Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко»




НазваниеМетодические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко»
страница1/9
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

здравоохранения

Пензенской области

_________________ О.В. Чижова

«___»____________2013 год


СОГЛАСОВАНО

Главный врач

Пензенской областной клинической

больницы им. Н.Н. Бурденко

_________________ С.В. Евстигнеев

«___»____________2013 год



Организация и проведение занятий в

Школе здорового питания
Методические рекомендации


2013г.

Методические рекомендации подготовили:
Т.В. Белобородова – врач-диетолог ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко»

«Школа здорового питания» является продуктивной формой профилактической работы. Обучение в Школе способствует формированию партнерских отношений между врачом и пациентом, что приведет к мотивации в изменении пищевого поведения, формированию навыков по самоконтролю за состоянием здоровья и продлению трудоспособной жизни пациента, так как пациент научится управлять своим здоровьем.

Рецензент:
О.В. Федорова - заведующая организационно-методическим кабинетом ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н.Бурденко»


Цели обучения в Школе здорового питания:

1. Получение достоверной информации о правильном питании.

2. Повышение ответственности за сохранение своего здоровья.

3. Формирование правильного отношения к рациональному питанию.

4. Формирование мотивации к изменение пищевого поведения.

5. Приобретение умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья.

6. Формирование мотивации на здоровый образ жизни с целью снижения факторов риска и умение составления рационов питания.
Подготовка методических рекомендаций «Школа здорового питания» является одной из актуальнейших проблем формирования здорового образа жизни населения.

Данные методические рекомендации касаются общих вопросов здорового питания, основных пищевых веществ и их роли в жизнедеятельности организма. Затрагиваются вопросы правильного питания разных слоев населения: подростковый возраст, старшая возрастная группа.

Для организации Школы необходимо наличие специально обученного персонала.

Занятия построены по типу дискуссии, т.е. по ходу освещения темы преподаватель сразу отвечает на возникающие у слушателей вопросы, предлагает обменяться мнениями по тому или иному вопросу, поделиться личными наблюдениями и опытом, с последующим своим комментарием. Желание слушателя высказаться по теме занятий должно всегда приветствоваться преподавателем. Помимо этого преподаватель самостоятельно вызывает группу на дискуссию, задавая заранее спланированные вопросы. Преподаватель должен быть заинтересован в активном участии всех членов группы.

Цикл образовательной подготовки состоит из шести занятий, продолжительностью 1 час каждое. Работа школы строится на групповой основе. Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.
Комплект для обучения включает:

1. Методические рекомендации (изданные в виде брошюры).

2. Видеоматериал в форме презентации освещающей основные вопросы питания.
Рекомендуемое оснащение Школы:

- доска;

- маркеры;

- методические материалы для врача;

- тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов);

- весы;

- ростомер

- таблицы для определения индекса массы тела;

- калькулятор;

- наглядные пособия, методические и обучающие материалы для больных, брошюры, памятки, буклеты и др.;

- оборудование для демонстрации методического материала;

- канцелярские и письменные принадлежности;

- пищевой дневник;

- журнал учета;

- анкеты для оценки обучения.

^ Структура занятий и принципы изложения материала
1 занятие

Система органов пищеварения

Как работает желудочно-кишечный тракт
2 занятие

Основные пищевые вещества и их роль в жизнедеятельности организма

- белки

- жиры

- углеводы

- витамины

- минеральные элементы

- органическое кислоты, эфирные масла, дубильные вещества, вода
3 занятие

Питание как средство профилактики болезней обмена веществ
4 занятие

Рациональное питание

- баланс энергии

- расчет энергоценности пищевого рациона

- калорийность питания

- сбалансированное питание

- режим питания
5 занятие

Питание подростков

- проблемы недостаточного питания

- физиологические потребности в пищевых веществах и энергии

- Как избежать избыточного веса?
6 занятие

Питание пожилого человека

- правила здорового питания

- борьба с избыточным весом и ожирением

- расчет индекса массы тела

- витамины

Занятие 1

Система органов пищеварения
^ Как работает желудочно-кишечный тракт

Система органов пищеварения включает органы, отвечающие за поступление, переработку и усвоение пищи, а также за выделение непереваренных продуктов: ротовую полость, пищевод, желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу, тонкий и толстый кишечник, прямую кишку, а также слюнные железы и железы внутренней секреции.

Пищеварение - сложный комплекс физико-химических процессов усвоения пищи. В нем принимают участие все органы пищеварения.

Расщепление сложных природных веществ на более простые с целью их усвоения организмом и является сутью процесса пищеварения.

Ротовая полость, глотка, пищевод - в этих органах происходит предварительная обработка пищи перед прохождением ее по желудочно-кишечному тракту.

Организм начинает готовиться к приему пищи, когда человек еще только чувствует запах еды или видит накрытый стол. В ротовой полости при этом усиленно выделяется слюна.

Как только пища попадает в рот, все железы пищеварительного тракта усиливают свою работу. Во рту пища измельчается-пережевывается, повышается ее растворимость, увеличивается площадь поверхности для воздействия ферментов. Это сильно облегчает дальнейшие процессы переваривания и всасывания.

Благодаря слюноотделению пища приобретает консистенцию, необходимую для проглатывания. Слюна обладает и бактерицидным действием. Наконец, под действием слюны начинается переваривание углеводов.

Измельченный комок пищи проглатывается и поступает через пищевод в желудок.

Мышцы желудка сокращаются, перетирают, перемешивают пищевые массы, чтобы желудочный сок пропитал все содержимое.

Смешанная пища задерживается в желудке взрослого человека на 3-6 часов. За это время пища подвергается химической обработке желудочным соком. Желудок «втягивается» в процесс переваривания, когда человек еще только видит пищу, чувствует ее запах. То есть желудочный сок выделяется еще до поступления пищи в полость желудка.

Далее уже сама пища, поступившая в желудок, стимулирует желудочную секрецию. А когда пища переходит в кишечник, количество желудочного сока начинает уменьшаться. 

Желудок обеспечивает первый этап расщепления пищи при помощи пепсина. В нем перевариваются только белки. Соляная кислота обеспечивает естественный противобактериальный барьер.

Поджелудочная железа начинает функционировать через 1-3 минуты после начала приема пищи. (Наибольшее количество поджелудочного сока выделяется, когда мы едим хлеб). Одновременно она является железой эндокринной системы, выделяющей гормон инсулин, регулирующий концентрацию сахара в крови. На секреторную деятельность поджелудочной железы оказывают влияние гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и коры больших полушарий. В состоянии стресса значительно снижается ферментативная активность поджелудочного сока.

Печень за 24 часа производит от 1 до 1,5 л желчи. Желчь необходима для расщепления жиров на глицерин и жирные кислоты. В клетках кишечника молекулы глицерина и жирных кислот опять соединяются и проникают в кровь. В крови они снова распадаются, высвобождая энергию. И так до углекислого газа и воды с постоянным выделением энергии. Известно около 30 биохимических функций печени. Это уникальная биохимическая лаборатория жизни. Очистка организма происходит преимущественно ночью.

Поверхность обмена печени очень велика. Печень на 75% состоит из воды, она похожа на огромную всасывающую губку.

Поверхность кишечника имеет множество ворсинок. Совокупность этих ворсинок обеспечивает превращение пищевых продуктов, состоящих из мертвой материи, в живые крупинки клеточной цитоплазмы.

В тонком кишечнике происходит окончательное расщепление пищевых веществ, всасывание переваренного через ворсинки слизистой, продвижение оставшихся веществ далее по желудочно-кишечному тракту.

Всасывание основная функция в работе желудочно-кишечного тракта. Благодаря всасыванию необходимые для нормальной жизнедеятельности организма вещества переносятся из кишечника во внутреннюю среду организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость). Основной отдел всасывания тонкая кишка. Здесь всасываются вода, минеральные соли, витамины и продукты гидролиза. 

Непереваренная в тонком кишечнике пища поступает в толстую кишку. Здесь продолжается всасывание необходимых для организма веществ. А в просвет кишки выделяются ненужные организму остатки продуктов жизнедея­тельности клеток и соли тяжелых металлов.

В толстой кишке накапливается обезвоженное кишечное содержимое и удаляется из организма. Здесь происходит всасывание витаминов Е, К и группы В, синтезированных микрофлорой. Толстый кишечник поддерживает водный и минеральный баланс в организме.


Желудочно-кишечный тракт - сложнейшая система! Каждый орган ее является важным звеном в цепочке переваривания и усвоения пищи. Не подвергайте пищеварительную систему испытаниям новомодными диетами, голоданием и прочими выдумками. У каждого человека свой обмен веществ. Прежде чем начать какую-либо диету, пожалуйста, советуйтесь с врачом.
Оптимальные условия работы системы

1. Отсутствие токсических примесей в воде, продуктах питания. Основной путь поступления токсических веществ — желудочно-кишечный тракт. Нитраты, нитриты и пестициды нарушают функцию желудочно-кишечного тракта и печени.

2. Полноценное и правильное питание.

3. Своевременная эвакуация продуктов метаболизма через кишечник (отсутствие запоров).

4. Отсутствие паразитов в желудочно-кишечном тракте.

5. Физическая активность, препятствующая застойным явлениям.
Занятие 2

Основные пищевые вещества и их роль в жизнедеятельности организма
Не секрет, что состояние разных органов и физиологических систем организма каждого человека зависит в первую очередь от питания. Еще Гиппократ - древнегреческий врач, которого сейчас называют отцом медицины, - утверждал, что пища человека должна служить ему лекарством, а лекарство должно быть пищей. Иными словами, в рацион нужно включать только те продукты, которые будут полезны нашему организму и исключать те, которые приносят ему определенный вред. В этом случае пища будет обеспечивать организм энергией и материалом для обновления и роста клеток и тканей.

Человек должен уделять своему рациону питания и всем видам потребляемой пищи повышенное внимание. На протяжении всей жизни человека в его организме происходят сложные процессы, которые предъявляют серьезные требования к корректировке всей системы питания и пищевой ценности продуктов, входящих в меню. Очень быстрый тем жизни часто является причиной неправильного питания, что, в свою очередь, приводит к серьезным отклонениям в работе пищеварительной системы и обусловливает возникновение заболеваний желудочно-кишечного тракта - энтеритов, колитов, панкреатитов. Поэтому необходимо следить за своим питанием, употреблять в пищу только полезные продукты и планировать свой рацион так , чтобы получать от пищи достаточное количество энергии и при этом не переедать.

Для нормальной жизнедеятельности организму требуется необходимое количество белков, жиров и углеводов, а также витаминов, являющихся биологически активными веществами, и минеральных солей.

Все это в самых разнообразных сочетаниях и пропорциях содержится в продуктах питании. При недостатке тех или иных компонентов работа внутренних органов, систем и желез организма нарушается, возникают разнообразные заболевания. Чтобы этого не произошло, питаться нужно правильно, включая в свой рацион только полезные продукты и избегая те, что приносят определенный вред. Но как определить, какие продукты полезны для организма, а какие лучше не употреблять? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к составным частям пищи - белкам, жирам и углеводам.

^ Суточная потребность взрослого трудоспособного населения в белках, жирах и углеводах, (г)


Группа интенсивности труда

Возраст, годы




Мужчины




Женщины

белки

жиры

углеводы

белки

жиры

углеводы




18-29

91

103

378

78

88

324

1-я

30-39

88

99

365

75

84

310




40-59

83

93

344

72

81

297




18-29

90

110

412

77

93

351

2-я

30-39

87

106

399

74

90

337




40-59

82

101

378

70

86

323




18-29

96

117

440

81

99

371

3-я

30-39

93

114

426

78

95

358




40-59

88

108

406

75

92

344




18-29

102

136

518

87

116

441

4-я

30-39

99

132

504

84

112

427




40-59

95

126

483

-

-

-




18-29

118

158

602

.

.

.

5-я

30-39

113

150

574

-

-

-




40-59

107

143

546

-

-

-

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили:...
Ю. А. Уткин – главный врач гбуз «Областная наркологическая больница», главный внештатный специалист по наркологии Министерства здравоохранения...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconГбуз нсо «Государственная Новосибирская Областная клиническая больница»
Областной центр рассеянного склероза и других аутоиммунных заболеваний нервной системы
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства...
Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее Методические рекомендации) разработаны...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили:...
Е. В. Илларионова – начальник отдела программного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Пензенской области
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений
Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации Белгород
Методические рекомендации предназначены для работников образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации по проведению независимой системы оценки...
Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Российской Федерации с целью содействия развитию...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации по оформлению и ведению дневника, Голышманово,...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи учащимся в заполнении дневников в период прохождения производственной...
Методические рекомендации 2013г. Методические рекомендации подготовили: Т. В. Белобородова врач-диетолог гбуз «Пензенская областная клиническая больница им. Н. Н. Бурденко» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины слушателями
Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения спб университета мвд россии, обучающихся по специальности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница