«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи




Название«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок


«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

Технология учебных мастерских на уроках русского языка».

Базильчук Любовь Анатольевна

«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

Технология учебных мастерских на уроках русского языка».
Задачи: предложить способы использования личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка;

освоение на практике способов познания общественно и личностно значимых преобразований.
Гипотеза: Мы исходим из предположения о том, что обучение русскому языку и литературе становится более эффективным в том случае, если учащимся предоставляется возможность усваивать учебный материал в соответствии с их возможностями, способностями и интересами.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы использована теоретическая база (изучение литературы по проблеме);

практическая: уроки.
^ Теоретическая база опыта: опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества, на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В Плешаковой, гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, призвавших к жизни многочисленные ин- новационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э, Берн) психолого-педагогической школы.

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Целевые ориентации данной технологии:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений;

  2. Гуманно-личностный подход к ребенку;

  3. Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.

В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

4. Педагогизация окружающей среды.

Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.

Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.

Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.
^ Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:

- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

- Развитие и становление познавательных сил ребенка.

- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

- Идеал воспитания – самовоспитание.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о деепричастии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, им было предложено из текста выбрать те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске, затем расставить в них знаки препинания.

Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинаю на серьезном уровне с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по музыкальным произведениями, по картинам. И уже с 8 класса начинаю работу по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе.
Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. См. приложение 1.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.

Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития;

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
• актуализации и систематизации субъективных знаний;

Можно выделить следующие правила в работе в творческой мастерской:

  • Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  • В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).

  • Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.

  • Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы.

  • Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся.

  • Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося, её изменения, самокоррекции.

принципы проведения мастерских:
1. равенство всех участников, включая педагога;
2. отсутствие соперничества, соревнования;
3. чередование индивидуальной и групповой работы;
4. важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;
5. разнообразие используемого материала;

Консультанты на уроке (наставники)
Цели:
- Углубление понимания и запоминания пройденного материала;
- Обучение сотрудничеству;
- Формирование ответственности.
Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
Известно также, что когда на человека возлагается ответственность за кого-то, тогда и он начинает проявляться в деятельности. Кроме этого, человеку свойственно передавать свой опыт другим. В человека заложена потребность учить других. Это проявляется в разной степени у разных людей, но у всех присутствует в коллективном бессознательном.
В данной инсценировке используются все названные выше психологические механизмы.

    Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

    Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

^ Технология педагогических мастерских

Мастерская выступает как форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных·этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят и вместе с тем предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п.

Система заданий – это альтернатива простой передаче информации. При этом учителю не нужно использовать традиционные методы принуждения, следить за каждым шагом ребенка.

Как пишет А. А. Окунев, на мастерской знания «выстраиваются», но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний учениками возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. У учеников исчезает страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания.

Гуманистический потенциал данной технологии легко обнаруживается, например, на основе сравнения содержания этапов традиционного урока изучения нового материала с содержанием этапов мастерской конструирования новых знаний. Ниже сделана попытка такого сравнения:

^ Мастерская это есть изготовление педагогического продукта!!!!!


Этапы

Традиционный урок

Мастерская

1

Организационный момент и опрос по учебному материалу, который был задан на дом

Выполнение задания, связанного с актуализацией знаний учащихся

Обогащение знаний с помощью задания, выполненного соседом

Корректировка и развитие знаний в процессе общения в четверках

2

Объяснение учителем нового материала

Выполнение индивидуального задания на обнаружение и фиксацию учащимися их знаний и субъектного опыта в связи с названием новой темы и (или) ее ключевыми словами (в объеме всей новой темы или ее отдельного фрагмента)

Выполнение индивидуальных заданий по сопоставлению проявленных знаний и опыта с тем, что представлено в учебниках и других источниках информации. Обсуждение учащимися в четверках результатов этого сопоставления. При этом все члены группы поочередно представляют товарищам свои результаты и используют такие клише: «Я полагал, что…, но на самом деле…», «Мои представления о… пришлось несколько уточнить, так как…», «С тем, что написано в учебнике нельзя согласиться, поскольку…», «То, что написано по поводу … совпадает с моими представлениями, но…» и др. В беседах происходит уточнение тех или иных моментов содержания темы

Затем результаты работы каждая группа каким-либо образом предъявляет всему классу

3

Закрепление: обычно фронтальный опрос, выполнение упражнений

Выполнение заданий на понимание сущности нового материала и (или) на его применение

Каждый ученик в четверках получает индивидуальное задание, которое, возможно, является частью общей работы по новой теме. Он его выполняет и затем объясняет суть и свои действия в четверке, причем так, чтобы готов был ответить по этому заданию каждый из учеников четверки. Затем группа каким-либо образом афиширует свою работу

Возможно, свою «афишу» вывешивает и учитель

Все ходят, обсуждают, выясняют, корректируют свои работы

Групповая или фронтальная рефлексия Возможно выполнение контрольных заданий

4

Домашнее задание, обычно безальтернативное: правила и упражнения

Предлагается много вариантов домашнего задания, учащиеся выбирают то, что соответствует степени усвоения ими новой темы, интересам и желаниям


^ Мастерская творческого письма ( 5 класс )

Тема: «Дождь»

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели.

  2. Работа по теме урока

  1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

– Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его. Закройте глаза и послушайте.

(Звучит запись на аудиокассете «Ливневый дождь в лесу»).

- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.

(Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение.

- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

2) Групповая работа

- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

- Нарисуйте первое найденное вами слово (дождь)

- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.

Звук скрипки, чистая вода, небесный ливень, грустное настроение. Страшный гром, темные тучи, сверкающая молния, большие капли, неожиданный страх, громадные лужи, свежий воздух, свирепый ветер, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, удивленная молния, синие тучи, летний холод…
В результате записи учащихся дополняются.

- Попробуйте написать определение слова дождь: ^ Дождь – это…

- Дождь – это послание Бога.

- Дождь – это плач неба.

- Дождь – это капельки, чистые прозрачные.

- Дождь – это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.
^ 3) Творческая работа

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите свое отношение к дождю. (5 – 7 минут.)

Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (дети читают друг другу свои тексты вполголоса). Затем представители групп читают свои работы.

«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. А этого я очень не люблю…» (Антон Б.).

«Иногда в душе может затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь». (Таня Ч.).

«Оглушительный гром, ослепительная молния.… Так начинается сильный ливень. Пролагают свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: голубоокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь» (Максим К.)

«С неба падает чистая вода. Раздается такой звук, будто играют ан скрипке. Посмотрев в окно, видишь неприятный свет, и от этого у тебя грустное настроение…» (Диана Р.).

«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу, услышать оглушительный звук грома, потрогать капли дождя, ласкающие твои руки». (Наташа Т.).

- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль и запишите ее для себя.

- У природы нет плохой погоды. Каждая погода – благодать…

- Любое время года надо принимать хорошо.

- Дождь мы должны встречать с добротой.

- Хоть ветер, хоть снег – надо любить природу.

В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.

Дождь и снег – любое время года Надо благодарно принимать.
^ 4. Работа с текстом. Анализ текста

Всем группам раздаются тексты (одинаковые).

- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).

Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себя, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть…

^ Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).

Учащиеся читают составленные ими вопросы:

- Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?

- Что надо научиться понимать?

- Чем ценно всё живое?

- А теперь поработаем с учебником – упражнение 808

- Разделите текст на абзацы, определите микротемы каждого абзаца – напишите план; определите тип речи. ( Работа в парах.)

Обмен мнениями в группах, потом общее обсуждение.

Ночью дождь приходит не слышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жесткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагом гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.

Учащиеся делят текст на абзацы и определяют микротемы:

1. Ночной дождь

2. Утренний дождь.

3. Вечерний дождь.

4. Слепой дождь.

Тип речи – описание.

Творческая работа.

- Напишите письмо себе от имени дождика.

« Здравствуй, Ирина. Ты знаешь, я на той неделе приходил к нам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, я с ней поссорился» ( Ирина. К.)

« Здравствуй, Аня. Пишет тебе дождик. Я не обижаюсь на то, что ты меня любишь. Следующий раз я приду к тебе утром и буду мелким, не то что в прошлом году. И мы с тобой обязательно подружимся. (Аня. С.)
^ 5. Чтение работ. Обсуждение результатов занятия (рефлексия).
III. Итоги урока. Домашние задание- упражнение 809.

О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:

- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

- Достигли ли мы цели урока?

- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?

- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

- Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать.


^ Преимущество технологии личностно-ориентированного обучения в следующем :

а) на каждом уроке создаётся ситуация успеха, чтобы ученик мог почувствовать радость от успешно проделанной работы;

б) доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов создают благоприятную атмосферу для продуктивной поисковой деятельности;

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительного «Я» – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
Результативность:

1) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

2) педагогическое сотрудничество;

3) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
По такой системе работаю уже 5 лет в 5 – 9 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.

Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Сочинения ребят глубоко индивидуальны, в них виден нравственный рост школьников.

Приложение 1

«Творческие (педагогические, французские) мастерские».

^ Открытые образовательные технологиями (ООТ). Открытое образование – явление новое и термин новый. Говоря простым языком, открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях.

Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся.

Открытое образование предполагает практически неограниченный доступ к образовательным ресурсам и предоставляет ученику возможность самостоятельно без довлеющего сопровождения взрослого войти в образовательную среду, действовать в ней и оценить свой образовательный результат.

Одной из технологий открытого образования является «Творческие (педагогические, французские) мастерские».

Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
Этапы работы мастерской
^

(используется терминология группы ЖФЕН)


  • «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

  • «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

  • «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

  • «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

  • «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

  • «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

    Педагогическая мастерская как форма, метод и тех­нология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского. исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских эпистемологов — последователей теории познания Гастона Вашляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.

Литература:

    1. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.

    2. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!» М., 1990г.

    3. А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.

    4. Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.

    5. Л.А. Тростенцова «Урок русского языка на современном этапе» М., 1998г.

    6. А.А. Окунев «Урок? Мастерская? Или….» М., 2001г.

    7. Г.Б. Вершинина «Музыка на уроках обучения описанию». М. 1990г.

    8. И.Э. Унт «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» М. 1986г.


Похожие:

«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconПортфолио участника районного конкурса
«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных...
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconТемы по самообразованию учителей и план–график открытых уроков на 2012/2013 учебный год
Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативных компетенций...
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconУрок 1ч Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология»
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последователь­ность его изучения....
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconОздоровительные физкультпаузы на уроках русского языка и литературы, их роль и место
Мне хотелось бы представить проблемы, связанные со здоровьем школьников нашей школы, поделиться своим опытом по введению физпауз...
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconУроках русского языка и литературы
Современное состояние проблемы развития мотивации учения на уроках русского языка и литературы
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи icon«Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка»
...
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconИспользование игровой технологии на уроках русского языка в средних классах
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconПоложение об учебных мастерских Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение уч-ся VIII – IХ классов по профилям...
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconТехнология проблемного обучения младших школьников на уроках русского языка
«Образование», разработана и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступени общего образования
«Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Технология учебных мастерских на уроках русского языка». Задачи iconГ. И. Парамзина Новые информационные технологии обучения
Процесс обучения является передачей информации ученику, а любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница