Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе




НазваниеПсихолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ.

Бирюкова Л.А., ст.преподаватель

кафедры социальной психологии

НГПУ


Психолого-педагогическое сопровождение на сегодняшний день – одно из актуальных направлений теоретической и практической психологии. Система психолого-педагогического сопровождения на современном этапе решает множество задач в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Современное общество отличается ростом факторов, которые существенно увеличивают риск насилия по отношению к детям с причинением ущерба их физическому, психическому здоровью, личностному развитию. Сложные условия, в которых происходит развитие растущей личности – нестабильность семьи, родительская занятость и невнимание к детям. Моральные ценности настолько размыты, что растущая личность не может понять, что же ценно. Взрослые говорят об одних ценностях, а в жизни придерживаются других. Кто поможет будущему поколению нашей страны выбрать и идти по пути созидания и гармонии?

Главная роль в этом процессе отводится двум главным общественным институтам в нашем обществе: семье и школе. Равные обязанности реализуются разными путями: школа больше обучает, семья показывает, научает. Роль семьи, к сожалению, в большинстве случаев – отрицательная. И школа берет на себя ответственность и за работу с семьей и за психолого – педагогическое сопровождение развитие личности ребенка. На стороне школы – знания, профессионализм, масштабное видение проблем в лице педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов.

Особенностью всей практической деятельности психолога должен быть ее постоянно «параллельный» характер, поскольку коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменения в системе отношений в целом. А это значит, что роли школьного психолога вокруг ребенка тесно переплетаются: направляющая, координирующая, психопрофилактическая и развивающая. Отсюда выделяется главная задача деятельности школьного психолога: создание условий для формирования социально-адаптированной личности ученика в окружающей действительности, максимальной реализации его индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Небольшая наша школа позволяет сопровождать весь процесс развития личности ребенка в системе. Важное место в этой системе занимает работа с семьей. Ничто не сможет восполнить или заменить семью в формировании личности. Роль семейного воспитания определяется силами кровных уз, естественностью социализации ребенка в условиях «домашней академии». Особенности семейного воспитания определяются неограниченными возможностями индивидуального подхода. Но последнее время педагоги все чаще говорят о том, что родители перекладывают свои обязанности на школу, по разным причинам: занятости и часто некомпетентности в вопросах развития и воспитания ребенка.

Прежде чем выходить перед родителями с традиционной педагогической пропагандой, которая ничего, кроме конфронтации педагога и родителей и нежелания посещать родительские собрания, не приносит. Психолог на методических семинарах и практических занятиях с педагогами изменяет психологические установки педагогов на роль семьи в формировании личности: необходимость вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей. Для того, что бы помощь каждой семье была конкретной, а также для организации взаимообучения и для взаимообогащения родителей проводится научная диагностика семьи и условий семейного воспитания. Психолог проводит серию теоретических и практических занятий со школьным родительским комитетом, затем родительский актив работает в своих классах. Кроме этого психолог проводит «Родительский лекторий», «Круглые столы», групповые консультации с использованием ролевых игр и проблемных ситуаций.

Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе невозможно без мониторинга результатов психологического исследования особенностей эмоционально-волевой сферы, интеллектуального потенциала, особенностей межличностных отношений, нравственных ценностей и психологического климата социальной среды развития. Значимость психодиагностики для психолога невозможно оценить, так как вся работа простраивается с учетом индивидуальных особенностей развития растущего человека. Работа с детьми имеет самые разнообразные формы: от индивидуальных консультаций до групповых психологических занятий с элементами тренинга. Школьный психолог руководит кружками: «Росток»-2 класс, «Школа Социального Взросления» - для детей «Группы риска», «Подростковый клуб 3С»- для подростков-7,8 классы. Разработаны и апробированы несколько программ для подростков. Программа «Мой защищенный мир». Основными целями этой программы являются: Расширение знаний участников по теме: «Психологические защиты, копинг-поведение».

Общение подростка с взрослыми и сверстниками важнейшее психологическое условие личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. В старшем подростковом возрасте важной сферой общения является общение с противоположным полом. Школьный психолог ведет факультативные занятия по сертифицированной авторской программе «Гармония» и занятия с элементами тренинга «Я + Ты».

Такая работа психолога со старшеклассниками – важнейшая и необходимая часть коррекционной и профилактической работы. В ее процессе старшеклассники имеют возможность выражать свои эмоции; побуждать их к самораскрытию, знакомит с новыми моделями поведения, позволяет сопоставить личностные особенности других со своими, выработать и закрепить адекватные стили поведения с противоположным полом.

Специалисты в школе объединяются для групповой коллективной работе для выработки индивидуальной стратегии взаимодействия с ребенком. Консилиум, в состав которого входят : школьный психолог, социальный педагог, школьный мед.работник, классный руководитель, администратор, работает по принципу междисциплинарной команды. Консилиумы проходят ежемесячно, динамика развития детей отслеживается два раза в год.

Профилактическая работа психолога в школе представлена разными формами, но преобладают активные формы, где дети сами активные участники, создают приемлемые формы для нашей школы, для нашего микрорайна. Так в этом учебном году в школе было создано волонтерское движение из числа старшеклассников по профилактике употребления ПАВ.

Психолог в школе – центральная фигура, выполняет роль координатора, разработчика и непосредственного участника в личностно-ориентированных индивидуальных программах развития растущего человека. Тесно сотрудничает со всеми субъектами образовательного пространства.

Любая форма психолого-педагогического сопровождения ребенка нацелена на развитие индивидуальности каждого, формирование его психологической готовности к жизни современного общества.

Похожие:

Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconПсихолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса...

Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconПрограмма «психолого-педагогическое сопровождение введения фгос ноо...
Отдел образования управления по социально-культурному развитию администрации ивнянского района
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconПсихолого педагогическое сопровождение преемственности в начальной школе
Целью сопровождения является построение образовательной среды, ориентированной на сохранение психологического и физического здоровья...
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе icon2Модель организации работы школы по индивидуальному учебному плану....
Модель организации работы школы по индивидуальному учебному плану. Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconПрограмма развития муниципального бюджетного образовательного учреждения...
«комплесное психолого – медико – педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconИнформация о разработке программы психолого-педагогического сопровождения...
В условиях школы психолого-педагогическое сопровождение является особенно актуальным, так как является гарантом в обеспечении его...
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconНаправления работы психологической службы
Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся групп риска возникновения школьной дезадаптации
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconВопросы педагогической этики
...
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconПсихолого педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения
Надежда Владимировна– психолог моу «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1»
Психолого-педагогическое сопровождение растущего человека в школе iconПрограмма коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница