










Анализрасписания учебных и факультативных занятий в МКОУ Игжейская СОШ 2012 /2013 учебный год (01. 09. 2012 г.)Сохранения здоровья обучающихся в процессе обучения - одна из главных задач общеобразовательного учреждения. Проведен диагностический анализ расписания учебных и факультативных занятий с целью организации рационального режима работы общеобразовательного учреждения, а также составление рационального расписания с учетом динамики работоспособности обучающихся в сочетании со сложностью учебных предметов.
Анализ проводился согласно принципам:
чередование учебных предметов по их степени сложности;
учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью учебного предмета.
Оценка учебных предметов по их степени сложности производилась согласно рекомендованным санитарным правилам и нормам утвержденных в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений», где сложность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Расписание в 2012-2013 учебном году имеет следующие особенности: совмещенные уроки в 5-6 классах - физкультура (3 часа), ОБЖ (1 час), технологии (2 часа), ИЗО и музыки (по 1 часу); в 7-8 классах - физкультура (3 часа), ОБЖ (1 час), технологии (1 часа), музыки (1 час); 10 и 11 классах – физкультура (3 часа), ОБЖ и технологии (по 1 часу). Данный факт делает сложным, иногда невозможным перемещение уроков. В связи с увеличением количество часов по физкультуре до 3-х в 1-11 классах, а следовательно и увеличением плотности графика занятости спортивного зала уроки физической культуры в некоторые дни распределены и на 1-3 продуктивные уроки, что не всегда соответствует санитарно – гигиеническим требованиям к расписанию. В связи с большой нагрузкой учителя начальных классов Бартасовой С.Н. (22ч.в начальных классах, 9 часов русского языка и литературы в 5 классе, 2 часа музыки), учителя английского языка Громовой И.Н. (английского языка 27ч., 9 часов русского языка и литературы в 6 классе, 8 часов истории) сложные уроки, имеющие максимальную нагрузку (математика – 11 баллов, английский язык – 10 баллов) при пятидневной рабочей недели распределяются с 1 по 5-6 уроки, следовательно максимальная нагрузка может приходиться на любой, как продуктивный, так и непродуктивный урок, а так же в связи с этим уроки русского языка в четверг (5 класс) и в пятницу (6 класс) парные. Уроки математики в 5 и 6 классах парные в связи с тем, что преподаватель математики является директором школы, поэтому несколько дней в неделю освобождаются для поездок в районный цент по вопросам, касающимся управления.
В связи с вышеперечисленными фактами расписание уроков не во всех классах и не во все дни соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.
Расписание уроков начальной школы составляли учителя начальных классов, с учетом сложности программ и индивидуальных особенностей учащихся. Анализировали совместно с завучем и корректировали согласно данным рекомендациям.
класс: расписание уроков по степени сложности составлено так, что наивысшая точка баллов приходится на среду, потом наблюдается спад. В первой четверти в первом классе три урока по 35 минут, в течение урока проходят две динамические паузы, что также соответствует нормам СанПиНа.
класс: во вторник - наивысшая точка сложности предметов, затем наблюдается постепенный спад сложности предметов.
класс: распределение учебной нагрузки строится таким образом, что наибольший её объем приходиться на среду и четверг, с понедельника на вторник возрастает, с пятницы наблюдается спад.
класс: Занятия начинаются с 11.30 в связи с большой нагрузкой учителя. С понедельника по среду практически равномерное распределение учебной нагрузки, в четверг - 30 баллов - наивысшая точка сложности предметов, затем понижение сложности учебных предметов, что составило в субботу -15 баллов.
5 класс: в понедельник сложность предметов составило 35 баллов, во вторник меньше на 10 балл, наивысший подъем предметов наблюдается в четверг - 40 балл. В пятницу понижение на 8 балл, в субботу - 20 баллов.
6 класс: в понедельник и четверг сложность предметов составило 56 баллов. Среда и пятница по 55 баллов.
6класс (VIII): во вторник наблюдается самый наивысший подъем предметов по сложности, что составило 50 баллов. Со вторника по субботу включительно наблюдается постепенное понижение по сложности учебных предметов.
7класс: наивысшая точка сложности учебных предметов приходится на среду, где составляет 48баллов. Со среды идет спад, достигая в субботу 18 баллов.
8 класс: наивысший подъем сложности учебных предметов приходится на четверг и пятницу
- 39 балла. С понедельника по четверг - равномерное распределение учебной нагрузки - от 35 до 36 баллов. В субботу - 30 балла.
класс: наивысшая точка сложности учебных предметов приходится на среду и пятницу, где составляет 48 баллов. Со среды идет спад, достигая, в субботу 24 балла.
10 класс: в целом сложность предметов наглядно выглядит в виде ломаной кривой. Наивысшая точка сложности учебных предметов приходится на вторник и пятницу, что составляет 37, 40 баллов. В субботу спад сложности предметов.
11 класс: в понедельник - 47 балл, во вторник составило 36 баллов, со среды спад сложности предметов, в четверг - 23 баллов, в пятницу 33 баллов, в субботу 27 баллов.
Факультативные занятия проводятся во второй половине дня, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821 - 10.
Выводы:
В среднем звене 5 - й (1 человек) и 6 - й (6 человек) , 7 й (6 человек) и 8-й (10 человек) классы обучаются как классы - комплекты, что создает сложность в преподавании учебных предметов. Это отразилось на расписании учебных занятий по сложности учебных предметов.
Расписание среднего звена и старшего звена составлено так, что максимальная нагрузка по сложности учебных предметов приходится на вторник, среду и четверг.
Особенность расписания учебных предметов состоит в том, что у учителей -предметников большая учебная нагрузка. Один учитель - предметник преподает два - три предмета. Учителя начальных классов ведут уроки музыки и изобразительного искусства в среднем звене, что также отражается на составлении расписания учебных предметов и начального и среднего и старшего звеньев.
В 6 - м классе одновременно обучаются две девочки по программе специального (коррекционного) класса VIII вида и обучаются дети по общеобразовательной программе, что создает сложность в преподавании учебных предметов и в составлении расписания уроков и факультативных занятий.
Факультативные занятия проводятся через 40 минут после окончания учебных занятия с понедельника по субботу.
Заместитель директора по
учебно - воспитательной работе: Маслова А.В.