Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы




НазваниеУрока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Тема: «Мир друзей в стихотворениях Валентина Берестова».

Задачи:

1.Развивать умения анализировать лирическое стихотворение.

2.Находить авторские приемы создания образа детства.

3.Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.
Ход урока.
1.Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы.

Под спокойную музыку открывается слайд с текстом: «Самарский художественный музей. Н.Богданов-Бельский. Дети.»
Учитель. Мы с вами вновь в одном из залов Самарского художественного музея. (картина)

- Какое настроение в целом излучает картина? При необходимости можете воспользоваться словарем настроений.

Дети. Настроение радостное, потому что на картине много солнца. Художник использовал яркие краски.

- А мне не очень радостно. У ребят очень задумчивые взгляды, значит у них в жизни не все хорошо.

- Мне кажется, что настроение спокойное. Вокруг тихо, в саду красиво и дети на картине изображены в спокойных позах. Они сидят на лавке, смотрят вдаль.
Учитель. Какую роль играет пейзаж в создании настроения?

Дети. Пейзаж помогает представить как жили люди в XIX веке. На картине загородный дом или дача, где летом отдыхает семья.

- Природа вокруг яркая, солнечная. Поэтому и настроение хорошее, радостное.

Учитель. Что выражают лица мальчиков?

Дети. Лицо светловолосого мальчика открытое, но очень внимательное. Он как- будто ждет кого-то.

- У мальчика в соломенной шляпе лицо напряженное. Видно, что он старше. Взгляд у него серьезный и задумчивый.

Учитель. Что можете о них рассказать? Обратите внимание на одежду детей.

Дети. Эти дети могут быть братьями. Один из них старше другого. Они из бедной семьи, потому что на одежде мальчиков заплатки и они босиком.

- А я не со всем согласен. Они могут быть не братьями, а друзьями. Мальчики пришли к кому-нибудь в гости, сидят на веранде и ждут когда к ним выйдут.

-А я считаю, что у ребят трудное детство. Они одеты плохо, худенькие и лица очень серьезные.

Учитель. Какое впечатление в целом произвела на вас картина?

Дети. Мне хочется оказаться в этом саду и посмотреть кого ждут ребята.

- А мне захотелось помочь мальчикам. Чтобы настроение у них улучшилось.

2.Работа по ленте времени.
Учитель. Барабан времени остановился на стыке XIX и XX веков. Произведения каких писателей, прочитанные недавно, разместим в этом временном промежутке.

^ Дети. Леонид Андреев, Антон Чехов.

Учитель. Что объединяет эти произведения?

Дети. Все эти произведения о детях, которые жили несколько веков назад. У всех детей несчастливое детство.
Учитель. Дополните фамилиями художников, чьи репродукции мы рассматривали.

^ Дети. Владимир Маковский, Мстислав Добужинский, Николай Богданов-Бельский.

Учитель. Страшно ли остаться в том веке?

Дети. Страшно, не хочется оказаться без родителей у чужих людей.

- А мне хочется оказаться в прошлом, потому что интересно.

Учитель. Прокрутим барабан времени на 100 лет вперед и познакомимся с лирическим героем Валентина Дмитриевича Берестова, тоже вашим ровесником (слайд 3: портрет писателя, годы жизни)
3.Первичное ознакомление с текстом (учебник стр. 79)
Учитель. Предлагаю прочитать 4 стихотворения и определить их тему.

- Стихотворение «Драконил» я прочитаю вам сама. При необходимости вы можете следить по тексту. (чтение учителем).

- Следующие 3 стихотворения прочитайте самостоятельно удобным для вас способом чтения.

- Определите общую тему прочитанных стихов.

^ Дети. Эти стихи о детях, о детстве, о друзьях.

(слайд 4: «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова»)
4. Анализ текстов.
Учитель. Возвращаемся к тексту первого стихотворения.

- Почему мальчика, о котором рассказывается, лирический герой называет просто «он»?

^ Дети. Он не называет его по имени, потому что мальчик часто подставлял его. С ним связаны неприятные воспоминания.

Учитель. Прав ли лирический герой, называя его негодяем?

^ Дети. Герой прав, потому что мальчик всегда изобретал какие-то пакости, а наказывали других.

Учитель. Почему детство лирического героя, несмотря на такого Драконила рядом, можно все-таки назвать безоблачным и счастливым?

Дети. Героя никто не заставлял дружить с Драконилом и принимать участие в играх, которые он придумывал. Раз он дружил с ними и играл, значит ему это нравилось.

- Свое детство герой вспоминает по-доброму, поэтому его можно назвать счастливым.

Учитель. Какие журналы в детстве любил читать сам Валентин Берестов? Их названия встретились в стихотворении. (показ журналов «Мурзилка» и «Крокодил»)

^ Дети. «Мурзилка» и «Крокодил»

(показ журналов «Мурзилка» и «Крокодил»)

Учитель. Следующее стихотворение вслух прочитает Лиза.

- Согласны ли вы с выводом лирического героя?

Дети. Мне кажется, что самое главное в детстве – это разные игры, поэтому, если не во что играть, то нет и настоящей дружбы

– А я заметил, что героя увезли родители, а не сам он захотел уехать домой.

Учитель. Так сколько же в этом стихотворении выводов?

^ Дети. В этом стихотворении 2 вывода: 1- что за детей решают все взрослые, 2 – что главное в дружбе – это игра.

Учитель. Стихотворение «Фантики» прочитает Сева.

- Что же оказалось самым важным для лирического героя?

Дети. Я считаю, что герой очень любил конфеты.

- Я не согласен с мнением Севы. Мне кажется, что ему просто нравится собирать фантики.

- А мне кажется, что он не просто собирает фантики, но еще и обменивает их другие.

Учитель. А кто из вас собирает какие-нибудь коллекции? (ответы детей)

Учитель. Когда вы меняетесь календариками, марками вы делитесь впечатлениями, новыми знаниями, общаетесь. Так что же здесь самое важное?

^ Дети. Я думаю, что важнее всего общение, а не просто сбор фантиков.

Учитель. Последнее стихотворение читает Сабина.

- О каких страницах говорит лирический герой?

- Как он относится к девочке?

Дети. Я больше всего люблю читать о принцессах, о волшебных превращениях. Я думаю, что мальчикам это не так интересно, как девочкам.

- А мне кажется она читала истории, сказки о принцах, о любви.

- Девочка очень храбрая и большая фантазерка, а когда человек много выдумывает с ним интересно общаться и девочкам, и мальчикам.

- А мне кажется, раз девочка много читает, значит она много знает, а с таким человеком всем интересно.

Учитель. Представляете ли вы по этим четырем стихотворениям их героя? Опишите его.

^ Дети. Этот герой добрый, храбрый, он умеет дружить, любит фантазировать, играть, умеет прощать, не держит на других зла.

Учитель. Как вы думаете, он в каждом стихотворении разный или один и тот же?

Дети. Мне кажется, лирический герой в каждом стихотворении один и тот же.

- А я думаю, что это сам Валентин Берестов. Он вспоминает свое детство и рассказывает о себе и своих друзьях.

Учитель. Чем было наполнено детство лирического героя? При затруднении воспользуйтесь текстами.

Дети. Его детство было наполнено друзьями, играми, он очень любил придумывать новые забавы.

- А я думаю, что он очень любил читать.

Учитель. Чем этот лирический герой похож на вас?

^ Дети. Этот герой похож на нас тем, что мы тоже любим играть, читать, общаться, фантазировать.

Учитель. Предлагаю вам создать образ друга, опираясь на стихи В. Берестова. Для этого вспомним какие у героя были ценности.

(^ На доске модель человека. К ней прикрепляются карточки со словами: общение, игра, дружба, чтение, фантазии, храбрость, изобретательность)
5. Работа в группах.
Учитель. Хочу предложить вам поработать в группах и написать синквейн «Друг».

- Вспомним правила написания синквейна.

- Синквейн состоит из 5 строк, в которых человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. 1 строка – ключевое слово, определяющее содержание. 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. 3 строка – три глагола, показывающие действие понятия. 4 строка – короткое предложение, в котором высказывается свое отношение к кому-то или чему-то. 5 строка – одна слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Учитель. На ваших столах мудрые изречения и высказывания о дружбе, которые вы подбирали дома к сегодняшнему уроку. Они помогут вам в работе.

(защита работы, прикрепить на доску)


6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Сегодня на уроке мы изучали мир друзей советского поэта Валентина Дмитриевича Берестова. На классном часе мы продолжим работу по изучению мира друзей, но это будет уже наш мир, мир ваших друзей. А сейчас маленький сюрприз за вашу работу на уроке.

(показ слайдов с фотографиями детей на уроках, внеклассных мероприятиях, туристических поездках)
7. Оценивание работы. Домашнее задание.
Учитель. Одно из изученных нами стихотворений вы подготовите к выразительному чтению или чтению наизусть по своему желанию.

Похожие:

Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconУроков Тема и тип урока
Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconУрок русского языка в 7 классе Тема урока
Организационный момент. Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях уч-ся. Объявление темы урока. Постановка цели и...
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconПлан урока Организационный момент (постановка цели урока)
Цели. Обобщить и систематизировать знания, активизировать познавательную деятельность учащихся, показать межпредметную связь химии...
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconУрока по биологии в 7 классе по теме: Обобщающий урок по темам «Подцарство...
Постановка познавательной задачи урока: наступило время нашего путешествия. Проходя через станции, мы должны повторить, расширить...
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы icon1-ый день Остановка «Вот мы и приехали»
Анкетирование на выявление индивидуальных особенностей и определения их эмоционального фона
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconЦели: привлечь внимание родителей к проблеме влияния рекламы на психику...
Организация собрания. Создание эмоционального настроя. Постановка целей собрания
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconУрока Тема урока: соответствие программе; место урока в системе уроков...
Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям;...
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconУрока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки целей урока
Структура урока; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения урока его содержанию...
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconУрока : Экспертная система «Распознавание волокон»
Цель урока: создание приложения «Распознавание волокон» с использованием визуального объектно-ориентированного программирования
Урока. Создание эмоционального фона урока. Постановка проблемы iconУрока: умножение натуральных чисел цель урока
Цель урока: способствовать углублению знаний учащихся по теме урока на основе самостоятельно полученных знаний
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница