Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе




НазваниеКонспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
КОНСПЕКТ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО 450-ЛЕТИЮ ВХОЖДЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА В СОСТАВ РОССИИ, ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ.

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с. Юмагузино муниципального района Кугарчинский район РБ Каразбаева Валентина Николаевна.

ТЕМА УРОКА: «Развитие речи. Описание одежды».

Цели урока:

- продолжить обучение такому типу речи, как описание; формировать способность находить особенности во внешнем облике человека, его одежде; развивать умение передавать описание одежды словами;

- развивать навыки монологической устной и письменной речи; развивать умение выступать перед аудиторией;

- воспитывать интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Оборудование: книги Кирея Мэргэна «Крыло беркута» и А.К.Толстого «Князь Серебряный»; репродукции деталей национальной одежды русских и башкир; репродукции картин художников И.Я.Билибина «Аленушка и братец Иванушка», В.М.Васнецова «Аленушка», А.Г.Венецианова «На жатве. Лето»; Р.Хабирова «Девушка в башкирском костюме».
^ Оформление доски: Эпиграф: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». (Д.С.Лихачев). Толкование слова этнографический. Слова, обозначающие вид одежды. Репродукции.






^ ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, какой великий юбилей празднует Башкортостан в 2007 году?

/ Это год 450-летия добровольного объединения Башкортостана и России /

Учитель: Известно, что в конце 1555 или начале 1556 года к русскому царю Ивану Грозному прибыли башкирские князья с просьбой добровольного вхождения в состав России. Какою была жизнь башкир того времени? Что толкнуло их к этому судьбоносному решению? Об этом вы можете узнать, прочитав книгу Кирея Мэргэна «Крыло беркута». А о времени Ивана Грозного повествует роман А.К.Толстого «Князь Серебряный». /Показать книги/.

Прочитав эти книги, вы узнаете, что это было тяжелое, смутное время. И два великих и сильных народа - русские и башкиры - объединились, чтобы стать еще сильнее.

При всех культурных, вероисповедальных различиях у русских с башкирами очень много схожего в отношениях к своему дому, семье, родному краю, в нравственных понятиях.

Сегодня я приглашаю вас посмотреть, как одевались люди в далекие времена. Одежда может многое рассказать о человеке, его социальном статусе, привычках, культуре. Не зря известная пословица начинается со слов: «По одежке встречают...»

Мы совершим заочное путешествие в этнографический музей. Помогут мне в этом экскурсоводы, роль которых будут исполнять ребята нашего класса.

Прилагательное этнографический образовалось от существительного этнография. Словарь С.И.Ожегова даёт такое толкование этого слова: этнография – 1. Наука, изучающая… материальную и духовную культуру, особенности быта какого-нибудь народа. 2. Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа (народов).

^ II. Рассказ учеников о русском костюме.

/ Рассказы подготовлены заранее./

1 экскурсовод: На притяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне. Именно они сохраняли национальную русскую культуру. И русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм крестьянский, хотя было время, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Рубаха считалась оберегом от злых сил. Поэтому детям шили рубахи не из новой ткани, а из старой одежды родителей. Девочкам - из рубахи матери, мальчикам - отца. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продаешь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длинной до пят. Её изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком - стойкой. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, аппликацией. Красный цвет в вышивке символизировал солнце, огонь, а черный - землю-матушку.

На Руси никогда не ходили «распояской». По поверью, подпоясанного человека бес боится, поэтому пояс был украшен символами защитного свойства, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберегом.

Поверх рубахи, особенно в праздничные дни, надевался сарафан и передник. Праздничные передники и сарафаны вышивались красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о её желаниях, мечтах. В верхней, наиболее близкой к сердцу части передника вышивали то, что женщина просит у Бога. Ромбо-точечный орнамент был пожеланием плодородия и плодовитости, птицы были символами девочек, знаком верхнего мира, кони, связанные со средним, земным миром, были символами мальчиков.

2 экскурсовод: Обувью женщинам, как и мужчинам, служили лапти, которые носили с белыми, а иногда и с черными онучами или шерстяными вязаными и богато украшенными длинными носками. Была также и кожаная обувь - чоботы или коты, которые украшались спереди и поверху красным и желтым сафьяном.

Образ русской женщины невозможно представить без головного убора. С непокрытой головой женщине на Руси разрешалось ходить только до замужества, волосы необходимо было заплетать в одну косу - в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Конец косы девушки украшали накосником, он мог быть любой формы: круглой, бантиком, полумесяцем. Во время свадебного обряда подружки прощались с невестой, расплетали косу и плели две височные косы, которые укладывались вокруг головы и убирались под кичку, специальный головной убор.

По древнему обычаю замужняя женщина никогда при людях не ходила с непокрытой головой. Считалось, что волосы обладают магической силой, и выходя замуж, становясь членом чужой семьи, женщина должна была прятать волосы, чтобы не принести несчастья мужу и его родственникам. Спутанные волосы воспринимались в народе как принадлежность к колдовству. Поэтому Баба-Яга в сказках всегда со спутанными и всклокоченными волосами.

Самым распространенным головным убором девушки был платок. В платке было удобно работать, стирать, готовит, ухаживать за скотиной. Девушки могли украшать голову и лентой. По праздникам надевали разные головные уборы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, почелки, кички, перевязки, кокошники, коруны. Украшались они ряснами - подвесками в форме вертикальных полос, опускавшихся от кокошника вниз.

Дополняли костюм крестьянки нагрудные и шейные украшения из цветных бус, ожерелий, украшений из разноцветной шерсти, бисера, плетеной тесьмы.
^ III. Работа с картинами И.Билибина и В.Васнецова.

Учитель: Художник Иван Яковлевич Билибин очень любил русские народные сказки и создал множество иллюстраций к ним. Давайте рассмотрим одну из них, нарисованную к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

- Кого и что мы видим на картине?

/На фоне природы стоят Аленушка и Иванушка. Вдали виднеется лес, кони пасутся на лугу у реки./

- Как одеты Аленушка и Иванушка?

/Аленушка одета в классическую русскую, вышитую красными нитями рубаху и синий сарафан. По низу сарафан оторочен красной лентой. Девочка подпоясана красным же плетеным пояском. На голове Аленушки белый платочек повязан так, как повязывали его деревенские девочки. Братец Иванушка - в рубахе навыпуск и портах. Он тоже подпоясан. Оба босы, как всякие деревенские дети./

Учитель: На картине художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова Аленушка предстает перед нами в другом виде. Сам художник рассказал об этой картине так: «Аленушка, как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах!.. Каким-то особым русским духом веяло от нее!»

- А какую вы видите на картине Аленушку?

/Девочка сидит на камне, положив руки на колени и опустив на них голову. Грустный, печальный взгляд ее темных глаз прикован к воде. Фигура ее видна плохо, но можно увидеть, что одета она как деревенская девочка - в рубаху и пестрый сарафан. Сарафан подпоясан поясом, украшенном кистями. На сарафане нет вышивки и других украшений./

- Как вы думаете, почему волосы Аленушки растрепаны, а не заплетены в косу, как того требуют русские традиции?

/Растрепанные волосы говорят о том, как сильно ее горе, велика печаль. Она не думает ни о каких обычаях./
^ IV. О башкирском национальном костюме.

Учитель: А сейчас я хочу обратить ваше внимание еще на одну картину, где тоже изображена девушка в национальном костюме. Я показываю вам не всю картину, а только ее фрагмент - нижнюю часть. Можете ли вы сказать, девушка в каком национальном костюме изображена на этой картине?

/Эта девушка в башкирском национальном костюме. Об этом свидетельствуют нашитые на одежду серебряные монеты. Рукав одежды обшит полосами желтого, красного, зеленого цвета. Так украшали башкирский костюм./

Учитель: Да, перед вами репродукция картины Рашита Хабирова «Девушка в башкирском костюме». Послушайте сообщение о том, каков национальный костюм у башкирских женщин.

Экскурсовод: Старинные платья башкирских женщин в основе кроились так же, как мужские рубахи. Они были цельными или составными - с юбкой. Между верхом и юбкой обычно вставлялась поперечная полоска ткани - пояс. Платье имело воротник-стоечку. Около нагрудного разреза полукругом прикреплялись цветные полоски и ленты. В некоторых местах женщины надевали нагрудники, украшенные монетами, кораллами и ракушками.

Повседневной (в первую очередь, у пожилых) и праздничной одеждой являлся безрукавный камзол. Он одевался поверх платья и украшался монетами, вышивкой бисером или стеклярусом.

В северных и центральных районах носили цветные приталенные бешметы, в южных и восточных - темные просторные еляны. На елян из хлопчатобумажной или шерстяной ткани также делали нашивки из кораллов, бисера, серебра. Ворот, рукава и полы обшивали полосами красного, зеленого, синего и желтого сукна, узким и широким позументом. Некоторые еляны имели наплечную вышивку или наплечники из галуна с бахромой.

Меховая женская одежда имелась только в состоятельных семьях.

Обувь обычно изготовлялась из кожи, иногда в комбинации с сукном. Престижной обувью были сапоги, нарядные из добротно выработанной мягкой кожи. Они были на каблуках с подковами. Пожилые женщины предпочитали мягкие ичиги, которые за пределами дома носили с кожаными галошами. Была и другая обувь, а вот лапти у башкир не прижились.

Самым распространенным головным убором у женщин всех возрастов был платок. Его носили в расправленном виде, покрыв голову, плечи и верх спины, скрепляя два ближайших угла под подбородком в узел. Иногда поверх платка надевали меховую шапку, праздничный убор - кашмау, набрасывали шелковую или кашемировую шаль с бахромой.

Древним и самобытным убором является кашмау. Его основой был плотно охватывающий голову «шлем» с отверстием на макушке, длинной наспинной полосой, заканчивающейся бахромой. Красную ткань на войлочной или суконной подкладке покрывали монеты. Поверх них прикреплялись подвески - накосники. На наспинной узкой полосе выполнялся бисером орнамент в виде разноцветных ромбов, треугольников, квадратиков, полос. Использовались для украшения перламутровые пуговицы и раковины. Массивные подвески пристегивались к уголкам шлема у щек, закреплялся убор под подбородком изящной пряжкой.

Традиционный костюм дополняли украшения. Кольца, браслеты, накосники, ожерелья и небольшие нагрудники носили постоянно. «Звон серебра» считался охранным. В праздники, на свадьбу или в гости надевали все имеющиеся украшения.
^ V. Творческая работа.

Учитель: Предлагаю вам рассмотреть картину Алексея Гавриловича Венецианова «На жатве. Лето» и описать одежду русских женщин, изображенных на этой картине, или же одежду девушки в башкирском костюме с картины Рашита Хабирова. В своем сочинении используйте слова, написанные на доске (рубаха, сарафан, пояс, кокошник, накосник, елян, кашмау, орнамент, подвески).

/Работа учащихся над сочинениями, чтение нескольких после их написания./


^ VI. Выводы и обобщения.

Учитель: Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева, взятые эпиграфом к нашему уроку? /Каждый человек должен знать историю родного края, свои корни, культуру народа, рядом с которым он живет. Только тогда человек может считать себя образованным, цивилизованным, культурным./

Используемая литература:

2. Учебно-методическая газета «Искусство» № 20, 2006.

1. Юсупов Р.М. и др. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

Похожие:

Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconУрок смотр знаний. Тема урока: Обобщающий урок по теме “Однородные...
Конспект урока, посвященный 450 – летию добровольного присоединения Башкортостана к России, по русскому языку в 8 классе
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения...
Конспект урока, посвящённый 450-летию добровольного присоединения Башкортостана к России, в 6 классе по биологии по теме:,,Растительные...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока о Башкортостане, посвящённый 450- летию присоединения...
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о ходе, условиях и последствиях присоединения башкир к Русскому государству; закрепить...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонференция состоится 10-11 апреля 2007 года в г. Уфе на базе Института...
Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции, посвящённой 450-летию вхождения Башкортостана в состав...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе
Цель: обобщить и систематизировать знания по темам «Глаголы» и «Однородные члены предложения»
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconОписание внешности человека конспект урока. Открытый урок Сталинград....
Совершенствование обучения русскому языку в 5-9-х классах самым тесным образам связано с решением такой сложной и крайне важной проблемы,...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная...
«Урок развития речи. «Текст – портрет» (подготовка к сочинению-рассуждению задания С)»
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconУрока: Строчная и заглавная буквы Дд. Перенос слов. Географические названия
Конспект урока по русскому языку (письмо) по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconРабочая программа по русскому языку в 10 классе Пояснительная записка
...
Конспект урока, посвященного 450-летию вхождения башкортостана в состав россии, по русскому языку в 6 классе iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе
Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница