Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа по биологии 6-9 класс.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания:

1.Признаки живых организмов;

2. Система, многообразие и эволюция живой природы;

3. Человек и его здоровье;

4. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


^ Реализация учебной программы обеспечивается УМК (входит в список учебников, федерального перечня рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год).


  1. Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак. Биологи 6 класс. М. : Мнемозина, 2011.

  2. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко. Биология 7 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012.

3. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2008.

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Биология 9 класс. - М.: Вентана-Граф, 2008.

В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа 6-9 класс составлена:




Класс

Количество часов

Количество

лабораторных и практических работ

Количество контрольных работ

Экскурсии

1

6 а,б

68ч. (2ч в неделю)

19

6

2

2

7а,б,в

68ч. (2ч в неделю)

13

6

1

3

8а,б

68ч. (2ч в неделю)

13

7

-

4

9 а,б,в

68ч. (2ч в неделю)

8

5

1



^ Материально-техническое оснащение

Кабинет биологии оснащен всеми необходимыми материалами для проведения лабораторных работ и демонстраций в 6-9 классах. Также в кабинете имеются: ноутбук, выход в сеть Интернет, интерактивный комплекс IPBOARD.

В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие формы промежуточного контроля: лабораторные и практические работы, тестирования, работа по индивидуальным карточкам, проверочные и контрольные работы.

Сравнительный анализ содержания рабочей программы и Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г. свидетельствует о выполнении государственного образовательного стандарта по предмету.

^ Содержательный анализ.





Раздел примерной программы

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.




1.

Биология как

наука. Методы биологии.

3ч.

2ч.

1ч.

-

1ч.

4ч.


2.

Система органического

мира

25ч.

37ч.

1.Общие сведения об организме растений-4ч.

2.Органы цветкового растения-14ч.

3.Жизнедеятельность растительногоорганизма-9ч.

4.Роль и значение растений в жизни человека-1ч.

5.Бактерии, Грибы, Лишайники, Вирусы-9ч.

11ч.

1.Общие сведения о животных-1ч.

2.Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви-2ч.

3. Тип Членистоногие-2ч.

4.Тип Хордовые. Класс Рыбы-1ч.

5.Классы Птицы. Млекопитающие-2ч.

6Развитие животного мира. Значение и охрана-2ч.

-

1ч.

1.Основы учения о наследственности и изменчивости-1ч.

49ч.

3.

Многообразие и эволюция живой природы

62

18ч.

1.Основные отделы Царства Растений- 9ч.

2.Классы и семейства отдела Покрытосеменные растения-7ч.

3.Роль и значение растений в жизни человека-3ч.

46ч.

1..Подцарство Простейшие-4ч.

2.Многоклеточные. Тип Кишечнополостные-3ч.

3.Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви-3ч.

4.Тип моллюски-3ч.

5.Тип Членистоногие-5ч.

6. Тип Хордовые. Класс Рыбы-5ч.

7.Классы Земноводные.Пресмыкающиеся-6ч.

8.Классы Птицы. Млекопитающие-10ч.

9.Развитие животного мира. Значение и охрана-7ч.

-

5ч.

1.Учение об эволюции-5ч.

69ч.

4.

Признаки живых организмов

34ч.

3ч.

1.Общие сведения об организмах-1ч.

2.Жизнедеятельность растительного организма-1ч.

3.Бактерии, Грибы, Лишайники, Вирусы-1ч.


3ч.

1.Общие сведения о животных-4ч.


-

28ч.

1.Основы учения о клетке-13ч.

2.Размножение и индивидуальное развитие-6ч.

3.Основы учения о наследственности и изменчивости-9ч.


34ч.


5.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

28ч.

-

1ч.

1Общие сведения о животных-1ч.


-

27ч.

1.Основы экологии-18ч.

2.Биосфера-9ч.

28ч.

6.

Человек и его здоровье

60ч.

-

-

62ч.

1.Общий обзор организма человека-5ч.

2.Опорно-двигательная система-6ч.

3.Кровь и кровообращение-11ч.

4.Дыхательная система-4ч.

5.Пищеварительная система-5ч.

6.Обмен веществ-3ч.

7.Мочевыделительная система-2ч.

8.Кожа-3ч.

9.Индивидуальное развитие-3ч.

10.Нервная система-5ч.

11.Эндокринная система-2ч.

12.Органы чувств. Анализаторы- 3ч.

13.Поведение и психика-7ч.

14.Культура отношения к здоровью-3ч.


-

62ч.


7.

Резервное

время

33ч.

8ч.

1.Общие сведения об организме растений-2ч.

2.Органы цветкового растения-1ч.

3.Жизнедеятельность растительного организма-1ч.

4..Основные отделы Царства Растений- 1ч.

5.Классы и семейства отдела Покрытосеменные растения-1ч.

6.Бактерии, Грибы, Лишайники, Вирусы-2р

6ч.

1.Общие сведения о животных-1ч.

2. МногоклеточныеТип Кишечнополостные- 1ч.

3.Тип Членистоногие-1ч.

4. Классы земноводные. Пресмыкающиеся-1ч.

5. Классы Птицы. Млекопитающие-1ч.

9.Развитие животного мира. Значение и охрана-1ч.




1.Опорно-двигательная система -1ч.

2. .Дыхательная система-1ч.

3.Обмен веществ-1ч.

4.Индивидуальное развитие-1ч.

5.Органы чувств. Анализаторы-1ч.

6.Поведение и психика-1ч.

6ч.

1.Биология как наука. Методы биологии-1ч

2. Признаки живых организмов-2ч.

3.Взаимосвязи организмов и окружающей среды-2ч

4.Экскурсия-1ч.

26ч.





ИТОГО

245

68

68

68ч.

68ч.

272

6 класс:

  • темы «Система органического мира»и «Многообразие и эволюция живой природы»целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей местной флоры, культурных и сельскохозяйственных растений, дополнительно выделено из регионального компонента 34 часа, которые распределены следующим образом: 20часов на изучение тем «Система органического мира», и 13 часов на изучение тем «Многообразие и эволюция живой природы», 1 час на «Признаки живых организмов».

  • из часов резервного времени выделены дополнительные часы на обобщение и контроль знаний по темам (6 часов);

  • из часов резервного времени выделен 2 часа на экскурсии.

7 класс:

  • из часов резервного времени выделены дополнительные часы на обобщение и контроль знаний по темам (5 часов);

  • из часов резервного времени выделен 1 час на экскурсию.

  • из часов резервного времени выделен 1 час на тему«Биология как наука. Методы биологии».

8 класс:


  • из часов резервного времени выделены дополнительные часы на обобщение и контроль знаний по темам (6 часов);

  • порядок изложения тем соответствует порядку изложения тем в учебнике.


9 класс:

  • из часов резервноговремени выделен 1 час на тему «Биология как наука. Методы биологии».

  • из часов резервного времени выделены дополнительные часы на обобщение и контроль знаний по темам (4 часа);

  • из часов резервного времени выделен 1 час на экскурсию.


^ Лабораторные и практические работы.




Тема

6 кл.

7кл.

8кл.

9кл.

1.

Биология как наука. Методы биологии.













2

Система органического мира

1. Опыты по изучению состава почвы.

2.Выявление роли света и воды в жизни

растений.

3. Размножение комнатных растений

4. Изучение строения плесневых грибов.

5. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

1. Изучение внешнего строения млекопитающего

2.Изучение внутреннего строения млекопитающего







3

Многообразие и эволюция живой природы

1.Выявление приспособлений у растений к среде обитания (на примере Мурманской области.

2. Изучение внешнего строения водорослей.

3. Изучение внешнего строения мхов.

4. Изучение внешнего строения папоротников

5. Изучение строения и многообразие голосеменных.

6. Изучение строения и многообразие покрытосеменных.

7. Распознавание растений разных отделов.

8. Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

9. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.

10. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.


1.Строение и передвижение инфузории туфельки.

2. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

3. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

4. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

5. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

6. Распознавание животных разных типов.

7. Определение принадлежности животных к определенной систематической группе.

8..Распознавание домашних животных .








4

Признаки живых организмов

1.Приготовление микропрепаратов растительных клеток рассматривание их под микроскопом

2.Изучение тканей растений на готовых микропрепаратах.

3.Распознавание органов у растений

4.. Строение клеток бактерий.

1.Изучение клеток и тканей животных

2. Распознавание органов и систем органов у животных.




1.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов, бактерий.

2. Выявление изменчивости у организмов.

к среде обитания.


5

Взаимосвязи организмов и окружающей среды




1.Приспособления северных животных к среде обитания




1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

2. Изучение и описание экосистемы своей местности.

3. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

4. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

5. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

6. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах поступков на живые организмы и экосистемы.

6

Человек и его здоровье







1.Изучение микроскопического строения тканей

2.Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

3.Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

4 Изучение внешнего вида отдельных костей.

5. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

6. Измерение кровяного давления.

7. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

8. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

9. Определение частоты дыхания.

10. Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал.

11. Определение норм рационального питания.

12. Изучение строения головного мозга по муляжам.

13. Изучение изменения размера зрачка (на дому).




  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа основного общего образования по математике 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса разработана учителем математики Т. В. Струковой пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа Предмет биология основное общее образование, 6...
Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих...
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по биологии составлена в...
В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии для общеобразовательных учреждений авторов Плешаков А. А.,...
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии Класс: 6
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по биологии 10 а,б,г класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 10 класс «Биология»...
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»...
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка данная рабочая программа по биологии разработана...
Данная рабочая программа по биологии разработана для обучения учащихся в 11 классе мкоу сош №9 им. Н. К. Калашникова с учетом
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по обучению грамоте 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом начального общего образования на основе программы...
Рабочая программа по биологии 6-9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка На изучение биологии на базовом уровне отводится...
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница