Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет




НазваниеУрока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Имя урока: «Порядок и хаос»

Тема урока: М.В. Ломоносову - 300 лет.

Цель урока: Изучение жизни и деятельности М.В. Ломоносова, развитие интереса к его творчеству.

Задачи урока:

  1. Развитие навыков работы в группе;

  2. Закрепление умений сравнивать, анализировать, делать выводы по проблеме;

  3. Формирование навыков работы с документами.

В начале изучения темы перед учащимися ставятся опережающие задачи:

1) изучить [Письмо к И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г.] «Ломоносов М.В. О размножении и сохранении российского народа» и самостоятельно выписать 13 тезисов в тетрадь.
2)просмотреть обсуждение документального фильма Алексея Денисова«300 лет Ломоносову»

^ Научные дисциплины: история, обществознание, астрономия

Основные понятия: порядок, хаос, клобук.

Трудно представить себе, что 100 лет назад этого имени вообще не было Ломоносов-ученый. Ни одна отечественная, ни одна иностранная энциклопедия не упоминала его среди ученых. И только один французский историк химии Кёфер пишет несколько строк и то не лишенных курьеза « Среди русских химиков, которые стали известными химиками, мы хотим упомянуть имя русского химика Ломоносова, которого не надо смешивать с поэтом того же имени».

Трудно поверить, но так действительно было до начала 20 века. Когда он вдруг понадобился России. А вообще чтобы выяснить что было, а чего не было, мы посмотрели, прослушали с вами обсуждение документального фильма «300 лет – Ломоносову», автор фильма провел нас сквозь мифы сложившиеся вокруг Ломоносова.

Родился он на Курострове - это глушь невероятная. Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и притоки, которые огибают многочисленные острова. Место рождения Михаила Ломоносова- деревня Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии. Детство у Ломоносова было трудное. Мать потерял в 9 лет. Отношения с мачехой тяжелые. Его пристрастие к чтению книг считала глупостью. Отец не мог заступиться за сына. А ведь он у него единственным был. У него было грандиозное чувство любознательности.


Этапы работы

Содержание этапа

Организационный

5 минут

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа была эффективной)


Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Определение целей и задач, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока

Определить уровень знаний по вопросу: Какова роль Ломоносова в истории. Что мы знаем о Ломоносове.


Форма работы

Фронтальный опрос

Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока

Работа с понятиями что такое «порядок» и что такое «хаос». Записать в тетрадь понятие «порядок». На доске портреты: М.В.Ломоносова, Петра 1, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Шувалова Иван Ивановича, Голицына Василия Васильевича, Леонардо Эйлера. Учащимся предлагается построить определенный логический ряд из портретов, то есть навести «порядок».


^ Изучение нового учебного материала

10 минут

Конкретная учебная цель перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)

Научить учащихся выделять главную мысль из различных видов источников

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

Закрепление умений работать с картой. Развитие умений находить нужную информацию в различных текстовых заданиях.

Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися.

Какое влияние оказал Русский Север на формирование Ломоносова?

Форма работы

Групповая

Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала

1.На настенной карте показать путь Ломоносова из Холмогор в Москву

2.Определить 8 тезисов, как русский север повлиял на Ломоносова. Почему такая личность как Ломоносов мог появиться именно на Севере?

  1. Не было Монгольского нашествия

  2. Не было крепостного права

  3. Поморы - это особое сословие свободных крестьян, которые отличались особым складом характера от основной массы зависимого крестьянства. Сохранились новгородские традиции, поморы были потомками новгородцев.

  4. Общая обстановка Беломорского края была специфична для России

  5. С одной стороны здесь находились традиционные центры: такие как Соловецкий монастырь – распространитель духовности и традиционного образования, с другой стороны, европеизированное образование.

  6. Место высылки неблагонадежных людей, одним из таких людей, например, был Василий Васильевич Голицын, который прожил здесь до начала 18 века, создав некое культурное гнездо. Сын и внуки учились в Сорбонне.

  7. Архиепископ Афанасий Холмогорский, деятель церкви, затронутый европейской культурой. Ему принадлежала первая в России обсерватория. Он был широкообразованным человеком. Благодаря его влиянию создается латинская школа в Холмогорах, которая оказывала влияние на население этого края.

  8. Северное крестьянство славилось своей грамотностью. Мужики должны были знать, как бороться с северной стихией. Неслучайно первые светские книги Михайло Ломоносов находит в доме своего соседа.




^ Возвращение к метапредметной теме?

Скажите пожалуйста, если порядок-это правила установленные в обществе, по которым живут люди. Русский Север- это «порядок» или «хаос» на пространствах Российской империи XVIII века? Где бы вы хотели жить на Севере или в центральной части России. Значит всегда ли «хаос» плохо?

Описание методов организации работы учащихся

Анализ документа «Ломоносов М.В. О размножении и сохранении российского народа» [Письмо к И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г.] Работа с документом, анализ 13 пунктов и сравнение их с современной действительностью. Написать свои 13 пунктов «О сохранении и размножении российского народа»


Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

Развитие умений написания подобных писем в команде, обеспечение тесной связи обучения с жизнью

Форма работы

Групповая

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

Сравнить мысли Ломоносова с современной действительностью Научить учащихся работать с документами XVIII века

Мы не можем охватить весь период жизни М.В. Ломоносова. Сегодня на уроке мы рассмотрим 1761 год, время наивысшего расцвета Ломоносова-ученого.

В это время 49 летний ученый начинает задумываться о том, что одним распространением просвещения наука Россия не может быть приведена в лучшее состояние, нужны еще и меры государственного характера. Он хочет изложить свои предложения по широкому кругу проблем и претворить их в жизнь при помощи своего покровителя Иван Ивановича Шувалова. Так в письме к нему в ноябре 1761 года «О размножении и сохранении российского народа» Ломоносов предлагает меры, которые, по его мнению, должны способствовать в России обилию здорового, трудоспособного и благоденствующего населения.


Форма работы

Парная

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

Развитие навыков парной работы, умений находить нужные ответы в научных статьях и грамотно отвечать на поставленные вопросы. Демонстрация 4 слайдов из презентации о Ломоносове.

В 1761 г. учёный мир Европы готовился наблюдать одно из редких явлений природы — прохождение Венеры по диску Солнца. Академией наук были снаряжены две экспедиции в Сибирь, а Ломоносов наблюдал это явление у себя в домашней обсерватории.


Описание методов организации работы учащихся

Перед вами раздаточный материал «Венера - кривое зеркало Земли» прочитайте и ответьте на вопросы:

1.В каком году Ломоносов наблюдал за Венерой (26 мая 1761 год)?
2.В чем суть открытия Ломоносова?
3.Из чего состоит атмосфера Венеры?
4.Какая температура на поверхности Венеры?

5. Каким цветом облака на Венере?
6. Почему Венера является объектом пристального внимания планетологов?


Возвращение к метапредметной теме

М.В. Ломоносов будучи подростком с отцом уходил в море. Его воображение поражало северное небо и северное сияние.

Ломоносов и в астрономии проявлял свои огромные знания. Греки космос называли хаосом, а хаос – это непознанный порядок. Учащиеся записывают понятие в тетрадь


Рефлексия

Обсуждение понятий «хаос» и «порядок»

Похожие:

Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрока Вид урока Тема урока Р/р
Национальное своеобразие средневековой русской литературы. «Повесть временных лет»
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрока Тема урока: соответствие программе; место урока в системе уроков...
Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям;...
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрока, Тема урока. Вид урока Где находится материал Требования к уровню
Влияние промышлен­ного и сельскохозяйственного производства на состояние водо­емов
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconКонспекта урока 7 класс. Тема урока
Тема урока: причины возникновения лесных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрок русского языка в 7 классе Тема урока
Организационный момент. Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях уч-ся. Объявление темы урока. Постановка цели и...
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрока в логике системно-деятельностного подхода (фгос) Тема урока Цели урока
...
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрока Дата Тема урока Тип урока
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрок закрепления знаний, навыков и умений. Тема урока
Тема урока: Динамические оттенки, как средство показа художественной выразительности
Урока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет iconУрока в разделе Тема урока Цель урока

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница