Дата
| № урока
| Вид урока
| Тема урока
| Р/р
| Теория литературы
|
|
|
| Мировой литературный процесс. Традиции и новаторство.
|
| Традиции и новаторство
|
|
|
| Характерные черты средневекового искусства и средневековой литературы.
|
|
|
|
| Вн.чт.
| Национальное своеобразие романа Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
|
|
|
|
|
| Образы рыцарей и рыцарский идеал автора в романе Т. Мэлори «Смерть Артура».
| Составление характеристики героев
| Куртуазный рыцарский роман
|
|
|
| Эпическая картина мира в поэме Данте Алигьери «Божественная комедия».
| составление плана ответа на поставленный вопрос
| Терцин
Жанр видения
|
|
|
| Национальное своеобразие средневековой русской литературы. «Повесть временных лет».
| Анализ стилистических приёмов автора
| летопись
|
|
|
| «Хождение Богородицы по мукам» как национальный вариант средневекового жанра видения.
| Сопоставление дух произведений по плану
| «апокрифическая литература», жанр видения
|
|
| Вн.чт.
| «Сказание о Вавилонском царстве» как вариант средневекового жанра сказания.
| Пересказ-анализ текста
| сказание
|
|
| Р\р
| Сочинение «Роль личности в средневековом эпосе»
| Сочинение, составление плана ответа на вопрос
|
|
|
|
| Ренессансный классицизм как первый творческий метод в европейской литературе.
|
| творческий метод, черты классицизма
|
|
| Вн.чт
| Эразм Роттердамский «Разговоры запросто»,
Г. Сакс «Святой Пётр и коза» как средневековая сатира.
| Составление характеристики героя
| Жанр диалога, сатира, назидание
|
|
|
| Конфликт средневековых и ренессансных ценностей как основа драматического конфликта в пьесе У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
| Анализ эпизода
| трагедия
|
|
|
| Особенности конфликта в трагедии У.Шекспира «Гамлет».
| Умение характеризовать «трагическое» в литературе
| конфликт
|
|
|
| Образ Гамлета, своеобразие его внутреннего конфликта и трагическая вина героя.
| Составление характеристики героя
|
|
|
|
| Шекспир и русская литература.
А.А. Блок «Мой Гамлет», А.А. Ахматова «Читая Гамлета».
|
| трагическое
|
|
|
| Образ чудака в мировой литературе в романе Сервантеса Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
|
| «золотой век»
|
|
|
| Классицизм, его основные эстетические принципы и связь с литературой Возрождения.
| Составление конспекта
| классицизм
|
|
|
| Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистической драмы.
| Выявление признаков классицизма
| классицизм
|
|
|
| «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.
| Анализ эпизода
| сатира
|
|
|
| Ф. Кеведо-и-Вильегас. «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (главы). Барочный взгляд на мир и образ плута в романе.
| Характеристика героя
| Барокко
плут
|
|
| Р\р
| Виды комического в литературном произведении.
| Цитатный план Домашнее сочинение
|
|
|
|
| «Повесть о Петре Златы власы» как литературный памятник XVII века.
|
|
|
|
|
| Силлабическая поэзия XVII века. С. Полоцкий. «О Навходоносоре царе, о теле злате и о трех строцех, в пещи не сожженных».
| Анализ ритмического рисунка стихотворения
| Силлабическая поэзия
|
|
|
| Просветительский классицизм. Памфлеты в литературе XVIII в. «Зритель» Д. Аддисона и Р. Стиля.
|
| Жанры: памфлет
|
|
|
| Вольтер. «Кандид, или Оптимизм». Художественное и идейное своеобразие философской повести.
| Самостоятельная подготовка к ответу на вопрос
| философская повесть
|
|
|
| Поэзия западноевропейского Просвещения. А. Шенье. "Ты вянешь и молчишь... ".
| Анализ тропов
| Лирический герой
|
|
|
| Сентиментализм как творческий метод. Т. Грей. «Элегия, написанная на сельском кладбище».
| Выявление признаков стиля
| сентиментализм, элегия
|
|
|
| Предромантизм как
антипросветительское направление.
Ф. Шиллер «Разбойники».
| Характеристика героя
| Предромантизм
|
|
|
| Концепция мира и человека в трагедии И.В. Гете. «Фауст».
|
| Сюжет и композиция
|
|
|
| Образ Фауста и смысл его конфликта с Мефистофелем.
| Характеристика героя
| конфликт
|
|
|
| Фауст как один из вечных образов. А.С. Пушкин «Сцена из Фауста».
| Сравнение двух произведений
| вечный образ
|
|
|
| Лирика предромантизма. Г.А. Бюргер «Ленора».
Ш.Ю. Мильвуа. «Падение листьев».
| Особенности лирики предромантизма
| Страшная баллада, элегия
|
|
| Вн.чт.
| Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
| Автор и его герой
| композиция
|
|
|
| Русский классицизм. Реформа В.К. Тредиаковского.
|
| классицизм
|
|
|
| М.В. Ломоносов как поэт-классицист. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года».
|
| Ода, учение о «трёх штилях»
|
|
|
| Просветительская и журналистская деятельность А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова.
| Выявление особенностей классицизма
|
|
|
|
| Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Особенности конфликта.
|
| конфликт
|
|
|
| Тема воспитания и образования в комедии.
|
|
|
|
| Р\р
| Как научиться определять пафос литературного произведения.
| Домашнее сочинение
|
|
|
|
| Жанр басни в русской литературе 18 века.
|
| басня
|
|
|
| И.А. Крылов. Обзор творчества. Художественное совершенство басен И.А. Крылова.
| Анализ басни
| аллегория
|
|
|
| Н.М. Карамзин как основоположник русского сентиментализма и предромантизма.
| Цитатный план
| сентиментализм
|
|
|
| «Бедная Лиза». Своеобразие метода и жанра.
| Черты сентиментализма
| сентиментализм
|
|
|
| Мир чувств в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
|
| Смысл названия
|
|
|
| А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанровое своеобразие произведения.
| Идея и направленность произведения
| Жанр путешествия
|
|
| Р\р
| Поэтическое мастерство русских стихотворцев XVIII в.
| Урок-концерт
|
|
|
|
| Тематика и проблематика лирики Г.Р.Державина.
|
| Идеи просвещения и гуманизма
|
|
|
| Романтизм как творческий метод, художественная система и литературное направление.
| Конспект
| литературное направление
|
|
|
| Зачёт по теории литературы
|
|
|
|
|
| Э.Т.А. Гофман. «Золотой горшок» как романтическая сказка.
| Выявление черт литературного направления
| Романтическая символика
|
|
|
| Дж. Г. Байрон. «Корсар». Своеобразие романтической поэмы.
| Анализ образа героя
| байронического героя
|
|
|
| В. Гюго. «Клод Ге». Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве В. Гюго.
| Идея произведения
|
|
|
|
| В. Скотт. «Айвенго». Понятие романтического историзма и исторического колорита.
| Составление плана к ответу
| Романтический историзм
|
|
| Вн.чт.
| Д.Ф. Купер. «Последний из могикан», «Пионеры».
| Письменный ответ на вопрос
| Исторический колорит
|
|
|
| В.А. Жуковский. «Светлана». Романтическая интерпретация сюжета Бюргера В.А. Жуковским.
| Черты романтизма
| Стиль писателя
|
|
| Р\р
| Как сравнить два произведения, созданных на основе общего сюжета
| Сравнение произведений с общим сюжетом
|
|
|
|
| Романтические новеллы А.А. Бестужева-Марлинского, Е.А.Баратынского.
|
| новелла
|
|
|
| А.С. Пушкин «Я пережил свои желанья...», «Демон». Романтический характер ранней пушкинской лирики.
| Анализ стихотворения
| Романтизм, элегия
|
|
|
| А.С. Пушкин «Пиковая дама». Романтическое двоемирие в произведении.
| Идея произведения, образ героя
| двоемирие
|
|
|
| М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта» как поэтическая инвектива.
| Особенности поэтики
| Инвектива, поэтика
|
|
|
| Особенности сюжета и композиции , художественное своеобразие поэмы «Мцыри».
| Сюжет и композиция
| поэма
|
|
|
| «Мцыри». Романтический характер в поэме.
| Черты романтизма
| романтизм
|
|
| Р\р
| Как охарактеризовать внутренний конфликт героя
| Составление плана
| конфликт
|
|
| Р\р
| Сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри»
| сочинение
|
|
|
|
| Философская лирика русского романтизма. Поэтическое мастерство Ф.И. Тютчева.
| Особенности поэтики
| Философская лирика
|
|
| Вн.чт.
| Родная природа в произведениях русских поэтов-романтиков.
| Урок-концерт
|
|
|
|
| Своеобразие в реалистической литературе. Взаимодействие реализма и романтизма в XIX в.
| Устный ответ по плану
| концепции мира и человека, реализм
|
|
|
| А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Жанровое своеобразие.
| Жанровое своеобразие.
| «исторический роман»
|
|
|
| Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин.
| Как научиться сравнивать литературных героев
|
|
|
|
| Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
| Анализ образа героини
| нравственный идеал
|
|
|
| Пугачёв и народное восстание в оценке Пушкина.
| Образ героя
| историзм
|
|
| Р\р
| Сочинение по роману А.С.Пушкина.
| Сочинение
|
|
|
| Р\р
| Сочинение по роману А.С.Пушкина.
| Сочинение
|
|
|
|
| Н.В. Гоголь «Шинель». Маленький человек в русской реалистической литературе.
| психологизм изображения героя
| психологизм
|
|
|
| Историзм в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». Особенности композиционной структуры комедии.
| Особенности сюжета и композиции
| историзм
|
|
|
| «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».
| Особенности конфликта
| социальная комедия
|
|
|
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
| система образов в художественном произведении
| сатира
|
|
|
| Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление.
| Образ Хлестакова
| Хлестаковщина
|
|
| Р\р
| Роль эпизода в драматическом произведении.
| Анализ эпизодов
|
|
|
|
| И.С. Тургенев. Повесть «Ася» как реалистическое произведение.
|
| реализм
|
|
|
| Тема любви в повести И.С. Тургенева «Ася».
| Анализ образа героя
|
|
|
|
| А.П.Чехов. «О любви» как история об упущенном счастье.
| Особенности композиции
| Психологизм, трилогия
|
|
| Вн.чт.
| Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».
|
| контраст
|
|
| Р\р
| Сочинение по творчеству Тургенева, Чехова, Толстого.
| сочинение
|
|
|
|
| Ч. Диккенс. «Пойман с поличным».
Социальная основа конфликта.
| Анализ конфликта
| Новелла, конфликт
|
|
|
| П. Мериме. «Маттео Фальконе». Романтические и реалистические элементы в новелле.
| Система характеров в новелле
| Новелла, психологизм
|
|
|
| Понятие о символизме и неоромантизме.
О. Уайльд. «Соловей и Роза».
| Художественные особенности сказки
| символизм и неоромантизм
|
|
| Вн.чт.
| О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея», «Кентервильское привидение».
|
|
|
|
|
| М. Горький. «Песня о Соколе». Особенности художественного конфликта и героический пафос «Песни...».
|
|
|
|
|
| Экзистенциализм в зарубежной литературе 20 века. У. Голдинг. «Повелитель мух».
| Анализ эпизода
| Экзистенциализм антиробинзонада
|
|
|
| А.А. Блок. «Скифы». Мысль об особой роли России в мировой истории.
| Анализ поэтики
| Символизм, ораторская интонация
|
|
| Вн.чт.
| «О, я хочу безумно жить…». Поэтическое мастерство А.А. Блока.
| Анализ стихотворения
| тропы
|
|
|
| С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…». Особенности творческого метода поэта. Имажинизм в русской поэзии.
| Особенности творческого метода поэта.
| Имажинизм
|
|
|
| Маяковский и русский футуризм. Новаторство поэзии Маяковского
| Анализ поэтики
| Футуризм новаторство
|
|
|
| Новаторство и художественное совершенство поэзии Ахматовой.
| Анализ поэтики
| Новаторство, акмеизм
|
|
|
| Особенности художественного мира О.Э. Мандельштама («Невыразимая печаль открыла два огромных глаза…»)
| Анализ стихотворения
| Художественный мир
|
|
|
| М.А. Шолохов. «Судьба человека».
|
| Композиция, прототип
|
|
|
| Героическое в произведении.
| Анализ образа героя
| реализм
|
|
|
| Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Автор и его герой.
| Композиция поэмы
| Автор и его герой, поэма
|
|
|
| А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.
| Анализ эпизода
| Фольклорные традиции
|
|
|
| Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа.
| Анализ образа героя
| новаторство
|
|
|
| В.М. Шукшин. «Охота жить». Особенности построения сюжета. Этическое звучание новеллы.
| Анализ эпизода
| Сюжет, новелла
|
|
|
| Зачёт по теории литературы
|
|
|
|
| Вн.чт.
| Сатира в рассказе М.А.Булгакова «Роковые яйца».
|
| сатира
|
|
|
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
|
|
|