Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах




НазваниеМастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипЗадача
Мастер – класс учителя начальных классов МОБУ СОШ №11 Дятловой В.Н.
Работа над текстовыми задачами в начальных классах.

Реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи - мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.

В математике УМК «Школа России», по которому я работаю, знакомство с простыми задачами начинается в 1-ом классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Во 2-ом классе при изучении новых арифметических действий (умножение и деление) ребята знакомятся и с новыми задачами, при решении которых используются эти действия. В 3-eм классе ведется работа по закреплению умений решать задачи в одно, два или три действия; происходит знакомство с задачами на нахождение доли числа; решаются задачи с величинами: цена, количество, стоимость. В 4-ом классе к новым видам задач относятся задачи, сформулированные в косвенной форме и задачи, с помощью которых раскрывается связь между величинами, например, скоростью, временем и расстоянием.

Поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения задачи начинает складываться ещё в 1 классе. Из опыта знаю, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение задачи. Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно, нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям. Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным. Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но процесс решения любой текстовой задачи, это известно всем, состоит из нескольких этапов:

СЛАЙД 2.

  1. Восприятие и первичный анализ задачи.

  2. Поиск решения и составление плана решения.

  3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.

  4. Проверка решения.

- Для себя я выделила следующие возможные приёмы выполнения первого этапа решения текстовой задачи:

СЛАЙД 3.

  1. Разный способ анализа задачи – с вопроса или от данных к вопросу.

  2. Представление жизненной ситуации, которая описана в задаче.



  1. Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание.

  2. Переформулировка текста задачи, т.е. «отбрасывание» несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла задачи.

  3. Моделирование ситуации, описанной в задаче (т.е. краткая запись), с помощью:

а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче;

б) предметных моделей;

в) опорных слов;

г) графических моделей в виде рисунка; схемы;

д) чертежа;

е) таблицы;
- На более поздних этапах обучения использую следующие формы работы:


  1. Анализ задач с недостающими или лишними данными.

  2. Составление условия к данному вопросу.

  3. Постановка вопроса к данному условию.


- Остановлюсь на иллюстрациях моделирования условия задач.
^ СЛАЙД 4,5.

а) реальные предметы, о которых идёт речь в задаче;




б) предметные модели;




в) опорные слова;
Маша – 7 зн.

Таня – ? на 2 зн. больше
г) графические модели в виде рисунка исхемы;




д) чертежи;



е)таблицы;




СЛАЙД 6.

- Приведу пример работы над условием с недостающими данными или заменой условия (вопроса).


  • В пенале карандашей, а в коробке на 4 карандаша меньше. Сколько в коробке?




  • В коробке на 4 карандаша больше, чем в пенале. Сколько карандашей в пенале?


- Предлагаю учащимся данные, которыми можно дополнить условие задачи, чтобы ответить на ее вопрос. Среди них есть и провокационные.



  • В пенале 7 карандашей.

  • В пенале на 6 карандашей больше.

  • В коробке 9 карандашей.

  • Всего в коробке и пенале 14 карандашей.


- При реализации второго этапа, поиск и составление плана решения текстовых задач, использую следующие виды работ:
СДАЙД 7.


  1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Конечно, повторение анализа требует времени, но это окупается.

  2. Объяснение готового решения задачи или запись решения по пояснению.

  3. Составление различных выражений по данным задачи; объяснение, что обозначает то или иное готовое выражение; выбор тех выражений, которые являются ответом на вопрос задачи.

  4. Сравнения решений нескольких задач.

  5. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

  6. Изменение вопроса задачи, без изменения условия; изменение условия, без изменения вопроса; изменение и того, и другого, ранее решенной

задачи.

  1. Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием, двумя или более действиями.

  2. Завершение начатого решения задачи.

  3. Определение лишнего или недостающего действия в решении задачи.

  4. Составление аналогичной задачи с измененными данными.


- Вести работу по данному направлению помогает мне использование тетрадей по математике на печатной основе М. Волковой.
- Приведу примеры по данному разделу:
^ СЛАЙД 8,9,10.


  • Ручка стоит 12 рублей, карандаш – 4. Сколько стоит пенал, если за всю покупку заплатили 36 рублей?


- Что обозначает каждое выражение для данной задачи?

- Выбрать те выражения, которые являются решением задачи.
12+4; 12-4; 12 : 4; 36 : 12; 36-4; 36-12; 36-(4+12); 36-4-12; 36+12; 36+4; 36 : 4; (36-12)-4.








- На третьем этапе при выполнении решения задачи использую следующие виды записи:
СЛАЙД 11.



  1. Запись решения выражением.

  2. Запись решения по действиям:

а) с кратким пояснением.

б) с записью вопросов.
СЛАЙ 12.



  1. Алгебраический способ решения задачи.

- Чаще всего данный вид работы применяю в 4 классе.
В методике преподавания математики под проверкой решения задачи чаще всего понимают проверку ответа задачи.

- Рассмотрим теперь, из названного выше этапа, способы проверки:

СЛАЙД 13.

  1. Прикидка ответа или установление его границ. Содержание прикидки заключается в том, что до начала решения задачи на основе предварительного анализа текста задачи прогнозируется с некоторой степенью точности результат решения.

  2. Соотнесение полученного результата и условия задачи.

  3. Составление и решение обратной задачи.

СЛАЙД 14.

В первый день собрали 20 корзин яблок, во второй – в 2 раза больше, чем впервый день. В третий собрали на 5 корзин меньше, чем во второй. Сколько корзин яблок собрали в третий день?

Прямая задача: 20 к., ? в 2 раза>, ? на 5 к. <, 

Обратная задача: , ? в 2 раза>, 35 к., на 5 к. <

  1. 20х2=40 (к.)

  2. 40 – 5=35 (к.)

  1. 35+5=40 (к.)

  2. 40 : 2= 20 (к.)

  1. Решение задачи другим способом.

- Решению задач различными способами мало уделяется внимания на уроке в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. И данный вид работы мною используется в большей степени, чем другие. Рассмотрим это практически, решим несколько задач из учебника математики («Школа России») 4 класса.

  • В одном куске было 120 м ткани, а в другом в 3 раза больше. Из всей ткани сшили пальто, расходуя по 4 м на каждое. Сколько пальто было сшито?

^ СЛАЙД 15, 16.

  1. м

? м ? п.




^ Расход ткани

на 1 вещь

Количество вещей

Расход ткани на все вещи

1.

4 м

?

120 м

2.

4 м

?

? в 3 раза больше

СЛАЙД 17.
1-й способ:

  1. 120х3=360 (м) – во втором куске.

  2. 120+360=480 (м) – в двух кусках.

  3. 480 : 4 =120 (п.) – всего сшили пальто.

2-й способ:

  1. 120х4=480 (м) – в двух кусках ( всего 4 части).

  2. 480 : 4 =120 (п.) – всего сшили пальто.

3-й способ:

  1. 120 : 4=30 (п.) – из первого куска.

  2. 30х4=120 (п.) – всего сшили пальто.

4-й способ:

  1. 120 : 4=30 (п.) – из первого куска.

  2. 30х3=90 (п.) – из второго куска.

  3. 30+90=120 (п.) – всего сшили пальто.

5-й способ:

  1. 120 : 4=30 (п.) – из первого куска.

  2. 120х3=360 (м) – во втором куске.

  3. 360 : 4=90 (п.) – из второго куска.

  4. 30+90=120 (п.) – всего сшили пальто.

СЛАЙД 18.

  • Длина пришкольного участка прямоугольной формы 120 м, а ширина 85 м. Третья часть площади участка занята цветами, а остальная площадь – овощами и ягодами. Чему равна площадь участка, занятого овощами и ягодами?


85 м


120 м
СЛАЙД 19.

1-й способ:

  1. 120х85=10200

  2. 10200 : 3=3400

  3. 10200-3400=6800

2-й способ:

  1. 120х85=10200

  2. 120 : 3=40

  3. 40х85=3400

  4. 10200-3400=6800

3-й способ:

  1. 120 : 3=40

  2. 120-40=80

  3. 85х80=6800



4-й способ:

  1. 120 : 3=40

  2. 40х85=3400

  3. 3400х2=6800

5-й способ:

  1. 120х85=10200

  2. 10200 : 3=3400

  3. 3400х2=6800

6-й способ:

  1. 120 : 3=40

  2. 40х2=80

  3. 80х85=6800



СЛАЙД 20.




  • В трех школах 1945 учеников. В первой и второй вместе 1225 учеников, а во второй и третьей 1300 учеников. Сколько учеников в каждой школе?


1945 уч.









1225 уч.




1300 уч.


1-й способ:

    1. Учеников в 3 школе.

    2. Учеников во 2 школе.

    3. Учеников в 1 школе.

2-й способ:

    1. Учеников в 1 школе.

    2. Учеников во 2 школе.

    3. Учеников в 3 школе.


СЛАЙД 21.

3-й способ:

    1. Учеников в 1 школе.

    2. Учеников в 1 и 3 школах вместе.

    3. Учеников в 2 школе.

4-й способ:

    1. Учеников в 3 школе.

    2. Учеников в 1 школе.

    3. Учеников в 2 школе.

- К выше изложенному хочу добавить, что наибольший эффект в развитии школьников в процессе обучения решению задач может быть достигнут в результате систематического использования на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, направленных на развитие логического мышления. Решение нестандартных задач и задач повышенной сложности расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

СЛАЙД 22.

Похожие:

Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах icon«Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах»
Одним из основных показателей уровня математического развития детей, глубины усвоения ими учебного материала является умение решать...
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconДоклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных...
Указания к ведению классного журнала в 1-4 (1-3) классах общеобразовательных учреждений
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconДоклад на рмо начальных классов Штанникова Г. Ф. учитель начальных...
Указания к ведению классного журнала в 1-4 (1-3) классах общеобразовательных учреждений
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconАнализ методической работы мо учителей начальных классов мбоу «Хонхолойская...
Методическая тема мо учителей начальных классов: «Формирование творческого потенциала учителя в процессе поиска, совершенствования...
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов
В 2011-2012 учебном году коллектив школы работал над методической темой: «Формирование оуун учащихся на основе использования инновационных...
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconПлан работы мо учителей начальных классов мбоу сош №16 ст. Георгиевской на 2012 2013 учебный год
Утверждение совместного плана работы м/о учителей начальных классов сош №16 и доу №11
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconПетрович Ольга Юрьевна Учитель начальных классов
Работа предназначена для классных руководителей, работающих с учащимися в 3 классах
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Елена Леонидовна- учитель начальных классов, Кольцова Наталья Михайловна-учитель начальных классов, Орлова Вера Борисовна- учитель...
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconПрограмма изучения, обобщения и распространение опыта работы по формированию учебной
Килимчук Елена Александровна, учитель начальных классов моу «сош №2», образование высшее, стаж работы 18 лет, категория I. С 2005...
Мастер – класс учителя начальных классов мобу сош №11 Дятловой В. Н. Работа над текстовыми задачами в начальных классах iconIv межрайонной эколого-биологической научно-практической конференции...
Победитель − Ульянова Васса Владимировна − мбоу сош №1 г. Данкова, 3 класс; работа «Секреты памяти»; Понятовская Юлия Николаевна...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница