Министерство образования и науки РФ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска
средняя общеобразовательная школа №20.
Рабочая программа
учебного предмета Химия 8 – 9 класс
Разработчик программы:
Креденцар О.И.
Рассмотрено:
МО учителей предметов
естественно-математического цикла.
Протокол №1
от «__» августа 20__г.
Руководитель МО:____________/Красникова О.Г./
Утверждаю:
«__» сентября 20__ г.
Приказ № __
Директор школы: ___________/Егорова О.В./
Мурманск
^ Рабочая программа составлена на основе:
- Примерной программы основного общего образования по химии (2006г.).
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Мурманской области, утвержденного приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080;
- Письма Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Данная программа рассчитана на 136 учебных часов (68ч - 8 класс, 68ч - 9 класс). Для реализации программы будет использоваться УМК О.С.Габриеляна.
Содержание программы структурировано по шести блокам:
1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии;
2. Вещество;
3. Химическая реакция;
4. Элементарные основы неорганической химии;
5. Первоначальные представления об органических веществах;
6. Химия и жизнь. Изучение химии на второй ступени направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа обеспечивает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании сочетания современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принципы компетентностного подхода и обеспечивающих освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В основе планирования уроков лежит проблемный метод, принципы развивающего обучения, использование компьютерных технологий. Контроль за уровнем подготовки учащихся предусматривает устный опрос, проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, зачетов. В рабочей программе не предусмотрено проведение отдельных практикумов. Практические работы включаются в содержание изучаемых тем курса и позволяют последовательно формировать умения обучающихся обращаться с лабораторным оборудованием и реактивами, что особенно актуально на первоначальном этапе изучения предмета и будет способствовать поддержанию интереса к изучению химии. Все практические работы являются оценочными, каждый обучающийся получает отметку в журнал. Лабораторные опыты (продолжительность 10-20 минут) носят обучающий характер, также способствуют формированию практических умений и оцениваются выборочно.
В рабочей программе предусмотрены:
в 8 классе - 7 практических работ, 4 тематические контрольные работы и одна годовая контрольная работа;
в 9 классе - 7 практических работ, 4 тематические контрольные работы и одна годовая контрольная работа;
Учебно-тематический план
№
| Тематические учебные блоки (разделы, темы)
| Примерная
программа
| Рабочая
программа
| 8 класс
| 9 класс
| 1
| РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии Тема 1(8). Введение
Тема 4(8). Соединения химических элементов
Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами
| 8
| 8
| 8
3
3
2
|
| 2
| ^
Тема 1(8). Введение
Тема 2(8). Атомы химических элементов
Тема 3(8). Простые вещества
Тема 4(8). Соединения химических элементов
Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| 25
| 28
| 28 2
10
4
11
1
|
| 3
| ^ Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами
Тема 2(9). Скорость химической реакции. Химическое равновесие.
Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
| 15
| 20
| 18 7 11
| 2
2
| 4
| ^ Тема 3(8). Простые вещества (металлы и неметаллы)
Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами
Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Тема 1(9). Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Тема 3(9). Металлы
Тема 4(9). Неметаллы
Тема 6(9). Обобщение знаний по химии за курс основной школы
| 62
| 62
| 12 2
9
1
| 50
4
17
26
3
| 5
| ^ Тема 5(9). Органические соединения
| 10
| 10
|
|
10
| 6
| ^
| 6
| 6
|
| 6
|
| Всего
| 126
| 134
| 66
| 68
|
| Резервное время
| 14
| 2
| 2
| -
|
| Итого
| 140
| 136
| 68
| 68
|
^
Наименование разделов и тем
| Содержание
| Количество часов
| Демонстрации, лабораторные опыты
| Всего
| Из них
практические работы
|
РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
| 8
| 5
|
|
| Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
^
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
|
| Практические занятия
1. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
4. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода)
5. Знакомство с лабораторным оборудованием. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание Строение пламени.
|
Демонстрации Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
^
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
|
^
|
28
|
|
|
| Атомы и молекулы. Химический элемент. ^ . Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. ^
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). ^
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
|
|
| Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль. Модель молярного объема газов. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
^ Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Возгонка йода. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями. Образцы типичных металлов и неметаллов.
|
^
|
21
|
2
|
|
| Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
|
| Практические занятия
6. Признаки химических реакций
7. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
| Демонстрации
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
^
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
| ^
| 62
| 4
|
|
| Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. ^
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
|
| Практические занятия
8.Получение, собирание и распознавание газов (водорода, углекислого газа.)
9.Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода
10.Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
11.Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
|
Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака. ^
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
| ^
| 10
| 1
|
|
| Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
^
|
| Практические занятия 12. Изготовление моделей углеводородов.
| Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
|
^
|
6
|
2
|
|
| ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
^
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
^
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. ^
|
|
Практические занятия 13. Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
14. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
|
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
| ВСЕГО:
| 134
| 14 (7 в 8 кл. + 7 в 9 кл.)
|
| Резервное время
| 2
|
|
| ИТОГО:
| 136
| 14
|
| |