Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности




НазваниеРазвитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся НПО к профессиональной деятельности
Овсянников Сергей Николаевич

ГОУ НПО Профессиональное училище №60
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, к качественной реализации профессиональной деятельности.

Особую актуальность в учреждениях начальной профессиональной подготовки приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой, к организации эффективной профессионально-прикладной физической подготовки.

На фоне общего снижения ценности физического воспитания среди детей и подростков существующая в настоящее время система профессионально-прикладной физической подготовки не достигает желаемого результата.

Ситуация в учреждениях начальной профессиональной подготовки усугубляется непростым контингентом обучающихся, низкой мотивацией к занятиям, отставанием многих обучающихся в физическом развитии, наличием у них вредных привычек.

С целью определения общей картины сформированности физической культуры обучающихся в ГОУНПО ПУ-60 в сентябре 2010 года был проведен педагогических опрос, в котором приняло участие 100 чел. Опрос проводился среди обучающихся 1 курса.

По результатам исследования у 31% обучающихся отсутствует познавательная активность в области физической культуры и спорта. Они отрицают важность уроков физической культуры в становлении личности будущего специалиста, проявляют негативное отношение к занятиям, пассивны, сферу внеучебной физкультурной деятельности отрицают.

42% обучающихся характеризуются безразличным отношением к физической культуре. У подростков ограниченные знания в области физической культуры, их умения сводятся к простейшим элементам. Они редко принимают участие во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.

18% подростков отличаются осознанным положительным отношением к физической культуре и спорту. У них имеются необходимые знания, умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять физкультурно-спортивную деятельность, однако под контролем преподавателя. Большое значение обучающиеся придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. По просьбе преподавателя или общественности могут проявлять активность в физкультурно-спортивной деятельности.

Только 9% обучающихся обладают убежденностью в значимости и необходимости использования физической культуры для развития и реализации возможностей личности. Этим обучающимся присущи основательность знаний, умений и навыков. Они способны самостоятельно и творчески использовать средства физической культуры для физического самосовершенствования и организации здорового образа жизни.

Данные результаты показывают, что большинство обучающихся не понимают роли физической культуры и имеют низкую мотивацию к занятиям.

Это же показало анкетирование, выявляющее мотивационно-ценностное отношение к физкультурной деятельности.

Анализ мотивационно-ценностного отношения к физкультурной деятельности показал, что для обучающихся ценность занятий физической культурой заключается в:

  • сохранении и укреплении здоровья – 27%;

  • в физическом развитии – 51%;

  • в формировании личности (развитии волевых, эмоциональных, мыслительных качеств) – 6%;

  • приобретении профессионально-прикладных навыков – 16%.

А основным мотивом, побуждающим к занятиям физической культурой является:

  • формирование красивого тела - 34%;

  • развитие физических качеств - 23%;

  • получение положительных эмоций - 3%;

  • профилактика и лечение заболеваний - 6%;

  • получение зачета - 34%.

Как видим, большинство обучающихся не связывают занятия физической культурой с будущей профессиональной деятельностью, посещают уроки ради получения зачета. В то время, как физическое воспитание, физическое развитие становится фактором успешной профессиональной деятельности.

В данных условиях возрастает роль педагогического воздействия, внедрение современных технологий, направленных на создание образовательной среды, повышающей эффективность профессионально-прикладной физической подготовки, учитывающей возможности обучающихся и формирующей их потребности.

В достижении поставленной цели необходимо пройти несколько этапов:

^ 1 этап – становление положительной мотивации к урокам физической культуры.

Задачи:

  • создание благоприятного психологического климата;

  • формирование положительного отношения к содержанию, формам и видам двигательной активности;

Важным условием достижения результата является установление доверительных отношений преподавателя и обучающихся. Преподавателю необходимо глубоко разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях подростков. Проведение входной диагностики, представленной в статье, дает информацию об обучающихся и обеспечение личностно-ориентированного подхода.

Для формирования положительного отношения к содержанию, формам и видам двигательной активности необходимо преодоление существующей ситуации, когда урок физической культуры фактически перестает быть общеобразовательным предметом, а следовательно, и основной формой физического воспитания, и превращается в довесок, педагогическое значение которого трудно уловить и ученикам, и преподавателям, и родителям. В этом и кроются истинные причины недооценки этого предмета, а иногда и откровенно пренебрежительное отношение к нему. Изменить положение может только наполнение урока таким содержанием, которое ни у кого не вызовет сомнений в том, что это действительно урок не только по общеобразовательной дисциплине, но и урок подготовки к успешной профессиональной деятельности.

Таким содержанием, является содержание теоретических и учебно-методических занятий. Грамотно организованное изучение этих тем наполняет уроки физической культуры смыслом, ведь полученные знания позволяют осознать теснейшую связь физической культуры с предстоящей профессиональной деятельностью.

Так, составление с обучающимися профессиограмм расширяет их представление о профессии: особенностях трудовой деятельности и ее условиях, воздействующих на организм; специфических профессиональных заболеваниях; о специфических и психических качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии; о необходимых двигательных навыках. Разработка профессиограммы – сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и, конечно, непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности. Составление профессиограмм должно проходить на первых уроках, можно подключить к этой работе классных руководителей, мастеров. Впоследствии она может конкретизироваться, дополняться. Эта работа не должна пройти формально. В этом случае физическое развитие в сознании обучающихся будет являться средством решения предстоящих задач.

^ 2 этап – становление мотивации обучающихся к достижению целей и задач, выдвигаемых в ходе учебной деятельности.

Задачи:

  • создание условий, способствующих принятию учащимися целей и задач;

  • формирование готовности учащихся к преодолению трудностей;

  • создание условий для осознания учащимися важности собственных усилий.

Доказано, что только в том случае, когда учащиеся объясняют свои успехи усилиями, которые они затратили на выполнение заданий, у них формируется уверенность в себе, вера в свои возможности.

Обучение простейшим методикам самооценки работоспособности, усталости, утомления и применению средств физической культуры для их направленной коррекции, использование методов самоконтроля направлено на познание себя, своих функциональных возможностей. Такая работа должна проходить постоянно, результаты диагностики работоспособности можно заносить в дневники наблюдения, которые заводятся в начале первого курса и хранятся у преподавателя. На каждом уроке учащиеся наблюдают за способностью своего организма реагировать на те или иные нагрузки, восстанавливаться. Регулярные занятия обязательно приведут к положительной динамике. Ведение дневников наглядно демонстрирует учащимся результаты их усилий.

^ 3 этап – становление мотивации к самореализации и самосовершенствованию.

Задачи:

  • создание условий для самореализации и самосовершенствования;

  • помощь в построении индивидуальной траектории развития своих возможностей.

Большое значение имеет целеполагание, т. е. готовность к постановке значимых для них целей, достижение которых будет важным фактором их саморазвития.

Переживания обучающихся на данном этапе связаны с осознанием социальной и личностной значимости деятельности, ответственности за ее результат. Изучая особенности предстоящей трудовой деятельности, обучающиеся должны определить личное соответствие требованиям профессии, обнаружить имеющиеся пробелы и поставить цель на самосовершенствование.

Достижение этой цели возможно только, когда обучающиеся освоят новую социальную роль, перейдут из позиции обучаемых в обучающие. Готовность их занять новую позицию взрослого, отвечающего за свою деятельность, является показателем их социального взросления, без которого невозможно саморазвитие. На этом этапе обучающимся предлагается самостоятельно разработать комплексы упражнений для решения личных проблем. С помощью преподавателя обучающимися составляется индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности, а также программа личного физического развития с учетом профессиональной направленности.

Изучение учебно-методических тем осуществляется на протяжении всего курса физической культуры.

Повышение эффективности профессионально-прикладной физической подготовки возможно путем увеличения количества часов физической активности за счет факультативов. Факультативные занятия необходимо организовать по видам спорта, соответствующим требованиям будущей профессии. Но данное направление принесет успех только в том случае, если у обучающихся сформированы ценности физического воспитания и осознанное отношение к занятиям физической культурой.
Литература

  1. Виленский, М.Я., Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С., Сафин. -М.:Высшая школа,1989

  2. Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: Учеб. пособие / В.И. Ильинич.- М.:Высшая школа,1978

  3. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : Учеб. пособие / Р.Т. Раевский. - М.:Высшая школа,1985

  4. Решетников. Н.В., Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын— М., 2005. 

  5. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ.ред.В.И.Ильинича.-М.:Гардарики,1999

Похожие:

Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconСценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической...
Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему: «Проблема повышения...
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconЗадачи работы с детьми по образовательным областям
Цель: формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconОбразовательная область «Физическая культура»
...
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconПоложение о производственном обучении обучающихся гбоу со нпо «пу №68»
Производственное обучение является важнейшей составной частью профессиональной подготовки обучающихся
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconПодготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам подготовки учащихся к предпрофилю и профилю
...
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconАнкета пожалуйста, выскажи свое отношение к занятиям физической культурой...
Оцени в баллах от 1 до 5 свое согласие с каждым из 30 утверждений: 1 — не согласен совсем. 5 — согласен полностью
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconФакультет психологии утверждаю
Целью учебной практики является : углубление теоретической подготовки обучающихся и овладение ими практических навыков и компетенций...
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconМетодические рекомендации по проведению педагогической мастерской...
Педагогическая мастерская создает условия для творческого развития личности учителя в процессе его профессиональной деятельности
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconЧто понимается под физической культурой личности?
Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, его виды и разновидности,...
Развитие мотивации к занятиям физической культурой как необходимого условия подготовки обучающихся нпо к профессиональной деятельности iconЧто понимается под физической культурой личности?
Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, его виды и раз­новидности,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница