На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа




НазваниеНа августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа
страница1/4
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4


ДОКЛАД

руководителя Юго-Восточного управления

министерства образования и науки Самарской области

Е.Ю. Баландиной

на августовской конференции работников образования

Юго-Восточного образовательного округа

(26 августа 2013 года, г.Нефтегорск)
Совершенствование системы образования

Юго-Восточного округа в контексте перспективных задач

социально-экономического развития региона:

результаты и направления деятельности
Приветствие

Уважаемые члены президиума, уважаемые коллеги!

Разрешите приветствовать вас на августовской конференции Юго-Восточного образовательного округа.

На традиционной встрече сегодня присутствуют Главы муниципальных образований, представители органов местного самоуправления, руководители образовательных учреждений, педагоги, активные представители системы общественного управления, социальные партнёры, средства массовой информации.

Цель сегодняшнего разговора – оценить результаты деятельности системы образования за истекший год и определить основные направления нашей работы.

20 августа 2013 года на августовской конференции работников образования Самарской области министр образования и науки Самарской области В.А. Пылёв в своём докладе обозначил задачи, решение которых позволит создать условия для прогрессивного социально-экономического развития губернии. Состоялось открытое предметное обсуждение проблем, которые тормозят качественное развитие системы образования.
Вступление

2012-2013 учебный год стал знаковым для сферы образования по ряду причин. Это год вступления в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», проект которого широко обсуждался общественностью, пожалуй, как никакой другой законопроект. Закон нормативно закрепил лучшие образцы отечественной практики в сфере управления образованием, реализации образовательных программ, педагогической деятельности, взаимодействия с общественными институтами.

Этот год стал годом обозначения целевых ориентиров, стоящих перед системой образования. Приняты основополагающие документы, которые определили стратегические направления государственной политики в сфере образования: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Широко обсуждались педагогической и родительской общественностью послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года и Обращение Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина к депутатам Губернской Думы и жителям региона 28 декабря 2012 года. Органами государственной власти и местного самоуправления намечены конкретные меры по исполнению озвученных поручений.

Время ни к чему не обязывающих заявлений прошло. В течение года профессиональное сообщество получило массу подтверждений того, как поручения Президента и Губернатора находили конкретное выражение в нормативно-правовых актах, финансовых средствах, в комплексе мер, способствующих развитию системы образования.

Мы должны понимать, уважаемые коллеги, что это нас ко многому обязывает. Системное внимание государства к вопросам образования должно побудить каждое образовательное учреждение, каждого работника подтверждать свой профессионализм, достигая высоких результатов качества образования.

Выступая на областной августовской конференции, Губернатор Самарской области Н.И.Меркушкин подчеркнул, что каждый работник сферы образования должен глубоко осознать приоритетные направления социально-экономического развития региона и свой вклад в эти процессы, стать оплотом формирования этих позиций в умах молодого поколения.

Государственная программа «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы конечным итогом миссии образования считает социально-экономическое развитие России. Сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг с самого юного возраста и на протяжении всей жизни человека, чтобы каждый гражданин России мог реализовать свой позитивный социальный, культурный, экономический потенциал.

2013-2014 учебный год станет годом масштабной реализации первоочередных задач государственной политики в сфере образования и науки. Обеспечение доступности дошкольного образования является первым системным приоритетом государственной политики.
^ Равенство доступа к дошкольному образованию

Президентом Российской Федерации В.В.Путиным поставлена задача ликвидации к 2016 году очередности в дошкольных организациях для детей от 3 до 7 лет и достижение 100% доступности для них дошкольных образовательных услуг. Эта задача решается совместно Правительством Самарской области, министерством образования и науки, органами местного самоуправления.

За последние два года в округе очередность сократилась на треть, открыто 27 новых групп, подготовлено 526 мест, возвращено в систему дошкольного образования 5 зданий детских садов.

В настоящее время практически решена проблема доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. В целом по округу этот показатель составляет 96%, в муниципальном районе Нефтегорский – 100%. Это означает, что все дети в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающиеся в предоставлении места в детском саду в заявительном порядке (то есть, чьи родители написали заявления), эти места получают. Показатель доступности по Алексеевскому району составляет 90%, по Борскому району – 97%.

В 2013 году бюджетам муниципальных районов Алексеевский, Борский и Нефтегорский, на территории которых Юго-Восточное управление реализует свои функции, предоставлены субсидии областного бюджета на проведение капитального ремонта помещений и оснащение дополнительных дошкольных групп. Будет открыта группа полного дня вместо группы кратковременного пребывания в с.Самовольно-Ивановка, две новые группы в Ново-Борском филиале школы №2 с.Борское, дополнительная группа в с.Покровка Нефтегорского района. В 2013 году будет завершено строительство здания детского сада «Колокольчик» в с.Борское, начатое в 2012 году. Всего до конца 2013 года будет открыто 104 дополнительных места.

В результате к концу 2013 года мы практически полностью обеспечим доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Показатель доступности по округу составит 98%, в том числе в муниципальном районе Нефтегорский – 100%; муниципальном районе Борский – 100%; муниципальном районе Алексеевский – 93%.

В числе перспективных задач на 2014 год – проектирование и строительство детского сада в п.Ильичевский. Открытие двух групп позволит довести показатель доступности дошкольных услуг в Алексеевском районе и в целом по округу до 100%.

Перспективной задачей является проектирование детского сада в г.Нефтегорске. К концу 2013 года с учётом увеличения рождаемости, очередь в г.Нефтегорске для детей от 0 до 3 лет по прогнозам составит 400 человек. Открытие детского сада позволит принять в группы детей раннего возраста и уменьшить очередь в детские сады города.

Решая задачу доступности дошкольного образования, мы сталкиваемся с рядом проблем. К примеру, есть сельские населенные пункты, в которых крайне малое число дошкольников, что затрудняет формирование группы. К тому же отсутствуют здания и помещения, пригодные не просто для открытия дошкольных групп, но и для работы консультационных пунктов.

Кроме того, есть доля граждан, которые не желают получать дошкольную образовательную услугу, являясь приверженцами семейного воспитания либо не вполне понимая значения дошкольного образования.

Важной является проблема педагогического сопровождения детей раннего возраста. Несмотря на то, что дошкольное образование не является обязательным, трудно переоценить его значение для раннего развития ребёнка и дальнейшего получения образования в школе.

В этой связи перед органами управления в сфере образования, руководителями общеобразовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, стоят задачи:

- создания инфраструктуры поддержки раннего развития детей с использованием различных организационных форм: гибкой системы режимов посещения групп детьми раннего возраста, развития консультационных услуг для родителей совместно с детьми либо дистанционно;

- формирования у родителей, проживающих на закрепленной территории, потребности в дошкольных образовательных услугах.

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Соответственно, разработан  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, введение которого в режиме апробации начнётся с сентября 2013 года. Впервые в истории российского образования определены требования к образовательным программам, к условиям, необходимым для их реализации, и, главное, к результатам их освоения.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования важной задачей становится повышение уровня профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников дошкольного образования, повышение инновационной активности педагогических коллективов, развитие дошкольной образовательной среды.

В целях повышения уровня соответствия требованиям ФГОС в округе предпринята система мер.

- Сформирована инновационная сеть дошкольного образования, в которую включены детский сад «Солнышко» с.Борское, детские сады «Петушок» и «Сказка» г.Нефтегорска и детский сад «Чайка» с.Утёвка.

- Проведён окружной смотр-конкурс предметно-развивающей среды дошкольных групп, победителем которого стал детский сад «Солнышко» г.Нефтегорска. Вторую и третью позиции в рейтинге заняли соответственно детский сад «Колокольчик» с.Борское и детский сад «Светлячок» с.Алексеевка.

- Проведена экспертиза дошкольных образовательных программ.

По завершении уровня дошкольного образования, при переходе в начальную школу, дети демонстрируют широкий спектр способностей разного уровня. Все привыкли к тезису, что ребёнок должен быть готов к школе. В контексте современного качества образования отметим, что и школа должна быть готова принять каждого ребенка и суметь развить его способности. В этом и заключается цель введения ФГОС общего образования.
^ ФГОС основного общего образования

Повышение качества результатов образования является вторым системным приоритетом государственной политики. При этом важно понимать, что качество образования должно возрасти не только относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, образовательные результаты должны соответствовать перспективным задачам развития российского общества и экономики.

Введение новых ФГОС определяет новые подходы к пониманию качества образования: теперь это не только усредненный учебный результат, но и качественные характеристики всего поколения, формируемого системой образования.

Вот уже третий год в начальной школе продолжается работа по новым стандартам. А с 1 сентября 2013 года ученики 5-х классов будут обучаться по стандарту второго поколения.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной их целью является личностный результат ребёнка. Целью прежнего стандарта был результат предметный, определяющий набор информации, обязательной для изучения. Стандарты второго поколения предписывают учителю не просто донести до ребенка знания, но и развить его личностные качества.

Новый стандарт призван преодолеть так называемое образовательное неравенство. В школах стало нормой значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных, закрепляющее социальную неуспешность уже с раннего школьного возраста. У большей части педагогов продолжает преобладать установка, что основанием для оценки статуса ребёнка являются лишь учебные результаты. Между тем, ключевой принцип ФГОС – индивидуализация. Ученик должен иметь возможность пробовать себя; выбирать разные виды деятельности: творчество, исследование, спорт, социальные практики. Очень важно, чтобы во внеурочной деятельности занятия не дублировались в классном коллективе, чтобы ученик смог получить новый социальный опыт, оказавшись в группе другого состава, среди детей, разделяющих именно его интересы.

Стандарты предусматривают новую систему оценивания. Понятие учебного достижения теперь гораздо шире, его не оценишь в привычных баллах. Личностные достижения составляют основу формирования портфолио ученика, которое становится важным элементом школьной оценки.

^ Чтобы новый стандарт стал действенным инструментом повышения качества образования, школа должна решить серьезные задачи.

- Обеспечить представление всех видов и направлений деятельности равноценно и равноправно для всех учащихся.

- Эффективно использовать собственные ресурсы и развивать сетевое взаимодействие.

- Сформировать систему оценки личностных достижений школьников.

- Использовать формы повышения профессиональной компетентности, учитывающие индивидуальные потребности педагогов.

На совещании в августе 2012 года мы ставили задачу обеспечить повышение квалификации по вопросам введения ФГОС начального и основного общего образования для 17% педагогических и руководящих работников (с учётом подготовки к введению стандарта в 5-х классах). Однако, оценив потенциал новых компетентностей, педагоги активно изучают данный курс: по состоянию на 1 августа 2013 года повысили квалификацию по данной теме 78% работников школ. До конца 2013 года доля работников школ, прошедших курсовую подготовку по ФГОС, должна составить 92%.

Однако в условиях реализации ФГОС к повышению квалификации педагогов нельзя подходить формально. Обновление профессиональных компетенций требует большей мобильности работы методических служб подведомственных образовательных учреждений. Используемые формы повышения квалификации в малой степени практико-ориентированны. Недостаточно используется потенциал образовательных учреждений – носителей лучших практик.

^ Методической службе ГБОУ ДПО ЦПК «Нефтегорский Ресурсный центр» необходимо сформировать программу повышения квалификации педагогов, для этого:

- расширить спектр предлагаемых форм повышения профессиональной компетентности педагогов;

- более эффективно использовать ресурсы образовательных учреждений округа, распространять лучшие практики, развивать сеть стажировочных площадок.

Введение нового стандарта приведёт к изменениям в школьной жизни: новым формам организации обучения, новым образовательным технологиям, новой открытой информационно-­образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Только эти изменения позволят вырастить образованного и достойного человека, способного к созидательному труду в современной высокотехнологичной экономике.
^ Система профессионального самоопределения

Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин в своем послании депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона поставил задачу развития производства в регионе и нацелил систему образования на выстраивание эффективной системы профессионального самоопределения, чтобы молодой человек смог сознательно готовиться к будущей профессии, начиная с основной школы: «Школе, учреждениям среднего профессионального образования, вузам, родительской общественности надо сделать все, чтобы поступление в колледж, в вуз было не «ярмаркой тщеславия», а стало реальным шагом человека к успеху в жизни».

Главным этапом профессионального самоопределения является профильное обучение. Анализ организации профильного обучения в истекшем учебном году показывает, что только четверть средних школ реализует его в форме индивидуальных учебных планов. В остальных школах учащимся предложен только один профиль в параллели. Из предложенных профилей 68% имеют техническую направленность, 32% - гуманитарную. Эти данные находят отражение в выборе выпускниками предметов для итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена.

Так, физика из года в год остаётся вторым по популярности предметом по выбору после обществознания, третьим является биология. Число выпускников, выбирающих для сдачи итоговой аттестации физику, за последние 4 года увеличилось с 23 до 35,7%. Есть и качественные изменения: по сравнению с прошлым годом у выпускников школ округа средний балл по физике возрос с 45,4 до 56,3, а у выпускников Нефтегорского района средний балл выше, чем по области.

В учреждения высшего образования на специальности технической направленности поступили 53% от общего числа поступивших в вузы. В 2012 году – 52%. Это означает, что технические специальности стали пользоваться популярностью. Тенденция отвечает потребностям регионального рынка труда, который претерпевает значительные изменения в ходе решения задач развития производства и качественной подготовки специалистов производственно-технической сферы, поставленных Губернатором Самарской области Н.И. Меркушкиным. Необходимо таким образом построить работу в системе образования округа, чтобы эта тенденция стала трендом.

Об эффективности организации профильного обучения можно говорить в том случае, если выпускники, изучив определённый предмет на профильном уровне, сдают экзамен по этому предмету с хорошим результатом.

Между тем, весьма незначительное число выпускников получает при сдаче ЕГЭ высокие баллы по предметам, изученным на профильном уровне. По итогам ЕГЭ 2012 года выпускников, преодолевших «порог профильной подготовки», только 3,3%. Результаты ЕГЭ 2013 года в этом направлении еще предстоит проанализировать.

К сожалению, часты случаи, когда выпускники не преодолевают минимального порогового значения по предметам по выбору, в том числе по предметам, изучаемым на профильном уровне. В 2013 году такая ситуация наблюдается практически по всем предметам, выбранным выпускниками. А по информатике доля участников, не преодолевших порог, составляет 16,6%, что превышает среднеобластное значение в 3 раза. И это при том, что выбрали информатику для сдачи ЕГЭ всего 1,8% выпускников, в то время, как по области – 3,3%. Такие результаты вызывают серьезную обеспокоенность, в особенности, в контексте задач социально-экономического развития региона.

Таким образом, организация профильного обучения в форме «жёстких» профилей, а не индивидуальных учебных планов, без учёта способностей и потребностей обучающихся, становится серьезным препятствием для получения старшеклассниками высокого качества общего образования, обеспечения готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной экономике. На решение задачи обеспечения доступности качественного общего образования направлена разработанная в округе программа оптимизации сети.

Говоря о проведении итоговой аттестации в целом, необходимо отметить, что процедура проведения ЕГЭ в округе соответствовала требованиям федерального законодательства. Нарушений на пунктах проведения ЕГЭ не выявлено.

По большинству предметов ЕГЭ в округе наблюдается рост среднего балла выпускников школ: по математике, русскому языку, обществознанию, истории, литературе, иностранным языкам, физике, биологии, химии.

Наблюдается рост числа высокобалльных результатов: в прошлом году 20 выпускников набрали 90 и более баллов, в 2013 году – 24. Вновь в этом году в округе есть выпускник, набравший 100 баллов (ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска). В 2013 году золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении» награждены 59 выпускников (в прошлом году – 35).

К сожалению, в 2013 году есть выпускники, не преодолевшие минимальную границу по математике, их доля составила 0,6%. Им предоставлено право пройти государственную итоговую аттестацию повторно в 2014 году.

В целях повышения качества образования министерство образования и науки запланировало ряд мер, они отражены в докладе министра.

Первое. К 2014-2015 учебному году предполагается разработать и внедрить программу поддержки школ, показывающих устойчиво низкие образовательные результаты. Программа будет включать систему аудита, цель которого – всестороннее изучение складывающейся ситуации с целью оказания поддержки на первом этапе или принятия управленческих решений в дальнейшем, в случае отсутствия положительной динамики.

Второе. Как известно, все пятиклассники, которые в этом году начнут обучение в рамках нового стандарта основного общего образования, в 2020 году будут сдавать экзамен по иностранному языку. Для того, чтобы заранее увидеть проблемные моменты и обеспечить достойные результаты у наших детей, в школах области планируется проведение обязательного мониторинга по иностранному языку, начиная с 2015 года.
  1   2   3   4

Похожие:

На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПрограмма развития Государственного образовательного учреждения средней...
Статья 11 Закона города Москвы от 20 июня 2001 г. №25 «О развитии образования в г. Москве»
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПлан мероприятий
Концепции системы профориентации молодежи и взрослого населения Юго-Западного образовательного округа Самарской области на 2005-2007...
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПроект резолюции августовской педагогической конференции педагогов бежецкого района в 2013 году
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Тверской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере...
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПрограмма проведения августовской педагогической конференции 2012 года
Состав участников: руководители образовательных учреждений, Главы сельских администраций, руководители предприятий и организаций,...
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПубличный доклад
Терлецкого и Измайловского лесопарков муниципального образования Ивановское Восточного административного округа г. Москвы, между...
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПроект
Современное образовательное пространство Восточного административного округа насыщено образовательными учреждениями различных типов...
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconНо задача образовательных учреждений, органов местной власти создать...
Юго-Западного образовательного округа «Организация работы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,...
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПриказ №178 -д от 01. 01. 12 Положение об оплате труда работников моу сош №6
Управлению муниципального образования Чебаркульского городского округа, утвержденным постановлением Главы Чебаркульского городского...
На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconУчебно- методическое обеспечение гоу сош с углубленным изучением...

На августовской конференции работников образования Юго-Восточного образовательного округа iconПрограмма августовской педагогической конференции 2013 года Дата проведения 27 августа 2013 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 (мастер-классы, семинары, педагогические...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница