Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс




НазваниеРабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №20.

Рабочая программа

учебного предмета
Химия 8 – 9 класс

Разработчик программы:

Креденцар О.И.

Рассмотрено:

МО учителей предметов

естественно-математического цикла.

Протокол №1

от «__» августа 20__г.

Руководитель МО:____________/Красникова О.Г./


Утверждаю:

«__» сентября 20__ г.

Приказ № __

Директор школы: ___________/Егорова О.В./

Мурманск

^ Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:

- Примерной программы основного общего образования по химии (2006г.).

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Мурманской области, утвержденного приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080;

- Письма Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Данная программа рассчитана на 136 учебных часов (68ч - 8 класс, 68ч - 9 класс). Для реализации программы будет использоваться УМК О.С.Габриеляна.

Содержание программы структурировано по шести блокам:

1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии;

2. Вещество;

3. Химическая реакция;

4. Элементарные основы неорганической химии;

5. Первоначальные представления об органических веществах;

6. Химия и жизнь.
Изучение химии на второй ступени направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа обеспечивает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

- использование для решения познавательных задач различных источников информации;

- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании сочетания современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принципы компетентностного подхода и обеспечивающих освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В основе планирования уроков лежит проблемный метод, принципы развивающего обучения, использование компьютерных технологий. Контроль за уровнем подготовки учащихся предусматривает устный опрос, проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, зачетов. В рабочей программе не предусмотрено проведение отдельных практикумов. Практические работы включаются в содержание изучаемых тем курса и позволяют последовательно формировать умения обучающихся обращаться с лабораторным оборудованием и реактивами, что особенно актуально на первоначальном этапе изучения предмета и будет способствовать поддержанию интереса к изучению химии. Все практические работы являются оценочными, каждый обучающийся получает отметку в журнал. Лабораторные опыты (продолжительность 10-20 минут) носят обучающий характер, также способствуют формированию практических умений и оцениваются выборочно.

В рабочей программе предусмотрены:

  • в 8 классе - 7 практических работ, 4 тематические контрольные работы и одна годовая контрольная работа;

  • в 9 классе - 7 практических работ, 4 тематические контрольные работы и одна годовая контрольная работа;



Учебно-тематический план




Тематические учебные блоки (разделы, темы)

Примерная

программа

Рабочая

программа

8 класс

9 класс

1

РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
Тема 1(8). Введение

Тема 4(8). Соединения химических элементов

Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами

8

8

8

3

3

2




2

^ РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО

Тема 1(8). Введение

Тема 2(8). Атомы химических элементов

Тема 3(8). Простые вещества

Тема 4(8). Соединения химических элементов

Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

25

28

28
2

10

4

11

1




3

^ РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами

Тема 2(9). Скорость химической реакции. Химическое равновесие.

Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

15

20

18
7
11

2

2


4

^ РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Тема 3(8). Простые вещества (металлы и неметаллы)

Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами

Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Тема 1(9). Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Тема 3(9). Металлы

Тема 4(9). Неметаллы

Тема 6(9). Обобщение знаний по химии за курс основной школы

62

62

12
2

9

1

50

4

17

26

3

5

^ РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Тема 5(9). Органические соединения

10

10






10

6

^ РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

6

6




6




Всего

126

134

66

68




Резервное время

14

2

2

-




Итого

140

136

68

68


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание

Количество часов

Демонстрации, лабораторные опыты

Всего

Из них

практические работы


РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

8

5







Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

^ Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.





Практические занятия

1. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

4. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода)

5. Знакомство с лабораторным оборудованием. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание Строение пламени.


Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

^ Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).



^ РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО


28










Атомы и молекулы. Химический элемент. ^ Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. ^ Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
^ Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.







Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

^ Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.



^ РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ


21


2







Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.





Практические занятия

6. Признаки химических реакций

7. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.


Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

^ Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

^ РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

62

4







Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. ^ Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).





Практические занятия

8.Получение, собирание и распознавание газов (водорода, углекислого газа.)

9.Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода

10.Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

11.Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».



Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.
^ Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.


^ РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

10

1







Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

^ Представления о полимерах на примере полиэтилена.




Практические занятия
12. Изготовление моделей углеводородов.



Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.




^ РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ




6


2







ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

^ Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

^ Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. ^ Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.





Практические занятия
13. Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

14. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.



Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.


ВСЕГО:

134

14 (7 в 8 кл. + 7 в 9 кл.)




Резервное время

2







ИТОГО:

136

14



  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа учебного предмета Химия 10 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы Г. Е. Рудзитиса...
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа Учебного предмета Химия 11 класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы Г. Е. Рудзитиса...
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа 10 класс (1 час) Сикорская О. Э
Рабочая программа учебного предмета «химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа учебного предмета «Химия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа отдельного учебного предмета или курса включает...
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного...
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1 класса составлена на Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа учебного предмета «Информатика»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе программы Информатика. Программа для начальной школы: 2 –...
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса полностью составлена на основе программы «Изобразительное...
Рабочая программа учебного предмета Химия 8 9 класс iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
М. Т. Баранов,Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница