Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г




НазваниеМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Научно-методический центр

Управления Образования Администрации г. Орска

Методические рекомендации

по организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО
Г. Орск,2011г.

Введение

Процесс по организации психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС в начальной школе проектируется совместно педагогом-психологом и учителями и включает в себя несколько этапов.

  1. этап: мотивационный — установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.

  2. этап: концептуальный — раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.

  3. этап: проектный — разработка проекта введения ФГОС в начальной школе; ознакомление с проектом всех участников образовательного процесса: психолого-педагогическая подготовка всех участников образовательного процесса.

  4. этап: реализация проекта введения ФГОС— практическая реализация новой образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.

  5. этап: рефлексивно-диагностический — завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психолого-педагогического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

Диагностическая система психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО.

Цель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО: оказание адресной психолого- педагогической помощи и поддержки каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности.

^ Задачи психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО:

  • выявить уровень (степень) психологической готовности ребенка к школьному обучению.

  • определить уровень стартовой готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствие с ФГОС НОО;

  • создать условия для социально-психологической адаптации первоклассников в школе;


Диагностическая система психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО предполагают пять взаимосвязанных этапов:

1-ыйэтап поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа рекомендуется:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле.

2. Совместная работа с психологом ДОУ по микрорайону (передача диагностических карт психологической готовности).

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

4. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

5. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

2-ой этапоценка стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе (3-я – 4-я неделя сентября). В рамках этого этапа рекомендуется:

1.Проведение совместно с педагогом диагностики стартовой готовности по методическим рекомендациям УМК «Школьный старт», под редакцией М.Р. Битяновой. Педагог проводит диагностику и оценку уровня инструментальной готовности каждого ребенка и класса в целом, педагог-психолог диагностику и оценку уровня личностной готовности каждого ребенка и класса в целом.

2.Проведение анализа готовности класса и отдельных детей по двум компонентам одновременно. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности.

3-ий этаппервичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1.Психологическое обследование первоклассников, который включает обязательны минимум методик:

  • анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов;

  • анкета для родителей первоклассников;

  • методика изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (опросник для педагогов) (см. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации учащихся 1-5 классов)

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

4. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

5. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. .

6. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

7. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

4-ый этаппсихолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

5-ый этап – мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий.

1. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Подготовили: профессиональный совет ГМО педагогов – психологов, педагог – психолог НМЦ Р.А.Суербаева.

29 сентября 2011 год.

Похожие:

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconМетодические рекомендации по организации психолого-педагогического...
Развития и реализации модели инклюзивного образования в образовательных организациях Российской Федерации одним из приоритетных направлений...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconК проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде
Аннотация. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, представлены подходы к...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconРешение приоритетных целей и задач модернизации российского образования...
Деятельность Карасукского отделения гбоу «Областной центр диагностики и консультирования» по организации системы комплексного психолого-медико-педагогического...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconИнформация о разработке программы психолого-педагогического сопровождения...
В условиях школы психолого-педагогическое сопровождение является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconМетодические аспекты психолого-педагогического сопровождения образовательного...
...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconПоложение о службе психолого-педагогического и медико-социального...
Настоящее Положение определяет основу деятельности Службы психолого-педагогического и медико- социального сопровождения образовательного...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconПсихолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста
...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся...
Одним из требований к введению фгос является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconТема проекта
Аются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения фгос ноо г. Орск,2011г iconАнализ итогов введения фгос ноо в мбоу сош п. Ждановский в 2011-2012 учебном год
Мбоу сош п,Ждановский в 1-х первых классах введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница