План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7




НазваниеПлан конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКонспект
План – конспект урока

в 3 классе



Учитель начальных классов МОУ СОШ № 7

Ст. Октябрьской Крыловского района Краснодарского края

Снисарь Людмила Викторовна

2008 год

Цель: формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края.
Задача: показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.
Оборудование: раздаточный материал с текстами на каждую группу, «исследовательские листы» группы.
Ученики работают в микро группах по 6 – 8 человек.
^ План – конспект урока.

I. Работа с новыми словами и терминами по проблематике урока.
Императрица, государыня-матушка, правительница, Екатеринодар.
II. Постановка проблемы: Почему раньше город Краснодар назывался Екатеринодаром?

В каждой группе на столах лежит набор текстов: 1.Текст о святой Екатерине. 2. Текст с расшифровкой имени «Екатерина». 3. Текст о дарении императрицей Екатериной II земли южных рубежей казакам.

1. Именины и святые покровители Екатерин

Каждый год 7 декабря Православная Церковь ублажает память святой великомученицы Христовой Екатерины.

Святая Екатерина, происходившая из царского рода, пострадала от руки гонителей Веры Христовой в царствование римского императора Максимина в городе Александрии, буквально за 10 - 15 лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи. Она была удивительно красива и славилась по всей Александрии своею премудростью. Кроме того, она знала несколько языков и наречий, так что все дивились ее учености и познаниям.

Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этой целью приходили к ее матери, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих императором Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие ее отца не перешло в руки кому-либо чужому. Но, дева Екатерина возымела в своем сердце желание сохранить на всю жизнь чистоту девства, и крайне не хотела замужества. Когда же родные Екатерины начали усиленно уговаривать ее вступить в брак, она, чтобы поставить препятствие их настойчивости, предложила им:

- Я хочу иметь женихом себе только равного мне.

Мать решила прибегнуть к совету своего духовного отца, который решил показать ей, что есть истинное благородство, и истинное богатство, и истинная красота, и истинная мудрость, источником которой является Невидимый Творец и Художник этого мира, Который показал нам себя в Сыне Своем Единородном - Господе Иисусе Христе.

Святая Екатерина, взяв икону Пресвятой Богородицы, возвратилась домой, и ночью, уединившись в своей комнате, стала усердно молиться Божией Матери. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и увидела Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе с Богомладенцем, окруженным лучезарным сиянием. Но Екатерина никак не могла увидеть Его лика, ибо Он постоянно отвращался от нее:

- Матерь Моя, эта девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду смотреть на нее, пока она не оставит своего нечестия. Пусть она возвращается к тому старцу, который дал ей Нашу икону, и поступит так, как он повелит ей. Только тогда она сможет увидеть Меня, и обретет благодать Мою. Пробудившись от сна, Екатерина долго дивилась этому видению. Однако, когда наступило утро, она, с немногими своими рабынями, пошла к святому старцу, и поведала ему о своем видении, и просила его указать, что ей нужно сделать, чтобы увидеть лик Богомладенца Христа.

Преподобный старец, начиная от Сотворения мира и до Второго Пришествия Христа, подробно научил ее всем основам христианской Веры. Екатерина очень быстро усвоила христианское вероучение, и, всем сердцем уверовав в Господа Иисуса Христа, не откладывая на будущее время, сразу же приняла Святое крещение. После этого старец заповедал ей снова с усердием помолиться к Пресвятой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Так Екатерина возвратилась в дом свой, и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И вот, снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына:

- Угодна ли теперь Тебе эта девица?

Господь отвечал Пречистой Матери Своей:

- Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Тогда Господь дал Екатерине прекраснейший перстень и сказал:

- Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха.

После этих слов Спасителя видение закончилось. Екатерина пробудилась и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно, днем и ночью, размышляла о Господе и Царстве будущего века.

Вскоре, после того, как Екатерина обратилась в христианство, в Александрию прибыл нечестивый царь Максимин, который был ревностным идолопоклонником.

Благочестивое сердце Екатерины, при виде такого пагубного соблазна, было жестоко уязвлено, и она, горя Божественной ревностью, взяв с собой нескольких рабов, вошла в храм, где приносились жертвы перед идолами.

^ Она смело обличала царя-язычника за преследование им христиан, претерпела великие мучения за Христа и была обезглавлена в IV в.

Воины, по приказу царя, взяв святую деву, повели ее на место казни за пределы города. Множество людей из города шли за ней большой торжественной процессией. Все плакали и сожалели о ее безвременной кончине, но, святая Екатерина просила их оставить этот плач, и радоваться о ее исходу к Богу, Которого она возлюбила даже до смерти, и всем сердцем стремится к Нему.

Когда же святую Екатерину привели на место казни, она обратилась к Богу с молитвой, в которой возблагодарила Господа за свой венец Христовой мученицы. Завершив молитву, она сама, торжественно обратившись к исполнителю казни, повелела ему:

- Оканчивай приказанное.

И когда воин отсек честную голову Екатерины, то из раны вместо крови постекло молоко.

Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. Также, весьма многие и многие женщины по всему миру носят это богопрославленное, через святую великомученицу Екатерину, древнее греческое имя, которое переводится как "всегда чистая".

^ 2. Значение имени Екатерина.

Имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова "катариос" - чистый, непорочный. Того же корня слово "катарсис" - очищение. В традиции Запада начальное "е" везде отсутствует: Катерина, Катарин, Кэтрин. У католиков существует даже мужское имя Катерин. Имя Екатерина означает чистая, непорочная, истинная.

^ В наше время по распространенности это имя находится в конце первой десятки.

Имя Екатерина имеет в корне своем значение чистоты, незапятнанности. Екатерина силой своего имени занимает такое место в обществе, что неизбежно служит предметом внимания... Екатерина считает долгом своим быть возможно красивой, возможно умной, возможно величественной, а главное - безукоризненной, безупречной и благородной". (П.А.Флоренский)

^ Екатерина очень импульсивна, самолюбива и тяжело переносит чье-то превосходство. Она во всем старается превзойти других. Имеет высокий уровень интеллекта.

Это фантазерка, у нее хорошо развито воображение. Надежный и светлый человек. В представлении большинства людей Екатерина вызывает ассоциации с "царским" именем, с величавостью и властностью. Самолюбива, стремится быть лучшей в классе и старается общаться только с "избранными". Ее природная решительность - от талантливости, разумной бережливости и расточительной щедрости. Рассчитывая только на свои силы, она нередко пренебрегает окружающими, хотя сама не обладает могуществом, позволяющим ей решить все проблемы. Изменения в судьбе, бедность и богатство воспринимает спокойно, ее реакция уравновешенна и сдержанна. Неглупая, величественно спокойная, порой добрая, имеющая достаточно вкуса и такта. Интеллигентна и дает почувствовать это окружающим. Излишне субъективна, склонна все принимать на себя. У нее достаточно трудный характер, но живет она интересной и насыщенной жизнью. Отсутствует душевная тонкость. Считает себя очень умной.

^ Екатерина хорошо справляется с работой в любом виде деятельности. Может достичь заметных успехов в работе, добросовестна и усидчива.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ - Екатерина II - императрица Российская, правившая в 1762-1796 гг.,

3. Дарение императрицей Екатериной II земли южных рубежей казакам



Июль 1774 года. Яркий свет наполняет дворцовые залы. Лепные,украшенные потолки, блестящий паркет, мраморные колонны, изящная мебель – всё переливается в солнечных лучах. У окна в кресле с золочёными изогнутыми ножками сидит императрица Екатерина. Историки напишут, что она никогда не теряла присутствия духа, умела понимать людей и влиять на них.

Императрица задумалась об условиях мирного договора, заключённого недавно между Россией и Турцией. Крым признаётся независимым от Турции, а Россия получает земли на берегах Дона, Днепра и Буга, господство над Керченским проливом. Южные границы расширены, нужно позаботиться о заселении новых земель.

Мысленно обозревая свои новые владения, Екатерина вспомнила о Запорожской Сечи, вольном казачьем «государстве». Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. Екатерина припомнила, как князь Григорий Потёмкин впервые представлял ей казаков, каким странным народом показались они ей тогда. На приёме они стояли на коленях и звали её «мамо», а Потёмкина «батько», почитая его за своего покровителя. Сечь будет постоянным источником беспокойства. Как же поступить с ней? Звон часов вывел царицу из задумчивости, а решение так и не было принято. Но судьба казачьего войска была предрешена.

В 1775 году русские войска заняли Запорожскую Сечь и положили конец её существованию. Одни казаки ушли за Дунай, в турецкие владения, другие остались, но и их судьба сложилась по-разному. Земли, запорожцам принадлежавшие, были заняты Россией, казаки же обратились в народ гонимый, часть из них даже попала в крепостную зависимость.

Из тех казаков, что приняли присягу на верность России, с разрешения князя Г. А. Потёмкина-Таврического, началось формирование нового Верного войска Запорожского осенью 1787 года. Через год за храбрость в боях на море получило оно почётное наименование Черноморского войска.

А в тисячу сiмсот девяносто першому роцi

Ой прийшов указ вiд нашой царицi

З Петербурга города.

А шо пан Чепига щей пан Головатий

Зiбрав свое вiйско, вiйско

Запорiжське та й подвинув на Кубань-мать.

Двести лет тому назад в 1792 году высочайше пожалованы были императрицею Екатериною Второю Черноморскому казачьему войску в вечное владение Фанагорийский остров и земля по правой стороне Кубани. Великодушие сие вызвано было необходимостью прочно обеспечить новую границу России.

Императрица Екатерина, помня военные заслуги казаков перед отечеством отвела казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани по их просьбе.

Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, 1 апреля казаки попали на приём к императрице. Прошение войска было уже составлено. Но перед тем, как идти к государыне, казаки совещались. Как себя вести, что сказать, потом оделись в самое лучшее и отправились во дворец.

В царские покои вела белая мраморная лестница – жаль наступать. Вокруг всё дорогое, тонко сделанное. В костюме казаков, напротив, во всём видна ширь. Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким, расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой, - всё говорило о совсем иной, нежели во дворце, жизни – о беспокойной жизни на приволье. В одном из залов велено было ждать, по обычаю, казаки стали на колени перед выходом императрицы. В окружении свиты вошла Екатерина. Наружность её была привлекательна и величественна. Она обладала железным здоровьем и старилась медленно. Казаки не сразу согласились подняться с колен. Благосклонно улыбаясь, царица взяла поднесённое ей восковое прошение. Там, в частности, говорилось: «Нас войско во всегдашнее своё монаршее благоволение матерски (матерински) приняв, для поселения нас на Тамани с окрестностями оной милостиво повелеть отвесть выгодные земли… и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостивую грамоту выдать…». На приёме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно.

30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казакам был подарен «остров Фанагория со всею землёю, лежащею на правой стороне Кубани от устья Ея к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли…»

Антон Андреевич Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Во время прощального приёма Головатый сказал, обращаясь к императрице: «Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нём залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним безопасность пределов…»

Вернувшуюся из Санкт-Петербурга депутацию встретили особо торжественно. Все благодарили Екатерину за оказанную милость. Отслужив литургию и благодарственный молебен, черноморцы, по запорожскому обычаю, долго палили из пушек и ружей. Потом пили за царское здоровье и гуляли, как,бывало, гуляли прежде в Сечи.

^ Благодарим императрицу, молимся Богу,

Що вона нам показала на Тамань дорогу
Кубанское казачество родословную свою ведёт от двух корней - запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков линейных, в основном уроженцев верхнего Дона.

^ Рассказ о судьбе и деятельности императрицы Екатерины II

Екатерина II Великая 1729–1796 гг. Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. И еще одно принципиальное отличие от петровских и ее преобразований: Екатерина II «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно» в целях «европеизации» страны. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира. Князь П. А. Вяземский остроумно заметил по этому поводу: «Как странна наша участь. Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских».

Будущая российская императрица, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет в захолустном в ту пору городе Штеттине (Пруссия). Отец ее – ничем не примечательный князь Христиан-Август – преданной службой прусскому королю сделал неплохую карьеру.

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни Екатерина Великая провела в России и только детство и отрочество – в Германии. Но именно за эти 14 лет великая императрица сформировалась как личность, именно в Германии в нее прочно были заложены основы бытовой культуры, благодаря которым ее на протяжении всей жизни воспринимали как человека, воспитанного в лучших западных традициях, отмечая ее хорошие манеры и вежливость. И это, по мнению историков, оказало плодотворное влияние на русское высшее общество. В 1744 г. она с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г. В 1754 г. она родила сына, будущего императора Павла I. Пока ее муж развлекался дрессировкой собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Она сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстерше: полно ее учить, она и без того умна».

Летом 1762 г., опираясь на гвардейские полки и деятельное участие своих друзей братьев Орловых, Екатерина совершила бескровный государственный переворот и, свергнув своего мужа Петра III, стала самодержавной императрицей.

Она показала себя мудрым и энергичным монархом.

После вступления на престол она сразу же установила новые порядки при дворе, подчинив свой режим государственным делам. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования.

Екатерина уделяла большое внимание строительству в городах, особенно в Санкт-Петербурге, стремясь придать столице парадный вид. Благодаря ей город украсился лучшими образцами русского классицизма. Императрица увлекалась литературой – ее перу принадлежат многочисленные беллетристические, драматургические, публицистические, научно-популярные сочинения, мемуары.

Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Она приняла под российское подданство Восточную Грузию. Возглавив союз России с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала и в трех разделах Польши, в результате которых Россия не только вернула западнорусские земли, утраченные в XIII веке, но и захватила исконные польские земли.

В период ее правления территория России увеличилась весьма существенно. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России.

Слова «Россия» и «русские» произносились с большим уважением прежде всего императрицей, всю жизнь стремившейся доказать исключительность народа, которым она руководила волею судьбы.

Но даже при своем некотором тщеславии, она никогда не преувеличивала свое значение в истории страны: «Что бы я ни делала для России, это будет капля в море!» – писала она. Люди, близко знавшие Екатерину, отмечали ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении и деликатность. Ее правилом было «хвалить вслух, а бранить потихоньку».

3. Дети высказывают свои мнения, приходят к выводу о том, что город мог называться Екатеринодаром по разным причинам, но главная – в честь императрицы Екатерины II.

4. Самостоятельная работа детей. Задание группам:

- Какие человеческие качества позволили Екатерине II стать великой императрицей? Вам предстоит найти ответ на этот вопрос, изучив материалы исторических и литературных источников. Послушайте небольшой рассказ о

судьбе и деятельности императрицы во времена её царствования

5. Организуется работа с выдержками из исторических источников в микро группах. Задача детей в группах – прочитать, выделить личностные качества императрицы, записать их в свой «исследовательский лист».

6. Деловая игра. Доказать наличие выделенных личностных черт императрицы выдержками из текстов.

7. Учитель фиксирует на классной доске (или интерактивной) ответы детей. Результатом этой работы является вывод:

- Несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для блага государства Российского.

8. Вывод по уроку:

- Неоценима роль выдающейся исторической личности – Екатерины Великой в судьбах России и Кубани. Поэтому необходимо вернуть историческое имя «Екатеринодар» столице Кубани.

9. Домашнее задание творческого характера: подготовить сочинение-размышление на тему: «Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание Кубани и России?»

Похожие:

План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconКонспект урока истории в 3 классе по программе образовательной системы «Школа 2100»
Конспект разработан учителем начальных классов моу «сош №6 г. Новотроицка Оренбургской области» Кангиной Татьяной Сигизмундовной
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconКонспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры"
Учитель начальных классов: мбоу «Ликино-Дулевская оош №3» Онищенко Надежда Алексеевна
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе Подготовил учитель...
Сформировать у учащихся представления о морях, озерах и реках России. Познакомить с их местонахождением
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Елена Леонидовна- учитель начальных классов, Кольцова Наталья Михайловна-учитель начальных классов, Орлова Вера Борисовна- учитель...
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconКонспект урока русского языка (1 класс, умк «Школа России»)
Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов мбоу сош №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на...
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconУрок в 4 классе Тема: «Село моё, Заветное»
Разработала: Кочергина Татьяна Александровна – учитель начальных классов моу сош №2 с. Заветного Ростовской области
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconМетодическая разработка урока обж «Грибы съедобные и несъедобные»
Автор: Лобова И. С., учитель начальных классов моу «сош №1» города Валуйки Белгородской области
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconУрок окружающего мира во 2 классе Тема: «Водоёмы»
Голованова Валентина Петровна, учитель начальных классов моу сош с. Иванырс Лунинского района Пензенской области. Стаж работы 34...
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconКонспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в...
...
План конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 iconРазработка урока математики, иллюстрирующая использование современных образовательных технологий
Урок математики в 1 классе, проведен учителем начальных классов моу сош №150 г. Челябинска Сачковой Верой Алексеевной
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница