Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий»




НазваниеУрока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Разработка рабочего урока

по русскому языку в 7 классе

по теме «Основные морфологические

признаки и синтаксическая

роль наречий»

(Урок-путешествие)

Цель урока: обобщить в игровой форме знания по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий»
Обучающая задача: формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль; находить наречия в тексте.
Развивающая задача: развивать у учащихся умение самостоятельной работы, творческого мышления, готовности к коммуникации.
^ Воспитательная задача: воспитывать у учащихся бережное отношение к языку, чувства коллективизма и взаимоподдержки.

Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы:

  1. коммуникативный;

  2. практико – ориентированный

  3. деятельностный

  4. дифференцированный.


Оборудование: карта на доске, запись текста на доске, карточки с заданиями.

План-конспект урока:

I. Организационный момент. Постановка цели (звучит музыкальная композиция «Полет»)

-Ребята, сегодня на уроке нам предстоит совершить полет в открытый космос и посетить некоторые планеты(карта перед вами),чтобы еще раз вспомнить и обобщить морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

)Деление класса на 3 экипажа -3 ряда, выбирают капитана команды)

II. Предстартовая подготовка.

-Чтобы полет прошел удачно и мы вернулись на Землю, необходимо сверить карты(ребята пишут словарный диктант, закрепляем орфограммы, над которыми работали по данной теме).

^ Словарный диктант.

Рассказывали наперебой, появлялся изредка, уронил невзначай, поступил по-дружески, никак не написал, остановил на лету, выступали по-боевому, известно давным-давно, некогда посетить, собирались кое-как, вытер начисто, подошел вплотную, усыпано сплошь, сделать неумело, ответил вовсе не правильно.

(Ребята сдают листочки с диктантом)

III. А теперь в путь! (звучит музыка) .Первая остановка на планете «Наречие». От каждой команды один ученик получает индивидуальную карточку с заданием, а класс готовится к опросу)
^ Образец карточки.

1. К каким частям речи относятся выделенные слова?

Дело ведь совсем не в месте, дело в том, что все мы вместе.

(В месте - сущ. с предлогом, вместе - наречие).

2. Есть ли окончание у слова весной?

Весной все оживет.

(весной - наречие, относится к глаголу, отвечает на вопрос когда?, но любуясь весной -сущ.)

3.Какие наречия могут быть также предлогами? (вокруг, помимо, навстречу и др.; вокруг дома -оглянутся вокруг)

Сущ. Нар.

4.Одинаково ли написание слов: (С) начала весны (начало) - (с)начала выучи?

(Прилетели с начала весны (начало) - сначала выучи)
Речевая зарядка(фронтальный опрос класса)

1.На какие группы делятся в русском языке части речи?

(самостоятельные и служебные, особая группа – междометие).

2.Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?(не изменяется)

3.С какими частями речи и в чем оно сходно? ( с деепричастиями и инфинитивом - не изменяется; сходство с прилагательным заключается в том, что имеет степени сравнения).

4.Что обозначает наречие?

(признак действия - написал красиво, признак признака- слишком высокий, очень верно).

5. Каким членом предложения является наречие в предложении?

(обстоятельством, сказуемым, определением)

6. Назовите несколько наречий, которые состоят из антонимов и пишутся через дефис.

(взад-вперед, туда – сюда, более- менее).
-Анализ текста (записано на двух досках)

Вот солнце к…снулось тихой воды у берега. Восходя все выше оно благословляет греет оголё…ую землю.

Я вид..л восход солнца в этом месте десятки раз и всегда (передо)мною р…ждался новый мир,(по) новому красивый. Я как(то) особе…о люблю солнце.

(Один ученик у доски вставляет пропущенные буквы, раскрывает скобки, графически обозначая орфограммы;

другой ученик графически объясняет знаки препинания в предложениях; ребята выписывают слова с пропусками букв в тетради, объясняя орфограммы).

-Учитель. Каково лексическое значение глагола «благословляет»?

1.Напутствовать.2.Воздать благодарность кому – то.3. У религиозных людей: перекрестит(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи – сл.Ожегова)

-Работа с текстом у доски.

(Один ученик выполняет синтаксический разбор последнего предложения, а весь класс выписывает это предложение в тетрадь и разбирает его по членам предложения)

-Учитель. Ребята, мы с вами еще раз убедились, что наречие в предложении является обстоятельством.

-Всегда ли является обстоятельством?

(Может быть определением, например: я люблю кофе по-турецки; сказуемым: здесь было просторнее).

Ученик объясняет знаки препинания в предложениях, затем класс выполняет в тетради задание: выписать из текста наречия с теми словами, к которым они относятся, и надписать над ними части речи.

Восходя + выше

по-новому + красивый

люблю + особенно

как-то + особенно

-Учитель. Ребята, давайте сделаем вывод: от каких частей речи зависит наречие и что оно обозначает?

(Наречие относится к глаголу и деепричастию и обозначает признак действия; к прилагат. или наречию - признак признака)

Я думаю, что планета «Наречие» осталась довольна вашими ответами (Выставляем оценки ученикам, которые работали у доски).

IV. Ребята, давайте посетим следующую планету «Смысл» и познакомимся с жителями этой планеты. (звучит музыка). Учитель раздает карточки экипажам(на доске крепятся карточки).

I.экипаж:

прилагательное (как?) наречие

глагол (где?) наречие

деепричастие (куда?)наречие

II.экипаж:

глагол (когда?) наречие

глагол (во сколько?) наречие

глагол (каким образом?) наречие

(Проверяем выполненную работу).

-Учитель. Итак, мы с вами выяснили, кто обитает на планете «Смысл»- это смысловые группы наречий.
V.Можно отправляться дальше и разыскать наречия среди других частей речи на планете «Распознайка».Для этого мне потребуется по одному представителю от каждого экипажа, чтобы выполнить задание. Ребята получают конверты, где на карточках написаны части речи. Они должны выбрать наречия, продиктовать ребятам и сложить их в конверт.

I. II III

(В) плотную (подошел) торжественно всмятку

влево (в) ручную стирать встречали(по)старинному

остановился веселый белый

хмурое насквозь повсюду

медленно вскоре отвечая

(в) плотную бумагу (в) ручную машинку проложили (по)низу

никогда принюхиваясь дружно

поднялся (на) верх неоткуда (с)начала урока

недавно уходил (в) глубь воевал

(на) верх дома (в) глубь леса (с)начала напиши

Ребята записывают ответы, учитель выставляет оценки.

VI. В русском языке есть такая частица НЕ, которая все отрицает. Она может употребляться и с наречиями. Давайте с вами вспомним правописание НЕ с наречиями для того, чтобы попасть на планету «Неожиданностей».

-Когда НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно?

-С какими наречиями НЕ пишется всегда раздельно?

(с наречиями не на -О и –Е- не здесь, не по-русски).

- С какими наречиями НЕ пишется всегда слитно?

(если наречие без НЕ не употребляется - нелепо)

Проведение теста.

(Каждому экипажу предстоит пройти испытание, выбрав правильный ответ). Ребята получают тесты

  1. ^ Задание: выписать наречие, где НЕ является приставкой.

а) (не) верно а) (не) рано, а поздно

б) (не) легко б) (не) смело

в) (не)хорошо, а плохо в) далеко (не) радостно
а) вовсе (не) интересно

б) (не) глубоко, а мелко

в) (не) серьезно.
^ II.Задание: среди данных слов найти НЕ с наречием.

а) (не)близко а) (не) смелый а)(не)навидеть

б) (не) настный б) (не) зная б) (не)терпеливо

в) (не) проверено в) (не) брежно в) (не) широкий, а узкий
VII.-Учитель. И последний пункт нашего полета- планета «Дружба». Сюда собираются жители с других планет, чтобы вспомнить все, что они знают о наречии. Для этого мы с вами выполним морфологический разбор наречия.

(У доски работают по одному человеку от экипажа)

I. Встретить сегодня.3

II.Подружились крепко.3

III.Увидеть вверху.3
^ VIII. Возвращение на Землю.

Чтобы вернуться на Землю, необходимо выполнить следующее задание.

Организуется эстафета:

экипаж получает карточку; каждый ученик должен записать наречие к одному фразеологизму. Последним выполняет задание капитан. Тот экипаж, который выполнит задание первым и без ошибок, приземляется первым. (Прикрепляет наш корабль к Земле).

Задание на карточках (для всех экипажей одинаковое задание, чтобы проверить вместе)

Краснеть до корней волос (сильно)

Спит как убитый (крепко)

Бежать во всех дух (быстро)

Яблоку негде упасть (тесно)

Хоть глаз выколи (темно)

Рукой подать (близко)

Знать как свои пять пальцев (хорошо)

Кричать во все горло (громко).

^ IX. Отчет о путешествии. (подведение итогов, выставление оценок).

-Итак, мы с вами успешно совершили полет и повторили основные морфологические признаки наречий и их синтаксическую роль в предложении. (Ребятам задаем пять – шесть вопросов для закрепления материала).

X. Домашнее задание.

Записать в карточки «Мои ошибки» наречия , в которых были допущены ошибки, и привести по три примера с данной орфограммой.

Разработка открытого урока

литературы в 11 классе

«Я – изысканность русской медлительной речи…»
(Урок обобщения изученного по теме

«Серебряный век русской поэзии»).

Похожие:

Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconУрок по русскому языку в 7 классе. Тема урока : Деепричастный оборот
Знать: опознавательные признаки деепричастного обо­рота, правила его выделения на письме, синтаксичес­кую роль деепричастий
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconУрока: Обучающая
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённые предложения»
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconРазработка урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Буквы о-е...

Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconУрок-игра по теме «Наречие»
Цели: обобщить изученный материал о правописании наречий, привить любовь к русскому языку как учебному предмету
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconТема: Повторение по теме «Наречие»
Цель: повторить правописание наречий, учиться определять основные функции наречий в речи, в тексте
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconУрок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме “Однородные...
Конспект урока, посвященный 450 – летию добровольного присоединения Башкортостана к России, по русскому языку в 8 классе
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconТематическое планирование учебного материала по русскому языку в 5 классе
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка
...
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе
Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по...
Урока по русскому языку в 7 классе по теме «Основные морфологические признаки и синтаксическая роль наречий» iconПрограмма элективного курса по русскому языку в11 классе «Готовимся...
Егэ по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница