Рекомендации к организации деятельности классного руководителя




НазваниеРекомендации к организации деятельности классного руководителя
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Письмо МО РТ № 2197/4 от 30.09.2004 г.

Среди социальных институтов, определяющих воспитание и развитие личности, школа занимает особое место. В школе осуществляется процесс приобщения детей к общечеловеческому опыту жизни, культуре, развиваются творческие способности детей. В связи с этим сегодня значительно возрастает роль основного структурного элемента школы – классного коллектива, именно здесь организуется разнообразная социально-значимая деятельность, реализуются человеческие отношения, решаются проблемы жизненного самоопределения и досуга детей. Этим определяется социальная значимость и важность фигуры классного руководителя.

За последние годы появилось достаточно много учебно-методических пособий по проблемам воспитания, деятельности классных руководителей, вступил в действие целый ряд нормативно-правовых документов, разработаны методические рекомендации по основным направлениям воспитательной деятельности.

^ Основные нормативно-правовые документы и ведомственные акты:

· Конвенция ООН о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20 11.1989);

· Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 4.10.2000 № 751);

· Закон РФ и РТ «Об образовании»;

· Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р);

· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 Г. № 122);

· Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы (утверждены приказом МО РФ от 25.01.2002 № 193)

· Программа развития воспитания детей и учащейся молодёжи в системе образования Республики Татарстан (одобрена решением коллегии МО РТ от 30.11.2000 № 8-1, утверждена приказом МО РТ от 20.12.2000г. № 787);

· Программа развития взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Татарстан (утверждена приказом МО РТ от 07.05.2002 г. № 431);

· Примерное положение о классном руководителе (утверждено приказом МНО РТ от 25.03.1993 г № 100);

· Об основных направлениях развития воспитания в системе образования (решение коллегии МО РФ от 28.09.1999г № 19);

· Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребёнка (решение коллегии МО РФ от 28.06.1995);

· О взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму МО РФ от 31.01.2001 № 90/30-16);

· Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму МО РФ от 21.06.2001 № 480/30-16);

· Методические рекомендации МО РФ о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму МО РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16);

· О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ООУ (письмо МО РФ от 02.04.00 № 13-51-28/13);

· Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ООУ (письмо МО РФ от 11 .06.02 № 30-51-433/16);

· Об организации родительского всеобуча (письмо МО РФ от 22 .07.02 № 30-51-547/16);

· Решение I Республиканского семинара-совещания классных руководителей «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры»

(МО РТ направлено письмо № 745 от 07.04.04 в территориальные органы управления образованием с рекомендациями по приобретению книг, в которых дан свод необходимых для работы классного руководителя программных, нормативных документов, ведомственных актов информационных писем МО РФ:

- Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых , научно-методических , организационно-практических материалов по проблемам воспитания/ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- Вентана-Граф 2003;

- Настольная книга классного руководителя/ сост. В.А. Березина, Л.И. Виноградова; под ред. В.А. Березиной.-М.: ООО «Издательство Астрель». 2003)

I Республиканский семинар-совещание классных руководителей «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры», который прошел в марте 2004 года стал важным событием, определившим задачи по дальнейшему развитию воспитания учащихся и направленным на изменение места и роли классных руководителей в процессе воспитания, придания им статуса координатора воспитательного процесса в классе.

В рамках Решения I Республиканского семинара-совещания классных руководителей при сайте МО РТ функционирует тематический раздел «Классному руководителю», формируется банк передового опыта лучших классных руководителей Республики. Для осуществления научно-методической поддержки, координации, повышения эффективности деятельности классных руководителей создан Республиканский Совет по работе с классными руководителями.

^ Задачи деятельности классного руководителя сегодня звучат иначе:

- нравственная, профессиональная и гражданская готовность взять ответственность за судьбу ребенка на себя;

- развитие культуры межэтнических отношений;

- создание в классе условий для воспитания, развития, самореализации и жизненного самоопределения каждого выпускника школы;

- формирование у детей трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- осуществление социальной защиты детей.

Решение этих задач возможно при координации классным руководителем всех воспитывающих влияний и, прежде всего, семьи, осуществления психолого-педагогической поддержки учащихся.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час. В республике накоплен огромный опыт по проведению еженедельных классных часов. Формы проведения классных часов разнообразны: беседа (этическая, нравственная), диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВНы, интерактивные игры, игры – путешествия, театральные премьеры, тренинги, читательские конференции.

Творчески работающие классные руководители успешно используют национально-образовательные технологии, коллективные творческие и ключевые дела, деловые и ролевые игры, решение ситуативных и педагогических задач.

В образовательных учреждениях республики с богатейшими педагогическими традициями накоплен значительный опыт воспитания и развития личности, поддерживаемый нормативно-правовым обеспечением и организационными мероприятиями со стороны Министерства образования РТ, Института повышения квалификации работников образования РТ. Так лабораторией социализацией личности ИПКРО РТ в помощь классным руководителям подготовлены следующие методические пособия:

· Актуальные проблемы воспитания и развития личности в контексте модернизации образования. Казань, 2002.

· Деятельность классного руководителя в современной школе. Казань, 2003.

· Планирование воспитательной деятельности в классе (методические рекомендации). Казань, 2004.

· Изучение уровня воспитанности учащихся. Казань, 2004.

· Организация родительского всеобуча в современной школе. Казань, 2004 .

По вопросам приобретения данных книг можно обращаться в ИПКРО РТ, УМЛ социализации личности ( Богуславская И.Г.,тел. 36- 56-33).

В помощь классным руководителям в журнале «Магариф» в 2002-2004 годах

опубликованы следующие материалы:

· Концепция деятельности современного классного руководителя №3, 2002, с.53-54.

· Классный руководитель и воспитательная работа (на тат. яз.) №8, 2002, с.67;

· Воспитание личности – требование сегодняшнего дня (на тат. яз.) № 7, 2003г., с.8-9;

· Планирование воспитательной деятельности в классе № 9, 2004г., с.52-55.

· Оценка качества воспитательной работы классного руководителя, № 3, 2004 с.48-51.

Проблемам развития воспитания, поднятию социального статуса классного руководителя, улучшению его материального положения уделяется большое внимание со стороны Правительства РТ. Так в 2003-2004 гг. были приняты Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по государственной поддержке педагогических работников общеобразовательных школ, осуществляющих классное руководство» от 15.12.2003г. № 641 и «Об утверждении Порядка установления доплаты за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных и коррекционных школ» от 25.02.2004г. № 87.

«…Доплата за классное руководство устанавливается в процентах к тарифной ставке (должностному окладу). В сельской местности доплата за классное руководство устанавливается в процентах к тарифной ставке (должностному окладу), повышенной на 25 процентов за работу в сельской школе.

Размер доплаты за классное руководство определяется директором школы по согласованию с профсоюзным комитетом (советом трудового коллектива) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.

Общий размер доплаты за классное руководство педагогическим работникам должен составлять:

в I-IV классах – не менее 20% тарифной ставки;

в V-XI классах – не менее 25% тарифной ставки,

за исключением случаев наполняемости классов ниже установленных нормативов. При наполняемости ниже нормативной решение о размере доплаты принимается территориальным органом управления образованием.

Размер доплаты за классное руководство не зависит от объёма педагогической

нагрузки учителя (педагогического работника).

За период нахождения работника в очередном отпуске, за дни нетрудоспособности по больничному листу доплата за классное руководство выплачивается в установленном порядке.

Доплата за классное руководство включается в среднемесячную заработную плату…».

Поставив личность ребенка в центр школьного мироздания, многие классные руководители, работающие творчески и в условиях унифицированной школы, органично вписались в инновационные образовательно-воспитательные процессы.

В целях совершенствования воспитания и развития личности ^ МО РТ рекомендует руководителям органов управления образованием, руководителям и педагогическим коллективам образовательных учреждений:

· проанализировать состояние и результативность воспитательной деятельности образовательных учреждений, определить качественно новые подходы к организации работы с учётом местных условий, возможностей и рекомендаций республиканской августовской конференции руководителей органов управления образованием районов и городов РТ «Инновационная деятельность учебных заведений Республики Татарстан в условиях модернизации образования»;

· продолжить работу по созданию необходимых условий для приобщения детей к высшим духовным ценностям, которые способствуют личностному росту детей, их позитивную социализацию и адаптацию;

· акцентировать внимание на содержание внеурочной воспитательной деятельности по вопросам гражданского и патриотического воспитания, профессионального жизненного самоопределения выпускников школы, их правовой поведенческой практики;

· интенсивнее осуществлять обновление содержания и формы воспитания не только с учетом возросших интересов и потребностей обучающихся, но и реальными потребностями современного общества;

· уделять особое внимание детям группы риска с целью их социальной защиты и недопустимости совершения ими антиобщественных поступков;

· активнее использовать в деятельности классного руководителя возможности детских организаций, объединений и ученического самоуправления с целью развития организаторских и лидерских качеств учащихся;

· шире использовать потенциал Родительских комитетов, Попечительских советов, Советов отцов и других формирований родительской общественности в решении проблем образовательных учреждений;

· задействовать резервы в деятельности классных руководителей по повышению психолого-педагогической, правовой, медицинской культуры родителей, их участию в жизнедеятельности своих детей.

Богатейшие традиции образования республики, энтузиазм учителей, классных руководителей, мощнейший потенциал татарстанской педагогической науки сегодня по-настоящему востребованы, а это вселяет уверенность в том, что система образования и воспитания будет неуклонно развиваться, станет надежным помощником общества на его трудном пути.

Отдел воспитания и дополнительного образования

Похожие:

Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconКлассного руководителя
Личностные качества выпускников данного классного руководителя. Ниже приведены соответствующие диагностические методики, позволяющие...
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconПоложение о классном руководителе
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconМетодические рекомендации по составлению плана. План воспитательной...
Наступил новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя. Для того чтобы облегчить...
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconО классном руководителе в общеобразовательном учреждении
Министерства образования рф, Министерства образования и науки Челябинской области об организации воспитательной работы в общеобразовательных...
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconУчреждения г. Кургана"Средняя учреждения г. Кургана"Средняя
Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской...
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconКритерии и показатели оценки деятельности и результативности классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на двух групп критериев: деятельности и результативности
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconЗадачи классного руководителя: создание благоприятных психолого педагогических...
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной...
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconМетодические рекомендации по организации деятельности классного руководителя...
Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования определены Национальной...
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconМбоу «Белогорская средняя общеобразовательная школа»
Особенности организации и содержание деятельности классного руководителя в условиях фгос
Рекомендации к организации деятельности классного руководителя iconЗалогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться...
В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю. Содержание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница