О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году




НазваниеО преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений

о преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА в 2011– 2012 учебном году

  1. Нормативно-правовые документы

Преподавание предмета в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 9 марта 2004 г. № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

). Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://mon.gov.ru/

, http://mon.gov.ru/

5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

2. Учебно-методическое обеспечение

2.1. Основное общее образование

Согласно ст. 32 Федерального Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

1. УМК «Русский язык» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др./ Под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение - http://www.prosv.ru

2. УМК «Русский язык» С.И. Львовой и В.В. Львова. М.: Мнемозина - http://www.mnemozina.ru

3. УМК «Русский язык» М.М. Разумовской и др. М.: Дрофа (имеется электронное приложение к учебникам 5, 6 и 7 класса)- http://www.drofa.ru

4. Для ОУ, работавших в начальной школе по образовательной системе «Школа 2100», рекомендуется УМК «Русский язык» Р.Н. Бунеева и др. М.: Баласс - www.school2100.ru.

5. УМК «Русский язык» / Под ред. В.В. Бабайцевой. М.: Дрофа - http://www.drofa.ru

Подробная информация о современных УМК по русскому языку

(с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. УМК «Русский язык» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др./ Под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение - http://www.prosv.ru

2. УМК «Русский язык» М.М. Разумовской и др. М.: Дрофа (имеется электронное приложение к учебникам 5, 6 и 7 класса) - http://www.drofa.ru

3. УМК «Русский язык» С.И. Львовой и В.В. Львова. М.: Мнемозина - http://www.mnemozina.ru

4. УМК «Русский язык» / Под ред. В.В. Бабайцевой. М.: Дрофа - http://www.drofa.ru

5. «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/

Образовательное учреждение имеет право использовать и другие УМК, включённые в Федеральный перечень. При этом следует учитывать соответствие содержания учебника федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, а также требованиям к государственной (итоговой) аттестации выпускников.

В помощь учителю русского языка в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010 / И.П. Цыбулько и др. М.: Интеллект-Центр, 2010.

2. Егораева _Г.Т. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2010.

3. Итоговый контроль. ГИА. Русский язык. Учебно-справочные материалы. Контрольно-тренировочные материалы с ответами и комментариями./ Под ред. Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение, 2011.

4. Ларионова Л.Г. Русский язык. Подготовка к экзаменам. Шаг за шагом.5, 6, 7 классы. М.: Мнемозина, 2011.

5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам. ГИА. 9 класс. Русский язык. М.: Дрофа, 2010.

6. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе / Л.М. Рыбченкова и др. М.: Просвещение, 2010.

Дополнительную информацию о других изданиях можно найти на

сайтах: http://www.fipi. ru; http://www.examen.ru;
^ В соответствии с федеральным БУП-2004

количество часов, предусмотренное для изучения русского языка в 5-9

классах, следующее:



Русский

язык

5 класс


6 класс


7 класс


8 класс

9 класс

Количество часов по программе

210

210

140

105

70

В неделю

6


6

4

3

2


2.2. Среднее (полное) общее образование

Согласно ст. 32 Федерального Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

Анализ УМК, используемых в преподавании предмета в городе, показывает, что значительная часть педагогов - предметников ведёт обучение по следующим УМК:

  1. УМК «Русский язык. 10-11 кл.» Н.Г. Гольцовой и др. М.: Русское слово -http://www.russkoe-slovo.ru

Программа «Русский язык». 10-11 классы (автор – Н.Г.Гольцова); базовый уровень; соответствует стандарту.

Учебник «Русский язык в старших классах. 10-11 классы» (авторы – Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин).

  1. УМК «Русский язык. 10-11 классы» А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. М.: Просвещение (имеется электронное приложение к учебнику для 10 и 11 класса) - http://www.prosv.ru

Программа «Русский язык для 10-11 классов ОУ» (автор – А.И. Власенков); базовый и профильный уровень.

Учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» (авторы - А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова);

  1. УМК под ред. В.В. Бабайцевой для 10-11 классов. Единственная полная завершенная методическая линия (^ 5-11 классы).

Программа для профильного (филологического) уровня.

Учебник для 10-11 классов.

  1. Для ОУ, работающих по образовательной системе «Школа 2100»,

Рекомендуется УМК «Русский язык. 10, 11 классы» Р.Н. Бунеева и др. М.:

Баласс - www.school2100.ru

Подробная информация о современных УМК по русскому языку (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. УМК «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г. Гольцовой и др. М.: Русское слово - http://www.russkoe-slovo.ru

3. УМК «Русский язык. 10-11 классы» А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. М.: Просвещение (имеется электронное приложение к учебнику для 10 и 11 класса) - http://www.prosv.ru

5. «Всё об учебниках федеральных перечней» – http://fp.edu.ru/

Программы и литература по их использованию опубликованы в сборниках:

«Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 10-11 классы». Дрофа. Москва. 2008 год

Для профильного обучения рекомендуются учебники:

1. УМК «Русский язык. 10-11 классы» В.В. Бабайцевой и А.К. Михальской. М.: Дрофа (для филологического профиля) - http://www.drofa.ru

2. УМК «Русский язык. 10-11 классы» А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. М.: Просвещение (имеется электронное приложение к учебнику для 10 и 11 класса) - http://www.prosv.ru

В помощь учителю русского языка в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. Вакурова О.Ф. и др. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Тематические тестовые задания. М.: Дрофа, 2011.

2. Гольцова Н.Г. и др. Русский язык. Единый государственный экзамен. Пособие для учащихся. М.: Русское слово. 2010.

3. Гриценко Р.М. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ 2011 г. по русскому языку в Краснодарском крае.

4. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые экзаменационные комплекты./ Под ред. И.П. Цыбулько.М.: Национальное образование. 2011.

5. Индивидуальный комплект тренировочных материалов. ЕГЭ. 2012. Русский язык. М. Просвещение, 2011.

6. Итоговый контроль. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-справочные материалы. Контрольные тренировочные материалы с ответами и

комментариями. /Под ред. Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение. 2011.

7. Капинос В.И. и др. ЕГЭ: шаг за шагом. Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 классы. М.: Дрофа, 2011.

8. Павлова С.А. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С). М.: Дрофа, 2011.

9. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. М.: Дрофа, 2011.

10. Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки к экзамену. М.: Экзамен, 2010.

11. Цыбулько И.П. и др. Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. М.: Русское слово, 2011.

12. Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Сдаём ЕГЭ. Русский язык. М.: Дрофа,

2011.

Дополнительную информацию о других изданиях можно найти на сайтах: http:// www.ege.edu.ru ; http://www.fipi.ru ; http://www.examen.ru.


В соответствии с федеральным БУП количество часов, предусмотренное для изучения русского языка в 10-11 классах, следующее:


^ Наименование уровня

Часы в неделю

10 класс

11 класс

Базовый уровень

1

1

Профильный уровень

3

3


Дополнительные часы на изучение русского языка могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения.

В случае несоответствия количества часов в государственной программе и учебном плане ОУ учитель составляет собственную рабочую (модифицированную, авторизованную) программу.
В преподавании элективных курсов в рамках профильного обучения

рекомендуется использовать программы курсов для учащихся 10-11 классов, а

также имеющиеся к ним учебные пособия:
1. Граудина Л.К. и др. Риторика и стилистика. Программа курса. Учебное пособие. 10-11 классы. М.: Русское слово, 2008

2. Кудрявцева Т.С. Учимся работать с текстом. 10-11 классы. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2010.

3. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Искусство устной и письменной речи. Программы элективных курсов для 10-

11 классов./ Программы по русскому языку для ОУ. 5-11 классы. М.: Мнемозина. 2010.

4. Потёмкина Т.В., Сабурова С.В. Программы элективных курсов. Русский язык. 1.-11 классы. М.: М.: Русское слово, 2010.

5. Программы элективных курсов. Русский язык. Профильное обучение. 10-11 классы./ Сост. ГЄкяяыјяj__.В. Карпюк, Е.И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010.

6. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. 10-11 классы. Программа элективного курса. М: Русское слово, 2009.

Можно также использовать программы, которые не обеспечены учебными пособиями, но включены в федеральные перечни и сборники программ:

1. Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками (автор – М.Т. Баранов).

2. Русское правописание и культура речи (автор – М.Т. Баранов).

3. Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе русского языка (автор - М.Т. Баранов).

4. Правописание. Орфография и пунктуация (автор - С.И. Львова).
В классах гуманитарного профиля рекомендуется использовать программы по русскому языку с основами культуры речи, стилистики, редактирования, риторики, а также программы и учебники, предназначенные для углубленного изучения курса:

^ 1. УМК «Основы русской словесности. От слова к словесности» (автор – А.И.Горшков) обеспечен программой, учебником, сборником задач и упражнений, методическими рекомендациями для учителя; пособие «Культура русской речи. 10-11 кл (авторы – Мурашов А.А. и др.).

2. УМК «Основы риторики. От мысли к слову» (автор – А. К. Михальская) обеспечен программой, учебным пособием, методическими рекомендациями для учителя.

3. УМК «Русский язык для школ и классов с углубленным изучением предмета 5-11 классы» (автор – В.В. Бабайцева) обеспечен учебником по теории и сборником заданий для старших классов.

4. УМК «Школьная риторика. 5- 11 классы» (под ред. Т.А. Ладыженской) обеспечен программой («Школа 2100»), учебниками, тетрадями с печатной основой, методическими рекомендациями для учителя.

^ 5. УМК «Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 класс».

«Русский язык. Текст. Грамматика. Культура речи. 11 класс» (авторы – Т.С.Кудрявцева и др.), обеспечен учебниками и методическими рекомендациями для работы в профильной школе.

^ 6. Учебник «Стилистика русского языка. 10-11 классы» (автор - Г.Я. Солганик.усский

7. Учебное пособие «Русский язык. Культура речи. Текст. Функциональные стили, редактирование. 9- 11 классы» (авторы – Л.А.Введенская, А.М. Пономарева).

8. Учебные пособия «Основы русской словесности. От слова к словесности». 5- 9 классы (автор – Р.И. Альбеткова).

9. Программа «Стилистика русского языка» (автор – С.С. Вартапетова).

10. Программа «Основы редактирования» (автор – Т.М Пахнова).

11. Программа «Основы редактирования» (автор – Ю.С. Пичугов).

12. Программа «Культура речи и стилистика» (авторы – Ю.С. Пичугов, Т.А, Костяева, Т.М.Пахнова).

13. Программа. Риторика. 5-7 классы (автор – Н.А.Лымарь).

14. Учебные пособия «Основы русской словесности. От слова к словесности». 5- 9 классы (автор – Р.И. Альбеткова).

^ 3. Особенности преподавания русского языка

в 2011-2012 учебном году

В 2011-2012 учебном году в преподавании русского языка следует обратить внимание на следующие особенности:

1. Компетентностный подход, направленный на формирование метапредметных и предметных (языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой) компетенций.

2. Текстоцентрический подход, ориентированный на изучение всех языковых явлений на основе текста.

3. Сознательно-коммуникативный подход, направленный на совершенствование речевой деятельности во всех её видах.

4. Интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков при изучении русского языка в средней

(полной) школе.

В рамках реализации практической части рекомендуется:

1. Актуализировать направленность курса русского языка на достижение метапредметных результатов обучения.

2. Сконцентрировать работу по предмету на формировании коммуникативных универсальных учебных действий.

3. Активно использовать образовательные функции русского языка для формирования основ функциональной грамотности.
3.1.Контроль

Обязательным при составлении рабочих программ и тематического планирования по русскому языку является выделение часов для итогового контроля. Итоговая проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – оценить уровень знаний, сформированность предметных умений и навыков за определенный учебный период. Последний контрольный диктант в каждом классе является итоговым диктантом за учебный год. Вместо контрольного диктанта в 10-11 классах может использоваться контрольное тестирование, составленное по типу заданий единого государственного экзамена по русскому языку.

В 8-9 классах рекомендуется в качестве итогового контроля увеличить долю сжатых изложений, а также предлагать учащимся сочинения на лингвистическую тему или сочинения-рассуждения по прочитанному тексту; в 10-11 классах – сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Выбирая формы текущего и промежуточного контроля на уроках русского языка, предпочтение должно отдаваться заданиям, проверяющим разные компетенции учащихся. В связи с введением Единого государственного экзамена по русскому языку и государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов, учителю рекомендуется внести соответствующие коррективы в формы контроля по этому учебному предмету, увеличив долю сжатых изложений, сочинений на лингвистическую тему, сочинений-рассуждений по прочитанному тексту, сочинений-миниатюр, тестов разного вида и др. Контролирующие задания должны обязательно (хотя бы частично) ориентироваться на работу с текстом.

^ Виды работ

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Диктант с грамматическим заданием

8

8

6

5

3

2

4

2

4

Изложение (подробное, выборочное, сжатое)

2

2

2

4

3

1

3

1

2

Сочинение (повествование, описание, рассуждение ( в т. ч на лингвистическую тему )

2

2

2

4

3

2

3

2

4

Словарные диктанты

4

4

4

4

2

1

1

Письмо по памяти

4

4

4

4

2

1

1

Тестирование

2

2

2

2

2

2

2



^ Количество учебных часов на развитие речи

Программа

Кол-во учебных часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку. 5-9 классы

30

28

28

17

15

Бабайцева В.В., Купалова А.Ю., Никитина Е.И. и др. Программа по русскому языку. 5-9 классы

35

35

25

17

17

Разумовская М.М., Капинос В.И., Львова С.И. и др. Программа по русскому языку. 5-9 классы

49

38

42

17

17

Программа по русскому языку. 5-11 классы / авт.-сост. С.И. Львова

Не выделяются отдельно часы по развитию речи. Обучение русскому языку предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Программа по русскому языку для основной школы.

Последовательность работы по развитию речи определяется логикой расположения учебного материала по русскому языку.


^ 3.2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ

КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

(«Вестник образования», № 21, 2007)

10. При проведении сдвоенных уроков делается запись да­ты и названия темы каждого урока.

(На странице «Тема урока» следует прописывать: 1 урок. Р/р. Контрольное сочинение по творчеству А.П. Чехова. 2 урок – Р/р. Контрольное сочинение по творчеству А.П. Чехова)

    1. 11. Отметки по письменным работам выставляются в графе того дня, когда проводилась работа. Если в течение урока выставлено более одной отметки, то они выставляются рядом в одну клеточку (не через дробь).

    2. 12. Отметки за четверть, полугодие выставляют­ся после записи о проведении последнего урока по данному предмету.

    3. 14. Журналы оформляются синими (фиолетовыми) черни­лами, без подчисток; запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей отметки и выставления рядом но­вой. При этом в конце данной страницы журнала делается со­ответствующая запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо)», далее - подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей ка­рандашом.

Примечания:

1. За диктант с грамматическим заданием выставляются в жур­нал две оценки в одну клетку.

2. За изложение или сочинение по русскому языку выставляют­ся в журнал две оценки в одну клетку на странице «Русский язык».

3. Выставление отметок на странице «Литература».

3.1.Отметки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание – на странице «Литература», за грамотность – на странице «Русский язык» (в колонку проведённого урока, который по дате близок к написанию сочинения. В графе «Домашнее задание» делается отметка: оценка выставлена за сочинение по литературе 06.12.2011.

3.2.Отметка за выразительное чтение (чтение наизусть) следует выставлять в колонку текущего урока, а в графе «Домашнее задание» писать: отметка выставлена за чтение наизусть произведений (например, А. Блока).

3.3.Отметка за домашнее сочинение выставляется в соответствии с датой проведения урока, на котором было дано задание о написании домашнего сочинения. В графе «Домашнее задание» должна быть формулировка: домашнее сочинение по творчеству Н.С. Лескова.


^ 4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках

Преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году

В работе с одарёнными детьми в рамках преподавания русского языка необходимо обратить внимание на следующее:

1. Для научно-исследовательской работы по русскому языку учащимся необходимо предлагать посильные, доступные, актуальные темы, которые предоставляют возможность для самостоятельного лингвистического исследования. Это могут быть темы, связанные с изучением языка современных СМИ; типичных нарушений языковой нормы в устной и письменной речи школьников; анализом современных заимствований и языка рекламы; лингвистическим анализом языка художественных произведений новейшей литературы и научно-популярных текстов. Учащимся доступны комплексные и сопоставительные исследования по материалам различных словарей, а также простейшие социолингвистические и этимологические исследования по ономастике и новым способам номинации в русском языке.

2. Следует использовать элективные курсы для ознакомления учащихся с научно-понятийным аппаратом, терминологией, простейшими методами исследования языкового материала, обучать их структуризации и редактированию работы.

3. При подготовке к олимпиадам по русскому языку необходимо использовать материалы олимпиад прошлых лет, как всероссийских и региональных, так и муниципальных.
^ 5. Предпрофильное обучение

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). В преподавании курсов по выбору рекомендуем использовать программы курсов для учащихся 7, 8, 9 классов, опубликованные в изданиях:

1. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2008.

2. Львова С.И. Программы по русскому языку. Элективные курсы. 7, 8, 9 классы. // Программы по русскому языку. 5-11 классы. М.: Мнемозина, 2011.

3. 4. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Основной курс. Элективные курсы. М.: Мнемозина, 2008.

5. Программы элективных курсов. Предпрофильное обучение. 9 класс.// Авт.-сост. С.К. Семенина. М.: Дрофа, 2006.

Для проведения курсов по выбору рекомендуем использовать учебные пособия, информацию о которых можно получить на сайтах:

http://www.prosv.ru; http://www.drofa.ru; http://www.russkoe-slovo.ru;

http://www.mnemozina.ru.

Для подготовки к единому государственному экзамену помимо основного учебника, рекомендуем использовать учебно-тренировочные материалы

1. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Русский язык: \ Под ред. Г.С. Ковалевой - М.: Интеллект-Центр,2005.

  1. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольные измерительные материалы. / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И. Львова и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой. Министерство образования РФ. - М.: Просвещение, 2005.

  2. Гриценко Р.М., Николаевская Е.Л. Готовимся к ЕГЭ.- Краснодар,2005.

  3. Гриценко Р.М., Николаевская Е.Л. Готовимся к ЕГЭ 2006.- Краснодар,2006.

  4. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс. - М.,2005.

  5. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2006. Русский язык.- М.,2006.

  6. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ.- Ростов – на - Дону, 2006.

Можно воспользоваться сборником, в котором собрана полная информация о системе и порядке проведения ЕГЭ, постановления Правительства, приказы министра образования РФ, формы проведения экзамена, разъяснения о выдаче сертификатов по результатам экзамена и порядке апелляции (Единый государственный экзамен. Нормативные документы. – М.: Просвещение, 2005.).

Подготовку учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку необходимо начинать не в 11 классе, а значительно раньше, используя перспективно-опережающее обучение русскому языку и внутрипредметные связи. При этом важно учесть как новую форму экзамена, так и существенные изменения в его содержании.

На основе всего вышеизложенного рекомендуется:

  • внести изменения в рабочие программы по русскому языку, включив в них разделы по культуре речи и стилистике, ориентировать календарно-тематическое планирование на формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций в овладении русским языком;

  • осуществлять комплексное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию, чтению, говорению и письму; ведущая роль должна принадлежать чтению как общеучебному и междисциплинарному умению, постоянно повышать качество чтения;

  • строго выполнять практическую часть программы: проводить необходимое количество контрольных и обучающих работ; особенно - по развитию речи (например, в 9-ом классе изложений с творческим заданием должно быть не менее 4-х);

      • в центр обучения поставить основную единицу современной лингводидактики – текст; языковые явления рассматривать с позиций текстовых категорий; разнообразить дидактический материал, активнее включать в работу тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стилей; практиковать в 9-11 классах работу с неадаптированными текстами;

      • совершенствовать подходы к анализу текста, включать в него вопросы на понимание содержания, основной мысли, позиции автора, выделение средств связи между предложениями и микротемами;

      • на уроках русского языка и литературы интегрировать формирование умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, объяснять их роль в тексте;

      • на более ранних этапах (5-7 классы) начинать обучение написанию изложения на основе текстов всех структурно-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) и разных стилей, выявляя их особенности, а также сочинения-рассуждения на основе исходного текста, постепенно развивая умение подбирать убедительные примеры и аргументы для доказательства тезиса ; практиковать написание мини-изложений с творческим заданием;

      • широко использовать задания в форме тестов, постепенно приближая их к типу экзаменационных;

      • администрации школ найти возможность организовать репетиционные экзамены в условиях, максимально приближенных к аттестационным испытаниям.


^ 6. Использование оборудования для оснащения кабинета русского

языка в 2011-2012 учебном году

Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно- материальной базы (УМБ) необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а также требованиям документов Министерства образования и науки РФ.

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Данные документы выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, они могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь - мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся.

В целях рационального использования оборудования, повышения качества преподавания необходимы:

1. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой – идеальный вариант оптимизации обучения предмету.

2. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде.

3. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете.

4. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Ресурсы по русскому языку» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы).

Методические рекомендации составлены

методистом ГИМЦ Л.Н.Дубовицкой

Похожие:

О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconО преподавании русского языка в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые...
...
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconО преподавании обж в 2010 2011 учебном году Нормативно-правовые документы...
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconАттестация и курсы повышения квалификации в 2011-2012 учебном году
В 2011-2012 учебном году в учебно-воспитательном процессе было задействовано 87% учителей с высшим профессиональным образованием,...
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconI. Деятельности школы интерната №67, направленной на получение бесплатного...
Работа школы-интерната №67 в 2011/2012 учебном году была ориентирована на реализацию следующих целей образовательного процесса
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconО проведении спортивно-оздоровительных соревнований «Президентские...
...
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconО преподавании химии в 2009-2010 учебном году Преподавание химии в 2009 2010 учебном году
Преподавание химии в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconПлан работы мобу «гостинопольская основная общеобразовательная школа»...
Тема работы школы в 2010-2011 учебном году : «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на...
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconПубличный отчет троицк, 2012 содержание общая характеристика общеобразовательного...
Результаты финансово-экономической и хозяйственной деятельности за 2011-2012 учебный год
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconСправка результаты мониторинга организации предпрофильной подготовки...
В 2011 – 2012 учебном году предпрофильным обучением охвачено 322 учащихся в 23 классах 17 образовательных учреждений. Количественные...
О преподавании русского языка в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году iconМетодические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании...
Преподавание математики в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница