалась деятельность методических объединений классных руководителей. Для успешного решения задач развития ученических коллективов, повышения профессионального мастерства и педагогической культуры большое место отводится инструктивно-методической деятельности. Наряду с этим, существует ряд проблем по созданию комфортных условий для обучения каждого ученика. Наблюдается формализм при организации и проведении воспитательных мероприятий. Решить проблемы организации жизнедеятельности школьников в едином воспитательном пространстве призвана программа.
Таким образом, сложились предпосылки для создания целевой комплексной воспитательной программы МОУ Краснознаменской СОШ
При составлении программы учитывалось:
состояние и особенности образовательной ситуации МОУ Краснознаменской СОШ, которые детальным образом отражены в образовательной программе учебного заведения;
мнение педагогического состава относительно направлений и содержания программы;
мнение учащихся относительно форм и методов воспитательного воздействия;
социальный заказ общества – социализация личности и ее адаптация в современных условиях.
Назначение программы – коллективный поиск современного содержания воспитательного процесса, ориентированные на культурные ценности человечества.
^
Принцип открытости программы для творческого использования ее участниками образовательного процесса.
Принцип приоритета личностно-ориентированного подхода. Программа рассчитана на поддержку и развитие каждого ученика.
Принцип приоритета практической, социально-значимой деятельности.
Принцип гуманности и опоры на положительные качества личности ребенка.
Принцип сотрудничества и взаимной поддержки.
Принцип системности, обеспечивающий единство подходов к решению всех образовательных задач.
Принцип целостности и единства всех компонентов и субъектов воспитательного процесса.
Цель программы: - обеспечить благоприятные условия для развития и саморазвития личности, успешной социализации учащихся в условиях современного общества. Руководствуясь «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в свете реализации федеральных и городских программ, данная программа призвана решать следующие ЗАДАЧИ:
Развитие воспитательной системы МОУ Краснознаменской СОШ согласно законодательству, регламентирующему образовательный процесс.
Создание благоприятных условий для воспитания гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам человека, бережного отношения к окружающей природе.
Укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в учебно-воспитательном процессе.
Развитие органов ученического самоуправления, детских общественных организаций.
Актуализация этического воспитания.
Обеспечение мер, направленных на укрепление нравственного и физического здоровья учащихся, формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни.
Совершенствование физической культуры и спортивного мастерства у школьников.
Взаимодействие основного, общего, дополнительного с внеклассной деятельностью учащихся МОУ Краснознамеской СОШ.
Повышения роли классных руководителей в образовательной системе школы.
Рационализация досуговой деятельности школьников.
Повышение статуса социально-психологической службы.
Система управленческих мер:
1). Определение координаторов целевых блоков воспитательной программы .
2). Разработка диагностической системы отслеживания эффективности реализации программы воспитания.
3). Проведение совещаний учителей по ходу реализации программы воспитания.
4). Анализ эффективности реализации программы. (Срок: конец учебного года).
Ожидаемые результаты:
Повышение статуса воспитания в системе образования.
Повышение уровня воспитанности школьников.
Снижение социальной психолого-педагогической напряженности в системе образовательного процесса.
Практическое взаимодействие смежных структур, способствующих воспитательной и внеклассной деятельности.
Формирование нравственно-духовных качеств школьников.
Интеграция основного, дополнительного образования и внеклассной деятельности.
Развитие оптимальной социально - досуговой составляющей воспитательной системы школы.
Обеспечение программы.
Программа имеет достаточную базу для внедрения в учебно-воспитательный процесс МОУ Краснознамеской СОШ.
Кадровое и материально-техническое состояние МОУ Краснознамеской СОШ отражено в количественных и качественных показателях воспитательного потенциала МОУ Краснознамеской СОШ.
Методическое обеспечение – база методического кабинета, библиотека школы, пользование информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ обеспечивающего использование литературы, рекомендаций, опыта воспитательной деятельности школ города, страны.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Ряд видов и соответственно форм деятельности ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Перечислим некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые на практике:
^ Родительский комитет 

^ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ РЕЙДЫ СОВМЕСТНО С ОБЩЕСТВЕННО-
СТЬЮ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИ-
ЧЕСКИЙ СЕМИНАР (всеобуч, круглый стол, диспут и др.) ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ (классные часы, уроки с приглашением родителей и общественности)
  ^
СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ 
Программа долгосрочная. Содержание целевых блоков ежегодно корректируется планом воспитательной и внеклассной деятельности.
|