Рабочая программа по учебному предмету «биология»




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «биология»
страница1/8
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Рабочая программа

по учебному предмету

«биология»

в 6 «А», «Б», «В» классах
Рабочая программа разработана на основе программы Министерства образования и науки РФ по биологии 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. (Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко); изд. «Вентана –Граф», 2010г.), (учебник Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / под ред. проф.И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2012 г.)

Программа разработана учителем Антипкиной Н.П. ВКК


количество часов в неделю –1, всего в год – 35
^ Пояснительная записка

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Время, предусмотренное на изучение раздела «Органы цветковых растений сокращено на 1 час; раздела «Историческое развитие растительного мира на Земле» увеличено на 1 час; раздела «Царство Бактерии» - сокращено на 1 час; раздела «Царство Грибы. Лишайники» сокращено на 1 час. Выделено резервное время (2 часа) которое отводится на повторение пройденного материала в конце учебного года.

Проводимые практические работы соответствуют программе и материальной базе школы.
^ Содержание программы

1. Введение. Общее знакомство с растениями (3 ч)

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

^ Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

Экскурсии. Мир растений вокруг нас.
^ 2. Клеточное строение растений (2 ч)

Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.

Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).
^ 3. Органы цветковых растений (9ч)

Семя (2 ч)

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.

^ Лабораторные работы. Строения семени фасоли.

Корень (1 ч)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

^ Лабораторные работы. Типы корневых систем.

Побег (4ч)

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.

^ Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение видоизмененных побегов.

Цветок и плод (2 ч)

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

^ Лабораторные работы. Главные компоненты цветка и их строение.
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч)

Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ — обеспечение связи организма с окружающей средой.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.

^ Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений.
5. Основные отделы царства растений (5 ч)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида.

Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.

Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений.

Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.

Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.

^ Лабораторные работы. Строение хламидомонады..

6. Историческое развитие растительного мира на Земле (2 ч)

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
^ 7. Царство Бактерии (1 ч)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
^ 8. Царство Грибы. Лишайники (2 ч)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов.
^ 9. Природные сообщества (2 ч)

Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биореоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

^ 10. Повторение (2ч)

Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 
учащиеся должны знать:
· что изучают биология и ботаника;· органы растения (корень и побег, части побега), их строение и функции;· разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам;· признаки живых организмов;· строение лупы и микроскопа, правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата;
·
 строение клетки;
·
 основные процессы жизнедеятельность клетки;
·
 удобрения, их значение и основные виды;
·
 основные процессы жизнедеятельности растения, их значение;
·
 систематические категории;
·
 строение, жизнедеятельность и значение водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных; 
·
 многообразие покрытосеменных:
 признаки классов
 признаки семейств
основные представители семейств;
·
 многообразие и происхождение растений;
·
 доказательства исторического развития растений;
·
 этапы развития растительного мира;
·
 влияние человека на растительный мир;
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания;
·
 строение и жизнедеятельность
 бактерий
 грибов 
 лишайников, 
их многообразие и значение.

Учащиеся должны уметь:
· распознавать органы цветкового растения, 
узнавать споровые и семенные растения;
·
 пользоваться лупой и микроскопом;
·
 готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,
распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток;
·
 узнавать на рисунках части побега, почки;
·
 называть и показывать части листа;
·
 определять тип листорасположения и жилкование;
·
 отличать простые и сложные листья;
·
 узнавать на рисунках и схемах части стебля;
·
 узнавать и называть основные части цветка;
·
 узнавать на наглядном материале виды соцветий;
·
 определять типы плодов;
·
 распознавать на рисунках и схемах составные части семян;
·
 различать основные виды удобрений;
·
 применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление);
·
 наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды;
·
 размножать комнатные растения черенками;
·
 определять возраст дерева по спилу;
·
 распознавать представителей разных отделов;
·
 определять растения по определительным карточкам,
распознавать представителей разных семейств;
·
 выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира;
·
 применять знания по биологии для выращивания культурных растений;· распознавать бактерии разных форм на рисунках;
·
 распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках;
·
 сравнивать плесневые грибы,
узнавать грибы-паразиты на рисунках;


- распознавать и описывать наиболее распространенные растения своей местности;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания;

- объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды, место и роль человека в природе. Взаимосвязи человека и окружающей среды.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;

- для оказания мер первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами и бактериями;

- для оказания мер первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;

^ Календарно-тематическое планирование

Лабораторных работ: 11

Тестов 4

Административных контрольных работ ( по плану ВШК) 1


№ урока

^ Название раздела (темы), тем уроков

Кол-во часов

Лабораторные работы

Дата





^ Введение. Общее знакомство с растениями.

3







1

Мир растений. Наука о растениях — ботаника.

1







2

Строение растений.

1

Лабораторная работа № 1. Знакомство с цветковым и споровым растением




3

Условия жизни растений на Земле.

1










^ Тема 2 Клеточное строение растений

2







4

Строение растительной клетки и ткани.




Лабораторная работа № 2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.




5

Процессы жизнедеятельности клетки.

1










^ Тема 3. Органы цветковых растений

9







6

Семя, его строение и значение для растения.

1

Лабораторная работа №3. Строение семени фасоли.




7

Прорастание семян

1







8

Корень, его внешнее и внутреннее строение.

1

Лабораторная работа № 4. Типы корневых систем.




9

Побег. Строение и значение для растения.

1

Лабораторная работа №5. Строение вегетативных и генеративных почек.




10

Стебель – часть побега. Его внешнее и внутреннее строение.

1

Лабораторная работа № 6. внешнее и внутреннее строение стебля.




11

Многообразие стеблей.

1

Лабораторная работа № 7. Строение видоизмененных побегов.




12

Цветок. Его строение и значение для растений.

1

Лабораторная работа № 8 Главные компоненты цветка и их строение.




13

Плод. Его значение и многообразие форм.

1







14

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Органы цветкового растения»

1










^ Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений

7







15

Корневое питание растений


1







16

Воздушное питание растений Фотосинтез.

1







17

Дыхание растений и обмен веществ.

1







18

Значение воды в жизнедеятельности растений.

1







19

Размножение и оплодотворение растений.

1

Лабораторная работа № 9. Черенкование комнатных растений.




20

Рост и развитие растительного организма.

1







21

Растение – живой организм

1










Тема 5. Основные отделы царства растений

5







22

Понятие о систематике растений.

1







23

Водоросли. Общая характеристика.

1

Лабораторная работа № 10. Строение хламидомонады.




24

Отдел Моховидные и папоротниковидные как представители высших растений.

1







25

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1






26

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе.

1










^ Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

2







27

Понятие об эволюции растительного мира.

1







28

Многообразие и происхождение культурных растений.

1










^ Тема 7. Бактерии.

1







29

Царство бактерии. Общая характеристика и значение.

1










^ Тема 8. Царство грибы. Лишайники.

2







30

Царство грибы. Общая характеристика и значение в природе.

1

Лабораторная работа № 11. Изучение строения плесневых грибов.




31

Лишайники. Общая характеристика и значение в природе.

1










^ Природные сообщества. Заключение по курсу биологии 6 класса.

2







32

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме.

1







33

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

1







34-35

Повторение

2






  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по элективному учебному предмету «Биология в истории культуры и цивилизаций»
Рабочая программа разработана на основе программы элективного курса «Биология в истории культуры и цивилизаций» Р. А. Петросова,...
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
...
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ мо РФ от 05. 03....
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» ориентирована...
Содержание учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «краеведение»
Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету «Историко-культурное краеведение», автор М. И. Баранникова,...
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «историческое краеведение»
Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету Историко-культурное краеведение, автор М. И. Баранникова,...
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по предмету «Биология»
Пакуловой В. М., Латюшина В. В. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.», издательства «Дрофа»,...
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ от 5 марта 2004...
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «информатика и икт»
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ от 5 марта 2004...
Рабочая программа по учебному предмету «биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе программы «Основы духовно-нравственной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница