Урок по окружающему миру во 2 классе.
Тема: Обобщающий урок по теме «Природа».
Цель:
Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных и растениях.
Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
Оборудование: зарисовки природы, плакаты об охране природы, игра «Своя игра». Ход урока.
Организационный урок.
Мотивация учения, сообщение темы, цели и задачи.
- Сегодня наш урок посвящён обобщению знаний по теме «Природа». По ходу урока мы будем отгадывать загадки, вспоминать пословицы и поговорки и многое другое. Чтобы на уроке не было шумно, так как вы все любите урок по окружающему миру, задания будут даваться по рядам.
^
- Какое домашнее задание вам было задано?
- Поднимите руки, кто сделал свою Красную книгу?
- Каких животных вы записали в своей Красной книге? (в книге те животные, растения и насекомые, которых надо оберегать, чтобы они не исчезли с нашей планеты)
- Ребята, а как нам людям сделать, чтобы меньше исчезало животных, растений и насекомых? - А сейчас мы вместе с вами составим «Правила друзей природы».
(правила вывешиваются на доску в виде экологических знаков)
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе! (вывешиваются экологические знаки к данному правилу)
Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Не будем обижать лягушек и других насекомых!
Не будем ловить животных, и уносить их домой!
- Есть ли ещё правила, которые я не назвала? Я хочу вам рассказать о нашем озере Большой Сарыкуль. В переводе с башкирского «Сарыкуль» означает желтое озеро. Когда-то Большой Сарыкуль входило в двадцатку крупнейших озёр России и было поистине заповедным: на берегу его гнездились утки, гуси, журавли, цапли и даже лебеди. 5 видов птиц Сарыкуля занесены в Красную Книгу Челябинской области. «Голубая чаша» - так любовно назвал озеро Большой Сарыкуль писатель В.Бианки. Гармония длилась не долго. Большой Сарыкуль осушили для добычи угля. Затем стали сливать сточные воды из свинокомплекса.
В 90-х годах 20 века началась борьба за восстановление озера Большой
Сарыкуль. В перспективе на озере Большой Сарыкуль планируется создание
зоологического (охотничьего) заказника республиканского значения.
Ошибка человека становится трагедией для природы. И мы должны её защищать. - Ваши экологические знаки – говорят о том, что вы знаете, как защитить природу. - Я думаю, что вы станете настоящими защитниками природы.
Восприятие и осмысления нового учебного материала.
Слайд 1.
Слайд 2 – 3. Идёт зарисовка окружающей нас среды, звучит тихая мелодия, учитель рассказывает о природе.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа! - В начале мы проведём разминку. По очереди каждому ряду задаётся вопрос, ученики отвечают на него.
1. РАЗМИНКА
1 ряд
Что делает ёж зимой? (спит)
Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)
От чего утка плавает? (от берега)
2 ряд
1. Кто был летом рыжий, а зимой становится серым? (белка)
Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)
Какое дерево применяют для изготовления лыж? (берёзу)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, т.к. не умеет говорить)
3 ряд
1. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
2. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
3. У каких деревьев осенью листья красные? (у клёна и рябины)
4. Какой город парит в небе? (Орёл) 2. Письмо описание
- Ребята, на наш адрес пришло три письма. Учитель читает письмо-описание для каждой команды, ученики должны отгадать животное. ^
«У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлебные, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?» (Синица). Слайд 4. ^
«Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы животные их сбрасывают» (Лось) Слайд 5. ^
«Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям» (Кошка) Слайд 6. ^
Слайд 7.
Задание для 1 ряда:
Льдоша соль вайруем
(Лошадь, лось, муравей)
Слайд 8.
Задание для 2 ряда:
Зока бакоса кабел
(Коза, собака, белка)
Слайд 9.
Задание для 3 ряда:
Девьдем баобчак шаугкял
(Медведь, бабочка, лягушка) ФИЗМИНУТКА Игра «Прилетели птицы» - физ.минутка
- А сейчас отдохнём и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть три раза в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
^ и стрижи… Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… Прилетели птицы:
Голуби, куницы… Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
^ , чижи… Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы! ^
- Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками, надо их закончить:
Слайд 10.
1 ряд
- Не за то волка бьют, что сер, а за то … (что овцу съел).
- Два медведя в одной берлоге … (не уживутся).
Слайд 11.
2 ряд
- Не та собака пугает, что лает, а та … (что молчит да хвостом виляет).
- Волка ноги … (кормят).
Слайд 12.
3 ряд
- Не учи орла летать, а соловья … (петь).
- Здоровое дерево дятел … (не долбит). 5. СВОЯ ИГРА
- Сейчас мы поиграем в игру. Каждый ряд по очереди выберет по три вопроса в различных ^
- Подведём итог нашего урока. Учитель оценивает детей, которые активно работали на уроке, и отмечает самый активный ряд.
- Итоги подведены. И сегодняшний урок я хочу закончить стихами:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
Открытый урок с ИКТ по окружающему миру
во 2 классе:

Учитель высшей категории
Джапарова
Элла Викторовна
2007/2008 уч.г. |