Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году




НазваниеАнали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы


А Н А Л И З

результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году


  1. Цель проведения экзамена

Экзамен проводится с целью государственной (итоговой) аттестации по литературе выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися программным материалом.

Работа рассчитана на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), включая c углубленным изучением литературы. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных десятых классов, а также при приеме в учреждения системы начального и среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.
^ 2. Нормативные документы

Содержание экзамена 2009г. регламентировалось следующими документами:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998

№ 1276 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. История. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


^ 3. Охват учащихся по предмету – 2569 человек


4. Особенности структуры экзаменационной работы в 2009 году

Экзаменационная работа по литературе для выпускников 9 класса состоит из двух частей (общее время экзамена составляет 180 минут). В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений.

^ Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов. Один из них экзаменуемому необходимо выбрать. Один вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения, другой – анализ лирического стихотворения (или басни).

К текстовому фрагменту (или стихотворению, или басне) отнесена система письменных заданий (по 5 вопросов для каждого варианта), нацеливающих на анализ проблематики художественного текста и основных средств раскрытия авторской идеи.

Пятое задание обоих вариантов (1.1.5 и 1.2.5) выходит за рамки конкретного эпизода (стихотворения или басни) и требует его рассмотрения в сопоставлении с другим изученным произведением с учетом контекста всего произведения.

Вторая часть экзаменационной работы содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 150 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чье стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX веков), однако эти задания должны быть связаны с текстами части 1 на уровне тематики и проблематики. Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ века и может быть не связано с текстами части 1 экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает один из пяти предложенных ему вопросов и дает на него полноформатный аргументированный ответ в жанре сочинения (на эту часть работы учащемуся предлагается отвести 120 минут). При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого).
^ 6. Результаты выполнения заданий первой части работы, типичные ошибки.

Анализ письменных работ выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сформированностью комплекса умений, проверяемых при написании как ответа ограниченного объема, так и при написании развернутого ответа ограниченного объема с выходом в литературный контекст.

В первой части проверяется выполнение заданий 1.1.1. – 1.1.4; 1.2.1. – 1.2.4. Экзаменуемый должен продемонстрировать понимание сути проблемы, объяснить позицию автора и сформулировать свою, аргументировав ее соответствующими доводами. Задание для девятиклассника сложное, так как предполагаемый объем ответа 3 – 5 предложений. Ответ должен быть кратким, точным и аргументимрованным. Анализ представленных работ показал следующее:

- хорошо понимают проблематику произведения и авторскую позицию, а также умеют кратко и обоснованно излагать свои мысли 5% обучающихся, сдававших данный экзамен;

- хорошо ориентируются в проблематике произведения, но ограничиваются изложением собственного видения 32,8% обучающихся;

- упрощенно понимают проблематику произведения 61% обучающихся;

- не умеют обсновывать свое мнение текстом, т.е. работают без опоры на текст или подменяют рассуждение пересказом – 58% обучающихся;

- допускают фактические и ошибки, связанные с содержанием или знанием теории литературы – 45% - 48% обучающихся;

- допускают речевые и грамматические ошибки – более 90%.

^ Наиболее трудными из заданий первой части для 9 – классников стали вопросы, связанные с анализом лирического произведения. Только 8% учащихся выбирали вариант 2,предполагающицй работу со стихотворением. Отвечая на вопросы данного варианта, ученик должен понимать образную природу искусства слова, хорошо знать выразительные средства языка и теорию литературы; уметь различать лирического героя и автора произведения. Недостаточное знание именно теоретической стороны предмета «Литература», а также, возможно, сложность восприятия классической поэзии в подростковом возрасте и является причиной редкого выбора второго варианта Iчасти.

Самыми непопулярными оказались вопросы к стихотворению Ф. Тютчева «Тени сизые смесились…» (вар. 903), А.К. Толстого «Средь шумного бала, случайно»(вар 902) и А.А. Фета «Прозвучало над ясной рекою» (вар 901). – 1,3%. Эти стихи принадлежат к пейзажной и любовной лирике, и задания к ним требуют от ученика умения видеть выразительные средства и понимать их роль в раскрытии авторского замысла. При анализе вышеназванных стихотворений были допущены ошибки, связанные с пониманием и уместным употреблением литературоведческих понятий и выразительных средств языка, например:

- «эпитеты в этом стихотворении играют роль одушевления природы»;

-«стихотворение А.Фета проникнуто романтическим настроением. Это выражают эпитеты «разлетелись, как дым, облака»;

- « они используют разные стили ямба». и т.д.

Неразличение средств художественной выразительности, неумение внятно объяснить их роль связано с недостаточным вниманием к подобным вопросам на уроках литературы.

Подавляющее большинство учащихся, выбравших анализ лирического произведения, предпочли стихотворение А.С. Пушкина «Пророк», тем более задание 1.2.5. данного варианта предполагает сравнение этого произведения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Пророк». Оба стихотворения являются программными для поэтов, их анализу, в том числе и сопоставительному, уделяется достаточное время на уроках литературы.

^ Вопросы первой части первого варианта касались знания содержания и понимания проблематики прозаического или драматического произведения; на уроках литературы заданиям подобного типа уделяется значительно больше времени, чем анализу лирических произведений, но и при выполнении подобных заданий было допущено много ошибок:

1.Не понимание или незнание проблематики произведения:

-«Печорин затрагивает проблему счастья. Печорин любит одну, а добивается другую. Пока в то время Мери сходит с ума, дожидаясь его». (по творчеству Лермонтову)

- «Данный эпизод затрагивает тему отношений между людьми. Проблема заключается в рассуждениях Печорина о своем поведении. Лермонтов показывает размышления своего героя, то как он презирает себя за свое безверие, увлечение, эгоизм. Что касается нравственных проблем, то это любовь, страсть, страдание…» (по т- ву Лермонтову)

- «Мне кажется положительными героями в рассказе «Недоросль являются Простаковы , потому, что они губят самую идею власти, а могут погубить и государство, вновь доведя народ до восстания».(по т-ву Фонвизина)

- «В сказке рассказывается про двух генералов, какие они были знатные, состоятельные, были в высших сословиях» (по т-ву Салтыкову – Щедрину)
2. Упрощенное понимание проблематики произведения:

- «Его мучило беспокойство. Ведь генерал Бризжалов – начальник, хоть инее его, но все же начальник. Бризжалов занимал высокий чин, и Червяков боялся, что он сердится на него, поэтому так настойчиво извинялся»; (по т-ву А.П. Чехова)

- «Салтыков – Щедрин высмеивает недостатки и характеры генералов. Они не могут прокормить себя. Автор высмеивает необразованность ,а также отсутствие логики мышления» (по т-ву Салтыкова- Щедрина)

- «Источником наслаждения для Печорина является бесконечная любовь к Вере» (по т-ву М.Ю. Лермонтова)


3. Фактические ошибки, связанные со знанием и пониманием содержания, а также употреблением литературоведческих терминов:

- Червяков был человек военный;

- казачка Белла

- роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в середине 19 века;

- народ старался угодить ревизору

- в рассказе «Горе от ума»;

- Простакова - истинная рабовладелица;

- Чацкий – герой комедии «Недоросль;

- в поэме «Евгений Онегин»

Подобные ошибки показывают плохое знание содержания произведений и слабое владение теоретико – литературными понятиями.

Здание 1.1.5.или 1.2.5. предполагало сравнительный анализ фрагментов по указанному в задании направлению.

Это задание выполнено менее успешно подавляющим большинством учащихся. Сопоставляя предложенные фрагменты ученики чаще ограничиваются общими рассуждениями о произведении, чем отталкиваются от конкретных отрывков, чаще видят общие моменты, нежели отмечают различие во взглядах, поведении, жизненных принципах. Это говорит о недостаточно сформированном умении проводить сравнительный анализ по заданному направлению.

Например, сопоставляя фрагменты из «Горя от ума» и «Недоросля», посвященные высказываниям персонажей о значении образования, учащиеся отмечали сходство во взглядах героев: решающую роль в жизни общества играет не образование, а чины, деньги, происхождение, но не замечали интересного различия: если Простакова считает учение попросту бесполезным, то герои «Горя от ума» видят в образовании угрозу стабильности существующего общества.

Многочисленные логические, речевые и грамматические ошибки говорят о неумении выстроить связное грамотное высказывание, то есть о несформированности у 60% выпускников 9 классов коммуникативной компетенции.
^ Результаты выполнения второй части работы, типичные ошибки


№ варианта

Темы сочинений

Количество/доля обучающихся, выбравших данную тему

901

2.1.Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина?

9%




2.2.Какие особенности лирики А.К. Толстого позволяют назвать ее романтической?

0,2%




2.3. Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

4%




2.4. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы?


6%




2.5. Какими чертами наделен праведник в изображении А.И. Солженицына ( по рассказу «Матренин двор»)?

4%

902.

2.1.Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

7%




2.2. Как показана связь мира природы и мира человека в лирике А.А. Фета?


0,3%




2.3. Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?



5%



2.4. В чем своеобразие раскрытия темы предназначения поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?



3%




2.5. Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина ( по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)?

7%

903.

2.1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)


9%




2.2. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»?


0,8%




2.3. Почему Хлестаков оказывается в роли ревизора?


12%




2.4. Какой предстает Муза в лирике Н.А. Некрасова?


2%




2.5. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В.М.Шукшина «Чудик»?

2%

904.

2.1. Почему рассказ А.П.Чехова называется «Смерть чиновника»?


4%




2.2. В чем видит А.С. Пушкин предназначение истинного поэта?


5%




2.3. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова играют женские образы?


5%




2.4. Кого и за что высмеивает М.Е. Салтыков-Щедрин в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

10%




2.5.В чем своеобразие раскрытия темы Родины в лирике С.А. Есенина ?

2%

Не приступали




(3 %)



Первый вопрос каждого комплекта тем, относящийся к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1, выбрали 29% учащихся второй вопрос, относящийся к творчеству поэта, чье стихотворение включено во вторую часть выбрали 5,3 % выпускников. Как видим, темы по лирическим произведениям выбирались учащимися в несколько раз реже, чем по прозе.

Экзаменуемые в большинстве своем выбрали темы сочинений, сформулированные по произведениям, изученным в 9 классе. Данные элементы содержания образуют базис литературных знаний курса литературы основной школы, поэтому им уделяется наибольшее внимание на уроках.

Рекомендации
Администрации образовательных учреждений

1.Проанализировать результаты итоговой аттестации по литературе в 9 классах

2.Обеспечить совершенствование методики преподавания литературы, основываясь на:

- рекомендациях методистов «САР ИПК и ПРО» по данному предмету;

- регулярном посещении семинаров по актуальным вопросам преподавания литературы;

- передовом педагогическом опыте учителей победителей ПНПО;

- активном применении дистанционных форм обучении с использованием сети Интернет.
Руководителям РМО и ШМО
1.Проанализировать результаты итоговой аттестации по литературе в 9 классах своего района.

2. Ознакомиться со следующими документами:

- «Анализ результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году»;

- «Справка по результатам апробации вариантов КИМ по литературе для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 класса общеобразовательных учреждений в независимой форме»;

-«Аналитическая справка по итогам повторной выборочной проверки экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Саратовской области 2009 года. Литература»

3.Провести семинары для филологов своего района по итогам проверки экзаменационных работ по литературе за курс основной школы.

^ Учителям русского языка и литературы.

  1. На заседаниях ШМО провести анализ результатов итоговой аттестации по литературе за курс основной школы с вынесением конкретных рекомендаций и сроков исполнения.

  2. Совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом новых форм итогового контроля по литературе.

  3. Ознакомиться с рекомендациями СарИПКиПРО «Новые формы промежуточной аттестации по литературе за курс основной школы» и использовать их в своей работе.

  4. На уроках литературы чаще давать задания, направленные на сопоставительный анализ литературных явлений.

  5. При анализе литературного материала регулярно проводить работу с теоретико – литературными понятиями.

  6. На уроках литературы постоянно выделять время на обучение краткому письменному ответу на поставленный вопрос.

7. Желательно обратить внимание на работу с анализом эпизода (портрет, пейзаж, интерьер и т.д.): место эпизода в структуре произведения, его роль в раскрытии авторского замысла, сюжета, характера героя и средства создания этого характера, и анализом лирического произведения.

8. Необходимо больше времени уделять формированию культуры устной и письменной речи. Анализ эпизода, анализ стихотворения может завершаться небольшой письменной работой (краткий ответ на вопрос в конце урока (5-7 предложений); необходимо формировать умение выстраивать ответ ясно и логично.

9. Больше времени уделить формированию умения комментировать авторские высказывания; разумно, обоснованно привлекать текст для аргументации своих выводов, не перегружая ответ излишними подробностями.



Похожие:

Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconМетодические рекомендации об использовании результатов экзамена по...
Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации учащихся девятых классов
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconЗаседание гэк проводится в двухдневный срок с момента получения результатов экзаменов
Од «Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о результатах единого государственного экзамена в Тюменской области в 2011 году и...
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconЗаписка
Программы по литературе для 5-11 классов авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconПриказ от 21 марта 2012 года №107 Об учете результатов государственной...
В соответствии с п. 5 Порядка приёма в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального...
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconО проведении пробного единого государственного экзамена по математике в 2013 году
Главой администрации мо го «Сыктывкар», Планом работы Управления образования администрации мо го «Сыктывкар» на 2013 год и с целью...
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconОренбургской области прика з
«Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы...
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconОб организации и проведении регионального экзамена для обучающихся...
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Подольская средняя общеобразовательная школа»
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по литературе...
Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании литературы...
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconПриказ от 20. 02. 12 №240-о г. Иваново Об утверждении состава предметных...
Утвердить состав предметных комиссий по проведению единого государственного экзамена в Ивановской области в 2011 году
Анали з результатов экзамена по литературе обучающихся 9 классов Саратовской области в 2009 году iconЭнгельсскии муниципальный район саратовской области администрация...
«Основная общеобразовательная школа №26»г. Энгельса Саратовской области 413118, г. Энгельс Саратовской области ул. Маяковского,167„...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница