Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.)




НазваниеЭлективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.)
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипЭлективный курс
Элективный курс по химии

«Химия и здоровье человека»

10 класс (17 час.)

г .Актобе.
Аннотация.

Элективный курс «Химия и здоровье человека» направлен на развитие познавательной активности учащихся 10-х классов, рассчитан на 17 часов, его можно предлагать учащимся в классах естественно-математического профиля.

Использование данной разработки формирует у учащихся предметную компетентность, показывает значимость естественных наук в жизни человека, помогает увидеть взаимосвязи, соединяющие химию, биологию, валеологию в целостную систему наук о живой природе.
^ Пояснительная записка. 


Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития общества. Спросите больного человека: может ли он отдать свои силы на созидание, на решение каких-либо задач, связанных с трудовой деятельностью, которые были посильны для него до болезни. Думаю, что ответ будет четким и однозначным – отрицательным.

Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в Казахстане, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь не только в смысле материального благополучия, но также в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения. Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.

Такое обучение должно:

- вестись с использованием позитивной концепции здоровья;

- использовать новейшие образовательные подходы и методы;

- применять многопрофильный, многотемный подход.

Задачи формирования мотивации на здоровый образ жизни не могут быть решены только на уроках предмета "Валеология", необходима комплексная систематическая работа на других уроках (включение знаний о здоровье и решение воспитательных задач формирования чувства ответственности за свое здоровье), там, где это целесообразно, а также система внеклассных воспитательных мероприятий. Жизнь на Земле – грандиозный химический процесс, в нем принимают участие едва ли не все элементы таблицы Д.И.Менделеева. Нарушение химического баланса в каком-либо из органов человеческого организма неизбежно приведет к изменению всего организма. В связи с этим призыв: «Знать, чтобы не навредить» - становится очень актуальным.

Наука химия – благодатная почва для создания элективного курса, связанного с охраной и формированием здорового образа жизни.

Предлагаемый элективный курс обращает внимание учителя химии на возможности предмета «Неорганическая и органическая химия» внести свой вклад в дело оздоравливающего обучения.

Целью разработки и внедрения предлагаемого элективного курса является формирование представлений об использовании химических знаний в формировании здорового образа жизни у учащихся. Учащиеся должны понять, что знание законов химии, свойств простых и сложных веществ дает возможность управлять химическими превращениями веществ в организме. От того, насколько прочны, убедительны эти знания, зависит и сознательный выбор учеником дальнейшей своей профессиональной стези. Программа позволяет отшлифовать базовые знания учащихся по химии, ведь не секрет, что не всегда есть на это время, расширить знания о значении химических элементов в формировании здорового организма , влиянии простых и сложных веществ на органы и ткани человека, т.к. на это в курсе химии практически не отводится времени.
^ Учебно-воспитательные задачи курса:

- используя знания учащихся о строении химических элементов и свойствах образованных ими простых веществ, а также сложных неорганических веществах, показать их роль и значимость в нормальном функционировании человеческого организма,

- углубить сведения о действии ядовитых, наркотических веществ на организм человека,

- уделить внимание мерам предосторожности при работе с химическими веществами, рассмотреть вопросы первой помощи при отравлениях,

-показать, используя знания по химии, что здоровье человека – это главная ценность жизни, его надо сохранять, беречь смолоду;

-формировать чувство ответственности по отношению к своему здоровью.
^ Прогнозируемые результаты:

- качественное повышение уровня знаний,

- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,

- привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.

Предлагаемый элективный курс, направленный на формирование и развитие новой личности, соответствует современным требованиям и тенденциям в развитии мировой и национальной образовательных систем, изложенных в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года», «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», модели «Государственного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан».
Формы контроля;

  1. тестовые задания,

  2. реферативные работы по дополнительному материалу курса,

  3. практические работы,

  4. творческие задания по материалам курса,

  5. учебные дискуссии.


Критерии оценки ЗУН.

Учащиеся должны знать:

- источники поступления элементов в организм человека,

- биологическую роль элементов для нормального функционирования организма,

- реакцию организма на недостаток и избыток элемента,

- токсическое влияние отдельных элементов на организм человека.
^ Учащиеся должны уметь:

- объяснять с точки зрения химических процессов функцию того или иного элемента в организме,

- давать рекомендации о рациональном потреблении продуктов, содержащих необходимые элементы,

- оказать помощь при острых отравлениях особо токсичными элементами.

- соблюдать меры предосторожности при работе с веществами.

Введение. Химия на страже здоровья. ( 1 ч.)
Тема 1. Химические элементы I группы и их влияние на организм человека (2 ч).

Элементы I группы главной подгруппы. Натрий и здоровье человека.

Биологическая роль калия. Элементы I группы побочной подгруппы. Медь и ее влияние на организм человека. Серебро и здоровье человека.

Демонстрации. Образцы металлов I группы ( натрий, калий, литий, медь)
^ Тема 2. Химические элементы II группы и их влияние на организм человека (3 ч).

Элементы II группы главной подгруппы. Значение магния в нормальном функционировании организма.

Биологическая роль кальция.

Элементы II группы побочной подгруппы. Действие цинка и кадмия на жизнедеятельность человека.

Токсическое влияние ртути и ее соединений на организм человека Нахождение ртути в живых организмах. Помощь при острых отравлениях препаратами ртути.

Демонстрации. Образцы металлов II группы (магний, кальций, цинк)

Пр.р. Оказание помощи при отравлении парами ртути.
^ Тема 3 . Химические элементы III группы и их влияние на организм человека (1 ч).

Биологическая роль элементов III группы главной подгруппы. Подгруппа бора . Алюминий и здоровье человека.

^ Тема 4 . Химические элементы IV группы и их влияние на организм человека (2 ч).

Элементы IV группы главной подгруппы. Углерод и здоровье человека.

Источники поступления свинца в организм человека. Токсические свойства свинца.

Применение соединений свинца в медицине.

Элементы IV группы побочной подгруппы. Биологическая роль титана, циркония, гафния.

Пр.р. Оказание первой помощи при отравлении свинцом.
^ Тема 5 . Химические элементы V группы и их влияние на организм человека (2 ч).

Элементы V группы главной подгруппы.

Азот – жизненно необходимый элемент.

Значение фосфора и его соединений в нормальном функционировании организма

Токсические свойства мышьяка.

Пр.р. оказание первой помощи при отравлении мышьяком.
^ Тема 6 . Химические элементы VI группы и их влияние на организм человека (2 ч).

Элементы VI группы главной подгруппы. Значение кислорода для жизни организмов.

Поступление серы в организм человека и ее влияние на него. Селен и здоровье человека.

Элементы VI группы побочной подгруппы. Вредное влияние хрома и его соединений на жизнедеятельность организма.

Пр.р Составление схемы круговорота кислорода в организме человека.
^ Тема 7 . Химические элементы VII группы и их влияние на организм человека (2 ч).

Элементы VII группы главной подгруппы Хлор и здоровье человека.

Бром и здоровье человека..

Йод и здоровье человека. Биологическая роль йода. Физиологическое действие йода.

Элементы VII группы побочной подгруппы. Биологическая роль марганца

^ Тема 8. Химические элементы VIII группы и их влияние на организм человека(1 ч.)

Элементы VIII группы побочной подгруппы. Железо на страже здоровья человека.

Реакция организма на избыток и недостаток железа.

^ Пр.р. Составление схемы круговорота железа в организме человека.

Тест «Порядок ли у вас с железом?».

Тема 9. Заключительный урок (1 ч.)

Игра – викторина «О здоровье всерьез»

Литература для учителя

1. Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. Пособие для учителя. Химия (приложение к газете «Первое сентября») №10-15, 17-25 /2000.

2. Добрынина Н.А Биологическая роль некоторых химических элементов. Химия в школе №2, 1991 г.

3. Макаров К.А Химия и здоровье. М., Просвещение, 1995 г.

4. Шапиро Б.М. и др. Здоровый образ жизни. Алматы, 2003 г.

5. Андреева Е. Химия жизни. Л., 1967 г.

6. Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. М., Просвещение, 1986 г.

7. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пищи с точки зрения химика. М, Высш.шк.1991.

8. Холмогорова Г. Таблица Менделеева в вашем организме. АиФ, Здоровье,1997, №10.

9. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.:Союз,1997

10.Иванова Ф.И, .Куприянов В.С. Химические элементы и жизнь.Изд.ЧГУ,2001

11. Терлецкий Е.Д. С железом в крови. Химия и жизнь, №4, 1985
Литература для учащихся.

1. Степин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М., Химия,1994.

2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М., «АСТ-ПРЕСС»,1999.

3. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. – Ярославль; академия холдинг,2000.

4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М., Высшая школа, 1992.

5. Смирнов Ю.Н. Мир химии. – СПб.; МиМ-Экспресс,1995

6.Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М., Химия, 1984.

7. Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. – Л., Наука,1982.

8. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы. – М., Просвещение ,1980.

9. Химическая энциклопедия. – М.; большая российская энциклопедия,1992.

Тематический план



Тема

Кол-во часов

1.

Введение. Химия на страже здоровья.


1

2.

Тема 1. Химические элементы I группы и их влияние на организм человека.

Элементы I группы главной подгруппы. Натрий и здоровье человека.

Биологическая роль калия.


1

3.

Элементы I группы побочной подгруппы. Медь и ее влияние на организм человека. Серебро и здоровье человека.




1

4.

Тема 2. Химические элементы II группы и их влияние на организм человека

Элементы II группы главной подгруппы. Значение магния в нормальном функционировании организма. Биологическая роль кальция.




1

5.

Элементы II группы побочной подгруппы. Действие цинка и кадмия на жизнедеятельность человека.


1

6.



Токсическое влияние ртути и ее соединений на организм человека Нахождение ртути в живых организмах. Помощь при острых отравлениях препаратами ртути.




1

7.


^ Химические элементы III группы и их влияние на организм человека

Биологическая роль элементов III группы главной подгруппы. Подгруппа бора. Алюминий и здоровье человека.




1

8.

^ Химические элементы IV группы и их влияние на организм человека.

Элементы IV группы главной подгруппы. Углерод и здоровье человека.

Источники поступления свинца в организм человека. Токсические свойства свинца.

Применение соединений свинца в медицине.


1

9



Элементы IV группы побочной подгруппы. Биологическая роль титана, циркония, гафния.




1

10.

^ Химические элементы V группы и их влияние на организм человека.

Элементы V группы главной подгруппы.

Азот – жизненно необходимый элемент.




1

11


Значение фосфора и его соединений в нормальном функционировании организма

Токсические свойства мышьяка.




1

12.

^ Химические элементы VI группы и их влияние на организм человека.

Элементы VI группы главной подгруппы. Значение кислорода для жизни организмов.

Поступление серы в организм человека и ее влияние на него. Селен и здоровье человека.
.




1


13.

Элементы VI группы побочной подгруппы. Вредное влияние хрома и его соединений на жизнедеятельность организма.


1

14.

^ Химические элементы VII группы и их влияние на организм человека.

Элементы VII группы главной подгруппы Хлор и здоровье человека.

Бром и здоровье человека..

Иод и здоровье человека. Биологическая роль иода. Физиологическое действие иода.





1

15.

Элементы VII группы побочной подгруппы. Биологическая роль марганца


1

16.

Элементы VIII группы побочной подгруппы. Железо на страже здоровья человека.

Реакция организма на избыток и недостаток железа.


1

17.

Заключительный урок.

Игра – викторина «О здоровье всерьез»




1

Похожие:

Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс по теме экологические проблемы
И химия в этом вопро­се играет ключевую роль, так как в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические...
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconРабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников»
Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико...
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс — 11 класс./ Иванова М. А. Пояснительная записка
Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс «Занимательный русский язык» (5 класс)
Данный элективный курс является дополнением к изучаемому курсу биологии, являясь расширяющим и углубляющим содержание основного биологического...
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс «Человек и его здоровье»
Программа элективного курса «Человек и его здоровье» нацелена на расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, физиологии,...
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс «информационные системы и модели» И. Г. Семакин,...
Учебный курс «Информационные системы и модели» пред­назначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconПояснительная записка по химии 10 класса. Рассчитана на 34часов (1 час в неделю)
Габриелян О. С. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Текст)/ О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс «Человек и его здоровье», 9 класс Место реализации...
Тема актуальна. Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым, должно соответствовать ежедневным суточным...
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс для учащихся 9 класса «Учись решать задачи по химии»
Решение задач требует не только умения свободно владеть теоретическим материалом, но также умения логически мыслить. Особенность...
Элективный курс по химии «Химия и здоровье человека» 10 класс (17 час.) iconЭлективный курс «Введение в языкознание» 9 класс. 34 ч. Учитель:...
В конце изучения курса учащимся будет предложено выступить на научно-практической конференции по вопросам языкознания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница