Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ




НазваниеПодготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРеферат


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

Подготовка юных шахматистов с использованием

компьютерных программ

Кемерово 2012



Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования

^ Подготовка юных шахматистов с использованием

компьютерных программ

(методические рекомендации)




Исполнители
Балдин Виталий Иванович, тренер-преподаватель МБОУДОД

«Детско-юношеская спортивная школа №2» г. Прокопьевск

^ Емельянов Михаил Николаевич, тренер-преподаватель МБОУДОД

«Детско-юношеская спортивная школа №2» г. Прокопьевск
Консультант

Дорн Марина Викторовна,

к.п.н., доцент кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО

Кемерово 2012


Содержание


Введение……………………………………………………………………..

3

1. Концепция информатизации образования……………………………….

5

1.1. Современные информационные технологии в образовании………….

5

1.2. Информационные технологии в шахматах…………………………….

8

2. Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ………………………………………………………………………


10

Заключение……………………………………………………………………

17

Список литературы…………………………………………………………...

18

Приложения……………………………………………………………………

20


Введение
Отечественная шахматная школа на протяжении многих десятилетий является ведущей в мире. Накопленный ею опыт обобщен в серию программ подготовки юных шахматистов, имеющих большую методическую ценность. Наиболее известные из них разработаны заслуженными тренерами России А.Н. Костьевым [7] и В. Голенищевым [4].

Однако их программы созданы много лет назад, не рассчитаны на современные нормативы работы с учебно-тренировочными группами 1, 2-го года обучения и не содержат новейшей информации. Всеобщая компьютеризация учебных заведений создала материальную основу для повсеместного внедрения обучающих программ в процесс подготовки юных шахматистов. Такой подход требует внедрения новых форм обучения с использованием современных педагогических новаций, которые предполагают широкое использование возможностей персонального компьютера. В настоящее время имеется целый ряд отечественных обучающих компьютерных шахматных программ, позволяющих выбрать нужный пакет, соответствующий уровню подготовки обучаемых. Включение обучающих программ в учебный процесс помогает его построить с учетом индивидуальных особенностей обучаемого, сделать этот процесс динамичным и наглядным. Значительно облегчается в период проведения занятия работа тренера, использующего методический материал, заложенный в обучающей программе и содержащий обобщение опыта лучших шахматных методистов, что позволяет компенсировать дефицит качественной шахматной литературы. При наличии ПК дома у обучаемого упрощается составление плана самостоятельной работы, ее проведения, контроля качества выполнения родителями, преподавателем и самоконтроля.

Актуальность методической разработки в ее своевременности. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Цель: Подготовка спортсменов-разрядников, владеющих современными компьютерными технологиями и широким арсеналом позиционных и тактических приёмов, для участия в соревнованиях различного ранга.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1.Образовательные

- научить современным компьютерным технологиям для совершенствования уровня игры шахматистов;

- привить детям навыки самостоятельной работы с компьютерными программами, анализа своих партий, умение делать выводы и ставить задачи на будущее;

- освоить в полном объеме учебную программу  для повышения собственной квалификации.

2. Воспитательные

- воспитать гармонично развитого шахматиста, обладающего широким кругозором, обширным набором навыков и умений;

- выработать у ребенка объективность оценки соперников и самооценки;

3. Развивающие

- развить творческую личность, способную аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем.

1. Концепция информатизации образования

1.1. Современные информационные технологии в образовании
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии» [6].

Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду:

-совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

-переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

-информатизация процесса обучения и воспитания;

-оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

-создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

-создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

-участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

-интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Все это в полной мере применимо и к обучению шахматам в системе дополнительного образования.

В настоящее время ведется большой объем работа по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий в образование. В частности, существует интернет-портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», входящий в систему федеральных образовательных порталов. На нем ежедневно появляется информация о новых статьях, докладах, научно-практических конференциях по этому направлению.

В условиях информатизации некоторые авторы [9] даже предлагают новую парадигму образования, тесно связывая это с возможностями, предоставляемыми современной компьютерной техникой и средствами телекоммуникационной связи. Особенности новой парадигмы образования – создание условий для саморазвития, самостоятельного принятия решений, развития ответственности. Все вышесказанное о проблемах системы образования, новых возможностях, предоставляемых компьютерными и телекоммуникационными технологиями обучения и взаимодействия, отвечает основной цели обучения – научить учиться.


^ 1.2. Информационные технологии в шахматах
В настоящее время не существует обобщенного курса шахматной подготовки с использованием компьютерных технологий. Однако отдельные разработки и публикации по этому вопросу имеются. Наиболее полно использование компьютерных технологий в подготовке шахматистов рассмотрен в диссертациях И.В. Михайловой «Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет"» [10] и В.А. Полоудина «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников» [11]. В.А. Полоудиным также разработана авторская дополнительная образовательная программа «Электронные шахматы».

Спортивный тренер по шахматам и учитель шахмат общеобразовательной школы – это, в большинстве случаев, два различных специалиста. Но каждый из них обучает младших школьников одному и тому же – игре в шахматы. Главное различие в целевом и методическом подходе к обучению игре в шахматы заключается в следующем. В работе тренера у начинающего шахматиста развиваются, в первую очередь, спортивные качества, такие, как психическая выносливость, общая физическая подготовленность, теоретические знания шахматной игры. В работе учителя превалирует образовательная составляющая шахмат, в том числе развитие интеллектуальных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности. При обучении игре в шахматы со спортивным уклоном основными задачами являются выделение, отбор и подготовка потенциально перспективных шахматистов. В общеобразовательной школе игре в шахматы обучаются все желающие, вне зависимости от потенциальных способностей. Полоудин разработал методику обучения младших школьников шахматам с использованием компьютеров в школе. Нами же разработаны дополнительные образовательные программы для обучения шахматам с использованием компьютера детей среднего школьного возраста в условиях спортивной школы.

Современные компьютерные и коммуникационные технологии могут также использоваться при дистанционном обучении, в том числе детей с ограниченными физическими возможностями. Такие наработки также уже прошли практическую проверку и были опубликованы в статье А.Н. Костьева и И.В. Михайловой «Апробация информационно-коммуникативной технологии дистанционного обучения шахматам инвалидов» [8]. Описанный в этой статье опыт использования интернета и шахматных интернет-порталов во многом аналогичен нашему опыту использования интернет-ресурсов в подготовке шахматистов. Шахматы являются игрой, которая наиболее органично сочетается с интернет-технологиями. Компьютер позволяет не только иметь электронного партнера-тренера, но и через Интернет проводить лекции, уроки, получать информацию, обновлять базы с шахматными партиями. Такое гибкое взаимодействие трудно представить в других видах спорта.


^ 2. Подготовка юных шахматистов с использованием

компьютерных программ
Современные компьютерные технологии в последние годы оказали огромное влияние на шахматы. Причем коснулось это как профессионалов высокого уровня, так и начинающих шахматистов. Появилось множество специальных шахматных программ, предназначенных помочь шахматистам любого уровня. В современных шахматах уже становится невозможно достичь больших высот без использования компьютерной подготовки. Ярким примером тому является россиянка Александра Костенюк, которая с раннего детства в шахматной подготовки широко использовала компьютер, а в последствии стала чемпионкой мира среди женщин. Известно также, что лучший шахматист современности Гарри Каспаров во многом обязан своими успехами компьютерной подготовке.

Для начинающих шахматистов разработан целый ряд обучающих программ, способных во многом дополнить и даже заменить тренера. В нашем клубе мы используем несколько таких программ для самых маленьких, где в интересной для ребят игровой форме они решают шахматные задачи. Это хорошо способствует закреплению на практике ранее изученного с педагогом материала. Наилучшие практические результаты для обучения начинающих дает компьютерная программа «Динозавры учат шахматам» [5].

Обучающая компьютерная шахматная программа «Динозавры учат шахматам» имеет простой и понятный даже младшим школьникам интерфейс. В меню программы 4 раздела: «Учиться», «Играть», «Прогресс» и «Бой с динозавром». Раздел «Учиться» содержит 11 уроков, в которых в игровой форме динозавры объясняют обучающимся базовые шахматные знания и предлагают выполнить дидактические игровые задания для закрепления материала. В разделе «Играть» обучающийся может сыграть против компьютерного персонажа на разных уровнях сложности, в зависимости от этапа освоения программы. Раздел «Прогресс» наглядно показывает объем изученного материала. В разделе «Бой с динозавром» обучающийся может провести игровое сражение с динозавром в виде поощрения за успешное выполнение заданий. План-конспект вводного занятия с использованием этой программы размещен в приложении (Приложение 1).



Для разрядников используются другие программы, которые подразделяются на 3 типа: обучающие, игровые и информационно-поисковые.

Спектр обучающих программ компании ChessAssistant (ЗАО “ИнформСистемы” и ООО “Дайв”) достаточно широк, чтобы удовлетворить потребности как шахматистов различного возраста, так и уровня мастерства. Отметим также, что обучающие программы “закрывают” и все стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Для разрядников предназначены следующие обучающие компьютерные шахматные программы: «Энциклопедия миттельшпиля», «Шахматная стратегия», «Этюды для практиков», «Энциклопедия дебютных ошибок», CT-ART 3.0 (программа обучения шахматной тактике), «Практикум по эндшпилю». В каждой программе есть сотни заданий для решения различной сложности. В процессе решения программа выступает в роли тренера и спарринг-партнера: показывает опровержения ошибочных ходов, дает подсказки маркерами, стрелками, предлагает найти решения в побочных вариантах и т.п. Результаты решения заданий запоминаются; эта статистика хранится и может сравниваться для нескольких пользователей. Поэтому программы можно использовать и для индивидуального обучения, и для работы с большим количеством учеников. Программы позволяют создавать тесты для каждого пользователя в зависимости от уровня его игры и с учетом задач, которые решались ранее. По результатам теста оценивается уровень подготовки по заданной теме. Динамика роста каждого ученика фиксируется и выводится на экран в виде гистограмм, наглядно демонстрирующих изменение рейтинга.



Программа обучения шахматной тактике CT-ART 3.0 [2].

Программа представляет собой 3-е переработанное и расширенное издание популярной программы Искусство Шахматной Тактики. Программа предназначена для развития комбинационного зрения и счетных способностей шахматиста. Шахматный материал подготовлен российским гроссмейстером по переписке Максимом Блохом.

Обширный материал подойдет для игроков самой разной силы. Сложность примеров рассчитана на шахматистов массовых разрядов, но даже мастера и гроссмейстеры заинтересуются наиболее трудными примерами.

Более 1200 основных учебных заданий и около 1000 дополнительных, классифицированных по 3-м разделам:

Тактические приемы (Уничтожение защиты, Отвлечение, Завлечение, Открытое нападение, Вскрытие линии, Освобождение пространства, "Рентген", Перекрытие, и т.п.).

Комбинационные мотивы (Геометрические мотивы, Слабая вертикаль, Горизонталь или Диагональ, Оппозиция, Перегрузка, Плохое положение фигур, Ограничение материала, итп.).

Задачник (1200 заданий разбитые на 9 уровней сложности).



Другие названные компьютерные обучающие программы построены по схожему принципу и имеют однотипный интерфейс.

Примером игровой программы может служить Fritz 11[3], разработанная в Германии.




Эта программа может использоваться для игры с компьютерным соперником с выбранным уровнем сложности. Но основное ее применение – это компьютерный анализ сыгранных партий, который позволяет объективно оценить все допущенные ошибки и подготовиться к конкретным дебютным вариантам.

Программа позволяет сохранять партии в своей базе, а также подключать для анализа аналитические движки других разработчиков, в том числе новейшие движки Rybka и Houdinu, признанные в настоящее время сильнейшими.

Мощнейший инструмент для работы над шахматами и при подготовке к партиям – информационно-поисковая система Chess Assistant [1].



Версия Chess Assistant 10 вышедшая в 2008 году. СА 10 - это многофункциональная система для работы с шахматными партиями, для анализа и игры. Вот ее основные характеристики:

- мощная информационно-поисковая аналитическо-игровая система с базой данных содержащей более 4 миллинов шахматных партий;
- игровые программы: Rybka 3, Ruffian и Delfi;
- дебютная энциклопедия;
- доступ через интернет к игровому шахматному порталу «Шахматная планета».

Простой, но очень эффективный инструмент для изучения дебютов в ней, а также дебютного репертуара противника – «Шахматное дерево». «Шахматное дерево» содержит все встречавшиеся в базе партий позиции и ходы, ведущие в них и из них. Таким образом, можно выйти на любую позицию, переходя из начальной по играемым ходам. К каждому ходу дается обширная статистика: сколько раз он встречался, процент набранных очков белыми и черными, экспертная компьютерная оценка и другие данные. Непосредственно в дереве можно запустить на анализ игровую программу и посмотреть ее варианты и оценки; ввести ход, которого не существует и также проанализировать его.

По сравнению с дебютными справочниками-книгами, скорость обработки информации увеличивается даже не в десятки, а в сотни раз! Такая производительность незаменима во время участия в турнирах.

Встроенный интерфейс игры в интернете на портале «Шахматная планета» позволяет принимать участие в турнирах и встречаться с соперниками со всего мира не выходя из дома. Также через интернет еженедельно можно обновлять базу партий программы. Каждое такое обновление содержит 2-2,5 тысячи свежих партий.

Заключение
В данной работе описан широкий спектр компьютерных шахматных программ, используемых в процессе тренировки обучаемых. На основании изложенного материала можно сделать вывод, что комплекс разработанных в настоящее время компьютерных шахматных программ позволяет охватить весь контингент обучаемых от начинающих до спортсменов-разрядников, сформировать подходящий пакет программ для групп разного уровня подготовки. Использование компьютерных программ повышает эффективность процесса обучения, позволяет проводить объективный контроль усвоения обучающимися пройденного материала, открывает широкие возможности для их самостоятельной работы и самосовершенствования.

Кроме использования в процессе подготовки программного обеспечения в последнее время компьютерные технологии открыли новые горизонты и качестве средств коммуникации. Интернет предоставляет в этом плане огромные возможности. С его использованием теперь можно оперативно следить за текущими шахматными событиями в мире, получать доступ к новым теоретическим разработкам ведущих шахматистов. Успешным оказался также первый опыт использования интернета для проведения соревнований между шахматистами разных регионов без дорогостоящих поездок в гости друг к другу, а через экран монитора компьютера. Например, в последнее время, регулярно проводятся турниры школьных команд через интернет, в которых могут принять участие юные шахматисты даже самых отдаленных регионов. В таких турнирах уже принимали участие команды из городов Кемерова, Новокузнецка и Прокопьевска.

^ Список литературы
1. Chess Assistant 10 [Электронный ресурс]. - Прикладная прогр. (2 Гб). – М.; ООО "Дайв", 2008. - 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM). - Систем, требования: ПК от Pentium IV 1000 МГц; RAM 256 Мб ; Windows 2000/XP/Vista; накопитель DVD-ROM. - Загл. с экрана.

2. CT-ART 3.0 Программа обучения искусству шахматной тактики [Электронный ресурс]. - Прикладная прогр. (40 Мб). – М. ; ООО "Дайв", 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - Систем, требования: ПК от Pentium 100 МГц; RAM 32 Мб ; Windows 98/2000/XP ; ЗВ плата ; динамики или наушники. - Загл. с экрана.

3. Fritz 11 [Электронный ресурс]. - Прикладная прогр. (456 Mб). – GmbH.; ChessBase, 2008. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - Систем, требования: ПК от Pentium IV 1000 МГц; RAM 256 Мб ; Windows 2000/XP/Vista; ЗВ плата ; динамики или наушники. - Загл. с экрана.

4. Голенищев, В. Е. Пpогpамма подготовки юных шахматистов II pазpяда [Текст] / В.Е. Голенищев. - М.: Изд. "Советская Pоссия", 1979. – 112с.

5. Динозавры учат шахматам [Электронный ресурс]. - Прикладная прогр. (60 Мб). – М. ; 1C, 2007. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - Систем, требования: ПК от Pentium III; RAM 128 Мб ; Windows 98/2000/XP/Vista; ЗВ плата ; динамики или наушники. - Загл. с экрана.

6. Зайцева, С.А., Иванов В.В. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С.А. Зайцева, В.В. Иванов. - Режим доступа : http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Костьев, А. Н. Уроки шахмат [Текст] / А.Н. Костьев. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.-208с.

8. Костьев А.Н., Михайлова И.В. Апробация информационно-коммуникативной технологии дистанционного обучения шахматам инвалидов [Текст] / А.Н. Костьев, И.В. Михайлова // Детский тренер. – 2008. - № 1. – С. 62-71.

9. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / В.А. Красильникова – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – С. 21-31.

10. Михайлова И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет" [Текст] : автореф. дис. - М.: РГУФК, 2005. - 24с.

11. Полоудин В.А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников [Текст] : автореф. дис. - М.: РГУФК, 2007. - 23с.


Приложение

План-конспект занятия по шахматам

тренера-преподавателя Емельянова М.Н.
^

Тема: «Динозавры учат шахматам».


(Продолжительность занятия – 45 минут)

Цель занятия: Заинтересовать детей шахматной игрой.

Задачи занятия:

I. Познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами.

II. Развивать умственные способности и воображение детей.

III. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Оборудование занятия.

1. Демонстрационная доска.

2. Магнитные шахматы.

3. Компьютеры.

4. Настольная доска.

5. Настольные шахматные фигуры.

6. Фотографии шахматных фигур.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия,

время

Ход занятия

Примечания

Организа-ционный момент

(1 минута)

Дети рассаживаются на места.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Михаил Николаевич.




Сообщение темы, целей занятия

(1 минута)

- Все вы, наверно, любите играть в компьютерные игры? Сегодня мы поиграем в игру, в которой динозавры помогут вам научиться играть в шахматы.




Объяснение нового материала

(5 минуты)


- Шахматы возникли более 2000 лет назад в Индии. Игра в шахматы – это сражение двух войск – белого и черного. Во главе каждого войска стоит король, и борьба идет за его жизнь.
- Перед вами шахматная доска. Это поле сражения, состоящее из белых и черных клеток. Всего на доске их 64 – 32 белых и 32 чёрных. В каждой клетке может находиться не более одной шахматной фигуры.

- Доска, которая висит на стене, называется демонстрационной, на ней магнитные фигуры. Ну а вот такая шахматная доска называется настольной. На ней играют маленькими, настольными шахматами.
- Начнем знакомство с шахматными фигурами. Перед началом сражения шахматные фигуры стоят на определенном месте и в определенном порядке.

- По углам доски располагается фигура, которая называется ладья. Ладьи похожи на сторожевые башни. В каждой армии по 2 ладьи.

- Рядом с ладьями стоят кони. Следующие ставятся слоны. Коней и слонов также по 2 у каждого игрока.

- На оставшиеся 2 поля ставятся ферзь и король. Ферзя всегда ставим на поле его цвета, а короля на оставшееся свободным поле. У короля и ферзя разные короны. У ферзя на ней несколько зубчиков. В настольных шахматах у короля наверху крест.

- Впереди больших фигур стоит ряд из пешек. Можно сказать, что пешки – это рядовые своего войска.




Обращается к демонстра-ционной доске

Показывает настольную шахматную доску

По мере знакомства черные

фигуры выстав-ляются на демонстра-ционную доску и показы-ваются настольные фигуры

Закрепление

(2 минуты)

- Я расставил черное войско, а вы, ребята, поможете мне расставить белое. Кто желает выйти к доске?
- Теперь повторим название фигур. Я буду показывать на фигуру, а вы ее называть.

Вызывает двоих детей

Дети называют фигуры

Объяснение нового материала

(3 минуты)


- А сейчас научимся ходить фигурами. В этом нам помогут динозаврики. В игре большой динозавр учит маленького. Вы будете выполнять задания за маленького.
- Начнем с ладьи.


Запускается компьютерная программа.
Динозавр объясняет ход ладьи

Закрепление

(1 минута)


- Кто желает выполнить задание?

Вызывает 1 ребенка

Объяснение нового материала

(3 минуты)

- Перейдем к следующей фигуре – слону.

Динозавр объясняет ход слона

Закрепление

(5 минуты)


- Кто желает выполнить задание?
- Сейчас мы проведем соревнование. За минуту нужно собрать как можно больше призов ходом слона. Но будьте расторопны, призы перемещаются по доске. Сначала задание выполнит один участник команды, потом вы поменяетесь.

- Выберите на своих мониторах урок 3 «Слон» и нажмите под доской последний красный прямоугольник с молнией
- Кто сколько собрал?
- Теперь вторые участники команды. Снова нажмите правый крайний прямоугольник с молнией.
- Кто сколько собрал?

- Молодцы, хорошо справились!

Вызывает 1 ребенка
Дети выполняют задание на своих компью-терах.

Сообщают результаты.

Дети выполняют задание на своих компью-терах.

Сообщают результаты.

Физкульт-минутка

(2 минуты)

- А теперь немного отдохнем – выполним пару упражнений. Встаньте, пожалуйста, со своих мест.

- Упражнение первое: вытяните правую руку вперед. Следите глазами за движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

- Упражнение второе: руки на поясе. Медленно поворачиваем голову направо, возвращаемся в исходное положение. Поворот головы налево. Исходное положение.

- Садитесь.

Показывает упражнения Дети повторяют.

Объяснение нового материала

(3 минуты)

- Следующая фигура – пешка.

Динозавр объясняет ход пешки

Закрепление

(5 минуты)

- Кто желает выполнить задание?
- Следующее задание вы выполните самостоятельно на ваших компьютерах. Вам надо будет довести любую свою пешку до конца доски вперед динозавра. Нажмите под доской кнопку «Уроки» и выберите урок 5 «Пешка». Нажмите под доской последний красный прямоугольник с молнией. Участники одной команды, советуйтесь, помогайте друг другу.


Вызывает

2-х человек.
Дети выполняют задание на своих компью-терах, педагог наблюдает за выпол-нением.

Объяснение нового материала

(2 минута)

- О ходах остальных фигур я кратко расскажу сам.

- Король ходит во все стороны на 1 клетку, и ему запрещено вставать под нападение других фигур.

- Ферзь ходит во все стороны на любое расстояние. Он сочетает ход ладьи и слона.

- Конь ходит буквой «Г» на 3 клеточки.

- Подробнее о ходах этих фигур можно узнать на других занятиях.

Педагог обращается к демонстра-ционной доске

Закрепление

(10 минут)

- А теперь поиграем с динозаврами. Нажмите кнопку «Главное меню» слева от доски и выберите раздел «Играть». Выберите первого смешного динозавра – Анкилозавра. Чтобы сделать ход, перетаскиваем фигуру, нажав на нее левой кнопкой мыши, и отпускаем ее на нужном поле. Если нажать на фигуру, то поля, на которые она может пойти, выделяются красным.

Дети играют в шахматы с динозавром на компью-терах

Итог.

(2 минуты)



- Подведем итоги нашего занятия. Сегодня вы познакомились с основами игры в шахматы, успешно справились с заданиями динозавров. На память об этом вам остаются эмблемы с маленьким динозавром, за которого вы сегодня играли. До новых встреч!






Похожие:

Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ icon«Использование компьютерных технологий в коррекции речевого развития младших школьников»
Для оптимизации коррекционной работы, формирования индивидуализации обучения, мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных...
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconМетодические рекомендации для подготовки
Выполнение системы практических заданий на составление простейших частотных словарей и конкордансов с использованием некоммерческих...
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconПаспорт
Анализ и адаптация компьютерных программ тематическому плану образовательных программ
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconИнструкция по оформлению документов с использованием компьютерных...
Об утверждении инструкции по оформлению документов с использованием компьютерных технологий в республиканских органах государственного...
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconРазработка урока по информатике с использованием компьютерных технологий....
Тема урока: Обработка текстовой информации с использованием текстового редактора Word
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconЗадачи по программированию в среде matlab. Задание Написать программу...
Задание Написать программу решающую указанную задачу c использованием программ численного интегрирования
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconПрименение ит в обучении иностранным языкам
Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 12
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconСистемное программное обеспечение совокупность программ и программных...
Системное программное обеспечение – совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и компьютерных...
Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ iconПрактическая работа №8 «Алгоритмы предупреждения и обнаружения вирусных угроз»
Для зашиты от компьютерных вирусов и других вредоносных программ могут использоваться
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница