Урок сообщения новых знаний




НазваниеУрок сообщения новых знаний
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

________Е. Н. Ферапонтова 2010 г.

«30» ____ноября____ 2010 г.


Открытый урок: «Металлы».
Дисциплина:- «Химия».

Цель урока: - изучить особенности строения атомов металлов, их свойства, получение;

  • углубление знаний студентов о металлах;

  • развивать умение студентов сопоставлять, сравнивать, анализировать и
    предсказывать свойства веществ, развивать интерес у студентов к будущей
    профессии.

Форма занятия: урок сообщения новых знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

-показать связь теоретических знаний и практического использования металлов;

  • формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль,
    сотрудничать);

  • формирование навыков самостоятельной работы студентов с учебником и
    дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать речь, память, мышление, воображение, смекалку,
    самостоятельность;

  • развивать интересы и способности личности студента;

  • совершенствовать коммуникативные умения студентов в совместной
    деятельности (умение вести диалог, выслушать оппонента, аргументировано
    обосновывать свою точку зрения) и информационно- познавательную
    компетентность студентов (готовность работать с информацией).


Воспитательные:

- воспитывать культуру речи и письма, усидчивость, трудолюбие;

- формирование научного мировоззрения;

- воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, дисциплину, организаторские способности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебные тексты, периодическая система Д. И. Менделеева, штатив с пробирками, соляная кислота, гранулированный цинк.


Структура занятия.
^ I. Организационный момент (3 мин.).

Приветствие. Сообщение темы занятия и раскрытие целей и задач занятия
Преподаватель: Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома, или в техникуме, на улице или в транспорте - вы увидите какое множество металлов трудиться вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка - и звонкая медь отозвалась заливистым голосом, дав начало или окончание уроку. Повернули выключатель на стене - и тончайшая пружинка из вольфрама наполнила комнату светом. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Металлы».
^ II. Актуализация опорных знаний студентов (15 мин.).

После объявления темы занятия педагог предлагает студентам немного

подумать о металлах (3-5 мин.).

Метод: фронтальная беседа по вопросам:

1) Что вы знаете о металлах?

2) Чего вы ожидаете или испытываете потребность, узнать по данной теме?

3) Почему вам это надо знать?
^ III. Основная часть занятия: изучение нового материала (59 мин.).

Изложение материала по вопросам:

1) Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева, строение атомов элементов и зависимость их свойств от положения в периодической системе (беседа с использованием периодической системы Д.И. Менделеева, показ слайда из презентации).

2) Физические свойства и распространенность металлов в природе (беседа, показ слайда);

3) Химические свойства металлов как восстановителей - объяснение, беседа.

4) «Три металла - три эпохи» (работа студентов с текстом, составление маркировочной таблицы).

5) Значение металлов (беседа, слайды из презентации).
Прием - «Инсерт-таблица» или «Маркировочная таблица»
Методика работы:

После прочтения текста студенты составляют маркировочную таблицу, в

каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими

пометками:



«+»

«-»

«?»

«V»

Я это знаю

Думал иначе

Не понял, есть вопрос

Новое для меня














Материал обсуждается в парах, затем в малых группах. Студент от каждой группы сообщает информацию, которая фиксируется на доске преподавателем. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

6) Значение металлов (беседа, слайды из презентации).
^ IV. Закрепление изучаемого материала (5 мин.).

Допишите схемы реакций и подберите стехиометрические коэффициенты

методом электронного баланса:

Аl+ НСl=

Ca+H2SO4(конц.).=. . .+ H2S+ .. .
^ V. Подведение итогов урока (2 мин.).

Таким образом, мы с вами рассмотрели удивительный мир металлов:

- металлы имеют важное значение в жизни человека;

- основные признаки металлов - металлический блеск, пластичность, электро- и теплопроводность;

- металлы обладают восстановительными свойствами;

- недостаток металлов - коррозия- разрушение под влиянием окружающей среды.
^ VI. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время

(1 мин.).
VII. Окончание урока.

Золото.

До середины пятидесятых годов XX в. считали, что этот металл — один из самых малополезных металлов.

За всю историю человечества его добыто около 90 тыс. тонн.

Не так уж это и много!

Но какими путями и способами добывали этот металл! Ради обладания им велись войны, порабощались государства, сын убивал отца, братья убивали сестер, дети — своих матерей. Гибли целые народы, превращались в пустыни плодородные края, потоками лилась кровь и целыми реками — слезы и пот.

Сколько людей погибло и сколько еще погибнет в борьбе за обладание этим металлом, знает, наверное, один Бог. Всем известны куплеты Мефистофеля: «Люди гибнут за металл». Что же это за такой кровожадный металл?

Да это обыкновенное золото. 90 тысяч тонн! Много это или мало? Мало по сравнению с количеством золота, находящимся в земной коре. А его здесь приблизительно 100—150 млрд т. В одном кубометре морской воды содержится 5,5 мг золота. Концентрация ничтожная, но в пересчете на весь Мировой океан это составит 8 млрд т — слиток, из которого можно было бы воздвигнуть 200 пирамид Хеопса высотой 150 м и площадью основания 4000 м2 каждая.

90 тыс. т — ничтожно мало. Золото в природе встречается в основном в виде самородков. Величина их бывает разная — от нескольких миллиграммов до килограммов. Самый большой самородок весом 285 кг был найден в Австралии в 1872 г. Он был назван «Плита Холпермана».

Золото — металл характерного желтого цвета, в чистом виде настолько мягкий, что легко царапается ногтем. В глубокой древности золото считалось не очень подходящим материалом для чеканки монет. Золотые монеты быстро истирались, теряли свою массу, поэтому для производства монет стали использовать сплавы золота с медью. В зависимости от количества в них золота различают пробы: высшая проба — 96 — чистое золото, 92 — ювелирный металл, 88—72 — монетный сплав, 56—48 — сплав для ювелирных изделий, 36 -— сплав для корпусов часов.

Золото — очень пластичный металл. Из кусочка массой 1 г можно изготовить проволоку длиной 800 м или изготовить очень тонкий лист — в 200 раз тоньше человеческого волоса. Золото проявляет валентность +1 и +3. По химическим свойствам относится к инертным металлам. На золото не действует ни одна кислота. Исключение составляет смесь концентрированных кислот: одного объема азотной и трех объемов соляной, называемой царской водкой..

Золото напрямую связано с искусством. «Золото ослепительно блестело, скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской... Лицо ее было сделано из чистого золота, глаза из аргонита и обсидиана, брови и веки — из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало своей неподвижностью маску, и в то же время оно было словно живое».

Это описание золотой маски, покрывающей мумию фараона Тутанхамона, принадлежит перу К. Керама, автора интереснейшей книги «Боги, гробницы, ученые».

Золотая маска навеки сохранит неизменным облик фараона, считали египтяне, и его душа всегда сможет вернуться в свой золотой футляр. Не только древние египтяне принесли золото в искусство. Это и викинги, и индийцы, и ацтеки, и майя, и многие другие народы.

Золото — один из красивейших металлов. Древние народы сравнивали его с утренней зарей. В литературе с золотом отождествляют все прекрасное, ценное, долговечное. Как красочный эпитет употребляется термин «золотой»: «золотые руки», «золотая осень», «золотое сердце». Часто хлопок называют «белым золотом», пушнину — «мягким золотом», нефть — «черным золотом».

Золото используется как валюта, денежный эквивалент труда.

Высшие награды государств сделаны из золота. «Профессий» в современной технике у этого благородного металла множество.

С конца XX в. золото применяют в различных отраслях промышленности: электронной радиотехнике, производстве компьютеров (в качестве припоев) и т. д. Позолота предохраняет ценную аппаратуру (например, искусственные спутники Земли). Золото идет и на «запасные части» для человека. Из золота делают зубные протезы, электроды в кардиостимуляторах. Их вживляют в сердце больных стенокардией. Без золота не действует ни одна АЭС.

С золотом мы сталкиваемся повсюду: на земле, в воде, в воздухе. Известно, например, что в малых количествах оно содержится в виноградном соке, а из одной тонны осины можно выделить 3 мг золота. Только одна из наших рек — Амур — ежегодно выносит в Тихий океан до 8,5 т золота.

Сколько еще неоткрытых свойств металла и его соединений ожидает нас в будущем, сколько будет еще удивительных применений у этого древнего и молодого металла.

При важных событиях, там, где нужно что-то увековечить, что-то важное оформить, человек применяет золото. Например, вспомним обычай обрамлять ценные вещи, святыни в золото. Золото блестит даже в темную, серую погоду, показывает повсюду победу сил света над силами тьмы.

А есть еще народный обычай: при бракосочетании молодожены надевают друг другу на пальцы золотые кольца. Но есть и негативное влияние золота на человека, когда люди готовы ради обладания кусочком золота убить друг друга. Очень хорошо написано об этом в романах Дж. Лондона, Д. Н. Мамина-Сибиряка, в поэме А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»:
Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще не полный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Немного кажется, но понемногу

Сокровища растут.
Страшно, когда золото полностью главенствует над разумом человека. В народе сложилась пословица «Не все то золото, что блестит».
Медь.

В природе есть металл, обладающий таким же цветом, что и золото. Это — медь. За золотым веком пошел век медный.

Поэма Лукреция Кара «О природе вещей»:
Прежде служили оружием могучие руки, когти,

Зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя.

После того была найдена медь, вместе с нею железо,

Все-таки в употребление вошла раньше медь, чем железо,

Так как была она мягче, притом изобильней гораздо.

...Чтобы оружье иметь и орудья для рубки деревьев,

Чтобы обтесывать лес и выстругивать гладкие брусья,

Чтобы буравить, долбить и просверливать в дереве дыры,

Это они серебром или золотом делать пытались

Так же сначала, как силой могучей и мощной меди.

Тщетно. Слабей была прочность у этих металлов, и с медью

Вровень они не могли выдерживать грубой работы.

Ценной тогда была медь, а золото было в презренье.
Первое знакомство человека с медью произошло, очевидно, в доисторические времена. Во всяком случае, уже 7000 лет назад и Древнем Египте были медные рудники. Человек из медных самородков делал топоры, копья, щиты.

Два миллиона триста тысяч каменных глыб, из которых 5000 лет назад была сложена 147-метровая пирамида Хеопса, добыты и обтесаны медным инструментом.

Крупные самородки меди встречаются в природе редко. На территории США был найден крупнейший из известных самородков — его масса составляет 420 т. В России, в районе реки Печоры, найден самородок меди массой около 6 т. За несколько тысяч лет до нашей эры человек нашел способы получения меди из медных руд. Такими рудами был богат остров Кипр. Ученые считают, что латинское название меди «купрум» произошло от названия этого острова.

На территории России медные рудники были в районах реки Дона, Приднестровья и Урала. Открытие и разработка медных месторождений на Урале связаны с именем Никиты Демидова. Именно он по указу Петра I в 1704 г. начал чеканить медные деньги.

Опыт применения чистой меди показал многие недостатки этого металла и заставил задуматься над способами улучшения его качеств.

По-видимому, этим и объясняется тот факт, что вслед за медным веком в истории человечества начинается бронзовый век. Бронза — это сплав меди с оловом. Получить олово из наиболее распространенной его руды — оловянного камня — не представляло трудности. Руду добывали рядом с медными рудниками в заливе Касситерид. Открытие бронзы могло произойти и случайно: бросив, например, несколько разных камней в горящий костер, человек мог найти в золе ее кусочки. Бронза тверже и меди, и олова, более устойчива на воздухе, легче обрабатывается.

Медь широко применялась и применяется для разных нужд. Еще в древней Александрии люди чеканили фальшивые золотые деньги. Аристотель писал об этом фальшивом золоте: «В Индии добывают медь, которая отличается от золота только своим вкусом». Это был сплав меди с цинком — латунь.

Древним была известна и применялась «медная зелень». Это — первая краска для лица. Древние модницы с помощью этой краски подводили зеленые круги над глазами — тогда такой «грим» считался последним писком моды.

В чистом виде медь — тягучий вязкий металл светло-розового цвета с красноватым отливом. Исключительно хороший тепло- и электропроводник, уступает только серебру. Благодаря этому без меди нельзя представить себе электротехнику, машиностроение.

Но сегодня предпочтение отдается сплавам меди: латуни и бронзе. Без меди нельзя получить устойчивое к коррозии никелевое или хромовое покрытие. Прежде чем на стальное изделие нанести никель или хром, нужно нанести слой меди.

По химическим свойствам медь — довольно инертный металл: ни с водой, ни с разбавленными кислотами не реагирует. При нагревании легко окисляется на воздухе в оксид меди черного цвета, горит в парах серы и в хлоре. Медь легко восстанавливается. Если черную пленку оксида меди на проволоке внести в муравьиный альдегид или спирт, медь восстанавливается. Реакции окисления-восстановления меди происходят и в живых организмах: медь относится к числу биоэлементов.

Из представителей животного мира наибольшее количество меди содержат устрицы, осьминоги и некоторые моллюски. Содержащаяся в их крови медь играет ту же роль, что железо у высших животных. Медь входит в состав их дыхательного пигмента — гемоцианита. Соединяясь с кислородом, это вещество синеет (следовательно, кровь тоже синеет), а отдавая кислород тканям, обесцвечивается, т. е. выполняет функцию гемоглобина — переносчика кислорода. У высших животных и человека медь содержится главным образом в печени. Она участвует в процессах кроветворения. Недостаточное поступление меди с пищей, а ежедневная потребность в ней человека составляет 0,005 г, ведет к образованию и развитию малокровия, снижению гемоглобина, слабости.

Медь содержится в молоке. В крови беременных женщин количество меди увеличено. Интересно отметить, что клетки раковых опухолей содержат весьма малое количество меди.

Растворимые соединения меди (например, медный купорос) ядовиты. Их используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Медь необходима также и растениям для процесса фотосинтеза. Сегодня медь широко используется в электротехнике и приборостроении. Одна из важнейших частей циклотрона — ускорителя частиц и ионов, в котором получают новые химические элементы, — сделана из меди.

Медь называют музыкальным металлом. Когда на Русь нападали полчища врагов, когда нужно было собрать народ на важные собрания, ударяли в колокола. И не случайно на ум приходят слова В. Высоцкого:
В синем небе, колокольнями проколотом,

Медный колокол, медный колокол,

То ль возрадовался, то ли осерчал...
Колокола делали из специальной колокольной бронзы. А в бронзу кроме меди входило олово и добавки свинца (около 2%). Отливка христианского колокола начиналась с испрошения благословения Божия, с молитвы. Говорили: «Колокол не звонит, колокол поет», а петь он будет, считали, только тогда, когда отливают его с чистым сердцем и добрыми мыслями.

В народе говорят, что колокольный звон делает человека добрее, справедливее. Все злое, нехорошее от него уходит. Искусство колокольных дел мастеров осталось составной частью национальной культуры. И поныне остается загадкой, как удавалось нашим предкам без измерительных приборов и точного анализа сплавов создавать «стозвонные» колокола — каждый со своим звоном.
Железо.
В таблице Д. И. Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет в таблице другого такого элемента, при участии которого проливалось бы столько крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий:
Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!
Появление железа в человеческой цивилизации положило начале железному веку.

Откуда же брали древние люди железо, в то время когда еще не научились добывать его из руды? Здесь нужно перевести с шумерского языка название «железо». Железо — это металл, «капнувший с неба, небесный». Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что «железные камни падают с неба», в 1775 г. русский путешественник П. С. Паласе, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит «Гоба» весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск непомерной массы золота слепит глаза. Но вот что пишет К. Керам в книге «Боги, гробницы, ученые» о маленьком железном амулете Тутанхамона: «Амулет относится к числу наиболее ранних железных изделий Египта, и... в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность». Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка «Урс».

Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. Из стран Малой Азии «тайны» изготовления железа распространились в Египте, Ассирии, Палестине. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н. э.; так в Европе начался железный век.

Первый способ получения железа назывался сыродутным. Сыродутные печи устраивали прямо на земле, обычно на склонах оврагов и канав. Они имели вид трубы. Эту трубу заполняли древесным углем, железной рудой. Уголь поджигали, и ветер, дувший в склон оврага, поддерживал горение угля. Железная руда восстанавливалась и получалась мягкая крица — железо с включениями шлака. Такое железо называлось сварочным, в нем содержалось много углерода и примесей, перешедших из руды. Век сварочного железа был долгим; однако людям древности и раннего средневековья было знакомо и другое железо.

Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н. э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.

Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь.

Я увидел, как сталь закалялась,

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил набиралась.

Выжидали положенный срок,

А потом раскаленный клинок

В мускулистую плоть погружали,

Вынимали готовый клинок.

Крепче стали не видел Восток,

Крепче стали и горше печали.

Ю. Кузнецов
Поскольку булат — это сталь с очень большой твердостью и упругостью, изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П. П. Аносов. Он очень медленно охлаждал раскаленную сталь в специальном растворе технического масла, подогретого до определенной температуры; в процессе охлаждения сталь ковалась.

Химически чистое железо — серебристо-серый, блестящий, вязкий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается. Химически чистое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные примеси лишают его этих драгоценных свойств: на земном шаре ежегодно «болеет» ржавчиной такое количество железа, которое равняется четверти его годовой добычи. Чистое железо в отличие от всех других металлов обладает необычайно высокой склонностью к намагничиванию и размагничиванию, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Железные руды довольно широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Высокая, Магнитная, Железная. В годы Великой Отечественной войны важнейшим центром передислокации тяжелой промышленности из западных и центральных районов страны стал Орско-Халиловский район Оренбургской области с его богатой рудной базой. Буквально с колес начиналась жизнь прибывших заводов. На них изготавливали цилиндры для авиамоторов, корпуса фугасных снарядов, знаменитые «Катюши», гильзы для снарядов, мины, гранаты. Так в тылу ковалась Победа.

Агрохимики в почвах находят соединения железа.

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина — перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении — СО2.

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату — и они приобретайте зеленый цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины — наличия железа в соках и тканях — весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щеки человека.

Примерно 90% всех используемых человечеством металлов — это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.

Похожие:

Урок сообщения новых знаний iconУрок сообщения новых знаний. Тема урока: «Слова, близкие и противоположные...
Цель урока: обобщение знаний о синонимах и антонимах, развитие умения употреблять их в речи
Урок сообщения новых знаний iconУрока: урок сообщения новых знаний. Задачи урока
В ней была предложена версия взрыва поврежденной торпеды: вначале пошла реакция взаимодействия пероксида водорода с керосином, при...
Урок сообщения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний. Учебно воспитательные задачи
Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек
Урок сообщения новых знаний iconУрок 38. Итоговый урок по теме «Русская равнина»
Тип урока: урок систематизации знаний, контроля за качеством усвоения знаний и умений
Урок сообщения новых знаний iconТема урока: “Технология приготовления изделий из заварного теста. Десерты”
Тип урока: урок приобретения новых знаний, их закрепление и применение; формирование умений
Урок сообщения новых знаний iconРеферат тема: “Урок в современной школе”
Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную...
Урок сообщения новых знаний iconУрок изучения новых знаний. Тема : «Размножение голосеменных растений»
Цель: изучить размножение голосеменных растений, обобщить и закрепить знания о размножении споровых растений
Урок сообщения новых знаний iconУрок Тип урока: открытие новых знаний Цель и ожидаемый результат
Цель и ожидаемый результат: Выявить отличительные особенности задачи и уметь отличать задачу от текста, на основе знания компонентов...
Урок сообщения новых знаний iconУрок истории Тема: «Судьбы, опаленные войной…»
Подготовить сообщения и исторические справки об этих людях по следующим примерным вопросам
Урок сообщения новых знаний iconВалуйский педагогический колледж
Целью обучения в таком случае становится как передача и усвоение знаний, так и выработка умений и навыков исследования информации,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница