Вопросы на зачет




НазваниеВопросы на зачет
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
ИНСТИТУТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

дисциплина «Интеллектуальные информационные системы», ПИЭ, 4 курс, 1 семестр

ВОПРОСЫ НА ЗАЧЕТ




Модуль 1



Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства. Система с интеллектуальной поддержкой. Интеллектуальная система. Интеллектуализированная система.



Классификация ИИС: подходы, примеры.



Предметная и проблемная область. Понятийная модель предметной области. Сущность и понятие. Структура понятия. Треугольник Фреге.



Знак и знаковая ситуация. Характеристика знаковой ситуации в семиотике и логике (терминология) - денотат-концепт, интенсионал-экстенсионал.

Интенсионал и экстенсионал понятия.



Знаковое представление понятия. Семантическая и синтаксическая роль знака. Неоднозначность отношения «имя-сущность». Понятия: синоним, омоним, полисемия. Прагматика понятия. Четырехугольник Поспелова.



Объем и содержание понятия; связь между ними.



Связи между категориями, используемыми для описания понятий (схема).



Понятии абстракции. Абстрагирование понятий. Основные типы абстракции.



Понятие агрегации, схематическое изображение, обратная операция, семантическая связь, пример.



Понятие обобщения, схематическое изображение, обратная операция, семантическая связь, пример.



Понятие типизации, схематическое изображение, обратная операция, семантическая связь, пример.



Понятие ассоциации, схематическое изображение, обратная операция, семантическая связь, пример.



Сравнение (сопоставление) понятий: сигнал, данные, информация, знания.



Основные формы (уровни) существования данных и знаний. Базы данных и базы знаний.




Модуль 2



Модели представления знаний, основные понятия. Декларативные и процедурные модели представления знаний, их характеристика и особенности



Семантические сети, общая характеристика. Формальное представление.



Понятие о состоянии предметной области. События и их роль в предметной области. Событие-признак и событие-гипотеза.



Основные типы семантических связей в семантических сетях. Свойства семантических связей: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Проверка свойств семантических связей на рефлексивность, симметричность, транзитивность. Пример.



Логические операции. Таблица истинности логических операторов.



Фреймовая модель, общая характеристика. Обобщенное представление фрейма. Фрейм прототип и фрейм экземпляр. Слот как структурная единица фрейма. Структура слота.



Сравнение фреймовой модели с базой данных. Фрейм как семантическая сеть.



Процедурные модели представления знаний - обзор.



Логическая модель представления знаний. Общий вид правила, компоненты и их описание. Понятие цели и подцели.



Продукционная модель представления знаний. Общий вид продукции, компоненты и их описание.



Процедурные (традиционные) и декларативные языки программирования.



Язык Пролог. Общая характеристика. Сравнение традиционных (процедурных) и декларативных языков.



Структура программы на языке Пролог. Семантика программы на языке Пролог: декларативная семантика, процедурная семантика, вычислительная семантика.



Понятие сопоставления и унификации. Примеры.



Факты, правила, запросы.



Понятие рекурсии. Пример.



Построение логической модели по семантической сети предметной области.




Модуль 3



Вывод на знаниях. Прямой и обратный вывод. Поиск в глубину и в ширину.



Экспертные системы, назначение, классификация.



Структура экспертной системы. Компоненты экспертной системы и их назначение.



Статические и динамические экспертные системы.



Этапы проектирования экспертной системы.



Участники разработки экспертной системы и их роли.



Понятие о нейронной сети. Основные понятия и терминология. Строение нейрона. Математическая модель нейрона и ее компоненты.



Принципы построения нейронной сети. Однослойный и двухслойный перцептрон. Основные параметры нейронной сети. Понятие об активационной функции. Виды активационной функции.



Обучение нейронной сети. Области применения нейронных сетей.

_______________

Литература.

  1. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 424 с

  2. Гаскаров, Д.В. Интеллектуальные информационные системы. Учеб. для вузов. — М: Высш. шк., 2003. — 431 с: ил.

  3. Система PROLOGUS. Программа и документация.

  4. Сайт «vgam2004.narod.ru», учебные материалы по дисциплине Интеллектуальные информационные системы».

Пример: «Фрагмент семантической сети для родственных отношений»

Супруги: Иван, Мария. Родители Ивана: Матвей, Прасковья. Родители Марии: Григорий, Нина.

Дети Ивана и Марии: Павел, Валерий, Катя.

Павел женат на Кларе. Их дети: Кирилл, Марина. У Клары есть сестра Антонина, брат Матвей.

Катя вышла замуж за Игната. Их дети: Марат, Татьяна. У Игната есть сестра Тамара.
(Примечание. Штриховым овалом и штриховой стрелкой отмечены супружеские пары).


  1. На заданной семантической сети (графе) семьи ^ Ивана и Марии и их родственников нанести обозначения родственных отношений, в соответствии с условием задачи.

  2. Составить пример (фрагмент) программы (факты и правила) на языке ПРОЛОГ для заданной семантической сети.

  3. На основе графа составить правила и запросы (по заданию).






























Типовые задачи – составление правил и запросов на языке ПРОЛОГ




^ Составление прави

Составление запросов



Составить правило для отношения «Дядя».

Определить, есть ли у Марата дядя.



Составить правило для отношения «Тетя».

Определить, есть ли у Кирилла тетя.



Составить правило для отношения «Племянник».

Определить, кто племянники Кати.



Составить правило для отношения «Бабушка».

Определить, кто бабушка Валерия.



Составить правило для отношения «Внук».

Определить, кто внуки Матвея.



Составить правило для отношения «Брат».

Определить, кто брат Павла.



Составить правило для отношения «Шурин».

Определить, кто шурин Павла.

Похожие:

Вопросы на зачет iconВопросы на зачет
Понятие интеллектуальной информационной системы (иис), особенности и основные свойства иис
Вопросы на зачет iconВопросы составлены для следующей программы: 1 семестр: контрольная №1, зачёт
...
Вопросы на зачет icon+зачет занятия в аудитории 412-с, 410с, зачет 05. 06. 08 в ауд 262
Основные свойства, условия, обеспечивающие совместную работу бетона и арматуры. Монолитные, сборные и сборно-монолитные железобетонные...
Вопросы на зачет iconКак получить зачёт
За семестр по дисциплине студент может набрать максимум 100 баллов. Из них до 70 баллов можно получить, активно работая во время...
Вопросы на зачет iconРабота на ЭВМ и программирование, 2 курс, 2 поток Вопросы к зачету за 2 семестр
Зачет проводится в письменной форме. Каждый билет содержит 7 вопросов, относящихся к содержанию указанных ниже пятнадцати тем. Для...
Вопросы на зачет iconУрок 10. Зачет по темам
Урок 10. Зачет по темам: «Металлы главных подгрупп I–iii групп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева», «Железо...
Вопросы на зачет iconЛичный зачёт «Гран-при Закамья» 2010 г мальчики 2001 г р. и моложе

Вопросы на зачет icon14. 00-15. 20 Актуальные проблемы журналистики
Литред у 1 группы. 14. 00. Зарубежная литература. 17. 00. Социометрический портрет (зачет)
Вопросы на зачет iconГеография 11 класс Зачет №1 Обязательный уровень
Классификация крупнейших государств мира: а по формам правления, б по государственному устройству
Вопросы на зачет icon10 класс Зачет по теме: «География мирового хозяйства»
Самыми распространенными электростанциями, вырабатывающими большую часть энергии а мире, являются
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница