Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты»




НазваниеПояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12


Литературная гостиная.
«осковский арнас».

Работа учителя русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Р.М.

Березники

2011 г.


Пояснительная записка

Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть («Царица муз и красоты»), II часть («Поэтика женской души»).
Литературный сценарий состоит из поэтического материала, высказываний выдающихся деятелей литературы и искусства о творчестве писательниц пушкинской поры, сведений биографического и творческого характера. Рассказывается о московских писательницах и поэтессах – хозяйках знаменитых салонов – З.А.Волконской, Е.П.Ростопчиной.

Выбор темы определяется необходимостью повышения мотивации учащихся к изучению литературного наследия пушкинской поры, углублённого изучения курса литературы.
Цель: представить интереснейший период отечественной культуры – пушкинскую эпоху, показать литературную среду пушкинской поры через творчество русских писательниц, увидеть великого поэта их глазами, найти «пушкинские страницы» в их творчестве.


Методическая разработка рассчитана на учащихся старших классов (9 – 11 классы).

Литературная гостиная. (Участники – учащиеся 9 – 11 классов).
^ Тема: Московский Парнас.

«Писательницы пушкинской поры».

I часть – «Царица муз и красоты».

II часть – «Поэтика женской души».


Цель:

представить интереснейший период отечественной культуры –

пушкинскую эпоху,

показать литературную среду пушкинской поры через творчество

русских писательниц,

увидеть великого поэта их глазами,

найти «пушкинские страницы» в их творчестве.
Наглядность:

портрет А.С.Пушкина,

портреты З.А. Волконской, Е.П. Ростопчиной,

слайды (11), плакаты.

Содержание разговора в гостиной:

1. Слово учителя: (слайд № 1)
елегко складывалась судьба Пушкина. И всё же творческий путь женщин – его коллег по поэтической и писательской лире более тернист. Не всегда понимаемые современниками, почти все они были забыты. Труден был путь русской женщины в литературу. В России недоброжелательно относились к любым проявлениям социальной активности «слабого пола», особенно в литературе. Критик Иван Киреевский писал: « Предрассудок против писательниц ещё во всей силе. Он задавил, может быть, не один талант, обещавший новую красоту нашей литературе и, может быть, новую славу». И всё же женщины-писательницы пушкинской поры своей славы достигли. Среди них были поэтессы и прозаики, создавшие произведения для детей, исторические романы и повести, драматурги, переводчицы. Их роднило одно – стремление к социальному, духовному и творческому равноправию, воспитанию общества в духе гуманности. Сегодня мы поговорим о московских писательницах и поэтессах – хозяйках знаменитых салонов – З.А. Волконской, Е.П. Ростопчиной.
^ На экране появляется слайд. Портрет З.А. Волконской. (Слайд № 2)
2. 1-ый участник:
Царица московского света,

Она не чуждалась артистов, - житье

Им было у Зины в гостиной;

Они уважали, любили её

И северной звали Коринной.
– Некрасовские строки «Русских женщин» посвящены Зинаиде Александровне Волконской.
3. Слово учителя:

(слайд № 3)

– З.А. Волконская родилась в 1792 году в Турине (Италия), где её отец князь А.М. Белосельский-Белозёрский был российским посланником при дворе Савойского короля. Девочка воспитывалась отцом (мать умерла при родах). Отец был одарённым человеком. Страстный любитель музыки, живописи, словесности. Он переписывался с такими европейскими знаменитостями, как Вольтер, Дидро. Он и привил дочери любовь к прекрасному. Маленькая Зинаида плохо говорила по-русски, но превосходно владела французским, итальянским, английским, греческим и латинским языками. Нередко отец и дочь декламировали стихи Корнеля, Расина, Вольтера. Детские годы, проведённые в Италии, способствовали развитию её дарований.

Отец умер, когда Зинаиде исполнилось 17 лет. Это случилось в 1809 году, когда семья переехала в Петербург. А через полтора года она стала женой молодого аристократа, флигель-адъютанта царя Н.Г. Волконского и заняла видное место при дворе Александра I. Здесь в полной мере и раскрылось дарование молодой женщины как певицы. Она участвовала в любительских спектаклях, где превосходно пела.
4. 2-ой участник:
– Но особый успех выпал на долю Волконской в Париже (1813 – 1814 г.г.). На сцене одного из частных театров поставила оперу «Итальянка в Алжире» Россини. Париж рукоплескал аристократке-певице. При дворе «артистическая» популярность княгини многих шокировала. Не одобрял её выступлений и император.

С начала 1819 года она вновь в столице, но свет пресытил её. Волконская ищет уединения и покоя, чтобы заняться литературным трудом.

(Слайд № 4)
В 1819 г. в Москве выходит первое произведение Волконской «Четыре новеллы», написанное по-французски. Первая из них – «Лора» – автобиографична. В новеллах сказалось увлечение писательницы романтизмом.

Литературный дебют обратил на себя внимание. П.А. Вяземский в одном из писем 1819 г. к А.И.Тургеневу подмечал, что в новеллах молодого автора «есть тонкие наблюдения и счастливые выражения».
5. 3-ий участник:
– Весной 1820 г. Зинаида Александровна поехала в Италию. В 1821 г. на сцене частного театра поставила свою оперу «Жанна д’Арк, в которой сыграла заглавную роль. Она организовала кружок «Академия», в который входили художники, скульпторы Ф.А. Бруни, К.П.Брюллов, С.Ф.Щедрин, С. Гальберг…Они были в восторге от своего «президента».
Вот как отзывался о ней скульптор Гальберг в письме к приятелю в Петербург: «Княгиня Волконская – женщина прелюбезная, преданная, предобрая, женщина – автор, музыкант, актёр, женщина с глазами очаровательными, наконец, та самая, которая известна в Петербурге под именем Зинаиды Волконской».

В 1822 г. Волконская возвратилась в Россию. Посвятила себя исключительно научным занятиям. Она глубоко интересовалась прошлым России и Скандинавии. Нередко обращалась за советами к знатоку прошлого – президенту Российской Академии А.С. Шишкову. В письмах она называла его «Нестором русских наук».

Результатом двухлетних занятий явились два самых интересных её произведения, посвящённых истории славян: незаконченная поэма «Сказание об Ольге» и повесть «Славянская картина пятого века». Известный критик М.Н.Погодин отметил «живое изучение характера русского народа, всех подробностей его простой жизни, поверий, обычаев, песен, языка».

О литературных трудах писательницы достаточно определённо выразил своё мнение Шевырёв: «У неё врождённая любовь к искусству. О, если бы она в молодости писала по-русски! У нас бы поняли, в чём состоит деликатность и эстетизм стиля. Она создала бы у нас шатобрианскую прозу».

Оценка опубликованной в Париже повести превзошла все ожидания. Французский критик из «Ревю Энциклопедик» называл автора «достойной соперницей французских писательниц по изяществу и свежести чистого гармонического стиля». (Слайд № 5)
6. 4-ый участник:
– Годы, которые Волконская провела в Москве (1825 – 1829), – самые знаменательные в её биографии. Она поселилась в великолепном дворце князей Белосельских-Белозерских на Тверской улице (ныне ул. Горького). Этот дом стал центром культурной жизни города. Здесь бывала вся литературная, научная и музыкальная Москва. По понедельникам у Зинаиды Александровны собирались московские и приезжие литераторы – Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов (страстно и безнадёжно влюблённый в хозяйку), В.А. Жуковский, братья Киреевские, В.Ф.Одоевский, П.А. Вяземский, С.П. Шевырёв, П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, А. Мицкевич…

Зимой 1827 г. Веневитинов простудился, болезнь остановить не удалось, врач предупредил, что жить юноше оставалось несколько часов. Сообщить ему страшную весть выпало А.С.Хомякову. Хомяков подошёл к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы, или в день смерти…

Занятия Волконской славянской стариной обратили на себя внимание учёных. 16 октября 1825 года она была избрана действительным членом Общества истории и древностей российских при Московском университете. В благодарственном письме на имя председателя А.А. Писарева она писала» «Никогда не была равнодушна ко всему, что может способствовать славе нашего отечества…».

Появление женщины - учёной подвигло её усердного поклонника Шаликова на создание восторженных строк:


Блестящих дожили времён

Мы в щастливой отчизне доле:

Прекрасный ныне феномен

Явился нам в прекрасном поле.
7. 5-ый участник: (слайд № 6)
– Осень 1826 г. была памятна москвичам. В город приехали два великих поэта. Из Одессы прибыл А. Мицкевич, ставший своим в доме на Тверской, а из Михайловской ссылки вернулся Пушкин.

Прекрасная хозяйка очаровала бывшего Михайловского изгнанника умом, любезностью, изумительным голосом. В первый же вечер их знакомства Зинаида Александровна исполнила романс на слова элегии Пушкина «Погасло дневное светило», что приятно удивило поэта.
Исполняется романс (в исполнении учителя музыки, или ученицы, или в записи).
«Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства. По обыкновению краска вспыхивала на лице его. В нём это признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего впечатления», – писал Вяземский об этой встрече.
8. 6-ой участник:
– 29 октября 1826 г. Волконская писала Пушкину в Петербург: «Возвращайтесь! Московский воздух как будто полегче. Великому русскому поэту подобает писать или среди раздолья степей, или под сенью Кремля. Творец «Бориса Годунова» принадлежит городу царей. До скорого свидания».

А из северной столицы на Тверскую шла посылка – поэма «Цыганы» и известное впоследствии стихотворение «Княгине З.А.Волконской при посылке ей поэмы “Цыганы”»:
Среди рассеянной Москвы

При толпах виста и бостона,

При бальном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона.

Царица муз и красоты, рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьётся и пылает гений.
Их последняя встреча состоялась в декабре 1826 г. на прощальном вечере, устроенном Зинаидой в честь своей невестки, Марии Волконской (Раевской), уезжавшей к ссыльному мужу-декабристу в Сибирь. Она имела мужество выражать сочувствие участникам восстания 14 декабря и другим, которые подвергались преследованиям правительства. Среди последних был и А.Мицкевич.
9. 7-ой участник:
– Положение Волконской осложнилось, когда стало известно, что княгиня перешла в католичество. Император был взбешён. Ей пришлось покинуть Россию. В мае семья Волконских уезжает в Рим. Но родину она забыть не смогла. В дорожном дневнике появляются строки: «Отечество – священное имя, священный край, где над гробницами предков наших раздаётся наш родной язык. Отечество! Ты – наш родитель, а братья и друзья – всюду, где жизнь пылает и сердце бьётся». Она часто вспоминала Россию, поддерживала связи со своими друзьями. В Петербург Волконская высылала статьи, которые публиковались в журналах «Московский вестник» М.Погодина и «Галатея» С.Раича, в альманахе «Северные цветы на 1831 г.». Она ратовала за широкую популяризацию искусства: «Желательно было бы, чтоб изящное искусство не ограничивалось одними мастерскими художников, но вошло бы в круг общественного воспитания и образовало бы в народе чувство эстетическое».

В 1836 г. Волконская ненадолго приезжала в Россию. Воскресить атмосферу своего блестящего московского салона ей не удалось. Уже сгущались тучи над Пушкиным. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. Нет, ничего хорошего в России Волконскую не ждало. И она вернулась в Италию.
10. 8-ой участник:
Вилла «Poli» вновь наполнилась музыкой и гостями. Сюда приходили художники О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов… писатели читали свои новые стихи, рассказы, пьесы, композиторы знакомили с новыми музыкальными произведениями, артисты вместе с хозяйкой дома давали концерты. Волконская получала письма от Жуковского, Вяземского, Дениса Давыдова, Евгения Баратынского, Адама Мицкевича, Михаила Глинки…

В солнечную Италию шли письма и из далёкой Сибири. До конца жизни переписывалась Зинаида Александровна с Марией Волконской.

С 1837 по 1839 г. у Волконских постоянно бывал Гоголь.

Зинаида Александровна обладала удивительным даром привлекать к себе всех знавших её. Всю жизнь у Волконской были преданные друзья, с которыми «царица муз и красоты» вела постоянную переписку.

с конца 30-х годов в её жизни заметно усилились религиозно-мистические настроения. С годами она всё больше погружается в мистику, доходя до крайнего фанатизма. Умерла Волконская в 862 году в Риме почти нищей.
11. Слово учителя:
сегодня о «царице муз и красоты» вспоминают, читая Пушкина, Баратынского, Вяземского, Веневитинова. Удивительная жизнь Волконской – не случайный эпизод прошлого. Она – яркое, светящееся вдохновением отражение замечательного периода нашей классической культуры.
12. 9-ый участник:
Дмитрий Веневитинов. Элегия, посвящённая Зинаиде Волконской.
Волшебница! Как сладко пела ты

Про дивную страну очарованья,

Про жалкую отчизну красоты!

Как я любил твои воспоминанья,

Как жадно я внимал словам твоим

И как мечтал о крае неизвестном!

Ты упилась сим воздухом чудесным,

И речь твоя так страстно дышит им!

На цвет небес ты долго нагляделась

И цвет небес в очах нам принесла.

Душа твоя так ясно разгорелась

И новый огнь в груди моей зажгла.

Но этот огнь томительный, мятежный,

Он не горит любовью тихой, нежной, –

Нет! он и жжёт, и мучит, и мертвит,

Волнуется изменчивым желаньем,

То стихнет вдруг, то бурно закипит,

И сердце вновь пробудится страданьем.

Зачем, зачем так сладко пела ты?

Зачем и я внимал тебе так жадно

И с уст твоих, певица красоты,

Пил яд мечты и страсти безотрадной?
13. 10-ый участник:
Иван Козлов. Княгине З.А. Волконской. Отрывок.
Мне говорят: «Она поёт –

И радость тихо в душу льётся,

Раздумье томное найдёт,

В мечтаньи сладком сердце бьётся;

И то, что мило на земли,

Когда поёт она – милее,

И пламенней огонь любви,

И всё прекрасное святее!»
А я, я слёз не проливал,

Волшебным голосом пленённый;

Я только помню, что видал

Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнём

Сияли очи голубые,

Как на челе её младом

Вилися кудри золотые!
И помню звук её речей,

Как помнят чувство дорогое;

Он слышится в душе моей,

В нём было что-то неземное.
^ На экране появляется слайд. Портрет Е.П.Ростопчиной.
14. Слово учителя: (слайд № 7)
реди писательниц, чьё творчество особенно связано с Москвой, её историей, бытом, обычаями, – Евдокия Петровна Ростопчина (в девичестве Сушкова). В её поэзии и прозе нашли отражение и духовные искания женщин той поры, и события общественно-политической жизни.

Родилась 23 декабря 1811 г. в Москве, у Чистых прудов. Рано оставшись без матери, почти не видя отца (постоянные разъезды по службе), девочка воспитывалась в семье деда. Учителями были преподаватель Московского университетского пансиона С.И.Раич, оказавший определённое влияние на девочку, знаменитый в Москве учитель танцев Иогель, на балах которого бывал Пушкин. Маленькая Додо (так называли девочку в семейном кругу) постигала историю, географию, русскую грамматику, языки, игру на фортепьяно, рисование, танцы. Из русских авторов с особым увлечением читала Карамзина, Жуковского, Пушкина. Среди зарубежных наиболее любимы были Шекспир, Мольер, Гете, Байрон, Бальзак…

Первые поэтические опыты появились на французском языке, в 14 лет Додо писала уже по-русски. В доме деда было кому поддержать её поэтические занятия. Знакомы с её первыми стихами были юный Огарев и учившийся в университетском пансионе Лермонтов. Известными гостями были Жуковский, Вяземский, Пушкин, Мицкевич. Но о чём думала эта девушка, что её волновало?
15. 1-ый участник:
– В 1852 г. незадолго до смерти Евдокия Петровна вспоминала о тех днях: «Да, тогда выучивали наизусть Расина, Жуковского, Батюшкова. Тогдашние женщины – не нынешним чета! Они мечтали, они плакали, они переносились юным и страстным воображением на место юных и страстных героинь тех устаревших книг; всё это, может быть, очень смешно и слишком сентиментально по-теперешнему, но зато вспомните, что то поколение мечтательниц дало нам Татьяну Пушкина, милый, благородный, прелестный тип девушки тогдашнего времени». Какое точное определение пушкинской эпохи! Пушкинская Татьяна была сродни молодой Сушковой.

Летом 1826 г., узнав о печальной судьбе участников восстания 14 декабря, приговорённых к каторге, она создаёт поэтическое обращение к декабристам – «К страдальцам-изгнанникам»:
Соотичи мои, заступники свободы,

О вы, изгнанники за правду и закон,

Нет, вас не оскорбят проклятием народы,

Вы не услышите укор земных племён!
Так писала пятнадцатилетняя девушка. Она дебютировала не только «декабристскими стихами». В её первых поэтических опытах немало строк о любви, маскарадах, шумных светских гостиных. Но очень скоро романтика балов и маскарадов рассеялась. Высшее общество поразило девушку чопорностью, лицемерием, духовной пустотой.
Боюсь двусмысленных вопросов и речей!

Боюсь участия, обмана…и друзей.
Больно ранила неискренность мнимых друзей! Правда, были исключения. На одном из балов московского губернатора Д.В.Голицына она познакомилась с Пушкиным. (Слайд № 8)
16. 2-ой участник:
– Вскоре после своей свадьбы поэт снова побывал в доме у Чистых прудов. 1 марта 1831 г. на масленицу Александр Сергеевич, Наталья Николаевна и Евдокия Сушкова приняли участие в гулянии и катании на санках. С тех пор жена Пушкина и Сушкова стали подругами.

Для поэтессы память о Пушкине была священна. Особенно льстило ей, что критики причисляли её к пушкинскому кругу поэтов. «Я вспоминала, что принадлежу и сердцем и направлением не нашему времени, а другому, благороднейшему – пишущему не из видов каких, а прямо и просто от избытка мысли и чувств, я вспоминала, что жила в короткости Пушкина, Крылова, Жуковского, Тургенева, Баратынского, Карамзина, что эти чистые славы наши любили, хвалили, благословляли меня на путь по следам их – и я отрешилась… от своей эпохи, своих сверстников и современников, сближаясь всё более с моими старшими, с другими образцами и наставниками моими», – писала она за год до своей смерти М.П. Погодину. Памяти «незабвенного» Пушкина посвятила поэтическое воспоминание «Две встречи»:
Слова его в душу свою принимая,

Ему благодарна всем сердцем была я…

И много минуло годов с того дня,

И много узнала, изведала я, –

Но живо и ныне о нём воспоминанье;

Но речи поэта, его предвещанье

Я в памяти сердца храню как завет

И ими горжусь…хоть его уже нет!..
«Много узнала, изведала я…» – так могла написать только глубоко несчастная женщина.
17. 3-ий участник:
– В мае 1833 г. Евдокия Петровна вышла замуж за графа Андрея Фёдоровича Ростопчина.

С 1834 г. Стихи Ростопчиной стали появляться в московских журналах. Появляются и первые отзывы критиков. Вяземский в письме к А.И. Тургеневу сравнивал стихотворение «Последний цветок» с лучшими творениями Жуковского, Пушкина и Баратынского. «Какое глубокое чувство, какая простота и сила в выражении и, между тем, сколько женского!» – восхищался он. Её стихи удивляют своей искренностью и красотой.

Брак не принёс Ростопчиной счастья. Её стихи рассказывали о несчастливой любви и жажде духовного понимания. «Энергия чувства» и «грустные порывы» – так критика определяла духовную основу поэзии Ростопчиной. Создаёт такие шедевры, как «Три поры жизни», «Безнадёжность», «Зимний вечер», они несут в себе сильное философское начало и заставляют задуматься о настоящих ценностях жизни.
Но третия пора теперь мне наступила, –

Но демон суеты из сердца изженен,

Но светлая мечта Поэзии сменила

Тщеславья гордого опасно-сладкий сон.

Воскресло, ожило святое вдохновенье!..

Дышу свободнее; дум царственный полёт

Витает в небесах, и божий мир берёт

Себе в минутное, но полное владенье;

Не сердцем – головой, не в грёзах – наяву,

Я мыслию теперь, живу!
«Высказать себя» – вот основное направление литературной музы Ростопчиной. (Слайд № 9)
18. 4-ый участник:
– Осенью 1836 г. Ростопчины переехали в Петербург. Евдокия Петровна окунулась в литературный, музыкальный и артистический мир Невской Венеции. Красота, блистательный ум, исключительная начитанность Додо собирали на вечера к Ростопчиным многих выдающихся людей того времени. Частыми гостями были Глинка, Даргомыжский, Ференц Лист, собирались известные писатели Жуковский, Пушкин, Вяземский, Вл. Одоевский, Плетнёв, Соллогуб. Накануне своего поединка Пушкин обедал у Ростопчиных.
О, не забуду я,

Что Пушкина улыбкой вдохновенной

Был награждён мой простодушный стих…
Уже после смерти поэта она получила от Жуковского необыкновенный подарок – последнюю черновую тетрадь Пушкина, в которую он ничего не успел записать. В этой тетради насчитывалось до полутораста стихотворений Ростопчиной. Только в 1928 г. вернулся на родину этот ценный документ, сейчас он хранится в Пушкинском доме.
19. 5-ый участник:
– К концу 30-х г. поэтическое мастерство Ростопчиной достигло наибольшего расцвета. Её охотно печатали столичные журналы. Плетнев, возглавивший после смерти Пушкина «Современник», писал о таланте поэтессы: «Она, без сомнения, первый поэт теперь на Руси». В 1839 г. вышли «Очерки большого света», подписанные псевдонимом «Ясновидящая». В сочинении звучал протест против бездушия «света» и требование признать за женщиной право на любовь по её свободному выбору, на духовную свободу. Весной 1841 г. появился сборник первых стихов. Здесь были послания друзьям-поэтам.

Тема любви, лирика сердца, страдающего от ревности, невнимания, нечуткости мужчин.
20. 6-ой участник: (слайд № 10)
– Литературный портрет Ростопчиной немыслим без имени Лермонтова. Поэзию Ростопчиной и Лермонтова роднила общность духовного склада. Евдокия Петровна хорошо понимала своеобразие личности поэта. Она вспоминала: « Отпуск его подходил к концу. Лермонтову очень не хотелось ехать, у него были всякого рода дурные предчувствия. Мы собрались на прощальный ужин, чтобы пожелать ему доброго пути. Я одна из последних пожала ему руку…Лермонтов вписал в альбом, подаренный ей, посвящение «Графине Ростопчиной»:
Я верю, под одной звездою

Мы с вами были рождены…
Через несколько месяцев в Петербург пришло известие о гибели поэта.
Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой.

Весной 1845 г. поэтесса с мужем и тремя детьми уехала в двухлетнее путешествие по Европе. Много работает.

В Риме встречается с Гоголем.


Из-за «опасного сочинения» «Насильный брак» (стихотворение, в котором изображено угнетение Польши русским самодержавием) Ростопчиной пришлось жить в Москве (из Петербурга она была удалена). Дом Ростопчиных стал одним из самых известных литературных салонов города. В этом доме Л.Н.Толстой познакомился с А.Н.Островским. Но чаще всего у Ростопчиных собирались сотрудники журнала «Москвитянин», в котором Евдокия Петровна стала принимать участие.
21. 7-ой участник:
– В 1840 – 1850 г.г. Ростопчиной были созданы и крупные произведения: романы «Счастливая женщина», «У пристани», роман в стихах «Дневник девушки», историческая сцена в стихах «Монахиня» и ряд произведений для сцены. Но эти сочинения не принесли ей славы. С конца 40-х г. наблюдается резкое падение читательского интереса к ней.

В 1850-е г. она чувствует себя чужой. Особенно беспокоили Ростопчину демократы-разночинцы. Их влияние на общественную жизнь, не признающие «авторитетов» статьи в «Современнике» вызывают у писательницы-аристократки резкую неприязнь, раздражение.

Она не в силах понять, что история постоянно развивается, одно поколение сменяет другое. Общественная позиция Ростопчиной – это позиция определённой части дворянской интеллигенции николаевского времени. Ей был глубоко чужд призыв Белинского к писателям с демократической идеологией содействовать «внутреннему сближению сословий».

В стихотворении «Моим критикам» она писала: (слайд №11)
Я разошлася с новым поколеньем,

Прочь от него идёт стезя моя,

Понятьями, душой и убежденьем

Принадлежу другому миру я!
22. 8-ой участник:
– В апреле 1858 г. уже больную поэтессу посетил находившийся проездом в Москве знаменитый автор «Трёх мушкетёров». До этой встречи Ростопчина была знакома с Дюма лишь по переписке. Теперь же встретилась лично. По просьбе французского гостя Ростопчина написала воспоминания о Лермонтове и отправила их вместе с французским переводом пушкинского стихотворения «Во глубине сибирских руд».

Ростопчина умерла 14 декабря 1858 г. в Москве.

Ростопчина была поэтессой пушкинской плеяды, одна из первых писательниц, заставившая задуматься о «поэтике женской души».
23. Слово учителя:
– Евдокия Петровна Ростопчина – олицетворение «поэтики женской души». Она умела высказать себя. Её поэзию любили, глубоко ценили.
24. 9-ый участник:
– М.Ю.Лермонтов. Отрывок из стихотворения «Графине Ростопчиной».
Я верю: под одной звездой

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны.

Но что ж! – от цели благородной

Оторван бурею страстей,

Я позабыл в борьбе бесплодной

Преданья юности моей.

Предвидя вечную разлуку,

Боюсь я сердцу волю дать;

Боюсь предательскому звуку

Мечту напрасную вверять…


Литература

1. М.Ю. Лермонтов. Сочинения. Том 1. Москва. Издательство «Правда» 1988.

2. Русские поэты. Антология. Том 2. Москва. «Детская литература» 1991.

3. М.Ш. Файнштейн. писательницы Пушкинской поры. Ленинград.

«Наука» 1989.


Похожие:

Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconПояснительная записка География. Экономическая и социальная география...
На базовом уровне на изучение предмета отводиться 69 часов учебного времени: соответственно в 10 классе 35 и 11 классе 35. Этому...
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconМетодическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconНазначение и возможности текстовых редакторов и текстовых процессоров
Методика преподавания работы с текстовой информацией состоит из двух частей: теоретической и практической
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconИнструкция по выполнению работы в комплексной работе 26 заданий. Состоит из двух частей
В каждой части задания по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Формирования универсальных учебных...
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» icon«День Победы – как он был от нас далек…» Методическая разработка классного часа
Данная методическая разработка выполнена в помощь классному руководителю, воспитателю
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconПояснительная записка к учебному плану мбоу дод «Дом детского творчества»
Протокол заседания управляющего совета Протокол заседания педагогического совета
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному...
Методическая разработка предназначена как для проведения внеклассного мероприятия на тему «Выбор», так и работе на уроке по курсу...
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconПояснительная записка Курс истории в 8 классе состоит из двух курсов:...
Курс истории в 8 классе состоит из двух курсов: «Новая история. XIX начало XX века» и «История России XIX век». Данная программа...
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconЭкзамен по литературе за I полугодие в 5 классе Учитель: Бондарь...
Экзаменационное задание состоит из устной и письменной частей, которая, в свою очередь, делится на тест «Частичный формальный анализ...
Пояснительная записка Методическая разработка дана в форме заседания литературного салона. Состоит их двух частей: I часть «Царица муз и красоты» iconМетодическая разработка родительское собрание в форме игры «Счастливый случай»
Показать значимость работы воспитателя логопедической группы в воспитании умений и навыков ребенка
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница